Смотреть что такое "Никонов, Ефим Прокопьевич" в других словарях. «Потаенное судно» Петра I: Как в России построили первую в мире военную подводную лодку Испытания подводной лодки

Ефим Прокопьевич Никонов - русский изобретатель. Родился в селе Покровское Рубцово в семье крепостного крестьянина. В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое… … Википедия

Никонов, Ефим - Ефим Прокопьевич Никонов русский изобретатель. Родился в селе Покровское Рубцово в семье крепостного крестьянина. В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно,… … Википедия

Никонов Ефим - Ефим Прокопьевич Никонов русский изобретатель. Родился в селе Покровское Рубцово в семье крепостного крестьянина. В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно,… … Википедия

Никонов - Список известных носителей женщин см. Никонова. Никонов русская фамилия. Никонов, Александр: Никонов, Александр Александрович (1918 1995) профессор, президент ВАСХНИЛ Никонов, Александр Матвеевич (1893−1937) советский военный деятель… … Википедия

Ефим Никонов - Ефим Прокопьевич Никонов русский изобретатель. Родился в селе Покровское Рубцово в семье крепостного крестьянина. В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно,… … Википедия

Никонов Е. П. - Ефим Прокопьевич Никонов русский изобретатель. Родился в селе Покровское Рубцово в семье крепостного крестьянина. В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно,… … Википедия

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России - Первая российская подводная лодка «Дельфин» Первой российской подводной лодкой, принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году. Она была вооружена двумя внешними решётчатыми т … Википедия

Подводные лодки ВМФ России

Подводные лодки России - Первая российская подводная лодка «Дельфин» Первой российской подводной лодкой, принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году. Она была вооружена двумя внешними решётчатыми торпедными аппаратами системы… … Википедия


Первая подводная лодка на плаву

Первая русская подводная лодка появилась еще при Петре I в начале 18-го века. Проектировщиком подлодки был крестьянин Ефим Прокопьевич Никонов из села Покровское, работавший на верфи. В 1718 году он писал Петру I, что может соорудить “потаенное судно”, которое будет ходить под водой и заплывать под самое дно к вражеским кораблям, а там уже можно разбивать дно корабля снарядом.


Копия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла

Петру предложение понравилось и он приказал немедленно приступить к работе, а самого Никонова повысить до “мастера потаенным судов”. И Никонов приступил. Так как до наших дней не дошли ни чертежи, ни описание приходится по маленьким крупицам собирать информацию о строении подлодки. Сохранились данные, что для постройки судна были привлечены бочары, отсюда следует, что форма лодки была скорее всего бочкообразной. И есть свидетельства о выдаче “пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти”, скорее всего для изготовления обручей стягивающих бочкообразную лодку. Во всем строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа. Размеры лодки были шесть метров длинной и два шириной.


Примерный рисунок работы над подлодкой

Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Подлодка работала на весельной тяге и весь экипаж состоял из четырех человек, сам Никонов был командиром пробных погружений и руководил всем процессом.


Подлодка Никонова во время погружения

Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в процессе постройки планы изменились и Никонов решил соорудить шлюзовую камеру через которую из находящейся под водой подлодки мог выйти водолаз и нанести повреждения вражескому кораблю. Для водолаза конструктор изобрел скафандр с герметичным шлемом и грузами на спине. О истории водолазных костюмов написано Но позднее Никонов все таки вооружил лодку “огненными медными трубами”, к сожалению сведения о принципе их работы до нас не дошли.


Рисунок «Петр на первом испытании подлодки»

Наконец конструктор добрался до тестирования своего детища. Осенью 1724 года недалеко от Петербурга, на озере Разлив в присутствии самого Петра I состоялись первые испытания “потаенного судна”. Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула. Судно подняли и Петр приободряя изобретателя велел укрепить корпус лодки железными обручами, а чиновникам велел, чтобы “никто конфуз в вину не ставил” по отношении к Никонову. Весной 1725 года, после ремонта судна, конструктор снова попытался испытать его в воде, но обнаружилась течь и погружение отменилось.


Схема судна

1 - проницаемая часть корпуса со шпагатами

2 - рабочий отсек

3 - шлюзовой отсек

4 - прочная надстройка

5 - входной люк

6 - люк входа в шлюзовой отсек

7 - люк выхода в море

8 - цистерна главного балласта с доской равномерного ее заполнения

9 - арматура заполнения и вентиляция ЦГБ

10 - помпа осушения ЦГБ

11 - твердый балласт

12-14 - клапаны заполнения и осушения шлюзового отсека

15 - вёсла

16 - смотровые окна

17 - руль

18 - ракеты

После смерти Петра I подлодкой Никонова перестали интересоваться, на его требования предоставить рабочую силу и материалы не реагировали или умышленно задерживали ответ. В конце концов коллегия Адмиралтейства свернула работы по подлодке, а изобретателя обвинила в “недействительных строениях” и разжаловала его из мастера в работники. А в 1728 году сослали его в отдаленное Астраханское адмиралтейство. На этом история первого подводного судна заканчивается, но не все так грустно. Есть данные, что сам Никонов, уже после смерти Петра, без финансовой поддержки государства, на одном своем энтузиазме совершил несколько удачных погружении на своем “потаенным судне”.


