Отзыв о поездке в Бастай (Саксонская Швейцария). Путешествие в Саксонскую Швейцарию

Наша бравая команда обратила взор в сторону Швейцарии Саксонской, что на правом берегу Эльбы, то бишь территориально уже в Германии. Тамошним культовым местом считается райончик Бастай (что в переводе с немецкого означает "бастион ") со скалами высотой 300 метров, а так же знаменитым Бастайским мостом . Кстати, Бастай не зря так назван: здешние скалы входили в оборонительное кольцо местного замка, служа естественным укреплением. 200 лет назад необычные ландшафты стали всё больше и больше привлекать к себе внимание туристов и Бастай начали потихоньку развивать: строить торговые лавки, которые теперь являются ресторанчиком наверху, смотровые площадки и обустраивать дорожки.




Домчав до ближайшей к мосту парковки, мы сориентировались по плакатам с картами, которые там висят. Кто не умеет ориентироваться по картам, должен заучить, как пишется "Бастайский мост " по-немецки: "Basteibrücke " и внимательно следить за указателями, они приведут куда надо. В нашем случае не нужны были даже указатели, ибо на период первомая в районе скопилось просто колоссальное количество народу и на прилегающих тропинках периодически даже формировались пробки:)

Бастай отлично подходит для скалолазания, поэтому множество близлежащих скальных пупырей было облеплено чувачками в касках и с веревками. Там-то пробок не наблюдалось, скалолазы горделиво взирали на творящийся внизу бардак с высоты своего положения.




Мы бодренько топали по тропинкам и ступеням в надежде поскорее увидеть мост. Но для начала попадались скальные уступы и полки, на которые можно было беспрепятственно выйти. С полок открывался шикарный вид на Эльбу, вдоль которой курсировали туристические поезда, а по самой реке туда-сюда тусовали пароходы и байдарки. Физическо-моральные развлечения природной направленности на любой вкус.








Вся наша команда из 7 человек разбрелась кто куда, поэтому нам и повезло. Дело в том, что перед мостом стоит касса, на которой написано: вход 2 евро. Но эта касса не для входа на мост, а для входа в ответвление к смотровой площадке. Если бы мы все не потерялись, то, наверное, вошли бы, а так пошли друг друга искать и нашли совершенно бесплатную смотровую площадку. На бесплатную можно попасть, если сразу за мостом свернуть вправо и идти до упора.

Теперь о забавном. Когда идешь по тропинке и озираешься вокруг в поисках того самого Бастайского моста , можно не заметить, что уже на этом самом мосту стоишь, ибо он никак не обозначен и, на первый взгляд, выглядит, как проход между скал. Нам потребовалось пройти туда-сюда, чтобы, наконец, осознать, что мы стоим на том самом мосту. После чего все поочередно стали перегибаться через перила, дабы обозреть мост, его арки и ножки, уходящие вниз:) В общем, посмеялись и пошли на бесплатную панорамную точку.

Возле этой точки скопилось приличное количество народа, из-за того, что наверху, на самой оборудованной площадке места мало и надо смотреть по очереди. Дождавшись своей очереди, я обнаружила, что солнце светит прямо в глаз и видно плохо. Но всё же. Мост на ущельем Мардертелле изначально был деревянным, а в 1851 году назад его заменили на более крепкий - из песчаника. В этом виде он и дошел до наших дней. Длина моста 76 метров, он имеет 7 арок, а общая высота скал относительно реки Эльба 194 метра!

Меж двумя маленькими классическими немецкими городами Ратен и Велен, куда как коренные жители, так и туристы приезжают отдыхать, раскинулся большой скалистый массив Бастай, возвышающийся над бурлящей Эльбой на высоту почти в двести метров. Высокие скалы поражают своей неприступностью, и когда-то они таковыми и считались. Но сегодня современные технологии превратили их в идеальную смотровую площадку, забравшись на которую, можно окинуть взглядом весь регион, названный Саксонской Швейцарией одними заезжими художниками.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В тринадцатом веке местные жители использовали Бастай в качестве оборонительной системы, для чего построен был замок-крепость. Глядя на Бастай, легко представить, как периметру его, по самым пологим скалам, маршировали часовые, высматривая врагов с чужих сторон, как они дни и ночи сторожили спокойный сон немецких граждан.

Так крепость простояла почти триста лет. На смену одним часовым приходили другие, и страна могла спать спокойно. Однако в 16 столетии было принято решение покинуть каменный бастион. Никаких серьезных нападений с этой стороны не предвиделось, да и опыт показывал, что скалы и без часовых отлично справляются со своей функцией. Так, в начале шестнадцатого века, военные оставили крепость Бастай. Забытое и покинутое, строение постепенно начало разрушаться. И только в двадцатом веке начались его восстановительные работы.

Развитие туризма

Туристы начали проявлять интерес к каменному бастиону в Саксонии в начале девятнадцатого века. Они съезжались небольшими группками, чтобы насладиться красотой высоких скал. Заметив пускай и небольшой наплыв туристов, местные жители начали открывать первые торговые лавки.

Разговоры о Бастае постепенно достигли ушей художников, которые, вооружившись мольбертами и красками, отправились рисовать невероятной красоты скалы. Так постепенно оформилась “тропа художников”. Не обошли скалы стороной и полотна Каспара Давида Фридриха, который часто прогуливался по Бастаю, ища вдохновения. Он изобразил местный пейзаж на нескольких полотнах, помимо этого каменный бастион стал местом действия нескольких его произведений в будущем.

Подвесной мост

Одной из главных достопримечательностей Бастая считался подвесной мост, который был перекинут через глубокое ущелье. Его сделали в 1824 году. Был он сделан из дерева, однако злые ветра, обдувающие Бастай, и бесконечные дожди со снегом сделали делали свое дело: деревянные доски приходилось заменять почти ежегодно, и спустя тридцать лет мучений, было принято решение заменить дерево на песчаник. Так был воздвигнут знаменитый мост Бастай, который сегодня входит в список архитектурно-исторических памятников Германии.

Однако многие туристы еще до строительства моста посещали Бастай. Они карабкались по отвесным скалам, взбирались по крутым склонам, преодолевали большие расстояния — и все это для того, чтобы насладиться видом, открывающимся с высоты каменного бастиона.

Строительство моста значительно облегчило путь туристов к старой крепости. Пройти над ущельем с глубиной почти 200 метров по каменному мосту — это получить невероятные ощущения и чувство полета. А живописные виды, открывающиеся со смотровых площадок, заставят затрепетать даже каменное сердце.

Невероятной красоты поля и леса, раскинувшиеся подле каменного бастиона, очаровывают своей свежестью и девственной неприкосновенностью. В солнечную погоду природа раскрашивает окружающий мир яркими красками, а в дождливую и туманную — позволяет путникам ощутить себя бегущими по облакам.

Саксонская Швейцария

Бастай находится в парковой зоне Саксонской Швейцарии. Почему же немецкий регион назван в честь иной страны? Объяснение очень романтичное. Еще в конце восемнадцатого столетия в Дрездене существовала Академия Искусств, куда приезжали учиться и преподавать художники со всей Европы. Томившиеся в дали от дома, молодые студенты часто гуляли по местности, изучая ландшафты.

Так, пара швейцарских студентов однажды вышла к Бастаю, и высокие скалы напомнили им дом. Теперь, когда молодые люди писали письма домой, они неизменно называли это место Саксонской Швейцарией. Несколько лет спустя письма эти попали к Вильгельму Лебрехту Гетцингеру, популярному немецкому писателю. Новое название местности настолько его умилило и удивило, что он начал применять его в собственных работах. Так, постепенно, название изменилось.

Бастай — величайшее природное сооружение, которое является главной особенностью Саксонской Швейцарии и сегодня это одно из самых часто посещаемых мест в мире. Посмотреть на него приезжают и туристы, и местные жители. Особой популярностью пользуется оно у скалолазов, которые небольшими группками забираются на вершины Бастая.

Как добраться самостоятельно

Большинство посетителей сегодня останавливаются в Дрездене, а позже нанимают лодку. По воде они легко добиралась до раскинувшегося в тени Бастая Ратена — маленького, но очень уютного городка. Добравшись до Ратена, дело остается за малым: подняться на скалы.

Ранее путникам и военным приходилось искать всевозможные способы, чтобы забраться на каменный бастион. Но в 1814 для большего комфорта в склонах пробили лестницу, состоящую из 487 ступеней. Ведет она на вершину прямо со дна долины. Конечно, лестница довольна крутая, поэтому подниматься нужно осторожно. Однако это все равно во много раз лучше и удобней, чем пробираться сквозь заросли и ползти вверх по скале.

Многие скалы, входящие в состав Бастая, напоминают очертания животных, людей, фигур. Одну из них особенно выделили альпинисты. Она напоминает две руки, сложенные в мольбе, за что и получила свое название — Монах. Однажды группа альпинистов забралась на нее и разместила свое знамя, которое до сих колышется на высоком столбе. Снять его и не пытаются — никто не знает, как именно можно забраться на Монаха.

Эта инженерная достопримечательность Германии будоражит воображение людей уже более 200 лет.
Бастайский мост расположен в национальном парке «Саксонская Швейцария», что неподалеку от Дрездена, в восточной части страны, вблизи границы с Чехией.

Необходимо сделать важное уточнение: Саксонская Швейцария в Германии и страна Швейцария , это разные территории, и находятся они за многие километры друг от друга. Даже в Чехии есть своя собственная Чешская Швейцария.

Бастайский мост на карте

  • географические координаты 50.961913, 14.073202
  • расстояние от столицы Германии Берлина порядка 200 км
  • расстояние до ближайшего аэропорта Дрездена около 30 км

В скалах Бастая на правом берегу реки Эльба «высоко-высоко в горах» можно прогуляться по облакам, если повезет. Происходит это во время тумана, когда Бастайский мост оказывается выше него.


Бастайский мост — прогулка в облаках

Бастайский мост в цифрах

  • длина 76,5 метров
  • максимальная высота 165 метров

Мост был построен из дерева в 1824 году. Изначально он служил средством связи крепости Бастай с соседними скалами. Но с начала 19 века близлежащая местность стала пользоваться популярностью у путешественников, поэтому в 1851 году мост переделали, конструкцию заменили и сделали уже из камня. На сей день это семь пролетов стоящие на надежных опорах.
Известно, что с 1812 года в этих местах уже стали появляться торговые лавки и домишки для путешественников. А в 1826 г. одну из построек, укрывавшую путников от непогоды, превратили в ресторан. В общем основы туристической деятельности были заложены уже тогда.
Конечно же, сам мост вызывает неподдельное восхищение. Но и не менее восхитительный вид открывается с его смотровых площадок. Внизу, знаменитая после второй Мировой войны, река Эльба степенно несет свои воды к Северному морю. До горизонта простираются прекрасные пейзажи национального парка с лесами и причудливыми скалами.



  • мост считается визитной карточкой Саксонской Швейцарии
  • скалы Бастая и Бастайский мост входят в состав так называемого Маршрута Художников. Название связано с известными немецкими художниками Каспаром Давидом Фридрихом (это не три разных имени, это его так звали) написавшем картину с изображение скал Бастая, и Германом Кроне (больше известен как фотограф-пейзажист), который в 1853 году разместил памятную табличку на скале у Бастайского моста
  • мост официально признан национальным памятником и взят под охрану государства

В субботу 18 февраля откликнувшись на предложение отправиться в однодневный поход по Саксонской Швейцарии (не путать с настоящей Швейцарией), я провел один из самых интересных дней в своей жизни.

Давненько меня не впечатляли пейзажи, более того, они оказались прямо под боком всего в 2,5 часах пути из Праги. Саксонская Швейцария (нем. Sächsische Schweiz) - немецкая часть Эльбских Песчаниковых гор. Она находится на верхнем течении реки Эльба недалеко от Дрездена. Бастай (нем. Bastei - бастион; высота 305 м над уровнем моря) же в свою очередь -это формация из песчаных скал со смотровой площадкой между курортом Ратен и городом Велен.

Скалы возвышаются над Эльбой на высоту 194 метра. Бастай – это самый посещаемый туристический аттракцион Саксонской Швейцарии. Часть природного парка, который включает как Саксонскую Швейцарию, так и Богемскую Швейцарию (в Чешской Республике). Является очень популярным местом для активного отдыха — пешеходных и вело экскурсий, а также скалолазания.

Повидавшему виды путешественнику, задающему себе очередной вопрос куда съездить и что посмотреть в Германии, смело могу рекомендовать Бастай, как одно из уникальных и необыкновенно красивых мест в Европе.
Объединив желания к странствиям, пражская и дрезденские русские диаспоры встретились в Саксонии, чтобы вместе проделать это увлекательное путешествие, в которое я вас и приглашаю, друзья…

Наш маршрут

Предстоявший нам маршрут является одним из самых простых предлагаемых дрезденским туристическим клубом «IGW» Всего 15 километров пешком по горам, и отличный аппетит вам гарантирован, а так как вечером нас ожидали лучшие ребра в Праге, настроение в течении всего дня было супер позитивное.

«Зелёный» паром, работает без какого-либо топлива. Он прикреплен к правому берегу длинным тросом и совершает маятниковые движения между берегами за счет течения реки и правильно выставленных рулей (при высоком уровне воды в Эльбе, его заменяют на обыкновенный).

Билет туда-обратно стоит 1.5 евро.

Встреча с двоюродным братом моего кота Джеймса.

Скульптурная композиция, состоящая из изображений людей и животных- это символы близлежащих скал.


Набираем высоту…

Первая вершина Gamrig взята!

Фото на память с моим ганноверо-брестко-солигорским другом, известным балагуром и путешественником Сережей Кондобаровым.

Вид с плато на горы и курорт Ратен.

Вид на скалу Lokomotieve , что означает Локомотив, или по нашему поезд.

Маленький покоритель вершины.

Вековые сосны производят впечатление, они прото очень высокие, рядом чувствуешь себя совсем незначительным 🙂

Группа из 25 человек легко растягивается на сотни метров, в горах нельзя тесниться да и тем у каждого разный. Для того чтобы не терять зевак, в любом профессиональном походе есть ведущий и замыкающий.

Народ в зимнее время на курорте практически отсутствует. Поэтому мы собственно там и оказались 🙂

Хочешь проверить человека сходи с ним в горы, эту народную мудрость никто не отменял. Коллектив у нас подобрался позитивный, все помогали друг другу, кстати, большинство участников похода, если вы заметили, были женщины, за что им огромный респект.

Всеобщий любимец — сибирский кареглазый хаски.

Коллективное фото на память.

В таких местах волей-неволей задумываешься о вечном. Сколько людей за сотни лет прошли по этим тропам, а деревья все стоят и растут.

Во время сложных спусков мне иногда приходилось убирать фотоаппарат с плеча в рюкзак. Опасность повредить технику существует даже в такой простой прогулке по горам. К слову, упал я на ровном месте, но техника и я остались целы. Эффект запотевания объектива можно использовать и как художественный прием, не так ли?)))

Эльба хорошо промерзла в этих местах, но проверить ради того, чтобы просто проверить толщину льда — это очень по-русски…

Горные курорты в Европе летом привлекают даже больше туристов, чем зимние. Пешие, конные, велосипедные и другие виды туризма очень популярны. Этому способствует хорошая инфраструктура, большая часть туристических дорожек, например, каменная или асфальтовая.



Почти все рестораны и гостиницы закрыты — не сезон.


Идешь по таким тропам и чувствуешь себя в настоящей сказке.


Сила воды бесконечна, но мороз он и в Саксонии мороз. Огромная глыба льда — замерзший водопад.

Уууууууххх, а вот это уже Бастай! Когда под тобой обрыв высотой с добрую сотню метров — это очень сильное ощущение, чувство свободы, как минимум.


Вид на Эльбу

Немецкий курорт Ратен с высоты Бастая.

Не сфотографироваться в таком зачётном месте недопустимо, тем более в свадебный день 🙂


Руководитель похода Григорий Цыпин, кандидат в мастера спорта, призёр чемпионата Советского Союза по спортивному туризму, да и просто хороший человек.

Самое узнаваемое место Бастая — бастайский каменный мост (Basteibrücke), которому уже более 200 лет.

Бастай буквально окружен смотровыми площадками. Даже в 1800 году место было весьма популярным среди туристов, привлекало художников и писателей. Известная картина Felsenschlucht (Каньон), написанная
Каспаром Давидом Фридрихом именно в этом необычном месте.








Эх, пальнуть бы с такого агрегата!

Красота по-саксонски…

Спускаться по обледеневшим ступенькам — не самое безопасное занятие, но непреодолимых препятствий нет. Да и немного экстрима — это всегда весело.


Лес прекрасен в любое время года, даже в холодном феврале. К слову, в горах достаточно жарко, особенно когда не стоишь на месте. Опытные путешественники еще в начале похода поснимали свитера.

Детали немецкого города-курорта Ратен.

Вся прогулка заняла у нас около 7 часов. Настроение на всю неделю и крепкий сон были нам гарантированы…

Дорога от Дрездена к скалам Бастай плавно поднималась все выше и выше... Открывавшиеся с высоты, по обе стороны от трассы, живописные ландшафты, с пригоршней разбросанных симпатичных домиков, притягивали взгляд... Однако погода в это ранее утро совсем не радовала. Прошедший ночью дождь обесцветил небо. Про красивые солнечные фотографии можно было забыть... Тем не менее, мысли о скорой возможности увидеть Бастай своими глазами улучшали настроение. И вот мы уже на месте. На гостевой автостоянке множество туристических автобусов. То и дело очередная группа туристов, преимущественно немцев пенсионного возраста, организованной толпой скрывалась за поворотом...

От автостоянки до смотровых площадок дорога занимает около 5 минут ходу. Непосредственно перед входом на маршруты по скальному комплексу есть несколько симпатичных ресторанов, сувенирная лавка, отель, и даже горный театр под открытым небом, где периодически проходят различные театральные постановки.

Бастай (нем. – бастион) – это песчаные скалы, в 27 километрах от Дрездена, уходящие ввысь над Эльбой на высоту 194 метра и 305 метров над уровнем моря. Ближайший городок – Ратен (нем. Rathen ), находятся у подножия скал в долине реки Эльба.

Этот природный парк, называемый Саксонской Швейцарией , является популярным местом у художников и путешественников, уже более двух веков.

Необычное скальное образование люди заметили еще с глубокой древности – с бронзового века, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. В более поздние времена, в начале XIII века, здесь возникла грозная неприступная крепость Нойратен (нем. Neurathen ). От неприятеля замок был отлично защищен скалами, но, в свою очередь, при помощи огромных катапульт, он мог с легкостью обстреливать любые вражеские суда, плывущие по Эльбе. Увы, ничто не вечно, в настоящее время от крепости остался только фундамент стен…

Название "Бастай" возникло на картах в 1592 году, когда проводилась геодезическая съемка окрестностей. А популярным туристическим объектом, скалы стали лишь в начале XIX века. Красивейшие пейзажи скал легли в основу полотен многих знаменитых немецких художников-романтистов того времени. Среди них выделяется картина Каспара Давида Фридриха "Горный пейзаж в русле Эльбы (нем. Felsenschlucht )" (1822-1823).

Дважды бывал на Бастае и известный русский композитор Александр Скрябин, написавший, под впечатлением от увиденного, одноименную прелюдию "Бастай". И вот мы, наконец, в самом сердце парка, откуда вниз, к смотровым площадкам, уходит знаменитая тропа художников "Malerweg ".

Многочисленные площадки, шпили, террасы, ущелья, а также небольшие пещеры соединены в единую сеть лестниц и мостиков, среди которых выделяется, конечно, мост Бастай (нем. Basteibrücke ) над 40-метровым ущельем Mardertelle .

Изначально на его месте был обычный деревянный мост, построенный в 1824 году, но, спустя 27 лет, он был заменен на долговечный и надежный мост из песчаника. Длина моста составила 76 метров.

На одной из скал, соприкасающихся с мостом можно увидеть отметку Германа Кроне – первого фотографа-пейзажиста, побывавшего на мосту летом 1853 года.

С моста открывается, захватывающая дух, панорама на изгиб Эльбы и лежащий у подножия скал курортный городок Ратен (нем. Rathen ), совсем недавно отметивший свое 750-летие. Кстати, поселение на противоположном берегу реки называется уже Верхний Ратен (нем. Oberrathen ). Между двумя частями города налажена регулярная паромная переправа.

Городок виден, как на ладони… Можно разглядеть каждый домик, железнодорожную станцию, людей на пристани, плывущие по реке лодки и баржи. И, самое интересное, почти на двухсотметровой высоте скал идеальная слышимость. С моста четко слышен стук колес поезда, звуки проезжающих машин, лай собак, а в особую погоду, говорят, можно услышать и разговор людей на улицах Ратена. Существует версия, что такая слышимость, в прошлые века, помогала баронам скальных замков грабить, проезжавших внизу, крестьян и караваны торговцев.

Попасть на смотровые площадки скал можно не только "верхней дорогой". От городка Ратен также идет вверх через лес извилистая горная тропинка. Полчаса неспешной ходьбы – и вы уже на вершине.

Если оторвать взгляд от созерцания Ратена и взглянуть вдаль – можно увидеть плоское плато Лилилиенштайн (нем. Lilienstein ).

С одной из площадок можно увидеть еще один интересный объект. Это фигурка святого – покровителя Ратена, находящаяся на вершине высокого столба.

Постепенно, небо над Эльбой заволокло тяжелыми тучами. В любую минуту мог пойти дождь, и я поспешил в обратный путь к автостоянке. Заскочив по дороге в единственную сувенирную лавку, я так ничего и не купил, оставшись без сувенира с Бастая… Цены на все безделушки были более чем запредельные, а выбор был крайне маленьким.

Дойти до автобуса я все же не успел… За считанные секунды разразился настоящий тропический ливень, а спрятаться было негде. Пробежав последние 200 метров, я вымок насквозь, вода с одежды текла ручьем…

Несмотря на сей факт, настроение, подаренное Бастаем, у меня было отличное. Ведь если бы мы изначально приехали сюда хотя бы на полчаса попозже, пришлось бы гулять по скалам под проливным дождем, а это, согласитесь, не самое приятное занятие…