Тверской заставы и ее окрестности. Памятник Горькому, сквер и трамвай: что будет с площадью у Белорусского вокзала Белорусская площадь

Ищете способ добраться до Площадь Тверская Застава в Москве, Россия? Ваша поездка теперь проще простого!

Скачайте приложение Moovit, чтобы найти самый быстрый путь! Посмотрите обновленное расписание метро, автобуса, поезда или маршрутки до Площадь Тверская Застава. Откройте последние расписания для всех доступных поездок от Площадь Тверская Застава вместе с пошаговыми инструкциями в режиме реального времени.

Приложение Moovit сообщает вам о станциях и остановках рядом с пунктом назначения. Выберете остановку из списка ближайших к Площадь Тверская Застава: Белорусский Вокзал; Москва Белорусская; Белорусская; Метро Белорусская; Метро Белорусская (Ул. Бутырский Вал).

Выберете варианты метро, автобуса, поезда или маршрутки, чтобы доехать до Площадь Тверская Застава. Вот некоторые маршруты, которые проходят поблизости: (Метро) Метро - 2, Метро - 5; (Поезд) Поезд - БЕЛОРУССКОЕ; (Автобус) Автобус - 904, Автобус - М1.

Хотите доехать до Площадь Тверская Застава и обратно, но не знаете точного адреса? Выберете пункт назначения на карте и Moovit поможет вам найти лучше маршруты до нужной точки!

Moovit помогает найти самый быстрый и удобный маршрут и самое удобное время отправления. Больше не нужно использовать автобусное приложение, чтобы найти расписание автобуса, и приложение для электричек, чтобы найти раписание электричек. В Moovit вы найдете всю транспортную информацию, которая вам нужна! Именно поэтому приложение Moovit вошло в список лучших транспортных приложений по версии Google Play и Apple Store.

Площадь Тверской заставы расположена между 1-й Тверской-Ямской, 1-й и 2-й Брестскими и Лесной улицами, Грузинским и Бутырским Валом и Ленинградским проспектом.

В том месте, где сейчас расположена эта площадь с Белорусским вокзалом, в 1742 году заканчивалась Москва. Для таможенного контроля Камер-коллегия возвела земляной вал и поставила шлагбаум, две караульни-кордергардии и отряд солдат, проверяющих «подорожные» документы. Застава назывались соответственно направлению проходившей дороги — Тверская.

Вокруг селились ямщики. Слобода быстро обрастала дворами и Тверскими-Ямскими улицами, пока почтовые кареты и дилижансы не потеснили ямщиков. Петербургский тракт был дорогой загруженной. Обозы, тройки, кибитки-сидейки и телеги-скоровозы выстраивались вереницей перед шлагбаумом.

Через Тверскую заставу возвращались в столицу воинские части русской армии. В XVIII веке в России, как и в Европе, утвердилась античная традиция ставить триумфальные арки для встречи победителей. Впервые такие ворота появились на Триумфальной площади — на пересечении Тверской улицы и Садового кольца была старая граница города. Триумфальную арку у Тверских ворот построили в 1814 году для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над Наполеоном. Сначала арка была деревянная, а в 1834 году ее заменили новой, из камня и чугуна, с шестеркой коней в колеснице Славы, венчающей грандиозное сооружение, выполненное по проекту знаменитого архитектора О.И.Бове. Площадь сразу приобрела необыкновенно парадный вид, и ее стали называть площадью Новых Триумфальных Ворот. В 1936 году, в ходе реконструкции площади, Триумфальные ворота разобрали (с 1968 года они стоят у Поклонной горы), и до 1990 года площадь именовали площадью Белорусского вокзала.

Вокзал открылся в 1870 году, он был шестым в столице. Первоначально он назывался Смоленским, когда железную дорогу продлили до Бреста — Брестским, а когда старое здание вокзала было перестроено по проекту архитектора И.И. Струкова в нынешнее — его наименовали Александровским. Белорусским он стал только в мае1936 года.

Развитие транспорта постоянно изменяло облик площади. В 1872 году здесь появилась конка, в 1899 пошел электрический трамвай и на площади образовался трамвайный круг. В 1904 году началось строительство моста-путепровода через железную дорогу. Для этого проекта Иван Иванович Струков изучил самые известные в мире и лучшие на то время аналогичные сооружения. Он выбрал романтический образ — мост с декоративными башенками, газовыми фонарями, кованым ограждением и выразительной гранитной облицовкой стал настоящим украшением площади.

