Институты за рубежом. Как найти бесплатное обучение за рубежом для русских

Разнообразные формы сотрудничества с зарубежными университетами, западными компаниями, организациями и фондами, в том числе стажировки и программы обмена студентами, поддерживаются сегодня многими московскими вузами. Основные проекты, в рамках которых студентам предоставляются широкие возможности принимать участие в международных стажировках - TEMPUS-TACIS, Erasmus Mundus, программы Британского Совета, YOUTH, Baltic Sea Region, трансатлантические программы Евросоюза, рамочные программы ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Количество вузов-партнеров известнейшего российского университета - более 50. Среди них:

  • В Италии - университеты Бари, Болоньи, Милана, Падуи, Палермо, Рима, Флоренции
  • Во Франции - Университет Париж-I; Университет им. Р.Шумана; Высшая школа филологии и гуманитарных наук (г. Лион); Университет Париж X; Национальная школа мостов и дорог
  • В Германии - Университет им. Гумбольдтов; Йенский университет им. Ф.Шиллера; Университет им. М.Лютера (г. Галле-Виттенберг); университеты Кайзерслаутерна, Тюбингена, Марбурга
  • В США - Университет Штата Нью-Йорк (СУНИ)
  • В Нидерландах - Технический университет Дельфта
  • В Финляндии - университеты Хельсинки и Тампере
  • В Испании - Университет Аликанте
  • В Австрии - Зальцбургский университет
  • В Швейцарии - Женевский университет
  • В Швеции - Стокгольмский университет

Кроме того, разнообразные программы международного обмена студентами реализуются совместно с вузами Польши, Македонии, Литвы, Сербии, Словакии, Албании, Ирландии, Чехии и ряда других стран.

Более подробную информацию о стажировках и грантах можно получить на соответствующей странице сайта Московского государственного университета http://www.msu.ru/int/stazh.html .

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

В первую очередь, можно отметить особенно активное сотрудничество с немецкими вузами и компаниями. Партнеры МИСис в Германии:

  • Технический университет Гамбурга-Харбурга
  • Технический университет - Дрезден
  • Отто-фон-Герике университет Магдебурга
  • Высшая техническая школа Ройтлингена
  • Штутгартский университет
  • Университет Эссена
  • Университет имени Иоганна Гуттенберга Майнц
  • Регенсбургский Технический университет
  • Университет Бундесвера, г. Мюнхен
  • Высшая школа г. Йена
  • Ассоциация немецких выпускников МИСиС
  • Рейн-Вестфальская высшая техническая школа
  • Фрайбергская горная академия
  • Технический университет - Клаушталь
  • Университет Карлсруе
  • Дрезденский технический университет
  • Badische Stahl-Engineering Gmbh
  • Высшая техническая школа Циттау/Герлиц
  • Reinz-Dichtungs Gmbh
  • Мюнхенский технический университет
  • Высшая школа техники и экономики Дрездена
  • Технический университет Мюнхена
  • Отто-Фридрих университет Бамберга
  • BWG Bergwerk- und Walzwerk-Maschinenbau GmbH
  • Технический университет Ильменау
  • VDI Technology Center
  • European Aeronautic Defence and Space Company - EADS
  • Daimler-Chrysler Research and Technology
  • Frenzelit Co GmbH
  • Институт повышения квалификации г.Цвикау
  • EKO-Stahl Gmbh
  • Yohann Wolfgang Goethe University

В число партнеров российского вуза в других странах входят следующие учебные заведения и организации:

  • В США - Университет Калифорнии (Фуллертон); Air Force Research Laboratory; Civilian Research and Development Foundation; Alcoa Inc.; Университет Иллинойса; Горная школа Колорадо (Голден); Университет Северной Айовы (СидерФоллс); International Science and Technology Center; NATO Research Program; General Motors Corp
  • В Канаде - Монреальская политехническая школа
  • В Нидерландах - Netherlands Research Foundation; AKZO Nobel Aerospace Coatings; SKF Research&Development Company B.V.
  • В Великобритании - Империал Колледж; Royal Society; университеты Кембриджа, Нотингема, Шеффилда
  • В Италии - Университет Удина; Римский университет «Тор Вергата»; Национальный институт ядерной физики г. Падуя; Universitat Politecnica dele Marche; Университет Анконы;
  • Во Франции - Национальная инженерная школа Сейнт-Этьенна; Парижский университет Orsay Cedex; Национальный политехнический институт Гренобля; Arcelor Research S.A.; Национальная инженерная школа Метца; Национальный политехнический институт Лотарингии (Нанси); Университет права, экономики и наук Экс-Марселя; Национальная высшая школа искусств и ремесел (Париж); CNRS
  • В Швейцарии - Высшая техническая школа в Цюрихе
  • В Испании - Барселонский университет; Instituto de Ciencia de Materiales de Sevilla
  • В Бельгии - Технический университет Брюсселя
  • В Австрии - Технический университет Вены ; Горный университет Леобена

Кроме того, МИСиС сотрудничает с вузами Болгарии, Венгрии, Израиля, Латвии, Польши, Сербии, Словакии, Словении, Финляндии, Чехии, Швеции, ряда других стран. Подробнее о программах международной академической мобильности можно прочитать на странице http://misis.ru/ru/74 .

Стажировки в западных компаниях

В рамках международных образовательных проектов крупные транснациональные компании предлагают различные стажировки студентам старших курсов или выпускникам российских вузов. Потенциальные работодатели особенно ценят выпускников таких престижных московских вузов как МГУ, МГТУ, МГИМО, МФТИ, МЭСИ.

Среди компаний, проявляющих интерес к выпускникам российских учебных заведений - Procter & Gamble , Ernst & Young , PricewaterhouseCoopers , Microsoft, Daimler-Chrysler.

Важно отметить, что западные компании весьма скрупулезно ведут отбор кандидатов на стажировки. Претендентам стоит подготовиться к серьезнейшей конкуренции. При этом у тех, кто прошел отбор, шансы получить постоянную работу весьма велики. Так, например, в Ernst & Young предложения получают более 95% стажеров, в PricewaterhouseCoopers - более 80% стажеров.

Дополнительная «интеллектуальная эмиграция» из нашей страны - очевидная отрицательная сторона такого сотрудничества.

В то же время, межвузовский обмен и стажировки в крупных западных компаниях - факторы, которые создают среди российских студентов дополнительную конкуренцию и в целом повышают уровень подготовки учащихся. Для студентов безусловными плюсами сотрудничества вузов и компаний на международном уровне являются возможность получения двойного диплома и дополнительные перспективы трудоустройства.

Александр Митин

Сегодня у многих родителей есть возможность дать своему ребенку хорошее образование в престижном учебном заведении не только в России, но и за рубежом. Популярные зарубежные колледжи - это возможность получить отличные знания, которые ценятся во всем мире и которые в дальнейшем помогут ему реализовать себя в жизни и на будущей работе.


Результаты проведенных исследований не удивили: самые популярные высшие учебные заведения среди всех стран мира, где предпочитают учиться российские студенты, находятся в Великобритании.

Все большую популярность также с каждым годом набирают Голландия и Германия. Их ВУЗы традиционно рады приветствовать русскоязычных студентов, для них даже специально создают языковые курсы, которые помогают иностранным студентам преодолевать барьер.

Огромной популярностью не только в России, но и во всем мире также пользуются университеты Соединенных Штатов Америки. Количество иностранных студентов в этой стране постоянно увеличивается. Здесь самый популярный штат для студентов, приезжающих из-за границы – Калифорния. А самый популярный город, где обучаются такие студенты – Нью-Йорк. Как правило, большинство поступающих в ВУЗы США предпочитают изучать правила ведения бизнеса.

Рассмотрим преимущества популярных зарубежных ВУЗов.

Оксфордский и Кембриджский университеты – Великобритания

Эти университеты являются самыми престижными высшими учебными заведениями в Европе. Некогда это был один – Оксфордский университет. Но потом некоторые преподаватели и студенты отделились и образовали свой собственный – Кембриджский университет. Сегодня между этими ВУЗами сложные отношения, они то конкурируют, то союзничают.


Главной отличительной чертой Оксфорда является необычная образовательная методика, которая характеризуется спорами и дискуссиями. Перед преподавателем стоит задача разгромить работу студента, задача второго – доказать свою правоту и привести доводы, которые уничтожат опровержения, высказанные преподавателем.

Программы по получению стипендий в британских ВУЗах для русских студентов

Во многих британских университетах предлагают стипендиальные программы для студентов из России, которые помогут оплатить интересующий вас курс. Одна из самых популярных – стипендия «Чивнинг» (Chevening). Ее ежегодно на конкурсной основе присуждает Британский совет студентам из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и других стран. Конкурс - около сорока человек на место. Финансирует эту программу при поддержке лучших университетов МИД Великобритании. Эта стипендия компенсирует стоимость проживания и обучения в ВУЗе в течение года.


Регулярно выделяет стипендии для иностранных студентов и сам Оксфордский университет, правда, получают их участники научных программ - магистерских и докторских. К примеру, на программу Clarendon Scholarships at Oxford University каждый год выделяют около сотни стипендий, а в рамках стипендии Hill Foundation предусмотрены гранты для десяти студентов из России.

Гарвард, Принстон, Стенфорд - самые популярные ВУЗы для россиян в США

Самый известный и старейший университет США – Гарвард. Он состоит всего лишь из девяти факультетов, среди которых самые популярные юридический и медицинский. Также здесь есть факультеты бизнеса, педагогики, богословия, дизайна, здравоохранения, искусств и наук и государственного управления.


Обучение в Гарварде – это не только престижно, но и еще и весьма дорого. В год студенту необходимо выплатить порядка 45-60 тысяч долларов. Да и поступить в этот ВУЗ очень сложно, даже есть у абитуриента хорошие рекомендации, высокие оценки и уровень знаний. Большое внимание при поступлении уделяется активности студента в социально-общественной и научно-исследовательской деятельности, а именно, участие в олимпиадах, практических работах, занятиях благотворительностью и прочее.

Принстон привлекает студентов, которые связывают свое будущее с развитием науки, он знаменит значимым вкладом в научно-исследовательскую деятельность. В Стенфорде будущие владельцы корпораций могут получить качественное и престижное бизнес-образование.

Гейдельбергский университет – Германия

Самый крупный и престижный ВУЗ Германии, который имеет пятнадцать факультетов разной направленности. Особенно популярны среди российских студентов медицинский, педагогический, исторический, физический, химический и математический, а также школа юриспруденции. Для поступления необходимо хорошо знать немецкий язык. Отбор проходит по среднему баллу аттестата или диплома.

Зарубежное образование в Китае

Министерство образования Китая опубликовало данные, по результатам которых ежегодно в стране в больших и маленьких китайских ВУЗах получают высшее образование более чем 10 000 российских студентов. Встретить их можно практически в каждом университете Поднебесной. Один из самых популярных у россиян - Пекинский университет языков и культуры. Он известен во всем мире, количество студентов из разных стран мира почти в 2 раза превышает число китайских студентов.


Значение высшего образования, полученного в Китае, для россиян сегодня сложно переоценить. Большинство студентов приезжают в эту страну, чтобы целенаправленно выучить китайский язык, но также популярно банковское дело, юриспруденция, медицинские науки, инженерно-строительное образование. Основную массу русских студентов составляют будущие специалисты со знанием китайского языка в области бизнес-администрирования, бизнес-менеджмента, китайской культуры.

Александр Рыжаков

С дипломом канадского вуза для тебя открываются рынки труда всего мира и в то же время, именно в Канаде можно создать что-то свое и быть успешным. Если вы хотите добиться успеха, помните о таком слове как ‘Networking’. Овладев этим искусством, вы добьетесь колоссальных результатов в Северной Америки в целом. Учиться в Канаде интересно и полезно. Humber College проводит различные мероприятия и, если есть время и желание, то можно принять в них участие и почувствовать истинную атмосферу канадского обучения. Еще одним преимуществом является многонациональный состав студентов. В моей группе были как канадцы, так и представители США, Португалии, Японии и других стран. Такая многообразность придает яркость и динамичность получаемым знаниям".

Дарья Рогожникова

Главное отличие нидерландской системы образования - нацеленность на самообучение. Это совершенно не значит, что студент предоставлен сам себе. В любой момент можно получить помощь или разъяснение преподавателей. Мне довольно долго приходилось бороть внутри себя запрет на выражение собственного мнения в процессе написания академических эссе и работ. В Нидерландах ключевой фразой в академических эссе является "я считаю", а на занятиях тебя постоянно спрашивают "А что думаешь ты?", и этот подход серьезно отличается от того, что практикуют в российских университетах.

Мой совет, займитесь сбором и подготовкой необходимых документов заранее! У меня ушла пара месяцев на то, чтобы создать с нуля описание пройденных мной в России дисциплин и курсовой литературы. Если вы собираетесь после окончания обучения запросить год на поиск работы, советую не упускать возможности стажировок во время учебы. Это в разы увеличит ваши шансы на последующее трудоустройство, поскольку голландские рекрутеры не очень-то доверяют опыту работы, полученному на родине.

Кристина Запорожец

Моя специальность называется post-secondary business-marketing.

Продолжительность этого курса 4 семестра.

Поступать учиться можно 3 раза в год: сентябрь, январь и май.

Непосредственно перед учебой каждый студент колледжа получает свой личный номер и пароль. Это необходимо для того, чтобы каждый мог зайти в свой личный кабинет на сайте колледжа и просмотреть всю необходимую информацию, а именно:

  • список предметов, которые будут в будущем семестре;
  • домашнее задание;
  • объявления различного рода.

Что самое удобное - это то, что каждое событие колледжа высылается каждому студенту на почту. И никто ничего не сможет пропустить. Что касается расписания, то его каждый студент может выбрать сам. Главное, чтобы по окончанию семестра по каждому предмету рейтинг не был ниже 50%.

Я сейчас на втором семестре. У меня 6 предметов плюс математика финансов, которую я изучаю дистанционно. Это значит, что у меня в наличии есть книжка, где после каждого модуля идет задание. Я должна его выполнить и выслать на электронную почту инструктору. Тот, соответственно, проверяет и, в свою очередь присылает оценку и какие-либо корректировки на мою почту. Это очень удобно, так как есть возможность выполнять задания в то время, когда удобно.

Обычно в день по 1-2 предмету по 2-3 часа. Даются небольшие перерывчики в течение занятия по 10-15 минут. Все преподаватели относятся с пониманием к каждому студенту, всегда готовы помочь, легки «на подъем». Нет какого-либо неравенства. Наоборот, канадцы даже уважают иностранных студентов за их, так сказать, отвагу поехать за границу, обучаться на другом языке, жить без близких людей. Что интересно, это то, что каждый студент не стремится быстрее убежать домой из колледжа, чтобы отдохнуть! В Centennial есть все для учебы и отдыха!

Например для учебы есть несколько библиотек с огромным количеством столов, компьютеров, закрытых/открытых учебных комнат, принтеры. Можно совершенно бесплатно взять ноутбук на 4 часа и пользоваться им в пределах учебного заведения.

Все те книги, которые необходимо купить для учебы, можно приобрести в Bookstore в колледже. Также есть тренажерный зал, баскетбол, футбол, настольный теннис, фитнес, спа- салон.

Что меня совсем удивило, так это места для сна! На самом деле есть такого рода кушетки в самом спокойном месте колледжа, где можно полежать-отдохнуть! А в студенческом центре находится зал с игровыми приставками. И более того, конечно же, кому исполнилось 19 лет, могут выпить алкогольные напитки в пределах определенного помещения, называемого Bar. Это как лозунг: «Лучше выпивайте в колледже, нежели где-то на улице!» =)

В колледже постоянно проводятся какие-либо мероприятия, собрания по поводу иммиграции, работы и т.д. Что касается питания, то есть кафетерий, где можно купить различного рода еду индийской, китайской кухни, фаст-фуд в Subway, кофе и пончики в Tim Hortons, а также можно подогреть в микроволновке то, что ты принес с собой. Вообще, колледж работает до 22-00. Поэтому можно вдоволь позаниматься, пообщаться и найти новых друзей почти из 100 стран мира!

Читать целиком

Кристина Турлакова

Обучение в Англии стало для меня настоящим подарком судьбы, который кардинально изменил мою жизнь. Еще обучаясь на бакалавриате, я пришла к выводу, что продолжить обучение в магистратуре я хочу за границей. Я выбрала обучение в Англии, так как университеты Великобритании считаются одними из лучших в мире. Поступить в университет напрямую довольно сложно, поэтому я приняла решение поступить на программу Pre-Masters ONCAMPUS на базе Birkbeck University в Лондоне. Задача подготовительного курса заключалась в том, чтобы подготовить студентов к обучению на английском языке, постепенно включая изучение сложных предметов и навыков академического письма: курсовых работ и эссе. Требования при поступлении на Pre-Masters значительно ниже, чем на магистратуру, поэтому на подготовительную программу можно поступить при невысоких оценках и относительно слабым владением английским языком.

После окончания Pre-Masters у меня было преимущество при поступлении, а в некоторых вузах зачисляли на программы магистратуры без экзаменов. Во время моего обучения на подготовительной программе я долго выбирала университет, в который хотела бы поступить. Мне нужно было учебное заведение, в котором была бы сильная бизнес школа по специальности «менеджмент».

Я выбирала между университетами Queen Mary University of London и University of Westminster. Мне больше понравилась Вестминстерская бизнес-школа и я очень довольна своим выбором. Длительность магистратуры один год и это был самый интенсивный год в моей жизни. Я считаю, что без программы Pre-Masters мне было бы значительно сложнее. Программа была четко направлена на развитие практических навыков в бизнес индустрии. Преподаватели очень дружелюбные, всегда помогут и подскажут. Очень часто приходили guest speakers - люди, работающие в бизнес индустрии и имеющие большой профессиональный опыт. Выпускники с дипломами английских вузов являются очень востребованными в мире, начальная зарплата существенно выше, чем у других.

Читать целиком

Майя Зюзина

Студентка 1 курса Lindenwood University

Я поступила в Lindenwood University по стипендиальной программе, которая покрывает 50% моего обучения за рубежом. Для участия в программе нужно было сдать TOEFL не меньше чем на 61 балл, а также иметь хорошие оценки за последние 3 года обучения в школе. Я учусь по специальности World History. Если студент учится по гуманитарному направлению, то он должен взять 2 научных предмета, а если студент преимущественно учит науки, то он должен взять 2 гуманитарных предмета. Помимо основных предметов я могу брать элективы- дополнительные курсы из разных областей знаний. Либо можно стать double major, тогда появляется возможность получить 2 образования сразу.

Американское образование отличает детальность изучения предмета. В каждом полугодии ты берешь 5-6 предметов, но изучаешь эти предметы очень детально, что позволяет действительно понять предмет, его суть и предназначение. Суть американского образования - самообразование: ученик читает дома учебники, учит, готовится к уроку, а на уроке они вместе с учителем разбирают прочитанный материал. Учитель объясняет, что не понятно, учитель-это консультант. Здесь нет привычных нам лекций, и главное - это умение анализировать и предполагать, а не заучивать или зубрить, как это принято у нас. Поэтому мне приходится переучиваться. Учиться сложно, но интересно.

Еще одна позитивная вещь образования в США в том, что если, проучившись полгода, ты понял, что тебе не нравится твоя специальность, ты можешь поменять еще, или добавить новые курсы, или убрать их. Учителя прекрасные, грамотные, пытаются разнообразить урок, помогают студенту в любой ситуации, понятно объясняют материал, в любое время можно позаниматься с ними как с репетиторами. Можно брать различные спортивные классы. Сейчас я занимаюсь фитнесом, а в следующем семестре я планирую Art of dance, на котором я буду изучать разные виды танцев и их историю.

В университете много иностранных студентов со всех стран мира, люди очень позитивные, отзывчивые, улыбчивые, в любой момент готовы тебе помочь, что меня очень удивило. Я живу в общежитии, в комнате с одной девочкой, и мы делим ванную с двумя другими девочками. Все чисто, никаких проблем нет. На территории кампуса две столовые, с большим выбором еды.

Если вы заканчиваете школу и задумываетесь об учебе в США, не бойтесь! Но знайте, что вам придется учиться целыми днями и делать очень много домашнего задания. Хоть учиться и тяжело, но интересно, и вы будете тратить силы на нужные вам вещи.

Читать целиком

Никита Максимов,22 года

Что мне нравится в университете? Все! Как только я приехал в университет - глаза начали разбегаться. Тут все как фильмах, картинках и книгах: студенты лежат на траве, едят, общаются, читают книги. Большой кампус университета находится рядом с парком, а ручей разбивает корпусы университета на две половины. Где-то неподалеку играют ребята в волейбол. Раз в месяц университет устраивает бесплатное BBQ, где все студенты могут собраться и провести вместе время за обедом.

Учусь я в Австралии на психолога. Изначально присутствует колоссальная разница в системе образования России и Австралии. В России я закончил бакалавриат по экономике, хотя знаний в области экономики, честно говоря, осталось не очень много. Это не потому, что я тупой или ленивый, а потому что система обучения кардинально другая. В России ты можешь не ходить на занятия целый семестр, подготовиться к экзамену, получить свою тройку и расслабиться. Здесь же, в Австралии, ты чувствуешь, что задача учителя дать тебе знания и понимание предмета. Я учусь всего 1 семестр, но по ощущениям, я гораздо лучший психолог здесь, чем экономист в России.

В нашем обучении очень много практики: студентов делят на группы и дают увлекательные задания на закрепление полученных знаний. У каждого преподавателя своя методика проведения занятий и начисления баллов. Например, преподаватель предмета health behavior, в течение семестра каждую неделю давала нам тест на дом, состоящий из десяти вопросов, при выполнении которых можно пользоваться Интернетом, учебниками и другими источниками. За каждый решенный тест мы набирали определенные «кредиты», которые начисляются по мере прохождения предмета. Поэтому, успешно сдать семестр, можно лишь усердно работая на парах, повторяя материал дома, и написав хорошо итоговый тест.

Преподаватели тут держатся профессионально, задавая образец поведения и пример для подражания. Они всегда готовы ответить на любой вопрос и помочь при любой проблеме. С первого семестра нас уже учат как "быть психологами". Что делать, что не делать, как смотреть на клиента, как держать осанку, как сообщать о времени и так далее. Что я проходил на первом семестре экономики? Теорию, теорию, и еще раз теорию…. По-моему, именно отношение преподавателей и манера обучения являются ключевыми компонентами успешной образовательной системы университета.

Изначально я выбирал обучение в городах Перт или Мельбурн. Перт - тихий город в западной части материка. Мельбурн же является культурной столицей Австралии, где постоянно проходят концерты, фестивали и другие мероприятия. В моем выборе сыграло роль местоположение города. От Мельбурна в часовой доступности на самолете такие города как Сидней, Канберра и Голд Кост. Благодаря огромному количеству парков, садов и бульваров Мельбурн очень часто называется «городом-садом», а штат Виктория известен как «Штат садов» ещё с XIX века. Прожив 22 года в России понимаешь, что нашим городам недостает порой зеленого цвета, чего с лихвой я нахожу здесь.

По окончании обучения я планирую работать либо частным психологом, либо детским. Работа с детьми не даст тебе заскучать, а работа частного психолога сулит более интересное возможно продвижение по карьере.

Читать целиком

Сергей Земчихин

Я хочу получить престижное европейские бизнес-образование и Голландия дает возможность не только получить актуальные и востребованные на рынке труда знания, но и пройти стажировку и получить опыт работы в европейской компании. Для человека, изучающего международный бизнес - это большой плюс...

Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

Шаг 1: анализ ситуации

Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

Оксана Сытник

студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

«Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

Шаг 2: определение притязаний

Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

Наталья Равдина

руководитель образовательных проектов Британского Совета:

«Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

Шаг 3: поиск программ

Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

Наталья Гаранина

студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

«Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

Шаг 4: сбор и подготовка документов

Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

Ирина Добрынина

стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

«Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

Шаг 5: интервью

Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

Александр Паролов

студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

«Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.

Бесплатное высшее образование в Европе доступно не только жителям Евросоюза, но и студентам из России, Украины, Беларуси и других постсоветских стран. Множество европейских стран финансируют сферу образования настолько, что бесплатное обучение доступно каждому желающему. Очевидно, что для его получения необходимо соответствовать ряду установленных требований, предъявляемых правительствами и университетами различных стран.

Европейское образование традиционно и заслуженно считается одним из самых лучших и качественных. Абитуриенты и студенты из разных уголков планеты стремятся на обучение в вузы Европы. Такое образование – реальный залог успешной карьеры в не менее успешной стране.

Большим недостатком для русских студентов в таких учебных заведениях всегда была плата за обучение. Она, как правило, была высокой даже для жителей европейских стран, а тем более для среднестатистического гражданина постсоветского государства. Однако, с некоторых пор европейцы осознали, что, вкладывая государственные деньги в обучение специалистов, страна делает бесценные инвестиции. Это привело к тому, что сегодня существует целый ряд стран и множество программ, позволяющих получить стопроцентно бесплатное образование в Евросоюзе (ну, или за совсем уж символическую плату даже по меркам жителей СНГ).

На каком языке можно получить бесплатное образование в Европе

Ну, очевидно, что в большинстве программ актуально знание именно английского языка. Однако, есть и национальные особенности. Более широкие возможности перед студентом открываются при знании языка страны, в которой он обучается. В Германии, например, нельзя учиться на медицинскую специальность на английском. Да и в перспективе трудоустройства пригодится знание официального языка страны пребывания.

При этом вполне реально найти программу, по которой учеба будет осуществляться на английском. Параллельно же можно изучать местные языки, которые пригодятся при дальнейшей социализации и трудоустройстве. Возможность бесплатно проходить обучение на английском есть в таких странах, как Германия, Чехия, Финляндия и прочие.

Некоторые европейские вузы предлагают подготовительный курс, на котором студенту и предстоит обучиться языку страны. Как правило, такие курсы также бесплатны или с символической платой.

Еще одной особенностью европейского образования является несоответствие российской системы среднего образования большинству стран Европы, где предусмотрено 12-летнее обучение. При этом ряд вузов требует документы об окончании именно двенадцатилетнего курса. Для русских абитуриентов проблема может решаться путем поступления в местные вузы и окончании одного-двух курсов.

Где можно получить бесплатное европейское образование

Ниже собран перечень стран, в которых можно пройти обучение бесплатно или за символическую плату (до тысячи евро в год). Учеба в них доступна для иностранцев.

  • Австрия. Государственные австрийские вузы предлагают зачисление без вступительных тестов/экзаменов (за исключением английского или немецкого языка). Нужно начальное высшее образование (минимум 1 год) на родине. Возможен подготовительный год для изучения языка. В некоторых случаях допускается зачисление непосредственно после школы.
  • Германия. Предлагается широкий спектр специальностей. Вступительных экзаменов нет, только тест на знания языка. Есть много англоязычных курсов, однако, конкурс на них очень велик. Требуется минимум 2 года обучения в вузе на родине. Возможен подготовительный год после окончания только одного курса в российском вузе.
  • Греция. Обучение ведется на греческом языке, однако, при поступлении теста на знание языка не требуется. Зачисление происходит без экзаменов и возможно сразу после окончания среднего образования.
  • Испания. Поступать в государственные вузы можно сразу после школы. Предусмотрены вступительные тесты. Обучение происходит на испанском. После окончания первого курса на родине можно поступить в испанский вуз без экзаменов.
  • Италия. Есть возможность проходить обучение на английском. При поступлении тестируется знание языка. Требуется начальное образование в вузе на родине (один-два года). По ряду специализаций и направлений предусмотрены вступительные тесты.
  • Норвегия. Государственные вузы принимают сразу после окончания школы. Языки преподавания: норвежский, английский.
  • Финляндия. Предусмотрены образовательные программы и курсы на английском. Можно поступать в государственные высшие учебные заведения сразу после школы. Преимущественно предусмотрены вступительные экзамены. Есть возможность после школы поступить в колледж.
  • Франция. Поддержка программ на английском. Необходимо подтвердить знание языка. Зачисление происходит без предварительных экзаменов и тестов. Нужен аттестат о полном среднем образовании с хорошими оценками.
  • Польша. Курсы читаются на польском языке, который, кстати, не так уж сложно освоить для владеющих русским, украинским или белорусским. Абитуриенты зачисляются на основании конкурса аттестатов. Существуют платные относительно недорогие программы обучения на английском (в пределах 2 тысяч евро за год).
  • Португалия. Нужно знание португальского языка и сдать вступительные испытания. Поступление допускается сразу по окончании среднего образования.
  • Чехия. В государственных вузах бесплатна учеба на чешском языке. Допускается возможность поступления после школы. Зачисление может осуществляться по надлежаще оформленной доверенности (без присутствия абитуриента и без языкового теста). Требуется базовое знание языка для начала учебы. Возможно найти образовательные программы на прочих языках (в том числе английском). Их цена начинается от тысячи евро за семестр.

Кроме того, не взимается плата за получение высшего образования в Словении, Люксембурге. А к примеру, в Исландии требуется оплатить только админсбор в размере от 100 до 250 евро.

Несмотря на возможность получения отличного высшего образования в Европе совершенно бесплатно или очень недорого, существует мнение, что затраты на проживание и питание в странах ЕС будут непомерны для выходцев из России и прочих постсоветских стран. Текущие расходы у студентов в Евросоюзе, конечно, существуют и составляют они:

  • порядка 40-150 евро – семестровый сбор на учебные материалы, канцтовары, копии;
  • жилье и питание – в Европе студент может получить эти блага дешевле, чем в российской столице (аренда жилья, например, достигает от 200 до 400 евро, а, вообще, на проживание требуется где-то в пределах 900 евро за месяц).

Таким образом, высшее образование в Европе доступно российским абитуриентам и по условиям, и по финансам. Множество бесплатных программ делают его еще более привлекательным для выходцев из стран СНГ. При этом, как правило, еще и предоставляется шанс выучить один из европейских языков. А это сильно повышает конкурентоспособность будущего дипломированного специалиста при трудоустройстве в европейской стране.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: