Загадки гранитной стелы. Ах тас – одно из таинственных изваяний Хакасии

В Хакасии есть каменное изваяние, которое исцеляет от различных болезней. По крайней мере, так гласит легенда. Однако некоторые говорят - камень может и беду принести.

Когда-то в центре живописной долины Кюг, на берегу реки Аскиз решило обосноваться родовое племя. Старейшин звали Иней и Апсах. Однако, муж и жена не сошлись во мнениях - где конкретно основать поселение и в результате ссоры Иней пнула своего мужа, да так сильно, что тот перелетел через реку Аскиз и окаменел. Иней тоже окаменела от горя и страданий, и на месте их ссоры установили белый камень - Ах-Тас. По легенде он обладает мощнейшей энергетикой и лечебным эффектом.

Менгир (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный) - простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами.

Изваяние Ах-Тас, или «Белый камень» появился в долине около четырех тысяч лет назад. Современные ученые предполагают, что двухметровый камень из белого гранита установлен точно в зоне геомагнитной аномалии.


По поверьям к камню нельзя подъезжать на любом транспорте. Сотрудники музея «Казановка» говорят – это то же самое, что, например, въехать на автомобиле в спальню родного дома. А именно здесь, по легенде дом духа, который помогает получить здоровье. У сотрудников музея есть факты.

«У нас была большая группа из Швейцарии, и в разгаре экскурсии одна из пожилых женщин потеряла сознание. Пришлось срочно прерывать экскурсию, мы срочно организовали медпомощь. Позже получили радостное письмо из Швейцарии, из Берна, о том, что она прошла после возвращения медицинское освидетельствование и, как выяснилось, вылечилась от нескольких хронических заболеваний», - рассказал научный сотрудник хакасского музея-заповедника «Казановка» Леонид Еремин.

Иностранцы и сегодня в долине - осматривают памятники археологии. Пару дней назад итальянцы были и на Ах-Тасе:

Рекламное видео:

«Никакого ощущения не получила от контакта с камнем».

«Это интересно, но ничего большего».

«Я провела обряд с интересом, но ничего особого не почувствовала».

Итог подвел переводчик экскурсии, он же преподаватель истории России и Кавказа в университете Венеции.

«Это интересно с культурной точки зрения, но энергетики совсем нет, это общий наш ответ скажем так», - говорит переводчик Альдо Феррари.

С туристами Италии не согласился человек, который на Ах-Тас приехал искать бионергию и отклонения в электромагнитном поле.

«Тут что-то есть, понимаете, ясное дело что не совсем понятное для нашего обывателя что-то тут происходит. Обхожу камень, и я не могу определить где тут север, где юг. Стрелка на одном месте стоит. Все, вот ее хоть как крути, она на одном месте стоит. Я не знаю, компас-то у меня, в общем-то, рабочий, а тут он себя никак не хочет вести правильно», - говорит биоэнергет-любитель Александр Жаткин.

Радиус магнитной зоны, по его словам, 52 метра. Следующая на очереди биоэнергия. Александр Жаткин говорит, что находит ее следы специальной рамкой. Чтобы почувствовать, либо не почувствовать его энергию, нужно пройти специальный обряд. Так как в эксперименте будет участвовать вся съемочная группа - оператор Андрей Доржу и наш водитель Максим Першуков, мы вместе, все втроем пройдем этот обряд. Для начала пройдем вокруг камня по солнцу три круга.

Чтобы что-то получить, нужно что-то оставить. У нас есть монетки - преподнесем их Ах-Тасу. Говорят, для лечения достаточно провести у камня 15-20 секунд.

У водителя съемочной группы сердечное давление поднялось на 10 единиц. Следующий на очереди оператор - Андрей Доржу. Но его давление после посещения камня не изменилось. Корреспондент Руслан Романов простоял у камня дольше – 30-40 минут. Давление поднялось до 170.

Ученые не исключают, что изменение состояния человека объясняется сильной геомагнитной аномалией. И находиться в ее центре более 20 секунд крайне не желательно.

Изваяние Ах-Тас находится на территории музея-заповедника «Казановка», в Аскизском районе Хакасии. Остановиться и заказать экскурсию по долине можно в юрточном комплексе на территории музея.

Белая и черная магия «Казановки»


«Казановка» – место непростое. 12 лет назад по инициативе историка, археолога и просто неравнодушного, искренне любящего Хакасию человека Леонида Еремина здесь был создан музей-заповедник «Казановка», который за это время стал гордостью Аскизского района и Хакасии. «Казановка» - образец того, как нужно относиться к историческому и культурному наследию нашей республики, бренд, востребованный учеными и туристами со всего мира.