Вид снаружи на весло
Внутренняя обстановка подлодки

В наши дни, недалеко от того места где было первое погружение подлодки Никонова, в Сестрорецке возле собора Петра и Павла стоит копия “потаенного судна”. Создана она по очень скудной, но дошедшей до нашего времени информации.


11 февраля - 1720 — Плотник Ефим Никонов начинает строить «потаённое судно», предшественницу субмарин.

Проблема подводного плавания занимала умы многих людей еще во времена глубокой древности. К сожалению, практическое её решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники, которые в то время были не на высоте. Тем не менее Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море, как подводные лодки (ПЛ).

Впервые в нашей стране созданием подводного корабля занялся уроженец подмосковного села Покровское - Рубцово Ефим Прокофьевич Никонов, не имевший никакого технического образования того времени (и вообще не умеющий читать и писать), но, тем не менее, хорошо ознакомившийся с постройкой надводных парусных кораблей,
работая плотником на судостроительной верфи. В конце 1718 года он подал челобитную Петру Ι. В этой челобитной Ефим сообщал царю, что сделает «…к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек». Этот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. В 1719 году Е.Никонов подал новое прошение на имя царя, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновных, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «…потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». На этот раз не безразлично относившийся к тому, что касается действий на море, Петр I приказал направить Е.Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания». Петр Ι со свойственной ему энергией поддержал безвестного изобретателя и приказал ему для начала построить модель «потаенного судна», поручив его заботам Адмиралтейств - Коллегии.

В 1720-1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721-1724 годах и полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I в г.СестрорецкеДля сооружения «Потаённого судна» использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы. Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено. Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение.Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году.

После смерти Петра I впал в опалу. В 1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

После Е.Никонова в России практически более 100 лет подводным опытным кораблестроением никто не занимался. Предпринимавшиеся после этого периода попытки создания подводных лодок не вызывали интереса у морского ведомства. Но Ефим Никонов не забыт. Ему через год после 100-летия Подводных сил России (в 2006) в 2007 г. в поселке Пионерский в Истринском районе Подмосковья поставили памятник. Автор монумента известный московский скульптор Алексей Викулов

«Потаённого судна»

Дата смерти:

Биография

После смерти Петра I впал в опалу. В 1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь .

Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова «по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ» и что сам Никонов, несмотря на неудачи, «в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем „судне-модели“ все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве»

Напишите отзыв о статье "Никонов, Ефим Прокопьевич"

Примечания

Литература

  • Быховский И. А . Рассказы о русских кораблестроителях. - Л., 1966.
  • Военный энциклопедический словарь. - М.: ВИ, 1984. - 863 с.
  • Колосов Е. Е . «Потаенное судно» Ефима Никонова. Опыт исторической реконструкции // Судостроение. - 2012. - № 1. - С. 67-71.
  • Тарас А. Е . История подводных лодок 1624-1904. - М.: АСТ, 2002. - 239 с. - (Библиотека всеобщей истории). ISBN 5-17-007307-0
  • Невдашев И. // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. - М .: ООО «Витязь-Братишка», 2007. - № 11 . - С. 30-31 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Никонов, Ефим Прокопьевич

– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.

Потаенное судно Ефима Никонова.

1. Количество подводных лодок проекта: 1 (недостроена)


2. Реконструкция внешнего вида:


Изображение из книги А.Е. Тараса «История подводных лодок 1624-1904»


Модель "Потаенное судно" СТК "Юный Корабел" (г.Вилючинск)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Стапель Галерного двора (1)

не достроено

1724 - затонуло, поднято

4. История проекта:


Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки "потаенного судна" Ефимом Прокопьевичем Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...".

Этот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов».

31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».

Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.

В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, т.к. ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось (вряд ли они вообще существовали), можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитекту­ру надводного корабля, а кормовая ос­нащалась рулем. Рубка на верхней па­лубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использо­вались весла, экипаж состоял из четы­рех человек. Для испытаний было отпу­щено 50 свечей, что соответствует вре­мени нахождения под водой порядка 10-12 часов.

