Кто самые древние народ таджик или русские. Мои впечатления о таджикистане


Никто не ставит под сомнение роль и значение выходцев из Таджикистана в Российской Федерации, вносящих свой вклад в экономику и культуру нашей страны. Однако вокруг этой темы сложилось немало легенд и мифов. Постоянно мелькают в СМИ и интернете сообщения о миллионах таджиков, живущих и работающих в России, о нескольких миллионах нелегальных мигрантов из Таджикистана и десятках миллионов из других государств.

В течение многих лет в СМИ целенаправленно запускаются огромные цифры, касающиеся количества выходцев из Средней Азии в Москве и в целом в России.

Раздуванием подобного рода слухов грешат, прежде всего, некоторые руководители общественных объединений, причём как таджикских, так и русских псевдопатриотических, крайне заинтересованных в надувании собственной значимости перед населением, спонсорами и представителями власти.

Эта гиперболизация не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Она не только формирует в массовом сознании искаженную картину мира и приводит к неверным управленческим решениям, как на государственном уровне, так и в бизнес-деятельности. У экспертов нет сомнения в том, что подобная информация провоцирует рост ксенофобии и служит питательной средой для всякого рода экстремистских групп. Начитавшись и наслушавшись сообщений о заполонивших страну иностранцах, социально активная молодёжь начинает «решать эту проблему», что приводит к реальным человеческим трагедиям.

Справедливости ради стоит заметить, что слухи и мифы о «нашествии» порождены не только целенаправленными «вбросами», но и явной нехваткой достоверной информации, к тому же потонувшей в информационном море.

Помните прошлогоднюю историю об арестованных в Таджикистане российских лётчиках, и о той информационной буре в связи с, якобы, ответными действиями российских властей по высылке таджикских граждан? Естественно, что никаких ответных депортаций не было, а общее число высланных в прошлом году из России таджикских граждан было на четверть меньше, чем в позапрошлом. Но разъяснения официальных российских лиц по этому поводу не были слышны, и в результате осталась легенда о лётчиках и «трехстах высланных таджиках», которая ещё долго будет работать против дружеских отношений между нашими странами.

Так как же на самом деле обстоят дела с численностью выходцев из Таджикистана и численностью таджиков в России? Официальные данные ряда переписей говорят следующее.

Власти зачастую только громко заявляют о проектах, позволяющих адаптироваться мигрантам в России, а на деле либо не уделяют достаточно внимания проблеме, либо просто забывают про нее. Дети мигрантов должны ходить в одну школу с маленькими россиянами, учить с ними русский язык. Чем меньше общество мигрантов напоминает закрытую группу, тем лучше. Больше взаимодействия с окружающими - меньше преступности и меньше поводов для ксенофобии.

По переписи 1989 года в РСФСР жило 38 тысяч таджиков, по переписи 2002 года - 120 тысяч, по переписи 2010 года чуть более 200 тысяч (0,15% от численности населения РФ). Причём степень их реальной интеграции и адаптации была не такой уж и малой, как многим представляется. В 2002 году переписчикам сказали, что владеют русским языком 115 тысяч – то есть почти 95%.

В Москве же, согласно данным переписей, в 2010 году 27 тысяч таджиков приходилось на 11,5-миллионое население столицы. А в 2002 году их доля была даже большей - 35 тысяч из 10,3 миллионов. В целом же в московском регионе в 2002 году жило 39 тысяч таджиков, а в 2010 году 40 тысяч.

Вы скажите, что перепись населения не учла всех и что значительное число приехавших на заработки из Средней Азии находится на нелегальном положении. На это возражу, что нелегально находящихся на территории Российской Федерации ныне не так уж и много. Заявительный порядок регистрации сделал своё дело, выведя людей из криминально-опасного нелегального состояния. «Выход из тени» был подкреплен тем общеизвестным фактом, что наша полиция так поставила свою работу, что ходить по улицам с «иностранным лицом» без регистрации – это всё равно, что без прав ездить на машине. В принципе можно, но платить замучаешься, да и условие двух административных нарушений, за которыми автоматически следует пятилетняя высылка, также способствует законопослушности.

И основная проблема у нас сейчас не в нелегальной миграции, а в нелегальном труде иностранных рабочих, или, как их стало модным называть на немецкий манер, гастарбайтерах. Правда, справедливости ради, замечу, что здесь граждане наши особо от них не отстают: тоже деньги налом, в конверте или ещё как без договора получают. До трети экономики с участием таджикских рабочих, как считают некоторые эксперты-экономисты, у нас пребывает в тени.

Конечно, данные переписи не надо абсолютизировать, но их можно сопоставить со сведениями других ведомств. Например, по данным УФМС России в Москве единовременно находятся до 50 тысяч граждан Таджикистана. А считается, что в Москве сосредоточено 20-25% всех иностранных мигрантов. То есть в целом получается примерно то же число, что дала перепись. При этом следует учесть, что не все выходцы из Таджикистана – таджики, как и не все таджики – граждане Таджикистана. Из Таджикистана приезжает много узбеков по национальности, как и из Узбекистана таджиков.

Возьмем ещё один источник. По данным Миграционной службы Таджикистана, ежегодно фиксируется около 750 тысяч выездов за его пределы. Для 7,5 миллионной страны – громадная цифра. Но это не число выезжающих людей, а число выездов, примерно совпадающее с количеством въездов, причем один и тот же человек пересекает границу иной раз в течение года многократно. То есть вновь примерно те же числа, что даёт Росстат.

Подавляющее большинство соотечественников по осени направляются в леса для поиска грибов. У сотрудников Федеральной миграционной службы интересы иные. Они разыскивают в широколистых дубравах нелегальных гастарбайтеров. И находят, поскольку вооружены беспилотными летающими аппаратами. Что весьма походит на съёмки киберпанковского блокбастера ― как в сюжетном отношении, так и по нехилому бюджету. Однако на кассовую окупаемость этого проекта рассчитывать не приходится.

А говоря о выходцах из Таджикистана, живущих и работающих ныне в России, стоит учитывать тот факт, что значительную часть этих людей составляют этнические русские, украинцы, дети от смешанных браков – горожане, покинувшие Таджикистан в лихие 90-е годы. По переписи, в 1989 году в республике проживало 389 тысяч русских, сейчас же их осталось всего несколько десятков тысяч.

Та же самая ситуация и с миграцией из других государств Средней Азии, да и с приезжими из других государств постсоветского пространства. В них просто нет того числа работников, могущих отправится в миграцию, о котором говорят «эксперты», как и не могут они значительно повлиять на демографию в России.

По данным исследования, которое провел Фонд развития международных связей «Добрососедство» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, около 41% лиц, приехавших на заработки из Таджикистана, сделали это с целью получения постоянной работы, что может косвенно свидетельствовать об их готовности остаться в России надолго, если не навсегда. Ежегодно в трудоспособный возраст вступает 100-150 тысяч таджикских граждан обоего пола, но ведь не все из них подадутся в миграцию, а приехав на заработки, не все в конченом итоге получат постоянную работу и останутся.

Хотелось бы затронуть ещё один важный аспект миграционных процессов.

На всем постсоветском пространстве продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой – кореными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других российских мегаполисах.

Причём происходящие ныне противоречия между приехавшими из Средней Азии и Северного Кавказа весьма напоминают конфликты «москвичей» и «ленинградцев» с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросается в глаза, что некоторые публицисты начали называть иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.

Никто у нас «на кухнях» не ведёт религиозных споров, на улицах Москвы царит полный «одёжный плюрализм» - ходи хоть в парандже, хоть в бикини, можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с длинным хаером или ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в современную культуру мегаполиса или нет.

Когда в 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись горожане – русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств, конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было. Что было обусловлено тем, что среди них было много «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии.

После того, как первая массовая волна «русской», прежде всего, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, пошла волна другого национального, профессионального и психологического состава из сельской местности и маленьких городов государств Средней Азии. Эти люди ищут работу и будущее. И тенденция эта будет продолжаться до тех пор, пока не будет завершён процесс урбанизации и связанные с нею демографические изменения, которые, стоит заметить, уже начались в Средней Азии.

Так что не надо преуменьшать, но не надо и преувеличивать значение граждан Таджикистана в экономике России.

Надо просто представлять реальность и в соответствии с ней делать выводы и принимать соответствующие меры.

Какие же, кроме как программы по адаптации и интеграции?