К сожалению, жители Хакасии, по словам Леонида Еремина, бывают в «Казановке» реже, чем туристы из других регионов России или из-за рубежа. И напрасно. Посещение «Казановки», экскурсии Леонида Еремина открывают перед людьми совсем другой мир нашей истории. Одновременно простой и очень гармоничный, объяснимый и полный загадок и тайн.

ГОРНЫЙ ДУХ
И ЕГО БРАТЬЯ

В «Казановке» известны четыре тропы духов, есть даже пользующееся дурной славой место, называемое Турачах (домик). По представлениям местных жителей, Турачах – жилище горных духов.

Скалы здесь, согласно легендам и сказаниям, раздвигаются, выпуская горных духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может затянуть вглубь скалы. Даже современный местный фольклор изобилует рассказами о пропадающих здесь время от времени людях. Находиться рядом с тропой горных духов довольно опасно, особенно после захода солнца. По поверьям, духи невидимы, а если и материализуются, то нечасто. Поэтому идущий по тропе человек может случайно коснуться одного из горных духов, что приведет к тяжелой болезни и даже смерти.

Изображения братьев горного духа хара кизилер (черных людей) можно увидеть в виде петроглифов на писанице Хазын Хыр. Высечены они в виде человеческих фигур с птичьими ногами. Ростом высоки (около трех метров) – «как человек, сидящий на коне». По преданиям, братья имеют довольно непредсказуемый характер. В зависимости от настроения, хара кизилер могут и навредить, и помочь. По поверьям, являются хара кизилер людям чаще всего на закате, с западной стороны. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Если человек им понравится, то «черные люди» и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут. Если нет – погубят.

Говорят, что и в наше время есть немало людей, которые воочию наблюдали горных духов. Рассказывают, что, как правило, это мужчины и женщины очень высокого роста, восседающие на украшенных конных повозках. Показавшиеся людям горные духи обычно красивы и очень нарядны, однако встреча с ними предвещает либо будущее испытание, либо изменения в судьбе.

БОЛЬНИЦА, ХРАМ,
ЗАЩИТНИК ДЕТСТВА

Неподалеку от гостиничного юртового комплекса «Казановки», в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, – помогать людям.

Ах тас называют целебным камнем. Археологические изыскания свидетельствуют - последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Врачует» Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.

Исследования специалистов показали наличие на участке вокруг камня геопатогенной зоны радиусом 52 метра. Подобных этому участков с отклонениями магнитного и электрического фонов на территории музея-заповедника выявлено еще восемь. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется именно геомагнитной аномалией.

Леонид Еремин рассказывает, как проходил обряд лечения, который остается неизменным вот уже полторы тысячи лет. К камню нельзя подъезжать на автомобиле, коне, телеге – транспорт оставляют за сто метров от Ах таса. К нему идут пешком – в самом деле, не въезжаем же мы на машине в дом. А здесь, по древним поверьям, дом духа, помогающего получить здоровье.

Приблизившись к камню, нужно обойти его три раза по солнцу (по ходу часовой стрелки), символично спускаясь в тот мир, где живет дух. После этого камень «кормят», оставляя у его подножия подношения – конфеты, печенье, пуговицы, мелкие монеты. Ни в коем случае нельзя мазать камень сметаной, маслом, жиром: это нововведение было придумано в 70-е годы прошлого века и не имеет под собой никаких оснований.

После того, как хозяин камня принял подношение, можно подойти полечиться – на 15-20 секунд прижаться к камню, обняв его руками. Шершавый гранит кому-то кажется прохладным, кому-то – согревающе теплым. Больше 20 секунд задерживаться возле Ах таса запрещено. Камень находится на тропе горных духов. А встречи с горными духами не всегда полезны. По крайней мере, в народных былинах существует много рассказов о людях, по недоразумению переночевавших рядом с Ах тасом и после этого безвременно погибших.

НЕ МЫШОНОК,
НЕ ЛЯГУШКА...

Еще одно назначение этой стелы – служить защитником детства. Прежде, если ребенок рождался болезненным и долго не выздоравливал, считалось, что его преследуют злые духи. Одним из лучших способов защитить от них малыша была перемена имени.

Языческое крещение происходило возле Ах таса. На нем присутствовали только шаман и ребенок. На восходе солнца шаман ставил больного спиной к стеле, лицом - на восток, к первым, как считалось, самым живительным лучам солнца, и окуривал его ароматным дымом чабреца. Пожертвованием духу служила прядь волос – шаман срезал их у ребенка и, совершая обряд, трижды обходил вокруг камня, посыпая волосы. Камень в это время обеспечивал защиту, не подпуская к малышу злых духов, преследующих его, поэтому они и не могли услышать новое имя, данное ему в обряде. Впрочем, второе имя, как правило, было ругательным: Дурак, Щенок, Лягушка и даже Задница. Такое имя, по представлениям хакасов, не могло заинтересовать злых духов, и они оставляли ребенка в покое. После выздоровления детям возвращали их первоначальные имена.

ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК
СО СТАРУХОЙ

Легенду о появлении в долине Кюг Белого камня можно начать строкой из известной пушкинской сказки.

Только здесь старуха (Иней) и старик (Апсах) поссорились по другому поводу. В свое время привели они в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.

Иней очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

Каменная старуха – Иней тас – покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям – здесь совершались таг таиг – обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода. У Иней тас просили помощи в разных делах. По форме скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу-тон.

По словам Леонида Еремина, коренные народы Сибири не считали себя хозяевами на этой земле, они были всего лишь гостями. И ежегодные обряды жертвоприношений можно воспринимать как элементы гостевого этикета людей по отношению к истинным хозяевам земли.

У самого подножья Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана. Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды. Тогдашние идеологи не придумали ничего лучше, кроме как уничтожить культовый памятник. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. Говорят, после этого скот в Хакасии стал хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников этого святотатства не закончил свою жизнь благополучно.

А Иней тас и после «смерти» пользуется особым почитанием. Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама.

Побывавшие здесь в полной мере могут ощутить красоту и силу этого необычного места, где бабушка Иней, даже потеряв прежний облик, вновь помогает своему народу.

Абакан - Аскизский район, Казановка - Абакан

Источник материала:

В Хакасии очень много всяких разных и интересных мест, в общем, смотреть не пересмотреть. А когда же смотреть? Ну конечно же ближе к вечеру, и когда все небо затянуто тучами, а в ту сторону куда тебе нужно вообще ливень!

Понадеявшись на удачу, мы решили не протирать штаны дома в последнюю неделю отпуска, и поехали в музей-заповедник «Казановка». Находится он в 40 км от поселка Аскиз, сразу за одноименной деревней. Сейчас в развитие туризма в Хакасии действительно начали вкладывать средства, и добраться туда можно по большим коричневым указателям вдоль трассы. Но если нужны подробности, то необходимо доехать до Аскиза, в нем до колечка-развилки на Абазу/Таштып — Верх Аскиз, а на нем повернуть направо (первый съезд с кольца) и затем следовать прямо по дороге до Казановки. Дорога проходит сквозь деревню, не промахнешься)

Деревня ничем не отличается от остальных хакасских деревень: школа, сад, коровьи лепехи повсюду. Население, как и везде, убывает.

Чтобы добраться до музея, нужно следовать указателям, все логично. А особенно логично то, что это два рядом стоящих знака-указателя, которые указывают разное расстояние: один — 6 км, другой 5!)

Ехать нам все же 6 км по хорошей гравийной дороге. Типично хакасские пейзажи — горки вырастающие из степи. Дорога проходит вдоль реки Аскиз.

С достопримечательностями начинаем знакомиться уже не доезжая музея. Это Иней-Тас (каменная старуха) — родовой камень Майнагашевых. Сейчас от камня, можно сказать, ничего и не осталось. Когда-то давно это была внушительная скала высотой 22 метра от основания, которая имела очертания бабушки. Ей поклонялись, подносили дары, просили того, что обычно просят у духов. Она покровительствовала и оберегала род.

Но советская власть уничтожала религиозные объекты, делала все, лишь бы народ шел на поля, а не прогуливали работу поклоняясь своим духам. В следствии чего, под предлогом постройки дороги, Иней-Тас была взорвана в 1962 году. Сейчас на ее месте красуется памятная табличка, к которой и совершают подношения.

Кроме таблички, на противоположной стороне дороги стоит камень, обильно обвязанный всякими веревочками, как и березы вокруг него. Веревочки эти называются чалама. Про бешеное желание вязать все что не попадя я уже писала в записи про Сотый перевал.

Дорога проходит вдоль скального массива с одной стороны, а с другой стороны течет Аскиз. Очень живописное место.

Итак, вот он — музей под открытым небом! Вот табличка, там за ней 20 сантиметровый забор, ну как забор, линия палок. Думал камень в поле стоит, а оказалось музей! Спасибо, что стенд есть, обычно для хакасского туризма это проблема. Но пока поедем от музея чуть дальше.

Напротив музея под открытым небом есть «крытый» музей и турбаза «Кюг», где можно аутентично пожить в юрте, в лучших традициях хакасского народа.

Глянув издалека на турбазу, мы развернулись и поехали в музей под открытым небом.

Изваяние Ах-Тас, или «Белый камень» — одинокий гранитный памятник находится в окружённой горами живописнейшей долине Кюг (райское место; счастье) появился в долине около 4х тысяч лет назад. Современные учёные подтверждают, что двухметровый камень из белого гранита установлен точно в зоне геомагнитной аномалии.

Фактически, это белый камень, продолговатой формы, вкопанный посреди долины. Камень считается священным с древних времен, даже сейчас вокруг него отчетливо видна вытоптанная тропа. К камню нельзя приближаться ближе чем на 10 метров на любом транспорте. Кроме этого, нахождение рядом с камнем длительное время может пагубно отразиться на вашем здоровье — поднимается артериальное давление, со всеми вытекающими последствиями. Поговаривают, что некоторые даже теряли сознание рядом с камнем. Я, например, не заметила ничего, но раз в интернетах люди об этом говорят — значит это правда;)

Камню, точнее духу камня приносят всяческие подношения, выполняют странный ритуал по прохождению вокруг него в определенной последовательности. Я, как человек далекий от этого, не могу понять желания людей выполнять данные ритуалы. Особенно не понимаю, когда убежденные православные «изменяют» своему Богу, и идут поклонятся горным духам.

Вокруг камня на земле лежит очень много всякого интересного: помада с карандашом для губ (видимо кто-то просил губы?), ожерелье, бисер, фасоль, и очень много мелочи.





Рядом с Белым Камнем пытаетcя расти какое-то деревце, но нещадные повязыватели ленточек гнобят бедное растение.

Вообще, Хакасия полна легенд и преданий, и долина Кюг не исключение. Вы думаете Ах-Тас стоит здесь просто так? А вот и нет!

По древней легенде жили-были бабка Иней и дед Апсах. Кочевали значит они по степям и наткнулись на замечательную и уютную долину Кюг. Она была настолько хороша, что начали они спорить: по какую из сторон реки жить. Да так сильно спорили, что бабка в пылу ярости пнула деда, а тот перелетел через гору, обиделся на бабку, сел и так окаменел.

Бабка Иней от обиды и страданий тоже окаменела в след за мужем. Так и остались они сидеть каменными глыбами по разным сторонам долины.

А на месте их ссоры и установили Ах-Тас.

А еще на горе, под рекой Аскиз, есть вот такая забавная скала, напоминающая панцирь улитки, только гигантских размеров.

Кроме менгира, можно посетить музей, но мы не решились почему-то, ограничились наблюдением издали)

Я так понимаю, что в этих юртах организована реконструкция быта наших предков.

Насмотревшись на все прелести долины Кюг, мы решили продолжить путешествие по сакральным местам. На выезде нас ждала куча живности: свиньи на свободном выпасе, коровки, сокол-позер.



И толпы сусликов, снующих абсолютно везде.

Хакасию многие считают землёй степей. Но степи - лишь треть её территории, остальное занимают горы и тайга. А истинными хозяевами этой «горной страны» считают духов.

Обряд у Ах тас

Как рассказывают местные жители, хозяев гор лучше не беспокоить - ничего хорошего это не сулит. Но на «тропах горных духов» есть особые объекты, установленные нашими предками, которые помогают людям избежать многих рисков и опасностей при встрече с неизведанным.

Хакасский республиканский национальный музей-заповедник, известный в народе как музей «Казановка», отметил своё 20-летие. Возраст, конечно же, небольшой. Зато самому посещаемому в музее памятнику, изваянию Ах тас (Белый камень), более четырёх тысяч лет. Тропа к двухметровому каменному столбу из светлого гранита не зарастала никогда.

Предположительно, в глубокой древности здесь совершались обряды, связанные с культом плодородия. Сегодня же Ах тас пользуется славой прежде всего как объект лечебной магии. Местные жители считают, что он избавляет от отёков, помогает при нарушениях сердечной деятельности, болезни крови, заболеваниях опорно-двигательной системы, - рассказывает Леонид ЕРЁМИН , научный сотрудник музея, кандидат исторических наук.

Лечение происходит по очень простому обряду: к камню следует идти пешком около ста метров. По часовой стрелке трижды обойти его вокруг. Затем с восточной стороны его нужно «покормить», положив кусочки пищи, мелкие монетки. Потом на 15-20 секунд всем телом прижаться к камню, обхватив его руками. Мужчины при этом должны находиться с южной стороны изваяния, женщины - с северной. И всё. Надолго задерживаться здесь запрещено.

По местным поверьям, камень находится на «тропе горных духов», которая выходит из лога и идёт мимо стелы к реке Аскиз. Местные жители рассказывают о людях, по недоразумению переночевавших рядом с Ах тасом и из-за этого безвременно погибших, - предостерегает Леонид Валентинович.

Кстати, лечебные свойства камня отчасти могут быть подтверждены научно. Геологи провели радиометрическое исследование окрестностей долины Кюг, в центре которой находится Белый камень. Оказалось, что изваяние было установлено на территории гео-патогенной зоны радиусом 52 метра.

Обряд у Белого камня, которому более четырёх тысяч лет. Фото: АиФ/ Фото: Марина Алёхина

Электромагнитное излучение в определённых дозах оказывает, по-видимому, положительное воздействие, - говорит Ерёмин. - Но, конечно, более серьёзное научное исследование влияния этого объекта на здоровье людей было бы не лишним.

«Дурак» - от злых духов

Ах тас для местных жителей не только «больница», но и «защитник детства». Если ребёнок болел и долго не выздоравливал, то считалось, что его преследуют злые духи. Обмануть их можно, дав ребёнку второе, обычно неблагозвучное имя (например, «дурак», «плешивый», «щенок», «лягушонок» и т. п.). По представлениям хакасов, носитель такого имени не мог заинтересовать злых духов, и те оставляли малыша в покое. После выздоровления ребёнку возвращалось его первоначальное имя, но не сразу, а спустя годы, накануне свадьбы бывших больных.

В Хакасии много необычных мест. Фото: АиФ/ Фото: Влад Алексеев

Обряд наречения вторым именем происходил так: ребёнка подводили к камню, ставили его спиной к стеле и лицом на восток. Шаман окуривал больного дымом чабреца, очищая того от скверны. После этого срезал с головы дитя прядь волос и трижды обходил вокруг камня, посыпая волосы, произнося поминальные тексты, демонстрируя скорбь от утраты ребёнка. В конце обряда шаман шептал на ухо ребёнку его новое имя. Всё это время камень обеспечивал защиту, не «подпуская» злых духов к тому месту, где проводился обряд. Так на вид обычный каменный столб оказался ключевой опорой в решении важнейшей проблемы, с которой сталкивались все народы древнего мира, - проблемы сохранения потомства.

Каменный старик

Редкий случай, когда камень имеет свою «родословную». Как гласит легенда, в давние времена с верховьев реки Томь в долину Кюг вышли со своим народом Иней (Старуха) и Апсах (Старик). Дойдя до места, где сейчас стоит камень, они осмотрелись. Место им понравилось, решили остаться здесь жить. А вот с тем, где стоять аалу (родовому посёлку), вышел спор. Старуха указывала направо от горы Аар таг, а старик - налево. Спорили они долго, дело дошло до драки. В гневе Иней оттолкнула от себя старика, тот оступился, перелетел через реку Аскиз и упал на вершину горы Аар таг. От обиды за нанесённое оскорбление обратился старик в камень. И сейчас на вершине горы возвышается скала, контуры которой действительно напоминают сидящего человека. Её так и называют - Апсах тас (Каменный старик).

Истинными хозяевами этой «горной страны» считают духов. Фото: АиФ/ Фото: Ирина Старцева

Старуха, поняв, что она натворила, сильно опечалилась. Присела на склоне противоположной горы и тоже окаменела. На старых фотографиях можно увидеть скалу, по форме напоминающую закутанную в шубу человеческую фигуру. К сожалению, в 1960-х годах эта скала была взорвана… «Дети» Иней и Апсаха, уважая волю родителей, расселились по всей долине реки Аскиз. А в память о трагическом событии установили на месте раздора предков Белый камень. Их потомки, местные жители рода «том», здесь живут до сих пор, - знакомит с древней историей Леонид Ерёмин.

О чём молчит камень?

С изваянием Ах тас связано несколько странных фактов. Место для его установки было выбрано, вероятно, с учётом наиболее заметных природных объектов долины - скал Иней тас и Апсах тас. Так вот, если соединить линиями Апсах тас, Иней тас и Ах тас, то с небольшой долей погрешности получится равносторонний треугольник. Как можно было более четырёх тысяч лет назад, без знания основ тригонометрии, так точно установить камни?

Верхняя часть изваяния представляет собою, как сейчас бы сказали, 3D-модель контуров наиболее почитаемых гор долины. Иными словами, когда мы смотрим на ту или иную гору через вершину изваяния, линии горы и верхней части изваяния оказываются конгруэнтными. Изваяние как бы вобрало в себя формы всех священных гор долины, став своеобразной «мировой горой» для тех, кто обращался к нему в надежде обрести поддержку богов, создателей и владык древнего мира.

Что это: гений мастеров, которые высекали камень, или загадка природы? Какие ещё тайны хранит в себе этот молчаливый камень? Время покажет.

Хакасский республиканский национальный музей-заповедник создан в 1996 году. На территории около 11 тыс. гектаров было выявлено более 2 тыс. памятников археологии: курганов, петроглифов, древних поселений, святилищ, объектов культового поклонения.

Давно это было, тысячи четыре лет назад тому. Старейшины племени, старуха Иней и старик Апсах, привели народ свой в эту благодатную долину. Глянулось это место им, легло к душе, и порешили расположиться и жить здесь. Да только вышла незадача между супругами, ну никак не слаживалось место, где ставить поселение — то ли слева от горы Аар таг, как хотелось Апсаху, то ли по правую сторону, как того хотела Иней. Долго спорили, долго ругались, да и подрались наконец. Разгневалась донельзя старуха Иней, да в сердцах так пнула Апсаха, что перелетел тот через реку Аскиз и грохнулся на самую вершину горы Аар таг. Шибко старик обиделся, повернулся спиной к Иней, да и окаменел. Иней, в душевных страданиях от нанесённой мужу обиды, взошла на вершину соседней недалёкой горы, притомилась, присела отдохнуть, да и сама обратилась в камень. Народ же их племени, очень уважая волю старейшин, расселился по всей долине, а в память об этом событии установил на месте драки белый камень-стеллу Ах-Тас. Давно это было…

Стелла силы

Ах-Тас — менгир светло-серого цвета, гранитный, в высоту чуть более 2-х метров. , установленный, по утверждению учёных, не менее 4,5 тысяч лет назад, считаемый хакасами священным и в наши дни. Несколько тысячелетий люди поклонялись этой стеле и совершали у неё магические ритуалы, приходили к ней за исцелением и получали его. Но не всякую хворь исцеляет Ах-Тас, а только по своей «специализации», — суставная боль, отёки, сбои сердечной функции, болезни крови. Загадка? Да. Но исследования нынешних учёных показали, что стела установлена в центре очень активной геомагнитной аномалии и, возможно именно в этом кроется разгадка воздействия стелы на человека.

Существует определённый ритуал общения с Ах-Тас, выработанный тысячелетиями, нарушения которого могут приводить к печальным результатам.

Порядок общения с Ах-Тас

Традиция запрещает подъезжать к камню на любом виде транспорта ближе ста метров. Нужно спешиться и продвигаться к стеле пешком, а приблизившись, трижды обойти Ах-Тас по ходу движения солнца, после чего с восточной стороны камня положить к его подножию принесённый с собой дар — монету, кулон, ожерелье. Лишь после этого можно попросить у камня исцеления своего недуга, прислонившись к камню не более, чем на 20 секунд, обнимая его руками. При этом соблюдается порядок в том, что мужчина прислоняется к камню с южной стороны, а женщина с северной. Не следует особо удивляться, что кому-то камень покажется тёплым, а кому-то прохладным, ибо в любую погоду одна из сторон у него всегда теплая, в то время как другая — холодная. Не нужно задерживаться у камня больше указанного времени, поскольку по легенде стоит Ах-Тас на стёжке горных духов, а встречаться с ними нужно уважительно благочестиво и ненавязчиво.

Однажды во время посещения стелы туристами из Швейцарии одна из женщин потеряла сознание. Экскурсия была прервана, женщине оказали скорую медицинскую помощь. Спустя некоторое время, сотрудники музея « «, проводившие ту экскурсию, получили из Берна восторженное письмо, в котором женщина сообщала, что проведя медицинское обследование, выяснилось, что она после той экскурсии к Ах-Тас излечилась сразу от нескольких хронических недугов. Письмо и сегодня хранится в музее.