В архиве, в перечне дел Обер-сарваерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий есть заведенное 31 января 1720 г. дело № 54 "О строении села Покровского Ефимом (сыном) Прокофь­евым потаенного судна модели и об от­пуске на строение лесов, разных мате­риалов и припасов". Выборочный пере­чень материалов и их количественные характеристики дают возможность реконструировать размеры подводного судна, восстановить принцип работы системы погружения и всплытия: досок пильных сосновых длиной 3 сажени (сажень 2м 13 см) - 60 шт. (120 футов); сала говяжьего для пропитки досок - 2 пуда (пуд - 16 кг); сала для осмоления корпуса - 4 пуда; холста 40 аршин; полотна 20 аршин; кож бхотных (изготовлялись из шкур тюленей) черных - 3 шт.; медный котел и полведра; труба медная - одна; проволоки медной - 3 фунта (фунт - 440 г); досок оловянных с 500 отвер­стиями тоньше волоса длиной 2 фута и шириной 1 фут- 10 шт. Можно предполо­жить, что длина судна была порядка 6,0 - 6,4 м, а ширина (диаметр) - 2,1 - 2,15 м.

Система погружения и всплытия по-видимому работала следующим образом. При открытии запора приемного кингсто­на, забортная вода поступала в нижнюю часть емкости - системы главного балла­ста. По мере заполнения, воздух через открытые вентиляционные патрубки на крыше цистерны вытеснялся в отсек. При этом давление в отсеке несколько повы­шалось, снижая его разницу с забортным. Небольшая суммарная площадь сквозных "волосяных" отверстий в оловянных дос­ках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равно­мерно по длине всей цистерны. При пере­ходе в подводное положение приемный кингстон закрывался. После удаления из цистерны воздушных пузырей перекры­вались вентиляционные патрубки. Лодка, будучи под водой во взвешенном состоя­нии, совершала эволюции при гребле вес­лами.

При откачивании воды отливной поршневой помпой вес лодки уменьшался и она всплывала. При работе помпы вентили на водоотливной трубке и центральном вентиляционном патрубке держали от­крытыми. Наблюдение за моментом про­хождения уреза воды велось через рубо­чные иллюминаторы.

Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. "А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из бхотных кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею дере­вянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию ко­раблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись".

Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», поэтому для Никонова потребовано было "В Главную артил­лерию послать промеморию и требо­вать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии".

В итоге подводная лодка именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Видимо, такую трубу (или несколько труб) предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Лодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его «огненным составом».

К осени 1724 г. «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище («…при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег...»). Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».

Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 г. царь-новатор умер. Изобретатель лишился своего покровителя. Все же, несмотря на различные препятствия, он довел ремонт до конца. Весной 1725 года лодка вторично была спущена на воду. Но в ее корпусе опять обнаружилась течь, и ее снова вытащили на берег. Любопытно, что в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, Никонов прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, судно не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить».

Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 г. Они тоже не дали положительных результатов и дать не могли. Известный историк отечественного подводного флота Г.М. Трусов (1889-1960) вполне обоснованно отметил в этой связи: «Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами». Разочарованное подобным исходом дела, морское начальство приказало поместить «потаенное судно» в амбар под замок, подальше от «чужого глазу». Там оно хранилось многие годы, пока постепенно не сгнило. Изобретателя же в январе 1728 г. разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханскую верфь. Его вполне справедливо обвинили в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды».


5. Реконструкции внешнего вида модели «потаенного судна»:



А. Предполагаемый вид модели «потаенного судна» Е. Никонова.
(реставрация Е. Дыгало и М. Аверьянова из книги «Откуда и что пришло»)


Б. Реконструкция модели потаенного судна в полную величину в г.Сестрорецк

(у Храма святых Апостолов Петра и Павла), 2011 год.


6. Схема проекта:



Реконструкция варианта "потаенного судна" Никонова

1.Проницаемая часть корпуса со шпигатами. 2. Рабочий отсек. 3. Шлюзовой отсек. 4. Прочная надстройка.
5. Входной люк. 6. Люк входа в шлюзовой отсек. 7. Люк выхода в море.
8. Цистерна главного балласта с (8*) доской равномерного ее заполнения. 9. Арматура заполнения и вентиляции ЦГБ.
10. Помпа осушения ЦГБ. 11. Твердый балласт. 12, 13, 14. Клапана заполнения и осушения шлюзового отсека.
15. Весла. 16. Смотровые окна. 17. Руль. 18. Ракеты.


7. Тактико-технические данные проекта:


Материал корпуса (толщина, мм)
дерево, обшитое кожей: 50,8
глубина погружения
предельная: 4-5 метров
кораблестроительные элементы
длина, метров: около 6,4
ширина, метров: около 2,15
высота корпуса (без рубки), метров: 2,15
конструктивный тип: однокорпусная
вооружение
зажигательные трубы и вооружение водолаза
средства наблюдения
иллюминаторы в рубке
энергоустановка
тип: мускульная (весла)
обитаемость
экипаж, человек: 4

8. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Шапиро Л.С. "Самые нелегкие пути к Нептуну", Судостроение, Ленинград, 1988г.