Например (весьма актуально в связи с началом летнего сезона), как предлагалось на заседании Общественного Совета города Москвы, проведенного при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, необходимо сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции.

Это поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в стране, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений.



Таджики - древний народ, родственный персам, а Таджикистан - юное государство, возникшее в результате распада СССР. Годы независимости оказались нелёгкими для страны, прошедшей через внутренние конфликты и гражданскую войну. В настоящее время таджикское общество живёт небогато, но без потрясений. Стабилизация дала надежду на развитие и рост благосостояния населения. Одним из признаков улучшения жизни является увеличение числа заявлений на получение гражданства республики.

Богатая страна - бедный народ

Независимый Таджикистан возник в результате развала СССР. Его границы с Узбекистаном и Киргизией определялись решениями советских властей, что явилось фактором риска и напряжённости при разводе бывших социалистических республик. Со временем отношения наладились, перед каждой страной стояли задачи укрепления государственности и создания предпосылок для развития. Таджикистан прошёл через сложный период внутренних конфликтов и гражданской войны 1992–1997 гг., окончившейся примирением. Наступила эпоха стабилизации и укрепления позиций Эмомали Рахмона - бессменного руководителя республики с 1994 г.

Портреты Рахмона продаются во всех книжных и канцелярских магазинах. Интересно, что портреты Путина тоже продаются рядышком. Путин - второй по популярности царь в Таджикистане. Его портреты нигде не висят, но на всякий случай лежат в магазинах. Таджики Путина любят, для них он «кормилец».

Илья Варламов

http://varlamov.ru/1887914.html

Ещё в советский период в Таджикистане были развиты гидроэнергетика, производство алюминия, хлопководство и пастбищное животноводство. А природа наградила страну залежами золота, серебра, драгоценных камней, урана (16% мировых запасов) и полиметаллических руд. С такими сырьевыми ресурсами, развивая переработку для поставки на экспорт готовой продукции, страна могла бы выйти в лидеры среднеазиатского региона по обеспеченности населения. Однако из-за внутренних причин, отсутствия политической конкуренции и клановости в кадровой политике развитие идёт очень медленно. Население остаётся бедным, высокий уровень безработицы вынуждает к трудовой миграции в Россию и Китай.

Уровень и качество жизни обычных граждан

В своё время советская пропаганда приводила Таджикистан как пример перехода от феодализма к социализму при жизни одного поколения. Обретение независимости произвело обратный эффект. В части общества явственно проступили феодальные черты, что также тормозит страну на пути прогресса. Тем не менее советский период не прошёл зря. Руководство считает себя обязанным заботиться о материальном обеспечении народа. В состав правительства входит Министерство труда и социальной защиты. В 2008 г. принят закон о социальном обслуживании населения, отражающий требования Конституции республики.

По данным ЦРУ США за 2013 г., около 35,6% жителей Таджикистана находились ниже черты уровня бедности. Удручающий показатель.

Общее сотое место кажется красивым, но не выглядит поводом для гордости. В активе преимущество над Азербайджаном и Индией, которые ещё ниже. Следует отметить сравнительно высокие позиции в таких номинациях, как образование (53) и безопасность (47). Последнее особенно ценно, ведь гражданская война закончилась всего 20 лет назад.

Таблица: Таджикистан в рейтинге благосостояния за 2016 г.

Ранг Страна Параметры
Экономика Бизнес Правительство Образование Здравоохранение Безопасность Личная свобода Социальный капитал Экология
95 Россия 63 69 108 25 101 119 141 116 56
96 Молдова 84 77 98 49 103 79 87 123 142
97 Кения 108 59 68 103 119 137 100 17 96
98 Беларусь 50 92 135 41 89 57 134 121 102
99 Армения 115 83 107 56 100 70 99 141 104
100 Таджикистан 103 108 126 53 97 47 130 81 127
101 Марокко 66 84 118 118 87 44 118 144 66
102 Лаос 60 105 122 107 97 92 103 60 120
103 Азербайджан 102 78 127 44 76 71 116 133 141
104 Индия 67 86 47 102 113 135 102 84 140
105 Ливан 82 100 131 101 83 80 120 129 82

Таджикистан - наглядный пример страны, из которой «Россия ушла». Первой заменой ей представлялся Иран… Практической пользы от Ирана оказалось немного, даже Анзобский тоннель на худжандской трассе персы построили из рук вон плохо: рискну предположить, что это и не совсем их вина, просто в силу культурно-языковой близости персу и таджику проще договориться, как разворовать все средства. Нынешний Таджикистан - это протекторат Китая. И это может даже хорошо - для России присутствие в Таджикистане скорее обязанность, чем выгода, а вот китайцам придётся охранять здесь свой бизнес. Грузовики с иероглифами - неотъемлемая часть таджикистанского пейзажа.

Илья Буяновский-Варандей

Видео: виноградарство Таджикистана

Страна и люди

Таджикистан находится в субтропиках, что определяет его засушливый жаркий климат. Летом палящий зной загоняет столбик термометра выше 40°C в тени. Наиболее благоприятными для проживания считается районы Ферганской долины, которую Таджикистан делит с соседями - Киргизией и Узбекистаном. Южную часть страны занимают предгорья Памира, где на разных высотах встречаются все климатические зоны. Там же на ледниках Памира зарегистрирован рекорд холода −63°C.

Такие особенности делают Таджикистан привлекательным для всех видов туризма - экскурсионного, экологического, спортивного и оздоровительного. Специалисты оценивают туристический потенциал очень высоко, если только руководство индустрии отдыха сможет поднять уровень сервиса и будет постоянно работать над совершенствованием инфраструктуры и созданием новых зон рекреации.

Города, сёла и кишлаки: где сегодня лучше жить простым людям

В Таджикистане заметен большой разрыв в доходах между городами и селом. Столица Душанбе - зажиточный азиатский центр с элементами европейского образа жизни, застройка которого идёт на принципах современной архитектуры и градостроения. Село живёт очень бедно. В поисках заработка молодёжь и мужчины уезжают за пределы страны. Дворник-таджик - примета современной Москвы.

Российские блогеры, путешествуя по Таджикистану, также отмечают разительный контраст между городским и сельским укладом жизни. Города становятся всё более космополитными и современными. Село сохраняет патриархальные устои на основе исламских традиций.

Обитателей таджикской глубинки отличает гостеприимство и простодушие. Люди живут бедно, но с достоинством. Как в любом патриархальном обществе здесь принято уважать старших, рано создавать семью, рожать много детей и строить отношения согласно предписаниям Корана.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Её предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

Дмитрий Чистопрудов

http://chistoprudov.livejournal.com/165470.html

Миграция

Огромной проблемой Таджикистана являются демографические перекосы взрослого населения из-за вынужденного отъезда мужчин на заработки, откуда они не всегда возвращаются.

На четыре женщины в Таджикистане приходится один мужчина. Дисбаланс эксперты связывают с трудовой миграцией. Ежегодно более миллиона трудоспособного населения страны, в основном это мужчины, уезжает на заработки в соседние страны.

Светлана Глушкова

http://rus.azattyq.org/a/polygamy_central_asia/24382789.html

Видео: почему из Таджикистана уезжают люди

Численность и состав населения, продолжительность жизни

Последняя перепись 2010 г. показала, что население Таджикистана составило 7,565 млн человек. На июль 2016 эксперты оценивают численность в 8,330 млн человек. Национальный состав однородный: 84% - таджики, 14% - узбеки и 2% - все остальные меньшинства.

Возрастная пирамида типична для страны третьего мира. Обращает внимание численное преимущество возраста 25–29 лет, над группами 15–24 года. Первые рождены на закате советской эпохи, вторые - во время общественных потрясений и гражданской войны.

На 2016 г. ожидаемая продолжительность жизни таджиков составляла 67,7 лет, при этом:

  • мужчин - 64,6 лет,
  • женщин - 71 год.

Женщины Таджикистана

Говоря о женщинах в Таджикистане, обычно делают упор на бесправие в сельской глубинке, где их положение низведено к ведению домашнего хозяйства и покорности мужу.

Согласно данным неправительственных организаций, 47 процентов таджикских мужчин считают, что роль женщины в основном заключается в рождении ребёнка, его воспитании и сидеть дома. За последние 20 лет сотни женщин покончили жизнь самоубийством по причине насилия в семье. Это явление в основном наблюдается в сельских районах, где проживают до 70 процентов населения Таджикистана.

