К крупнейшим банковским семействам средневековой италии относятся. Банковская система италии

Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство про­извести национализацию значительной части банков и сфор­мировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбереже­ниям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими бан­ками и специализированными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности.

Во-первых , значительна доля участия государст­венного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутст­вие государства в банковском секторе проявляется в двух фор­мах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облига­ций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усилива­ется политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой по­литической «сортировки». Например, президентом «Банко нацио­нале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.

Во-вторых , банки и кредитные учреждения делятся на ин­ституты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кре­дитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учрежде­ния, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществ­ляющие широкий круг банковских операций; негосударствен­ные коммерческие банки, имеющие большое количество отде­лений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность кото­рых связана с частной клиентурой и ограничена рамками опре­деленной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназна­ченные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования ха­рактерна узкая специализация (промышленность, сельское хо­зяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определя­ет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреж­дения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кре­дитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала боль­шую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РОБОТОТЕХНИКИ

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Деньги.Кредит.Банки»

«Банковская система Италии»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент гр. ФДО- 402пз Сягаев А.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Ассистент Э.Н. Валетдинова

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики.

Италия занимает одно из лидирующих положений среди экономик мира. Филиалы ее коммерческих банков расположены по всему миру, они имеют четкую и эффективную систему.

Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы Италии.

В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе будут решены следующие задачи:

1) рассмотрена история формирования банковской системы Италии;

2) рассмотрена структура банковской системы Италии;

3) проведен сравнительный анализ банковских систем Италии и России.

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры.

Они принимали деньги на хранение, осуществляли переводную операцию и выдавали ссуды - ростовщические, промышленные, под залог недвижимости - ипотечные. Они также занимались организацией аукционов и проведением их. С аукционов продавалось заложенное имущество своего и других банков с получением комиссионных.

Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и, в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156-1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков.

Первым таким банком стал Венецианский банк «Monte Nuovo». Банки представляли собой собственно общественные учреждения, принимавшие налоги и производившие некоторые банковские операции, и подразделялись на «светские горы» (Monies provant) и «горы», учрежденные для борьбы с ростовщичеством и находившиеся под покровительством духовенства (Monies pietatis).

Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 г. путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики.

В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Банк пользовался большими привилегиями - Генуэзский дожь (мэр) при своем вступлении в должность должен был присягать, что он обязуется защищать самостоятельность банка и способствовать его процветанию.

С 1463 по 1505 гг. папой римским Банку было предоставлено право отлучить от Церкви неисправимых должников.

И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 г. появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам.

А в 1587 г. был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений.

В 1893 г. появляется Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 гг. XIX вв.

Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии.

Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями.

Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере).

Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций.

Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%.

Присутствие государства в банковском секторе усиливается политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки».

Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования.

Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп:

1) государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы;

2) банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций;

3) негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов;

4) сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории;

5) ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства;

6) специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне - и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей).

Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные.

Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк».

В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% - банкам национальных интересов и 25% - государству.

В последние годы Банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.

Высшим органом кредитной системы является государственный институт - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, созданный в 1947 г. и представляющий собой так называемое мини-правительство, наделенное большими полномочиями. В его функции входят:

1) обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;

2) разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;

3) контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происходит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;

4) санкционирование всех предписаний, определяющих нормы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;

5) осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций, Комитет не имеет права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована центральному банку.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управляет председатель, который является министром казначейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимает участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет связан с казначейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые кот с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Центральным банком выступает Банк Италии, созданный 1893 г. и являющийся с 1926 г. единым эмиссионным центров страны. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения государством, хотя и является юридическим лицом - акционерным обществом.

С 1895 г. ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 г. Банк получил право KOI над кредитной системой и курсом лиры.

С 1936 г. он стал «банком» банков». В настоящее время в организационном плане Банк Италии - центральный эмиссионный банк, публично-правовое учреждение с капиталом, состоящим из 300000 именных паев, которые поделены между государственными и полугосударственными учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично-правовые институты, банки национальных интересов, институты социального обеспечения, страховые учреждения. Практически он же является государственным институтом.

Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денежно-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования экономики.

Административно он подчинен казначейству, в области же кредитной политики следует рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.

Во главе Банка Италии стоит Высший совет, который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, но не входят политические деятели.

Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и 4 директоров.

Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в любое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями являются следующие:

1) эмиссия кредитных денег;

2) аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов центрального банка (34905 млн долл.) и состоят в основном из ЭКЮ, СДР (125 млн долл.). Несмотря на уход золота из обращения, оно составляет немалую долю в золотых резервах - 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не изменилась;

3) банк является кассиром правительства, в нем имеется счет государства, на котором ведется движение поступлений и выплат. В этом плане существуют определенные разграничения «обязанностей» Банка Италии и казначейства. Поступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их;

4) банк предоставляет кредиты кредитным учреждениям и правительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливаются законом единовременно или ежегодно. В то же время рефинансирование кредитных учреждений ограничено;

5) банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межминистерским комитетом и осуществляются они непосредственно Банком Италии при поддержке Ассоциации итальянских банков.