К тому времени уже были снесены все укрепления Камер-Коллежского вала, на освободившейся территории строили доходные дома, трактиры, лавки, гостиницы. В 1914 году начинается возведение старообрядческого храма Николы Чудотворца (архитектор А.М. Гуржиенко). Строительство закончилось в 1921 году, в 1935 храм был закрыт. Богослужения здесь возобновились в 1995 году.

В 1950 году на площади был разбит сквер, в 1951 в нем установили памятник Максиму Горькому (скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская). Бронзовая скульптура изображала писателя с тростью в руках, в распахнутом пальто — прибывшим из Италии на Белорусский вокзал и взволнованным встречей с москвичами, приветствовавшими его возвращение на Родину. В связи с реконструкцией площади в 2008 году памятник перенесли в Парк скульптур у Центрального дома художников.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Площадь неподалеку от Белорусского вокзала - одно из интереснейших исторических мест в Москве. Изменившаяся до неузнаваемости за последние века, она по-прежнему хранит память о прошлом столицы.

Планировка Москвы: города и валы

Москва, основанная в 1147 году Юрием Долгоруким, один из древнейших центров Руси. Она имеет радиально-кольцевую или концентрическую планировку. В центре располагается Кремль - древнерусская крепость с оборонными башнями. По древнерусским традициям, на территории крепости никто не селился. Там располагался только гарнизон, охранявший крепость.

Жители строили свои дома возле крепостных стен. Дома эти составляли посад, который со временем огораживался крепостной стеной или валом. Посад рос и постепенно выходил за пределы кольцевого вала. Вновь отстроенная часть города снова защищалась кольцевым валом или крепостными стенами.

Так, первоначально Москва имела оборонную систему из 4-х крепостных "колец". После того как крепостная стена Земляного города сгорела, жители насыпали вместо нее земляной вал, выполнявший ту же функцию. В 1742 году, по инициативе Камер-коллегии, ведавшей доходами Российской империи, был сооружен Камер-коллежский вал. Валами назывались кольцевые земляные насыпи со рвами и заставами (сторожевыми постами), определявшие границы города или его частей.

Камер-коллежский вал был построен, чтобы заменить возведенноекупеческой компанией, продававшей водку, укрепление - Компанейский вал. Компанейская стена преграждала путь ввозу в город контрабандной водки. Она быстро обветшала и была разобрана. А вновь отстроенный Камер-коллежский вал не давал возможности провозить беспошлинно в Москву большое количество разнообразных товаров. На протяжении вала было сооружено 37 застав.

Тверская застава в Москве: формирование площади

Площадь Т верской заставы сформировалась перед Белорусским вокзалом . Железнодорожные пути связали Москву со многими городами Европы.

Эта площадь появилась еще в XVIII веке, когда возводилась Тверская застава Камер-Коллежского вала. Через вал проходила дорога на Тверь, ставшая в XVIII веке очень востребованной. По трассе перевозилось большое количество товаров, что требовало урегулирования таможенных отношений купцов с Москвой. Было решено построить на Камер-Коллежском валу Тверскую заставу. Когда же региональные пошлины были отменены, застава использовалась полицией города для контроля миграции. Рядом с Тверской заставой со стороны столицы располагалась Ямская слобода, а с внешней стороны - деревни.

В 1864 году граница Москвы по Коллежскому валу была определена официально, московские территории переданы в управление московскому уездному управлению и Думе, а земли за заставой - земству.

Триумфальные ворота Тверской заставы

В публикациях встречается информация, что в 1812 году через Тверскую заставу из горящей Москвы бежал Наполеон Бонапарт. Через два года было принято решение о восстановлении на площади возле заставы сгоревших деревянных Триумфальных ворот, сооруженных еще при Петре I, однако Александр I наложил запрет на строительство. Лишь через двадцать лет здесь по указу Николая I были возведены ворота, уже из камня. Они стали памятником победе в войне с Наполеоном. Спректировал арку знаменитый архитектор Осип Бове.