Фарход Милод, Радио Озоди

http://rus.ozodi.org/a/24260913.html

В Таджикистане запрещено многоженство. Мужчины-нарушители в зависимости от тяжести содеянного подвергаются следующим видам наказания:

  • штрафу от 1 тыс. до 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • исправительным работам до 2 лет;
  • тюремному заключению - до пяти лет.

Тем не менее многоженство существует в скрытой форме из-за недостатка мужчин брачного возраста. Зачастую женщины сознательно идут во вторые жёны ради рождения ребёнка, чтобы не остаться «пирдухтар» (старая дева), что понижает их статус среди окружающих.

Частично проблема решалась бы через браки с иностранцами, но с 2011 г. были введены ограничения. От женихов из-за рубежа требуется:

  1. Проживание в Таджикистане не менее 3 лет.
  2. Заключение брачного договора.
  3. Покупка жилья на имя таджикской невесты.

Что интересно, несмотря на такие строгости, браки с иностранцами заключаются. В основном с мужчинами из Китая, Ирана, Афганистана, Турции, Сирии, Германии, Великобритании, США, Японии и Индии, что говорит в пользу таджичек как замечательных жён и матерей.

Существуют ещё два типа таджикских женщин.

  1. Женщины просвещённого ислама. Они принадлежат семьям, в которых мусульманские традиции не входят в противоречие с современностью. Такие есть в городах и на селе. Женщины получают образование, специальность, работают преподавателями, врачами, работниками торговли и сферы услуг, занимаются наукой и спортом, делают карьеру на государственной службе.
  2. Независимые женщины. В этом случае подразумевается личная независимость, хотя женщина может состоять в браке и быть многодетной матерью. Про таких раньше говорили «освобождённые женщины Востока». Среди них большой процент получивших высшее образование в том числе за границей. Эти женщины работают на высокооплачиваемых должностях или делают индивидуальную карьеру в коммерции, юриспруденции, науке или искусстве. Они известны за пределами Таджикистана и не чуждаются правозащитной деятельности.

Как живётся таджикским пенсионерам

Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины - в 58 лет.

Средняя пенсия составляет 230 сомони (около 30 долларов США).

В 2015 г. международное агентство Global AgeWatch проводило исследования в 96 странах мира, изучая положение пенсионеров по 13 показателям. Неожиданно Таджикистан занял сравнительно высокое 58 место, опередив Россию, Украину, Литву, Беларусь и Молдову.

Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ - со скепсисом. Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике.

Культурная жизнь

Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих.

С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России. Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры.

Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах

В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа. С 1931 г. берёт отчёт таджикский кинематограф. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров.

Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей.

Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде (1911–1978) является классиком как таджикской, так и советской литературы.

Русские в Таджикистане

Судьбы русских в Таджикистане во многом схожи с участью русских в других среднеазиатских республиках. Проникновение и укрепление в XVIII–XIX веках, активная помощь по строительству нового общества в XX веке. Массовый въезд (по призыву и в добровольном порядке) пришёлся на советский период. Численность русских увеличилась до уровня второй основной общины. А развал СССР повлёк за собой их исход в начале 90-х.

А ещё от советских времён в Таджикистане остались русские. Правда, очень мало - на всю страну лишь 35 тысяч человек (с татарами и другими пришедшими с запада народами - чуть больше 40 тысяч), меньше, чем памирцев (и даже отдельно взятых шугнанцев), узбеков и киргизов. В 1989 году русских здесь было 388 тысяч - то есть община сократилась более чем в 10 раз. Самый характерный русский типаж Таджикистана - это интеллигентная старушка с печатью невзгод на лице.

Илья Буяновский-Варандей

http://varandej.livejournal.com/843082.html

У России нет общей границы с Таджикистаном. Но российское влияние и присутствие не исчезло. На таджикско-афганской границе есть погранзаставы, полностью укомплектованные российскими пограничниками. Российский бизнес активно конкурирует с китайским на внутреннем рынке Таджикистана.

Сколько сейчас русских в Таджикистане

Доля русских в Таджикистане в 1959 г. достигла 13,3% (263 тыс. чел.) и с тех пор непрерывно снижалась, несмотря на численный прирост. 1989 г. стал переломным: 389 тыс. (7,6%) русских почувствовали себя неуютно, и начался исход.

В настоящее время русская община составляет немногим более 33 000 человек.

Большинство русских уехали, но язык остался в качестве второго государственного. Русский получил статус языка межнационального общения. В республике 26 русских школ (5 в Душанбе), все они считаются престижными. Кириллица сохранилась как основа для таджикского алфавита. Были попытки навязать арабскую вязь или латиницу, но реформаторы не нашли поддержки в обществе, наскоки на кириллический алфавит оказались безуспешными.

Видео: отзывы таджиков о России

Как получить гражданство Таджикистана

Дети получают гражданство по факту рождения на территории республики. Родившимся за пределами достаточно, чтобы один из родителей являлся гражданином Таджикистана или легальным резидентом республики.

Для совершеннолетних предусмотрены процедуры:

  • приобретения гражданства в порядке регистрации;
  • приёма в гражданство Республики Таджикистан.

В первом случае гражданство приобретается через брак или близкородственные отношения по восходящей линии с гражданином Таджикистана.

Во втором требуется ходатайство на имя президента страны при выполнении следующих условий:

  • 3 года непрерывного проживания в Таджикистане по виду на жительство;
  • либо 5 лет общего срока нахождения в республике.

Выезд на лечение или учёбу до 3 месяцев не нарушают условия непрерывности. Для беженцев сроки уменьшены вдвое.

Приём в гражданство облегчается:

  • гражданам бывшего СССР;
  • усыновителям таджикского ребёнка;
  • лицам, получившим убежище в Таджикистане;
  • специалистам высокой квалификации, востребованным в республике;
  • выдающимся деятелям науки, искусства, техники и культуры;
  • лицам, имеющим заслуги перед Таджикистаном.

Процедура получения

Заявление подают в территориальный орган МВД или в консульское учреждение заграничной дипмиссии по предварительной записи на приём.

Допускается подача заявления через другое лицо при наличии доверенности, заверенной нотариусом.

К заявлению прилагают:

  1. Общегражданский и загранпаспорт заявителя и с копиями основных страниц.
  2. Письменный отказ от предыдущего гражданства.
  3. Документы, подтверждающие основания для приобретения или приёма в гражданство. В том числе те, что облегчают приём.

Для рассмотрения вопроса при президенте республики создана специальная комиссия, куда поступают документы, поданные заявителем. Эта же комиссия готовит материалы для указа президента о присвоении гражданства. Срок прохождения документов от подачи заявления до издания указа - 9 месяцев. После подписания указа гражданство вступает в силу, и можно заняться оформлением паспорта.

Договор о двойном гражданстве с РФ

Таджикистан не признаёт двойного гражданства, кроме случаев межправительственных соглашений. Такое соглашение подписано между Россией и Таджикистаном. Следовательно, россияне могут оформить таджикское гражданство, не отказываясь от российского. О факте получения второго гражданство необходимо известить ФМС РФ в течение 60 суток после возвращения в Россию.

Для всех сотрудников аэропорта (а там все друг друга знают) вылетающие иностранцы - это дойная корова (причём при прилёте подобных проблем не было). Деньги, в принципе, небольшие, но осадок в душе остаётся. Ну, и у меня там была ещё проблема в довесок - был куплен билет сразу до Минска (с пересадками), и представители авиакомпании из РФ прислали письмо - проверить у меня наличие российской транзитной визы. Я так думаю, в Душанбе сразу просекли, что на меня здесь можно надавить угрозами снять с рейса до выяснения (а виза эта, понятно, нам не нужна), и выдоить побольше.

felixgor, белорусский блогер-путешественник

http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=221111

У Таджикистана есть все предпосылки, чтобы стать процветающей страной. Ему пока не хватает квалифицированных управленцев и политической воли высшего руководства, больше занятого удержанием власти ради личного обогащения. Прогресс неумолим, по мере развития общества и созревания в нём просвещённого ядра начнутся неизбежные реформы. Не исключено, что импульс к переменам дадут новые граждане республики, в том числе иммигранты, получившие гражданство Таджикистана.

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!

Население Таджикистана
Язык, религия, национальный состав жителей Таджикистана

Таджики (самоназвание точик) - один из многочисленных народов Центральной Азии.

Сейчас в Таджикистане проживает 8 000 000 человек.
В 1939 г. в Таджикистане проживало 1 484 440 человек.
В 1967 г. проживало 2 730 000 человек.

Национальный состав населения республики определяется историческими судьбами Таджикистана. Он, как и вся Центральная Азия в древности и в средневековье, вплоть до великих географических открытий, находился на мировых торговых путях. За все время своего существования он неоднократно подвергался различным нашествиям и завоеваниям. На территории Таджикистана возникали и распадались обширнейшие для своего времени государства, это и обусловило здесь необычайную пестроту этнического состава населения, особенно в южных районах.

За пределами страны таджики живут в Афганистане, Иране, Северном Пакистане и Китайской Народной Республике. Из общей массы таджиков по языку, быту и другим признакам выделяются припамирские таджики. Это шугнано-рушанцы, хуфцы, язгулемцы, ваханцы, ишкашимцы, бартангцы. Они образуют в составе Таджикистана Горно-Бадахшанскую автономную область. Особая группа таджиков, ягнобцы,- прямые потомки согдийцев, живущие в высокогорной долине Ягноба (приток Зеравшана). Их язык - один из диалектов древнего согдийского языка, на котором говорила часть предков современных таджиков до завоевания в VII-VIII вв. Средней Азии арабами. Сейчас ягнобцы говорят на двух языках - своем и таджикском. Таджикский язык вместе с родственным ему персидским принадлежит к юго-западной группе иранских языков. По некоторым фонетическим и морфологическим признакам говоры таджикского языка делятся на северные и южные.

Процесс образования таджикской народности начался еще в IV-V столетии и закончился на грани IX-X вв. в рамках государства Саманидов. Ее этническими компонентами стали некоторые древние племена Центральной Азии: бактрийцы, тохары, согдийцы, саки, массагеты, хиониты-эфталпты.

Антропологически таджики относятся к европеоидной расе. Для них наиболее характерен памиро-ферганский тип, его еще называют типом среднеазиатского междуречья. У таджиков темный цвет волос и глаз, круглая голова, средний рост. У жителей равнинных районов заметнее монголоидные черты: менее обильный волосяной покров, уплощенное лицо, более узкий разрез глаз.

Таджикский язык , как и родственные с ним персидский и фарси-кабули (дари), относится к западноиранским языкам, входящим в индоевропейскую языковую группу.

Таджики живут в республике повсюду. Ранее областью их сплошного заселения были главным образом горные районы. Это объясняется тем, что в период бурных политических событий и завоевания страны кочевниками коренные жители оттеснялись пришельцами в горы, где вынуждены были жить в суровых условиях.

В наше время в южных долинах и в других равнинных районах осваиваются заброшенные земли древнего орошения. Сюда, на родину своих предков, переселяются тысячи таджиков-горцев.

В городах и селениях республики живут русские, татары, украинцы, осетины, мордва, армяне, башкиры, немцы, среднеазиатские евреи. На северо-востоке и на Восточном Памире обосновались киргизы.

На юге Таджикистана в незначительном количестве живут арабы. В низовьях Вахша с середины XIX в. поселились туркмены племени эрсари. Кое-где на юге встречаются также казахи.

Давних поселенцев юга - среднеазиатских цыган - местное население называет джуги или лули.

Для Таджикистана, как и для всякой горной области, характерно очень неравномерное размещение населения по высотным этажам (поясам). Интенсивно освоены и плотно заселены преимущественно нижние участки долин больших рек. Склоны и высокогорья заселены значительно слабее или совсем лишены постоянных жителей. Основная масса населения республики живет в городах, поселках и кишлаках, расположенных на высотах до 1000 м. Часть всех жителей Таджикистана размещается в поясе от 1000 до 2000 м, и лишь немного на высоте более 2000 м.

Основное население Таджикистана исповедует ислам. Большая часть жителей республики мусульмане-сунниты, незначительная часть таджиков и ирани - мусульмане-шииты. Характерной чертой Таджикистана является высокий прирост населения республики. И, как принято на Востоке, таджики трудолюбивый, гостеприимный, отзывчивый народ, готовый к открытому диалогу со всеми народами мира.

Цитирую Камила:

Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.

Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.