Какая вера, религия и ритуалы в Хорватии? Население хорватии, религия, язык.


Основная религия в Хорватии - римский католицизм. Согласно данным последней переписи населения, - 3 897 332 человек исповедуют эту веру. Католики составляют, по одним данным, 77%, а по другим - 88% жителей страны. Католическая религия в Хорватии отличается от православия тем, что запрещает священникам жениться, почитает Римского папу и равнодушно относится к иконам и другим изображениям святых. Православная религия в Хорватии представлена всего 5% (по некоторым данным 12%) жителей. А к мусульманам относят себя менее 1% хорватов. Также в Хорватии есть протестанты (адвентисты, баптисты, кальвинисты, лютеране), свидетели Иеговы и иудеи. Чуть более 5% жителей Хорватии считают себя атеистами. Поскольку католицизм - это основная религия в Хорватии, в этой стране преобладают католические церкви, а в национальном календаре отмечены католические праздники.

Вера в Хорватии и повседневная жизнь

Как вера в Хорватии влияет на повседневную жизнь ее граждан и приезжих туристов? Конституция страны гарантирует свободу веры, а католическая церковь официально не имеет никаких преимуществ перед церквями других конфессий. На деле оказывается, что католические храмы пользуются довольно существенными привилегиями и получает финансирование от государства или общественных организаций, а в школах есть необязательные уроки католицизма. Это означает, что, хоть официально Хорватия и является многоконфессиональной страной, любая другая вера в Хорватии будет в заведомо проигрышном положении. И все же вера в Хорватии имеет большое значение для ее жителей. Хорваты ходят в церковь по воскресеньям, соблюдают обряды и придерживаются правил поведения, предписываемых их религией.

Вероисповедание в Хорватии - отношение к иноверцам

Поскольку вероисповедание в Хорватии имеет существенное влияние на повседневный уклад жизни, человек, исповедующий религию, отличную от католической, может столкнуться с некоторыми трудностями в этой стране. Это не касается туристических поездок, так как людям, приехавшим на отдых, как правило, не предъявляется особых требований. И все же неплохо было бы познакомиться с основными правилами, которые диктует вероисповедание в Хорватии, прежде чем ехать в эту страну. Напомним, что основная религия в Хорватии - это католицизм. Главное, что важно знать отдыхающему - это правила поведения в храмах, которые являются не только частью культурной программы, но и местом поклонения для верующих. Мужчинам при входе в храм положено снимать головные уборы. Женщинам голову покрывать не обязательно. Также не желательно появляться в храме в нескромной или неопрятной одежде. Во всем остальном вероисповедание в Хорватии - личное дело каждого, а католическая религия, как и христианская, предписывает уважительное отношение к иноверцам.

Хорватия, как большинство европейских стран, исповедует христианство. Однако, на протяжении многих веков соотношение католиков и православных хорватов в стране постоянно менялось.

История принятия христианства

Касаясь вопроса возникновения христианской веры на территории Хорватии в VII в., нельзя не отметить, что на тот момент ни одна славянская страна еще не приняла крещение. Хорватия стала первым государством, которое признало новую веру, заменившую собой старославянские обряды и верования.

При этом, среди хорватских христиан не было единства, поскольку на территории страны пересеклись интересы двух влиятельных направлений христианской церкви - католицизма и православия.

Какая религия в Хорватии

До Х века большая часть хорватов относилась к православным христианам, которые находились «под опекой» Византийской Церкви. На протяжении этого периода службы в церквях правились на старославянском или хорватском языке, который уже тогда был признан государственным языком Хорватии.

Начиная с ХI века, когда к власти пришел король Петр Крешимир началась экспансия католической Римской церкви, миссионеры которой занимались перекрещиванием хорватов из православных христиан в католиков. Король ввел обязательный обет безбрачия для священников, освободил церковь от налогообложения и запретил использовать хорватский язык при богослужениях. Вместо него активно насаждалась латынь, которая была официальным языком Римской католической церкви.

Современные религиозные проблемы

На вопрос о том, какой сегодня , можно ответить просто - хорватский. А вот однозначно сказать, какая религия в стране основная, невозможно. Вплоть до начала ХХ века в Хорватии как-то уживались представители католицизма и православия, территориально разделив между собой государство. Но в первой половине ХХ столетия, до начала второй Мировой войны, католическая церковь подвергалась гонениям, а ее священников зачастую арестовывали.

Только в 1990 году, когда страны находилась в упадке, католическая церковь вновь добилась доминирующей позиции, что объясняется массовыми миграциями православных сербов из Хорватии в другие европейские страны. Сегодня доля католиков в общей массе хорватских христиан составляет около 75%.

Хорватия является довольно терпимым в плане религии государством. Многонациональный состав населения страны способствует развитию различных религиозных направлений, в том числе мусульманства и иудаизма.

23-24 октября в Новозыбковском филиале Брянского Государственного Университета проходят Расторгуевские чтения. Чтения посвящены памяти выдающегося лингвиста, занимавшегося изучением проблемы разграничения ареалов распространения тех или иных говоров. Сейчас панаринские чтения стали традиционной международной конференцией, в рамках которой с российские ученые встречают коллег из Белоруссии, Украины и Сербии.

Предлагаем вниманию читателей доклад, который прозвучал во время открытия чтений, 23 октября.

В предложенном материале мы попытаемся показать, как дело консолидации южнославянских народов вокруг сербского литературного языка оказалось в конечном итоге «Троянским конём» для самих сербов. Объединение сербского этнокультурного пространства с хорватским (на началах принятия хорватами сербского языка в качестве литературного) привело, в конечном итоге, к охорвачиванию части сербского народа. Одним из следствий этого охорвачивания стали две гражданские войны, где наибольшую ожесточенность получило как раз противоборство православных сербов с потомками сербов-католиков, которые яростно отстаивали свою новую хорватскую идентичность.

Бытует мнение, будто сербы и хорваты - это один и тот же народ, разделенный на различные конфессии. У нас многие люди считают, что хорваты - это сербы-римокатолики; в свою очередь в Хорватии некоторое время принято было считать, что западные сербы-пречанцы (т.е. живущие к западу от реки Дрины) - это просто «хорваты-схизматики». В пользу такого мнения говорит тот факт, что сербы и современные хорваты говорят на одном языке. Однако, с единым языком всё не так просто.

Основная масса южнославянского населения бывшей Югославии пользуется штокавским наречием, на котором базируется литературная норма как сербского, так и хорватского языков.

Название наречия происходит от произношения местоимения «что» («što», «чта», «шта»), в отличие от кайкавского («кай» - «kaj») и чакавского («ča» - «ча»).

В свою очередь «штокавщина» разделяется на три диалекта: «экавское», «иекавское» и «икавское». Классификация основана на произношении старославянского ять.

Он может произносится как «э» («экавское» произношение, сербский стандарт), «е» или «ие» («иекавское» произношение, литературная хорватская норма, принятая также в отделившейся от Сербии Черногории), а также «и» («икавское» произношение, принятое в Боснии и Герцеговине).

Природные хорваты, населяющие земли в районе Загреба, говорят на «кайкавском диалекте», славяне побережья Адриатики - в основном на «чакавском», а основной массив населения - от центральной Хорватии до северной Македонии, - как уже упоминалось, говорит на «штокавском».

Как же получилось так, что до 2/3 современных хорватов говорит на сербском языке?

До эпохи турецкого завоевания Балкан существовала как Сербская, так и Хорватская государственности.

Хорваты уже с ХII-го века вошли в состав Венгрии. Принято считать, что согласно договору от 1102 года, называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. В качестве Земель короны Св. Иштвана эти края впоследствии вошли в состав Австрийской монархии.

Сербская государственность формировалась в атмосфере пересечения интересов Византии, Ватикана и Венгрии. После разгрома крестоносцами Константинополя сербы получили шанс воспользоваться противоречиями между политическими силами, представлявшими осколки Византии, в результате чего Никея даровала Сербии церковную автономию. Это означало то, что отныне сербские короли не нуждаются в подтверждении своего статуса ни в Риме, ни в Константинополе. Святитель Савва заложил основы не только прочной государственности, но и стал в буквальном смысле слова «отцом Сербского Народа».

Речь идёт о том, что именно тогда, в ХIII-м веке были заложены механизмы формирования сербского этно-культурного корпуса. Святитель Савва христианизировал некоторые древнесербские языческие убеждения, и на основе специфического культа Крестной Славы заложил основы оригинальной сербской церковной традиции. Именно с тех пор всякий человек, принимавший нормы этой традиции, становился частью Сербского народа.

Древнесербская цивилизация пережила эпоху бурного расцвета, была даже предпринята амбициозная попытка превращения Сербского Королевства в общеправославное Царство Сербов и Ромеев - как воплощение альтернативы умирающей Византии. Но после кончины царя Душана Сильного наступила смута, а вскоре появились турки. Которые положили конец смуте, «вылечив головную боль гильотиной». Надо сказать, что Османская империя не посягала на церковную автономию сербов, выделяя их среди прочих «ромеев» - греков и болгар. Это, а также отсутствие принципиальной возможности для реализации межкняжеских распрей, привело к еще большему сплочению сербского народа. Кроме того, мусульманское государство, которое вело постоянные войны с католическими государствами, было заинтересовано в лояльности православного населения.

Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока турки были могущественны. Но когда в конце XVII-го века Армия Священной Лиги вторглась в пределы Османской Империи, сербы решили поддержать католиков. Лига потерпела поражение, а сербы теперь стали в глазах турок предателями, и на сербский народ обрушились всевозможные кары.

Именно тогда турки приняли решение заселить долины Косова и Метохии албанцами, которые вытеснили сербское население этих краев далеко на север. Австрийское правительство приняло многочисленных беженцев и расселило их вдоль границы с турками. Эта область получила название Военной Границы. В некотором смысле Военная Граница была неким аналогом наших казачеств. Сербы-граничары не были отягощены барщиной, это было привилегией за несение пограничной службы. Хорваты составляли менее 1/3 населения Границы, а сербы часто позиционировали себя так:

«По вере я - Серб, а по нации - Хорват».

Ясно, что под нацией в данном случае подразумевалось не Кровь, а принадлежность к Почве.

Когда нужда в защитниках от турецкой экспансии отпала, граничары еще раз сослужили Габсбургам службу - приняли действенное участие в подавлении венгерского восстания.

Теперь сербы стали врагами венгров, но это не значит, что они стали друзьями немцев. Вскоре после ликвидации угрозы распада государства Вена подтверждает привилегии Земель короны Св.Иштвана, а сербы, напротив, планомерно лишаются привилегий, обусловленных их прежним статусом защитников границы.

Более того, возникает насущная необходимость воспрепятствовать распространению панславянских идей на территории Габсбургской монархии.

Но ведь хорошо известно то, что если движение нельзя остановить, то его следует возглавить.

Фактически борьба развернулась за самосознание сербов-граничаров.

Доселе никакой особенной проблемы не существовало: сербы-граничары - потомки переселенцев из сербских краёв, попавших под османское иго, - ощущали себя частью Крещеного мира и служили ему верой и правдой. Теперь же, после того, как началось Сербское возрождение, после того, как сербы добились вначале автономии, а вскоре и государственной самостоятельности, сербы-граничары начинают осознавать себя частью Сербского мира. И если раньше монархия Габсбургов была крышей, то теперь она станет ощущаться застенками.

В Вене понимали, насколько опасными для устойчивости «лоскутного государства» могут стать национальные брожения, а потому была поставлена амбициозная цель: вырвать славян окраины габсбургской монархии из Сербского национально-культурного корпуса, и интегрировать их в Хорватский национально-культурный корпус.

Что представлял собою Хорватский национально-культурный корпус в XIX веке. Во-первых, хорваты ощущали себя «пограничьем Крещеного мира», и даже не просто пограничьем, а щитом. Щитом, остановившим в свое время турецкую экспансию. Это ощущение культивируется в хорватском сознании до сих пор. Правда, теперь в качестве «турок» преподносят сербов, которые, по версии идеологов хорватства, в силу своего азиатского происхождения, являются носителями разрушительных для европейской цивилизации идей. (Ничего нового и оригинального тут нет, ибо та же самая методичка используется и кураторами взращивания новоукраинского политического самосознания).

Итак, хорваты ощущают себя щитом Крещеного мира.

Далее. Хорваты не германизированы и не мадьяризированы. Поскольку хорваты остаются в пределах «Земель короны св.Иштвана», т.е. венгерской части монархии Габсбургов (тогда еще, впрочем, формально не разделенной на Цислейтанию и Транслейтанию), то Габсбурги прилагают усилия для предупреждения сближения хорватов с венграми. Культивируется славянское самосознание. Кстати, хорваты в богослужебной практике довольно долго пользовались глаголицей.

Второй вывод. Хорваты обладают сложившимися культурными традициями.

Так то это так, но традиции эти глубоко чужды не только православным сербам-граничарам, но и сербам-католикам.

Для того, чтобы сербы-крайинцы ощутили себя хорватами есть два пути: либо сербы начинают говорить и писать на языке, сотворённом на базе одного из хорватских региональных диалектов; либо все хорваты начинают говорить и писать на том диалекте, который максимально приближен к языку общения сербов .

И в 1850 г. на знаменитом «Венском литературном договоре» герцеговинский (штокавский) диалект был принят хорватскими гуманитариями в качестве сербско-хорватского языка письменности. Этот договор имел очень серьёзные политические последствия.

Унификация, о которой так мечтали пан-славянисты, обернулась Троянским конём. Теперь, после того, как были разрушены языковые барьеры и все могли читать одни и те же газеты, настал черёд выравнивания культурного, а вслед за этим - и духовного пространства. Хорваты писали и говорили на том же языке, что и сербы, поэтому последние начинают ощущать себя уже частью хорватского мира.

После оккупации Австрией Боснии и Герцеговины (1879 г.) процессы гомогенизации идеосферы активизировались также и в подконтрольных венскому генштабу землях. На практике это свелось к хорватизации Крайины и Герцеговины.

Из сознания сербов-униатов постепенно стало вытесняться само имя сербское. Говорили-то на одном и том же языке, что и хорваты, ходили в те же церкви, читали те же газеты. Сочувствовали и негодовали по одним и тем же «информационным поводам». Газеты, правда, печатались латиницей - но это было всего лишь очередным напоминанием о том, что жители Крайины принадлежат как раз Латинскому Миру.

Ну а дальше началось то, что мы наблюдали, наблюдаем и, увы, обречены наблюдать. Новоиспеченные «хорваты» точнее, их дети и внуки, начинают проявлять все те комплексы неполноценности, которые характерны прозелитам. Позавчерашние сербы, став «хорватами», при появившейся возможности обрушили на своих экс-братьев столько ненависти, что говорить о нормализации отношений между сербами и хорватами (в национальный корпус которых было интегрировано немало природных сербов-католиков) говорить не приходится.

Ну, а чтобы замести следы подлога, чтобы никто не пенял потомкам «защитников Крещеного мира» тем, что они-де говорят и пишут на языке, сотворенном на основе наречия столь презираемого и ненавистного европейцам «варварского» сербского народа, двусоставное название языка упразднили. Теперь уже нет единого для западных Балкан сербско-хорватского, зато есть хорватский, бошнячкий, черногорский и т.д. и т.п.

Везде есть своя региональная лексика, которой можно нашпиговать сложившийся язык и выдать это за оригинальную национальную норму.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

4. вода : Ответ на 3., Павел Тихомиров.:
2014-10-29 в 20:01

хотя, не исключено, что венгров еще используют.

.
Нет, не используют!

Венгрия - как страна, населённая народом, который с одной стороны не сломлен в национальном смысле слова, с другой стороны, помнит о Трианоне и о том, что 2/3 своих земель находятся за рубежами искусственных границ. И наибольшего ожесточения эта потенциальная война могла бы достигнуть не в Трансильвании, а как раз в Бачке.

.
Если бы это было возможно (война), то она случилась бы тогда, когда горела почти вся Югославия. Венгры живут компактно почти по всей территории бывшей Югославии (по периметру своих сегодняшних государственных границ) - в Сербии, Хорватии, Словении, а в Венгрии, также компактно, живут представители этих народов. Всё очень смешано.
Вы правы, народ не сломлен, но помнит Трианон, и при этом очень мудро себя ведёт (хватило одного раза - поверили Гитлеру, от чего лишились ещё одной части территории). Венгры никогда и нигде не забывают о том, что они венгры - это им помогает сохраниться Единым Народом. Возможно, что это терпение увидит Бог. Надо у них поучиться упорству. Где бы не находились, упорно, терпеливо живут соблюдая и любя свою культуру и идентичность. Не забывают свой родной язык, песни, танцы. Это у них везде в широком смысле от детского садика до школы и далее.
Ещё одна музыкальная иллюстрация - ансамбль народного венгерского танца Сатмари, город - Сатмар есть и в Венгрии и на территория Трансильвании (там и сегодня танцуют также), которая уже 100 лет находится в Румынии, а не каких-то 20(+), как Украина, где всё народное "приватизировали" Порошенки с Тимошенками - самые "великие малороссы" - напялив на себя вышиванки. https://www.youtube....watch?v=6Vk3F871GDg

3. Павел Тихомиров : Ответ на 2., вода:
2014-10-29 в 02:09

Сегодня территория Сербии, как государства, представляет собой..остатки Югославской Федеративной Республики


сегодня территория Республики представляет собою территорию в границах 1878 года + Воеводина. Вы совершенно правы, Воеводина - это еще тот клубок. До того, как на Украине началось откровенное безумие майдана, я полагал, что детонатором потенциального европейского конфликта будет именно Венгрия - как страна, населенная народом, который с одной стороны не сломлен в национальном смысле слова, с другой стороны, помнит о Трианоне и о том, что 2/3 своих земель находятся за рубежами искусственных границ. И наибольшего ожесточения эта потенциальная война могла бы достигнуть не в Трансильвании, а как раз в Бачке.
Но, видимо, основным очагом стала Украина, хотя, не исключено, что венгров еще используют.
Интересен маленький эпизод из ментальности жителей Нови-Сада. Спрашиваю как-то у продавщицы обуви: домача ли, дескать, обуча? (отечественная ли обувь?) На что барышня отвечает по-сербски: "Домача, маджарска". Т.е. Отечеством для барышни является Венгрия, но говорит по сербски. За ссылку на Брэговича отдельная благодарность. Это, безусловно, личность.

2. вода : Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сеобов - католиков.
2014-10-28 в 13:40

До эпохи турецкого завоевания Балкан существовала как Сербская, так и Хорватская государственности.
Хорваты уже с ХII-го века вошли в состав Венгрии. Принято считать, что согласно договору от 1102 года, называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. В качестве Земель короны Св. Иштвана эти края впоследствии вошли в состав Австрийской монархии.
Сербская государственность формировалась в атмосфере пересечения интересов Византии, Ватикана и Венгрии.

.
В таком же пересечении формировалась и Венгерская государственность, немного раньше, в 10 веке. Святой Иштван почитаемый Святой, как Православными, так и католиками.
Все помнят отрывок из повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" - "Чуден Днепр при тихой погоде..." К теме статьи интересны отрывки из этой же повести;
"Идут каменные цепи в Валахию и в Седмиградскую область, и громадою стали в виде подковы между галичским и венгерским народом........ . Ещё до Карпатских гор услышишь русскую молвь, и за горами ещё, кой-где, отзовётся как будто родное слово; а там уже и вера не та, и речь не та. Живёт не малолюдный народ венгерский; ездит на конях, рубится и пьёт не хуже козака; .... ."
Герб (см. статью) Австро-Венгерской Империи очень символичен. Корона австрийской монархии, как-бы, объединяет. Справа видим Корону Святого Иштвана, объединяющую в себе венгерские и хорватские земли (государства), которые, как и Сербское государство сохранили земли Запада от турок османов. В этом, априори, лживая ментальность Запада, который в лице Австрийской Монархии "покровительственно объединил" своих же...защитников. Время от времени стравливая их друг с другом. Всё новое - это хорошо забытое старое (смотрим сегодняшнюю Украину). Подавление революции 1848года в Венгрии - отработанный временем метод. Когда, когда-то угнетаемые венграми русины (русские) были натравлены на венгров. "Формула" - разделяй и властвуй успешно была перевёрнута.."вниз головой" - "Объединяй" (стравливай) и властвуй.
Это территория полна исторических, как противоречий, так и соприкосновений.
Сегодня территория Сербии, как государства, представляет собой..остатки Югославской Федеративной Республики без "сердца" - так сербы называют Косово., но включает в себя бывшую территорию Большой Венгрии - Вайдашаг, сербы называют эту территорию Бачка. Западные "цивилизаторы" "сматывают в клубок" народы центральной и восточной Европы с целью, чтобы этот клубок никогда не распутался.
Ещё одна иллюстрация к теме (музыкальная).
Артист (музыкант) Зоран говорит: "Я пригласил такую певиц которая говорит на моём родном языке - сербском. Я говорю на её родном языке - венгерском. Мы вместе споём сербскую песню "Юрьев день" (Зоран живёт в Венгрии, а певица Ружа Магда родилась в Югославии, а.."оказалась" в Сербии) Девушка поёт (на венгерском языке) о Дне Святого Георгия - 26 апреля. https://www.youtube....watch?v=jTI40_uef1g
Интерпретировал эту песню известный музыкант - Горан Брегович (Эдерлези). Интереса эта песня в исполнении трио в католической Базилике в Италии под руководством Бреговича, возможно шутливо - иронично, а может быть, ..нет. https://www.youtube....watch?v=GG2jench7Kg

1. М.Яблоков : Re: Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сербов-католиков
2014-10-25 в 08:33

Религия в Хорватии, как и во множестве стран Европы — христианство. Еще с XI века, у самых истоков зарождения республики, основной религией был Римский католицизм. В середине того же века, во времена Реформации, северные территории более чем на 100 лет были обращены в мусульманство.

Религия в современной Хорватии

По Конституции страны, каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания в Хорватии.

На сегодняшний день более 86% хорватов являются католиками. Православных там, чуть более 4%, (в основном это — сербы). Протестантов около 0,34 %, атеистов/нерелигиозных — 3,81%. Ислам исповедуют около 1,47% хорватов, еще 3,66% — это другие религии.

Главное отличие от православия в том, что священникам запрещено жениться. Также, хорваты безразлично относятся к иконам и прочим священным вещам в религии, если это не имеет отношения к католицизму.

Религии в Хорватии по данным переписи 2011 года

Вера в повседневной жизни

Католическая вера играет очень важную роль в жизни и духовном становлении любого местного жителя. Они очень скрупулёзно соблюдают католические обряды и манеру поведения — по воскресеньям с утра, обязательно, ходят в церковь. В каждом маленьком городке Хорватии встречаются минимум две церкви и старинные костёлы. Каждый верующий житель страны почитает Папу Римского.

В хорватских школах часто проводят религиозные лекции. Посещение не принудительное, каждый школьник имеет право отказаться от подобных занятий. Но, как правило, большинство учеников сознательно идут на подобные семинары, ведь в семьях еще с раннего детства прививают веру в Бога. В основном такого плана факультативы координирует католическая церковь.

Представители церкви

Особо почитают в Хорватии монахов и священников. Это главные представители церкви. Отдельно стоит отметить уважение к Папе Римскому.

У других религий имеются свои представители церкви. К примеру, у Свидетелей Иеговы это министры. Небольшие секты имеют своих лидеров.

В православных церквях служителей называют “Otac”. Также, можно обратиться к священнику по имени: “Отец, Александр”. В православии не называют служителя церкви “Святой отец”. Так говорят только католики.

Ритуалы и традиции

Верующие семьи очень трепетно относятся к религиозным традициям и ритуалам. Новорожденные дети обязательно проходят ритуал крещения. Еще одно важное событие — это первое причастие.

Если в некоторых странах Европы браки чаще всего заключают в уполномоченных государственных органах, то в Хорватии принято получать благословение церкви. Кстати, церковные браки считаются вполне законными даже на государственном уровне.

В стране много паломников. Многие из них отправляются в Герцеговину, в Меджугорье. Говорят, что это святилище лечит даже от самых тяжелых заболеваний.

Жители страны очень почитают кладбища. Умершего провожают в последний путь согласно всем католическим канонам. В дальнейшем за могилой ухаживают, постоянно убирают, приносят свечи и цветы.

В последнее время все чаще умерших кремируют. Прах можно похоронить или рассеять в месте, которое выбрал человек еще при жизни. Православные жители страны кремацию, как правило, не одобряют.

Религиозные праздники

На официальном уровне празднуют все католические праздники. Важнейшее религиозное событие в году — это Пасха. В этот день люди массово посещают церкви. Не менее значимый праздник — Рождество. Его отмечают в ночь на 26 декабря. В стране объявляется официальный выходной.

Другие государственные религиозные праздники — День Всех Святых и Трех волхвов, Успение Богородицы и Праздник тела Христово.

Православные люди имеют право не выйти на работу на Рождество (7 января). Почитающие ислам отдыхают во время важных для своей религии праздников. Среди них Рамазан-Байрам и.Курбан-Байрам.

Также, стоит отметить День Мертвых или День всех святых. В это время семьи съезжаются на могилы своих родственников. Принято приносит свечи, цветы и угощения.

Отношение к другим вероисповеданиям

Напомним, что Хорватия — это многоконфессиональная страна, но несмотря на это большинство религий оказываются в проигрышном положении. Большинство жителей страны — католики. В школе факультативно детей знакомят только с католицизмом. В календаре красным цветом будут отмечены официальные католические праздники.

Финансирование церквей на государственном уровне неравномерное. К примеру, на реконструкцию и строительство католических церквей выделяется намного больше денег. Различные благотворительные организации также обычно жертвуют деньги на развитие католицизма в стране. Несмотря на это, в городах можно встретить церкви разных направлениях. Например, в Загребе Вы увидите большую мечеть.

В обществе люди между собой нормально относятся друг к другу, несмотря на разное вероисповедание. К примеру, если по городу будут идти мусульмане, то другие жители страны не будут обращать на них внимание.

Туристы из разных стран будут комфортно себя чувствовать в любом городе Хорватии. Мы рекомендуем с уважением относиться к религии данной страны. Мужчины, которые вошли в католическую церковь, должны снять головные уборы. Женщинам покрывать голову платком не обязательно. Недопустимо приходить в храмы в пляжном одеянии. Если Вы отдыхали на море, то обязательно переоденьтесь перед экскурсией, программа которой включает посещение религиозных мест.