Хранящее в своем облике традиции древнеримской эпохи, сооружение было выполнено согласно всем канонам классической античной архитектуры. Триумфальная арка была сделана из белого камня, добытого в холмах близ Крылатского, и чугуна, использованного для колонн. Украшена колесницей Славы, запряженной шестеркой коней, горельефами и скульптурами, выполненными по проекту скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Рельефные изображения - женщина-воин, убивающая копьем дракона, сражение у стен Кремля, скульптурные изображения римских воинов в туниках - символизируют мощь русского оружия, смелость и отвагу, патриотизм русского народа.

Среди горельефов есть и изображение императора Александра I, представленного в облике римского императора, что вызвало неудовольствие русской церкви во главе с митрополитом Филаретом.

В связи с установкой ворот площадь поменяла свое название на Старотриумфальную, и получила второе название - "Площадь Новых Триумфальных ворот".

Площадь Тверской заставы: перспективы

Недавно, согласно решению, принятому мэром города и проекту Москомэкспертизы, в связи с тем, что площадь у Белорусского вокзала является важным транспортным узлом столицы, здесь будут проложены Раньше, до 2008 года, трамваи ходили по площади от Лесной улицы до вокзала, но были демонтированы. Исторический маршрут решили сохранить. Кроме того, в перспективе реконструкции Тверской заставы планируется восстановление площади в соответствии с ее былым обликом.

Одним из важных пунктов проекта реконструкции является масштабное озеленение территории площади: высаживание большого количества деревьев, разбивка газонов. А также модернизация системы ее освещения. Предполагается и возвращение на площадь памятника писателю Алексею Максимовичу Горькому, демонтированного в 2005 году в связи с реконструкционными работами на площади.

Многие кто бывал в Москве, были на площади Белорусского вокзала, место очень интересное, в одну сторону — ул. Тверская, с Триумфальной площадью и памятником на ней Маяковскому, в другую сторону Ленинградский проспект, вокруг много разных интересных архитектурных памятников. Большинство из них заслуженно стали «визитной карточкой Москвы».
Например: сам Белорусский вокзал:

И вот казалось бы, что ещё нужно для полного счастья. Вот она история, вот они остатки памятников. Живи и наслаждайся.

Главное верь тому, что написано в официальной истории, и радуйся. Но мы же научены. Доверяй, но проверяй. Давайте вместе рассмотрим, что там сфотографировано и написано. Справедливо на первом месте размещена эта фотография:

sibved : Что за конструкции на башнях слева и у башни у колокольни справа на фото? Каков функционал?

Наверное, она самая ранняя из всех. Нет ещё автомобилей, повозки везут пассажиров и «товары». На месте будущего Второго часового завода Слава ещё построен Храм, Хотя, возможно, что они практически одногодки с другим фото:


Датировки, которые указаны на ресурсе под фотографиями, вполне могут быть ошибочны, или преднамеренно искажены. Конечно же не самим Автором, а теми, кто их «датировал».

Вот описание «Площади» с указанного Ресурса:
«Сама площадь появилась при строительстве заставы Камер-Коллежского вала в 1742 году. По сути это была юридическая граница Москвы, где облагались пошлиной ввозимые в столицу товары. Камер-Коллегия — это старое название налогового органа. Она то в то время и определяла таможенную границу города.
Позже таможенные функции валов были упразднены и введен обычный паспортный контроль.
В 1814 году в честь победы над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года была возведена деревянная Триумфальная Арка.
В 1837 архитектор Бове строит на площади Новые Триумфальные Ворота и площадь переименовывается в Площадь Новых Триумфальных Ворот которые простояли там вплоть до 1936 года.
В 1870 г. открывается Смоленский вокзал (сейчас Белорусский) А уже в 1899 первая появляется первая линия электрического трамвая. Позднее на площади достроили трамвайный круг.

Пока все нормально, вопросов нет. Ещё раз прочитайте последний абзац. Обратите внимание, что в 1899 году появился трамвай. На одном из фото мы видим ему подтверждение. Правда вагончик трамвая тянет лошадь, хотя провода электричества над трамвайными путями уже есть. На другом, есть какие-то столбы посреди Путепровода, но не очень понятно, «трамвайные» они, или нет. Возможно освещение. Кстати посмотрите на Ширину древней «Ленинградки» — ничем не уже нынешней. Первое фото очень важное – на нем отражен Путепровод. Вспоминаем дату запуска трамвая – 1899 год. Все вроде бы пока нормально. Сама площадь и даже арка на ней, выглядят очень органично. Трамвай запущен, круговое движение его организовано. А немного раньше, в 1870-м году Вокзал построили, под «Путепроводом» ЖД рельсы проложили, надо же поездам к вокзалу и обратно без помех подъезжать? Думаю что время, в которое построили Вокзал, должно совпадать со временем, когда построили площадь, возможно даже Триумфальную арку на ней и, конечно же, неотъемлемую её часть «Тверской путепровод». (Кстати раньше его называли «Брестский виадук»).

Вот как он выглядит сегодня: Вид в сторону «Центра»:

Вид со стороны Вокзала:

Арки для ЖД путей:

А теперь самая главная фотография, ради которой я все это затеял:

Посмотрите внимательно на табличку: Построен в 1904 году.
И вот официальная версия строительства «Путепровода»:

История возникновения Тверского путепровода.

«Необходимость в строительстве Тверского путепровода появилась еще в 1870 году, когда была пущена соединительная ветка между Александровской (Смоленское направление) и Николаевской (Санкт-Петербургское) железными дорогами. Тогда же был построен первый Брестский вокзал (ныне Белорусский). Поначалу Петербургское шоссе пересекало эту соединительную ветку посредством шлагбаума, что создавало немалые транспортные трудности. К поездам тогда ещё не привыкли, паровозы пугали как лошадей, так и людей. Поэтому в 1904 году архитектор Иван Иванович Струков одновременно со строительством нового Брестского вокзала начинает возведение крупного моста — Тверского путепровода, основная цель которого — развести движение поездов и транспортных потоков Петербургского шоссе в разных уровнях. Струков решает предать Тверскому путепроводу красивый романтичный образ, как это происходило в те годы в Европе. За основу он взял постройки О. Ритта для Берлинской и О. Вагнера для Венской железной дороги. Тверской путепровод был задуман в образе морского причала, декорированного башенками-маяками. Низ целиком облицован тёмным красным гранитом. Ему был противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх, украшенный кованными ограждениями и фонарями. Верх моста сделан из бетона, оштукатурен с добавлением мраморного песка. Тверской путепровод строился восемь лет. И он сразу прижился и даже стал визитной карточкой при въезде в центр города. Мост прекрасно вписался в окружающую застройку, а его декоративные башенки перекликались с симметричными корпусами кордегардий, образуя единый ансамбль с Триумфальными воротами. Площадь Белорусского вокзала после возведения Тверского путепровода стала на то время одной из самых красивых в Москве»

Т.е. согласно ОИ, в 1870-м году, построили Вокзал, и уже через 30 лет, появилась необходимость его перестроить. С 1903 по 1912 годы построили новый вокзал, а вместе с ним и новый путепровод. Не смотря на то, что фотография в России существовала задолго до 1900 года, никому не пришло в голову сфотографировать факт строительства «Вокзала». Только художники работали «фотоаппаратами»:


Вот как якобы — выглядела Площадь в 18-м веке. Москва – «Большая Деревня»….

Не знаю как Вам, а мне лично официальная версия не очень нравится. То есть в ней все вроде бы сходится, (Если считать что трамваи вначале ходили «без путепровода», а потом все пришлось перестроить немного), и если принять во внимание, что в архитектуре Белорусского вокзала нет ничего «Античного». И огромную шатровую крышу могли запросто построить, и что в гранитных блоках, из которых сложен Путепровод, нет ничего необычного. Особенно в геометрии блоков «Подпорных» колонн. И то, что Триумфальная арка стояла на своем месте задолго до строительства этих двух «Красот», и что Вокзал пристроили к площади потом, и через ЖД пути пропускали через шлагбаум, постоянно пугая лошадей паровозами. И то, что Путепровод построили только через 30 лет после вокзала….

Но только вот другие факты, Московской архитектуры, говорят, что не все так однозначно в зданиях Москвы. И то, что город, который был практически «уничтожен» (согласно ОИ) страшным пожаром 1812-го года, буквально за несколько десятков лет, пережив страшную войну 1812-го года, Крымскую войну, (Два страшных неурожайных года «Без ЛЕТА» — в 1815-1816 годов), сумел построить ТЫСЯЧИ прекраснейших чудеснейших МЕГА сооружений, не имея ни строительных кранов, ни технологий. … Но это уже совсем другая история.

А вот как выглядит здание с другой стороны Площади:


Это же здание, вход со стороны Площади. Конечно же – вход в «Цокольный этаж»,


Конечно же, тогда всё так строили. И окна в подвале тоже должны быть обязательно, что же это за подвал, без входа и без полноценных окон. Это только в конце 19-го века, додумались строить Первый этаж на «первом этаже». И минимум полуметровый цоколь-фундамент над землей возводить. А до этого всегда в землю закапывали. Думаю вслед за Архитектурой Санкт-Петербурга, настало время более внимательно изучить и архитектуру Москвы.


Этот же дом, на углу Площади и 1-й Брестской улицы. Прекрасный подвал с окнами.

Кстати, на эту же тему: «ПОЧЕМУ-ТО», недавно, уже было принято решение о реконструкции Площади Белорусского вокзала, «ПУТЕМ ЗАМЕНЫ ТВЕРСКОГО ПУТЕПРОВОДА», на более современный. Никак не могут современные архитекторы Москвы вписать это «допотопное», древнее строение в современные требования. И никакие возмущения граждан, не хотят принимать во внимание. Нужно снести и все тут. Не знаю как Вам, но думаю, что дело тут не в «транспортной необходимости». Просто кому-то очень не нравится, это явно не вписывающиеся в каноны официальной истории, прекраснейшее архитектурное строение. И чтобы не было лишних вопросов, решили его просто демонтировать. Нет Строения, нет вопросов, нет проблем.

Удачи и Разума.
***

sibved : От себя добавлю, что техника строительства мостов, путепроводов в те времена была широко распространена. Это хорошо видно в тоннелях и мостах Кругобайкальской ЖД. Там объем выбранного камня и уложенных блоков сопоставим со строительством пирамид Гизы.

Я не вижу не одной соскладированной кучи/палеты готовых блоков. Ведь, что-то должно остаться даже если объект закончен.

И даже здесь, где работа только начинается по монтажу блочных опор мостов. Но если присмотреться – на строительных лесах виден ящик, соразмерный с блоками, как опалубка. Но, ни заготовок каменных масс, ни самих готовых каменных блоков не видно.

Фотографий

И был ли это полностью натуральный камень – у меня сомнения. Взгляните на эти фотографии строительства Транссиба:

Может быть – это литые блоки?

К субботе строители сдали основной объём работ у Белорусского вокзала. На площадь вернули памятник Горькому, канализировали движение и запустили хаб с трамваем. Впереди озеленение, установка мебели, остановок и навигации. Напомню, раньше тут было асфальтовое поле. Давайте сравним, что было сделано с уже историческими снимками от весны этого года.

Было

История площади последних 20-30 лет начинается с чуда - её хотели превратить в бетонного монстра, но не стали. До последнего ряд чиновников-градостроителей пробивал здесь , торговлей и парковкой. Благо кризис и сложные подземные коммуникации помешали испортить вид площади и парализовать центр города. В итоге был разработан организации движения с отделением потоков от парковки блоками и хоть какой-то логикой движения:

Через Тверскую, на Лесной улице, был огрызок трамвайной линии с тяни-толкаем. Бывший разворотный круг был застроен бизнес-центром, так что трамвай был своего рода аппендиксом с плохой координацией с другими видами транспорта. От остановки трамвая было идти далеко до метро, автобусов и самого вокзала:

Стало

Не совсем актуальная, но дающая представление схема новой площади:

Общественное пространство по центру. Установить уличную мебель не успели, а деревья посадят поздней осенью, чтобы они максимально прижились:

Горького вернули из Музеона, куда его убрали с площади в 2000х. Историческая справедливость в действии:

Ещё были восстановлены оригинальные фонари путепровода через железную дорогу. Это дико круто:

История умалчивает, когда и куда точно они пропали, но последние годы опоры стояли голыми. Раньше я даже не знал, что когда-то тут были фонари...

Вокруг Горького сделали разворотное кольцо, что позволило запустить нормальный подвижной состав. Отстой трамвая было принято убрать из проекта - так пропал второй путь. Решение странное, ведь теперь водители трамвая не могут отдыхать между рейсами или использовать второй путь для соблюдения графика и экстренных ситуаций:

Теперь тут ходят магистральные маршруты трамвая. Площадь позволила подтянуть трамвай к метро, вокзалу и другим остановкам - пересадки стали ближе и удобнее:

Существующие маршруты изменили, а интервалы уменьшили. Крюки 9 маршрута сделаны из-за инфраструктурных ограничений сети, но зато студенты смогут добираться сразу до электричек и трёх станций метро.

Тверскую трамваи проезжают по существующей ранее автомобильной фазе. Так как у нас принято протягивать вылетные магистрали и создавать пробки на пустом месте, то трамваи стоят по несколько минут лишь одном перекрёстке вместе с машинами. Это не дело - надо разбивать фазы и делать смену режимов чаще.

Лесную улицу будут реконструировать в следующем году, но уже сегодня там есть обособление разметкой:

До площади я доехал от Сокольников в выходной день примерно за полчаса. Столько же я бы ехал на метро (-+5 минут). В будний день не тестировал, но в субботу в все сидячие места были заняты:

Новый вид вокзала:

Трамвайная платформа. Забор индивидуальный и откровенно страшный. Хотя типовые конструкции, которые массово ставят по городу, ещё хуже.

Суровый и беспощадный промдизайн. Креатива хватает на зубья Кремля и гербы, хотя обычный забор из хрома смотрелся бы в разы лучше. Вообще это общенациональная проблема городского дизайна - страшные вещи, которые не должны обращать на себя внимание в принципе, пытаются искусственно улучшить и подчеркнуть их убогость. Так появились цветные бордюры, заборы и всякие яркие покрышки.

Горький и Георгий:

Пути выложили типовой бетонной плиткой. Сочетание гранита и бетона:

Смотрится противно, зато выделяет габарит трамвай. Если бы не ограниченные сроки, то лучше всего было бы залить пути .

Пока изменили лишь маршруты трамвая, а автобусы ходят по старым трассам. На самой площади пока нет даже павильонов - под них только оставлены заделы в виде вывода электричества и мест под опоры.

По новой схеме маршруты, которые сегодня разворачиваются под мостом, будут оборачиваться у метро, трамвая и вокзала. То есть пересадки станут значительно ближе для пассажиров экспрессов и магистральных маршрутов. Для А12 и Т18, едущих с Грузинского Вала на Бутырский, остановка вернётся к вокзалу. У Т56 и Т78, которые сейчас ходят до Белорусского вокзала с остановками в километре от вокзала, остановки тоже окажутся прямо на площади.

Потоки для машин канализированы - водители не попадают в асфальтовое поле, где каждый ездит по законам джунглей. За счёт тротуаров и островков безопасности, физическая траектория считывается за секунды, а не повергает водителя в ужас.

Движение стало понятнее и логичнее с сохранением всех поворотов и полос. Хотя многим может показаться, что места стало меньше - раньше границ асфальта не было видно, а теперь они есть.

Тут должен был быть наземный переход через Тверскую по трамвайно-автомобильной фазе. Сходы есть, а перехода нет - что за херня? Неужели кто-то ? Про велопереезд я вообще молчу.

Заезды для такси:

Городская платная парковка:

Непосредственно у вокзала водоотвод спрятали под плиты. Для воды оставили небольшие щели:

Технология не новая и применяется в мире давно, но в Москве подобное видел ранее лишь . С учётом сроков и строительной культуры, много брака:

Щели и разный уровень плит хорошо чувствуется даже с толстой подошвой. Так что ждём работы над ошибками.

Ну и что?

В Москве появился новый хаб. После установки павильонов и запуска Магистрали 2.0 людям должно стать в разы удобнее пользоваться общественным транспортом. При этом в первую очередь это коснётся пассажиров автобусов, а не трамваев. Вангую рост пассажиропотока.

Сам факт появления трамвая в центре говорит о многом. Московский трамвай всё быстрее прощается с образом неудобного ведра с гайками в пользу современного и комфортного транспорта 21 века. Уверен, что в будущем от нового кольца протянут ветку до Сокола и вернут движение трамвая по Ленинградскому проспекту, откуда его варварски убрали ради пары полос движения и убийства района.

Горький и новая площадь хорошо дополнила образ Тверской заставы. С деревьями это станет хорошей общественной зоной в центре города. С учётом большого числа заведений вокруг, было бы круто сделать уличные веранды для очеловечивания пространства - местные жители и работники наверняка оценят такое.

Для читателей из регионов хочу отметить, что проект крут в первую очередь за счёт планирования и зонирования. Дорогой гранит можно заменить на асфальт или бетонную плитку, создав подобные хабы в городах с небольшим бюджетом.