Межминистерский комитет отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов, Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор как в документарной, так и в дистанционных формах.

В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учреждений, обеспечение нормального функционирования кредитной системы в целом.

Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.).

В Законе о банках определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении.

Для осуществления надзора за этими группами банков была разработана концепция объединенного надзора.

Также Банк Италии выполняет следующие вспомогательные функции:

1) банк осуществляет контроль за валютным обращением, курсом лиры, введением европейской валютной единицы - «евро». Уже в 1997 г. в Италии введено в оборот 0,5 млрд «евро»;

2) банк осуществляет денежно-кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые меры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно операции репо), политика минимальных обязательных резервов. Для Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для Банка Италии платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пассивов баланса банка;

3) банк занимается организацией безналичных расчетов. Операции Банка Италии представляют собой операции по привлечению денежных средств (пассивные) по их размещению (активные).

К пассивным относятся эмиссия банкнот, вклады кредитных учреждений, правительства, иностранных банков, капитал и резервы. Основной активной операцией выступает переучет векселей со сроком погашения не более 4 месяцев.

Прямой учет векселей частной клиентуры в Италии центральным банком запрещен. Банк осуществляет выдачу кредитов под залог государственных ценных бумаг, облигаций ипотечных кредитных учреждений, залоговых свидетельств со сроком не более 4 месяцев, проводит инвестиции в государственные ценные бумаги.

Ядром банковской системы Италии выступают 6 банков так называемых кредитных учреждений, 3 банка национальных интересов с филиалами и частные банки.

Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев.

Но через посредничество банков долго- и среднесрочного кредитования под прикрытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон благополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок.

В связи с этим коммерческие банки носят универсальный характер, хотя в 1936 г. была предпринята попытка их специализации, в результате которой появились банки движимого имущества, инвестиционные банки и депозитные.

К депозитным банком относятся прежде всего три банка национальных интересов со своими филиалами, которые являются собственностью IRI (Институт реконструкции промышленности).

На них приходится около 11% депозитов, 12,1% кредитов банковской сферы. Депозитные банки делятся на 5 категорий:

Самые крупные, в их число входит 5 банков;

Крупные, представленные пятью банками;

Средние (11 банков);

Мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.

К банкам движимого имущества относят 5 банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные.

К ним относят «Сеционе» (Sezione), «Институте ди кредито фондарио» (Institute di credito fondario), «Едифицио» (Edifizio), «Аграрио мобилиане» (Agrario mobiliane).

К инвестиционным банкам относятся, государственные и полугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и средних фирм, а также инфраструктуры страны.

Среди инвестиционных банков «Институте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанк», «Медиок-редито», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис».

Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на смешанной форме собственности или государственной и предполагающие не только кредитование промышленности, но и правительственных программ.

По форме собственности коммерческие банки являются в основном государственными. При этом выделяют два вида государственных банков.

Во-первых, государственные кредитные учреждения, являющиеся прямой собственностью государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдельных регионов.

И, во-вторых, банки, в которых государство принимает опосредованное участие. К ним относятся банки, являющиеся собственностью государственного Института реконструкции промышленности.

В целом коммерческие банки могут быть представлены в следующих видах.

Полностью государственные или частично государственные, среди которых особое место занимают:

1) «Банко национале дел Лаворо» (Banco nationale del Lavoro), имеющий ряд филиалов, в том числе филиал «Банко Тибурти-на» (Banco Tiburtina); 7 специальных секций (Сеционе); банк «Finanziarta italiana di partecipazioni»; банк наличных средств (EFIBANCA); 18 лизинговых обществ; 28 обществ по факторингу; 35 отделений и 10 банков-филиалов за границей;

2) «Институто Сан Паоло ди Торино» (Istituto San Paolo di Torino), который объединяет 2 филиала коммерческих банков (Banco Lariano, Banco provintiale Lombarda), 2 инвестиционных банка, общество по продаже финансовой продукции, 2 общества по управлению портфелем ценных бумаг, 4 филиала по проведению лизинговых операций, филиал по факторингу, 8 отделений и 4 банка за границей;

3) региональные банки «Банко ди Наполи» (Banko di Napoli); «Банко ди Сицилия» (Banco di Sizilia), «Монте дел Паши ди Сиенна» (Banco del Pasxhi di Sienna), «Банко ди Сардиния» (Banco di Sardegna);

4) три банка национальных интересов (БИН): «Банко соммерциале Италиано» (коммерческий банк Италии), который, объединяет при обычных условиях мажоритарного владения капиталом 2 коммерческих банка, участвует в капитале «Медиобан-ка» (на него приходится около 18% капитала), имеет филиал по факторингу, лизингу, по управлению ценными бумагами, а также 9 филиалов за границей, в том числе участвует в банке «Зюдамерис» (SudAMERIS) (48% капитала); Банк Рима (Banco di Roma) и «Средито Италиано» (Credito Italiano).

С начала 80-х гг. начинается постепенная приватизация коммерческих банков, в результате чего доля государства в таких банках снизилась до 51 % в ходе эмиссии ценных бумаг и реализации их на бирже.

Помимо государственных и полугосударственных банков выделяют частные банки, среди которых наиболее известный «Амбровенето» (Ambroveneto).

В целом же их насчитывается около 100. Доля частных банков, называемых банками обычного кредита, долгое время сокращалась в результате расширения государственного сектора, но несмотря на это на них приходится 24% депозитов и около 26% кредитов всей банковской сферы.

Частные банки становятся жертвой слияний и поглощения как национальными, так и иностранными банками.

Из вновь созданных частных банков можно назвать «Банко Амброзиано», который впоследствии разорился, «Новый Банк Амброзиано» (NAB), поглотивший «Банко Катголика дел Венето» (Католический банк Венеции), в результате чего появилась частная итальянская группа, являющаяся 10-й по размеру активов согласно-национальной классификации банков.

Итальянская банковская система достаточно многообразна и включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков.

Наиболее многочисленна (129) группа народных банков (banco populari). Их клиентами выступают ремесленники и сельскохозяйственные работники.

Такие банки образуют сеть взаимного и кооперативного кредита. В правовом отношении на них распространяются положения, установленные для кооперативных учреждений, в частности, ограничен размер паев участников, каждый участник может пользоваться только одним голосом независимо от размеров пая.

Несмотря на значительное количество таких банков, их роль невелика. Основными конкурентами народных банков выступают сберегательные кассы, пользующиеся большим доверием у сельскохозяйственной клиентуры.

Народные банки объединены в два синдиката: Национальная ассоциация и Техническая ассоциация. Их объединяет своеобразный Центральный банк, который выполняет обычные функции для таких организаций.

Деловые банки представлены немногочисленной группой, что объясняется неразвитостью биржи, финансового рынка и большой мощью государственного сектора.

Деловые банки действуют на различных финансовых рынках как за свой счет, так и от имени какой-либо третьей стороны и управляют имуществом частных лиц и предприятий.

Они специализируются либо на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынками, либо выступают как финансовые институты, либо выполняют операции, характерные для коммерческих банков.

Наиболее крупным деловым банком является «Медиобанк» (Mediobanca), капитал которого делится между тремя банками национальных интересов и частными владельцам.

Причем частные акционеры имеют те же полномочия, что и банки благодаря одинаковому количеству административных должностей.

«Медиобанк» относится к институтам средне- и долгосрочного кредитования и участвует в промышленном капитале. С 1989 г. он частично приватизирован.

Помимо этого банка можно назвать «Евромобильяре» (Euromobiliare) и общество «Прайм-Мериел фонде» (Prime Meriel funds SPA).

Ипотечные банки в Италии развиты достаточно слабо, их немного (около 10), что связано с неразвитостью ипотеки. Как правило, ипотечные банки - государственные или полугосударственные.

Основными из них являются «Институте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанк».

Италия долгое время была страной, где открытие иностранных банков было строго регламентировано.

Начиная с 1985 г. эти препятствия были сняты, что привело к проникновению иностранных банков, особенно французских и немецких, и к открытию новых филиалов. В то же время итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов.

Особая роль в банковской системе Италии принадлежит сберегательным кассам, занимающимся аккумуляцией мелких сбережений. Первая сберегательная касса появилась в Италии в 1822 г. и в основе имела австрийскую модель.

Основной задачей сберегательных касс было поощрение сбережений простых людей. Впоследствии они распространились по всем провинциям. К 1927 г. их насчитывалось уже 204, но затем начинается процесс слияния, что привело к их значительному сокращению.

В настоящее время сберегательных касс около 80, и они подразделяются на 5 категорий: самые крупные (1), крупные (2), средние, мелкие, самые мелкие.

Основными операциями сберегательных касс выступают: прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосрочное кредитование, что дает возможность им быть реальными конкурентами коммерческих банков.

Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами: например, им запрещено заниматься спекулятивными операциями, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заемщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.

Сберегательные кассы являются государственными учреждениями. В зависимости от учредителя (создателя) они делятся на две категории - созданные местными органами власти и основанные ассоциацией физических лиц. В обоих случаях председатель совета назначается министром финансов.

Структура системы сберегательных касс основана на двоевластии. С одной стороны, они подчиняются профессиональному объединению - Ассоциации сберегательных касс Италии (ACRI), являющейся официальным представителем их интересов и осуществляющей консультационные услуги и услуги общего характера.

С другой стороны, сберегательные кассы административно подчиняются Кредитному институту сберегательных касс Италии, в функции которого входит, в частности, использование средств, не находящих применения.

Он выполняет функцию центрального банка для сберкасс, занимается объединением их средств путем вложения в ценные бумаги, рефинансированием сберкасс и других финансовых государственных учреждений.

Помимо этого выделяют Федеральный институт сберегательных касс, являющийся собственником двух касс Венеции. Он был создан по причине специфики касс, играющих большую роль в финансировании сельского хозяйства. Его задачей являются координация и рефинансирование деятельности касс в этой сфере.

Основной тенденцией в развитии сберегательных касс, наметившейся в 1990 г., стали их дальнейшее слияние и превращение в банки, в результате чего происходит изменение структуры капитала.

Наиболее крупная сберегательная касса в настоящее время - «CARIPLO» - сберегательная касса провинции Ломбардия, которая одновременно является и самой крупной в мире. Она насчитывает около 440 филиалов, треть из которых имеют прямые связи с заграницей.

Кроме банков, как таковых, в Италии существует широкая сеть финансовых учреждений. Их особенностью является то, что в качестве ресурсов они могут использовать либо собственный капитал, либо займы финансового рынка.

В качестве активных операций для них характерны предоставление специализированных кредитов и операции с ценными бумагами, доходы от которых пополняют собственные фонды. Чаще всего подобные учреждения создавались целенаправленно

Среди таких финансовых учреждений можно выделить:

1) учреждения, занимающиеся предоставлением кредитов торговым и промышленным предприятиям и обладающие правами долевого участия в них. Они представлены в виде филиалов различных групп коммерческих банков, основными из которых являются филиалы «Медиобанка», Экспортно-импортного банка, «Интербанка», предоставляющие среднесрочные и долгосрочные кредиты. В эту же группу входят и разнообразные учреждения по финансированию промышленных и торговых предприятий - «Институте Мобильяре», входящие в разряд учреждений специализированного кредитования. Они обладают различным статусом. Среди них самым значительным является «Институте Мобильяре Итальяно» - ИМИ, занимающийся средне - и долгосрочным кредитованием под залог недвижимости. Не во многом уступает ему и группа «Медиокредита», специализирующаяся на финансировании экспорта. Однако ее относят к группе учреждений, занимающихся движимой собственностью. Учреждения долевого участия, кроме того, могут, выступать как общественные и частные организации. Все они - организации «венчурного капитала», пользующиеся налоговыми льготами. Примером является «Медиокредито централе», специализирующаяся на долевом участии в мелких и средних предприятиях;

2) депозитно-консигнационные (ссудные) кассы. Центром итальянской почтовой сберегательной системы и системы почтовых текущих счетов выступает «Касса ди депозит е престижити» (Cassa di deposit e prestititi).Она выпускает ценные бумаги и принимает депозиты от юридических лиц, предоставляет кредиты местным коллективам и ведет текущие счета некоторых местных юридических лиц;

3) учреждения сельскохозяйственного кредита, по финансированию жилищного строительства, потребительского кредита;

4) учреждения сельскохозяйственного кредита. В Италии имеется ряд региональных и национальных организаций, выполняющих функцию кредитования сельского хозяйства, в частности, некоторые коммерческие банки и сберегательные кассы имеют специальные отделы аграрного кредита. Например, Неаполитанский и Сицилийский банки, «Банко ди Сардинья», являющиеся сельскохозяйственными банками. В то же время имеются и другие организации а также федеральные институты сельскохозяйственного кредита;

5) учреждения по финансированию жилищного строительства. К ним в первую очередь относятся крупные банки и сберегательные кассы, имеющие отделения по кредитованию недвижимости, например Неаполитанский и Сицилийский банки, а также общественные организации национального уровня, в частности «Институте Итальяно ди кредите эдифацио»,и регионального - «Пьемонт-Валле д Аоста». Кроме того, существуют Специальные организации по финансированию общественных работ, чаще всего это автономные отделения крупных финансовых учреждений;

6) внешнеторговые банки, среди которых особой известностью пользуются «Медиокредито централе», созданный в 1952 г. и для кредитования внешней торговли. Он располагает дотационными фондами, пополняемыми казначейством;

7) учреждения потребительского кредита. Еще в период Средневековья в Италии появились общества религиозного повиновения, кредитовавшие бедняков под движимый залог. Первоначально такие ссуды были беспроцентными. В настоящее время в Италии существует 8 ссудных касс, которые основаны на тех же принципах, что и сберегательные, и подчиняются тем же правилам.

Рассмотрев банковскую систему Италии, можно сделать следующие выводы:

1) становление банковской системы Италии происходило долгие годы. Банковская система Италии зародилась в Риме и является одной из старейших (после Греции) в Европе;

2) по степени развития государственного регулирования в банковской сфере Италия занимает одно из первых мест в мире;

3) Банк Италии выполняет функции центрального эмиссионного органа, «банка банков», банка правительства, регулирующего органа, места хранения золотовалютных резервов страны;

4) банковскую систему Италии составляют "обычные кредитные банки", осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории: государственные (публично-правовые) банки, банки национальных интересов, обычные банки, кооперативные банки, сберегательные и ссудные банки 1-го класса, сельскохозяйственные и ремесленные банки, отделения иностранных банков в Италии, центральные кредитные учреждения. Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

5) коммерческие банки Италии имеют политическую принадлежность (согласно правилу так называемой политической "сортировки" партии распределяют между собой посты: место президента Banco nazionale del Lavoro принадлежит социалистам, место президента Вапсо di Sicilia - республиканцам, а Вапсо di Napoli - социал-демократам).

6) современная банковская система Италии продолжает развиваться. Появившиеся тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредитных учреждений, увеличению количества коммерческих банков, изменению их структуры и объема операций.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности.

Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в обязательстве использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Банковской системе РФ не хватает опосредованного, финансового регулирования со стороны государства. Особенности регулирования банковской системы Италии обуславливают высокий уровень вложений банков в области, важные для государства, но не имеющие высокой инвестиционной привлекательности (например, сельское хозяйство). Данный процесс можно применить в РФ.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отде­лений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям. Деление банков по сферам деятельности обуславливает высокий профессионализм сотрудников применительно к области хозяйства, что способствует глубокому пониманию нужд производства и налаживанию тесных финансовых связей между банками и предприятиями. Применение данного принципа особенно важно в условиях российской экономики.

Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы. Диверсификация источников инвестиционной активности, наличие конкуренции на рынке капитала обуславливает высокое качество оказываемых услуг и придает устойчивость финансовой системе. В условиях постоянной нехватки финансовых ресурсов российской экономикой, повышение конкуренции является положительным аспектом.

1. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. - М.: Юнити, 2003

3. http://www.banks-credits.ru

4. http://www.advokat-miller.ru

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов.

Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156-1171 годы), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков.

Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 году путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Банк пользовался большими привилегиями.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 году появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 году был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений. В 1893 году появился Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 года) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 гг. XIX вв. Кризис 1930-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 году, и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. С конца 1970-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, однако доля государства еще остается значительной.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

Центральный банк Италии (Банк Италии)

С 1947 года высшим органом кредитной системы Италии являлся государственный институт - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, представляющий собой так называемое мини-правительство, наделенное большими полномочиями. В его функции входило:

  • обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;
  • разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;
  • контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происхо­дит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;
  • санкционирование всех предписаний, определяющих нор­мы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;
  • осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций, Комитет не имел права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована Центральному банку Италии.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управлял председатель, который являлся министром казначейства. Членами комитета выступали министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимал участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет был связан с казначейством. При Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимался технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Центральным банком выступает Банк Италии, созданный в 1893 году, который с 1926 года являлся единым эмиссионным центром страны. Уже с 1893 года Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом - частным акционерным обществом. С 1895 года ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 году Банк Италии получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. С 1936 года он стал «банком банков».

Во главе Банка Италии стоит Высший совет, который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и 4 директоров.

Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в любое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии были сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями его до создания Европейской системы центральных банков были следующие:

  • Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов.
  • Роль кассира правительства. В нем имеется счет государства, на котором ведется движение поступлений и выплат.
  • Предоставление кредитов кредитным учреждениям и правительству.
  • Осуществление контроля за деятельностью кредитных учреждений.
  • Контроль за валютным обращением.
  • Осуществление денежно-кредитной политики, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии.
  • Организация безналичных расчетов.

В настоящее время, в связи с образованием Европейской системы национальных банков, Банк Италии является организацией, претворяющей в жизнь политику Европейского Центрального банка. ЕЦБ является единым эмиссионным центром для стран Европейского союза, входящих в зону евро, а также определяет денежно-кредитную политику стран региона.

Кроме того, согласно уставу ЕЦБ национальные банки передали ему часть валютных резервов. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках Европейского валютного союза.

Коммерческие банки Италии

Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев. Но через посредничество банков долго- и среднесрочного кредитования под прикрытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон благополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок. В связи с этим коммерческие банки носят универсальный характер.

К депозитным банкам относятся прежде всего три банка национальных интересов со своими филиалами, которые являются собственностью IRI (Институт реконструкции промышленности). На них по состоянию на 1997 год приходилось около 11% депозитов, 12,1% кредитов банковской сферы. Депозитные банки делятся на 5 категорий: самые крупные, в их число входит 5 банков; крупные, также представленные пятью банками; средние (11 банков); мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.

К банкам движимого имущества относят 5 банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. К ним относят «Сеционе» (Sezione), «Институте ди кредите фондарио» (Institute di credito fondario), «Едифицио» (Edifizio), «Аграрио мобилиане» (Agrario mobiliane).

К инвестиционным банкам относятся, государственные и полугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и средних фирм, а также инфраструктуры страны. Среди них «Институте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанко, «Медиок-редито», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис». Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на смешанной форме собственности или государственной и предполагающие не только кредитование промышленности, но и правительственных программ.

По форме собственности коммерческие банки являются в основном государственными. При этом выделяют два вида государственных банков. Во-первых, государственные кредитные учреждения, являющиеся прямой собственностью государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдельных регионов. И во-вторых, банки, в которых государство принимает опосредованное участие. К ним относятся банки, являющиеся собственностью государственного Института реконструкции промышленности.

С начала 1980-х гг. начинается постепенная приватизация коммерческих банков, в результате чего доля государства в та­ких банках снизилась до 51 % в ходе эмиссии ценных бумаг и реализации их на бирже.

Помимо государственных и полугосударственных банков выделяют частные банки, среди которых наиболее известный «Амбровенето» (Ambroveneto). В целом же их насчитывается около 100. Доля частных банков, называемых банками обычного кредита, долгое время сокращалась в результате расширения государственного сектора, но несмотря на это на них приходится 24% депозитов и около 26% кредитов всей банковской сферы.

Специализированные банки Италии

Итальянская банковская система достаточно многообразна и включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков. Наиболее многочисленна (129) группа народных банков (banco popular). Их клиентами выступают ремесленники и сельскохозяйственные работники. Такие банки образуют сеть взаимного и кооперативного кредита. Основными конкурентами народных банков выступают сберегательные кассы, пользующиеся большим доверием у сельско­хозяйственной клиентуры. Народные "банки объединены в два синдиката: Национальная ассоциация и Техническая ассоциация.

Деловые банки представлены немногочисленной группой, что объясняется неразвитостью биржи, финансового рынка и большой мощью государственного сектора. Деловые банки действуют на различных финансовых рынках как за свой счет, так и от имени какой-либо третьей стороны и управляют имуществом частных лиц и предприятий. Они специализируются либо на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынками, либо выступают как финансовые институты, либо выполняют операции, характерные для коммерческих банков.

Ипотечные банки в Италии развиты достаточно слабо, их немного (около 10), что связано с неразвитостью ипотеки. Как правило, ипотечные банки - государственные или полугосударственные.

Италия долгое время была страной, где открытие иностранных банков было строго регламентировано. Начиная с 1985 г. эти препятствия были сняты, что привело к проникновению иностранных банков, особенно французских и немецких, и к открытию новых филиалов. В то же время, итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов.

Особая роль в банковской системе Италии принадлежит сберегательным кассам, занимающимся аккумуляцией мелких сбережений. Первая сберегательная касса появилась в Италии в 1822 году и в основе имела австрийскую модель. Основной задачей сберегательных касс было поощрение сбережений простых людей. Впоследствии они распространились по всем провинциям. В настоящее время сберегательных касс около 80, и они подразделяются на 5 категорий: самые крупные (1), крупные (2), средние, мелкие, самые мелкие.

Основными операциями сберегательных касс выступают: прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосрочное кредитование, что дает возможность им быть реальными конкурентами коммерческих банков. Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами: например, им запрещено заниматься спекулятивными операциями, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заемщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.

Сберегательные кассы являются государственными учреждениями. В зависимости от учредителя (создателя) они делятся на две категории - созданные местными органами власти и основанные ассоциацией физических лиц. В обоих случаях председатель совета назначается министром финансов.

Кроме банков, как таковых, в Италии существует широкая сеть финансовых учреждений. Их особенностью является то, что в качестве ресурсов они могут использовать либо собственный капитал, либо займы финансового рынка. В качестве активных операций для них характерны предоставление специа­лизированных кредитов и операции с ценными бумагами, доходы от которых пополняют собственные фонды. Чаще всего подобные учреждения создавались целенаправленно. Среди таких финансовых учреждений можно выделить:

  • Учреждения, занимающиеся предоставлением кредитов торговым и промышленным предприятиям и обладающие правами долевого участия в них. Они представлены в виде филиалов различных групп коммерческих банков.
  • Депозитно-консигнационные (ссудные) кассы. Они выпускают ценные бумаги и принимают депозиты от юридических лиц, предоставляют кредиты местным коллективам и ведут текущие счета некоторых местных юридических лиц.
  • Учреждения сельскохозяйственного кредита. В Италии имеется ряд региональных и национальных организаций, выполняющих функцию кредитования сельского хозяйства, в частности, некоторые коммерческие банки и сберегательные кассы имеют специальные отделы аграрного кредита.
  • Учреждения по финансированию жилищного строительства. К ним, в первую очередь, относятся крупные банки и сберегательные кассы, имеющие отделения по кредитованию недвижимости.
  • Внешнеторговые банки.
  • Учреждения потребительского кредита. Еще в период Средневековья в Италии появились общества религиозного повиновения, кредитовавшие бедняков под движимый залог.

Современная банковская система Италии продолжает развиваться. Появившиеся тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредитных учреждений, увеличению количества коммерческих банков, изменению их структуры и объема операций.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Зарождение банковской системы Италии начинается вместе с возникновением банковского дела. Италия - страна со старинной банковской традиции, зародившейся еще в Древнем Риме. Дома Опиив, Игнация осуществляли свои денежные операции на территории от Македонии до Геркулесовых столбов, но особенно банковская деятельность активизировалась в период Возрождения: семья Медичи заложила первый фундамент банка, предоставив заем князьям. Первые финансовые учреждения по предоставлению кредитов частным лицам также зародились в Италии. Затем банковская деятельность развивалась параллельно экономической активности, то есть она перемещалась на север Европы. Когда промышленная революция достигла Италии, современный банк получил там быстрое развитие, опираясь на базу, заложенную в средневековье.

Банковское дело в Италии зародилась в Риме и была организована по прообразу и подобию греческого банковского дела. Аргентарии или мензарии, которые проводили операции приема денежных взносов, перевода денежных средств, выдачи простых и ипотечных займов, организации и проведения аукционов, появились уже в ИП ст. до нашей эры. Особенно банковская деятельность стабилизировалась в конце средневековья и в эпоху Возрождения в Венеции и Флоренции, где, кроме коммерческих банков, осуществляли свою деятельность общественные банки (1156-1171 pp.), Которые занимались переводом средств со счетов и получили название жиробанк. Первым таким банком стал Венецианский банк Monte Nuovo. Банки были общественными учреждениями, принимавших налоги и проводили некоторые банковские операции. Они делились на "светские горы" и "горы", находились под покровительством духовенства и были созданы с целью борьбы с ростовщичеством.

Дальнейшее развитие банков привел к участию государства в функционировании банковской системы. У1401 г.. Путем слияния многих обществ-кредиторов правительства был создан знаменитый

Банк св. Георгия в Генуе, который стал кредитором республики. Как капитал ему были переданы таможенные и другие доходы государства. Банк пользовался большими привилегиями - Генуэзский мэр при принятии должности должен был присягать на то, что он обязан защищать самостоятельность банка и способствовать процветанию. +31463 По 1 505 pp. Папой Римским было предоставлено право банка отлучить от церкви неисправимых должников. И только в 1675 этот банк стал жиробанк.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 г.. Появились первые ломбарды, которые предоставляли кредиты под залог частным лицам. А в 1587 был открыт в Венеции государственный жиробанк Banco di Rielto. Впоследствии развитие банковской системы происходил за счет возникновения новых жиробанк и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создание сети кредитно-финан-вых учреждений. В 1893 г.. Появляется Итальянский национальный банк, который получил право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г..) И начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 pp. XIX в. Кризис 30-х годов серьезно повлияла на банковскую систему, что заставило государство провести национализацию значительной части банков и сформировать высшие органы банковской системы - Межведомственный комитет по кредитам и сбережений и центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитными учреждениями.

Банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительная доля участия государственного сектора. Присутствие государства в банковском секторе оказывается в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 p., И обязательства использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и подвижных облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций. Поэтому их обязательная доля снизилась.

Кризис 1930 негативное влияние на итальянскую банковскую систему, что заставило государство активно в ней присутствовать. На начало 90-х годов на частные банки приходилось лишь 24% всех привлеченных депозитов и около 26% выданных кредитов. Более 100 банков - частные, их количество имела тенденцию к сокращению.

Государство владеет банками непосредственно и опосредованно. Среди государственных банков очень старые (например, Monte dei Paschi di Sienna) и недавно созданные, а также региональные, в создании которых большую роль играют обязательства итальянского правительства в стимулировании развития отсталых регионов. В эту группу входят, например, Banco di Sardegna и крупнейший банк страны, созданный еще в 1913 году, - Banko nazionale del Lavoro.

Государственный сектор продолжал увеличиваться за счет сокращения частного сектора. Так, .в 1997 году Institute bancario di Тигипо купил в химической компании Montedison банк Banco Lariano. В том же году Вапсы Toscana, частный банк, хотя 90% его акций находится в руках Monte del Pascal di Sienna, купил банк Credito Lombardo, который контролировался текстильной компанией. В 1979 году компания Monte dei Paschi di Sienna приобрела банк Credito Commerciale.

Подобно немецких и испанских, коммерческие банки Италии традиционно конкурируют с сберегательными кассами. Перила сберегательная касса (Casse di risparmio) была создана в 1822 году по примеру австрийской модели. Затем сберегательные кассы распространились по всей территории страны. В 1927 году их насчитывалось 204, и некоторые из них были чрезвычайно малы. В 1927 году по приказу правительства было осуществлено слияние мельчайших касс, существенно сократило их количество. Теперь их насчитывается только 87.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения исторически делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп:

1) государственные кредитные учреждения, в основном коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы;

2) банки национальных интересов, осуществляют широкий круг банковских операций;

3) негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживают средних мелких предпринимателей и частных клиентов;

4) сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории;

5) ремесленные и сельскохозяйственные институты - общественные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования малых и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства;

6) специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные ссуды предприятиям.

Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредитования, которые насчитывают более 1000 кредитных учреждений.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и малых предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии ссуд и депозитов.

В-третьих, итальянская банковская система всегда испытывала большой конкуренции со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

С конца 70-х pp. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 году. Был приватизирован "Медиобанк". В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% - банкам национальных интересов и 25% - государству. В последние годы Банк Италии стал проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.

Таким образом, Италия - страна, имеющая давние банковские традиции, благодаря которым собственно и появился термин "банк". Только в конце XИX - начала XX века с ростом внутренней экономической активности произошло быстрое возрождение банковской деятельности. А традиции современной банковского дела в Италии менее проверенные временем, чем в других северных странах.

Банковская система Италии весьма специфична - в отличие от других капиталистических стран традиционные разделения между государственным и частным правом и между рыночной и планируемой экономикой не могут быть заложены в ее основу. Это во многом объясняется историческим развитием банковской системы этого государства.

Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая кредитно-банковская система Италии продолжает существовать и в настоящее время. Первый ее уровень - центральный банк - Банк Италии, второй уровень представлен коммерческими и специализированными банками.

На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии. Он выступает и в качестве посредника в сфере кредитования, и в качестве банка банков; кроме того, он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность других банков.

Банк д’Италия - центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Банк д’Италия был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально Банк д"Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания Центробанк Италии является эмиссионным банком (до 1926 г. эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia, а с 1926 г. Банк д"Италия становится монополистом).

В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д"Италия был поставлен во главе банковской системы. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону от 7 марта 1938 г.

Собственно банковскую систему Италии составляют "обычные кредитные банки", осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории:

государственные (публично-правовые) банки;

банки национальных интересов;

обычные банки;

кооперативные банки;

сберегательные и ссудные банки 1-го класса;

сельскохозяйственные и ремесленные банки;

отделения иностранных банков в Италии;

центральные кредитные учреждения.

Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

Характерной чертой этих банков является то, что все они имеют форму фондов. Первоначально капитал этих кредитных учреждений формируется за счет пожертвований частных лиц или переводов, поступающих от правительства и других государственных органов (учреждений), и за счет удержания прибыли. Часть прибыли отводится на финансирование общественно полезной или благотворительной деятельности, а также направляется на нужды здравоохранения или культуры. В своей посреднической деятельности публично-правовые (государственные) банки используют те же приемы, что и банки частного сектора.


В свою очередь, операции публично-правовых банков осуществляются через широкую сеть коммуникаций внутри страны, через их отделения и филиалы за рубежом и через систему специального кредитования, охватывающую множество отраслей экономики.

Государственные кредитные учреждения (19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата служащих) являются собственностью государства. Присутствие государства в банковском секторе усиливается в отличие от других стран политизацией при назначении на руководящие посты.

Три банка национальных интересов (БНИ) - это второй вид участия государства в банковском секторе (11,4% депозитов, 14% кредитов и 17,5% штата служащих. Государство приобрело их в результате крупной финансовой реформы. Согласно банковскому закону 1936 г. банки были разделены на занимающиеся кредитованием движимого имущества, инвестиционные и депозитные. Таким образом, три БНИ стали депозитными банками.

Несмотря на то, что директора БНИ имели ярко выраженные политические симпатии, они часто демонстрировали свою независимость от любых партий, в отличие от "государственных кредитных учреждений".

Обычные кредитные банки - это юридические лица частного права; чаще всего они имеют форму компании.

Активные и пассивные операции этой категории банков не слишком отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и банков национальных интересов. Отличие заключается лишь в составе держателей акций банков этой категории: следовательно, существует и иная система контроля за их деятельностью.

По характеру осуществляемых операций кооперативные народные банки схожи с обычными банками. Кооперативные банки освобождены от контроля, установленного для других видов кооперативных товариществ.

Основное отличие кооперативных банков заключается в том, что капитал кооперативного банка должен быть распределен между определенным количеством его членов; причем их не может быть меньше 400.

Сберегательные банки - это юридические лица публичного права. Сберегательные банки учреждались в виде фондов или ассоциаций.

На сберегательные банки распространяется специальное правовое регулирование. Эти банки обычно предоставляют кредит под обеспечение недвижимости, учет векселей ограничивается векселями с двойным акцептом. Ссуды предоставляются под обеспечение ценных бумаг правительства или ценных бумаг, гарантии по которым предоставили государственные органы. Помимо краткосрочных ссуд, некоторые сберегательные банки осуществляют средне- и долгосрочное кредитование через специальные подразделения этих банков.

Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные банки: они предоставляют ссуды под залог движимого имущества. Ссудные банки подразделяются на две категории: ссудные банки 1-го и 2-го класса. Если первые осуществляют те же операции, что и сберегательные банки, то вторые подпадают под действие специального законодательства, им предоставлено право предоставлять авансы под обеспечение и давать ссуду под залог, а также предоставлять личные ссуды под залог, составляющий 1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя. Пассивные операции обеих категорий ссудных банков осуществляются посредством вкладов. Прибыли ссудных банков распределяются по следующей схеме: 0,9 совокупного дохода идет на пополнение резервных фондов банков, 0,1 дохода - на благотворительные цели.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки - это кооперативные банки с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер. Обычно подразделения этих банков располагаются в небольших городах. Такие банки осуществляют свою деятельность на основе принципа целевого специализированного кредитования.

Центральные кредитные учреждения - это корпорации, создаваемые банками различных категорий. Кредитные учреждения выполняют многообразные функции - от оказания финансовой и технической помощи до координации деятельности банков.

Специальные кредитные учреждения предоставляют средне- и долгосрочные кредиты (на срок свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются кредиты, предоставляемые на срок свыше 12 месяцев).

Средства специальных кредитных учреждений формируются за счет вкладов, передаваемых этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев, а также за счет выпуска бумаг с фиксированным процентом дохода. Специальные кредитные учреждения осуществляют средне- и долгосрочное кредитование под обеспечение.

Заемщики специальных кредитных учреждений зачастую пользуются субсидиями, предоставленными правительством под процентные ставки.

В соответствии с законом о банковской деятельности 1936 г. все учреждения системы средне- и долгосрочного кредитования объединены в одну группу - "Специальные кредитные учреждения", без учета существующих между ними различий. Для того чтобы провести различие между кредитными учреждениями этой системы, можно воспользоваться такими критериями, как правовая форма, географические пределы деятельности и выполняемые функции.

Государственное регулирование банковской системы в Италии осуществляется в первую очередь путем принятия нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность кредитных учреждений.

В систему органов, осуществляющих контроль за работой банковской системы Италии, входят:

межминистерский Комитет по кредитованию и сбережениям;

министр казначейства;

Центральный банк Италии;

председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии.