Когда полетит пассажирский самолет с гиперзвуковой скоростью. Гиперзвуковой самолет сша

Желание создать как можно более быструю военную технику – это ключевая цель для любого государства, ведь только высокие скорости являются гарантией преодоления средств воздушной защиты. По этой причине технологии гиперзвукового оружия активно осваивались еще в гитлеровской Германии. Позже они перекочевали к союзникам, которые продолжили выдающие разработки.

Однако только в последние десятилетия технологии позволили сделать качественный шаг вперед. Для России это выражено в секретном проекте Ю-71 – гиперзвуковом летательном аппарате.

История создания гиперзвукового оружия

Гиперзвуковое оружие получило максимальное свое развитие в период «Холодной войны». Как и многие выдающиеся военные проекты человечества, принципиально новые технологии создавались в условиях конкуренции между США и СССР. Первые попытки превзойти скорость звука (а именно преодолеть барьер в 1234,8 км/ч) не привели к серьезным достижениям. Но и нельзя не отметить, что задачи ставились почти невыполнимые даже для таких мощных держав.

Об этих проектах известно не так много, но дошли некоторые сведения, что, например, в СССР перед конструкторами стояла задача сделать:

  • самолет, который смог бы развить скорость как минимум в 7000 км/ч;
  • надежную конструкцию, чтобы использовать технику много раз;
  • управляемый самолет, чтобы максимально затруднить возможность его обнаружения и ликвидации;
  • наконец, превзойти аналогичную разработку штатов – X-20 Dyna Soar.

Но во время испытаний стало понятно, что даже подняться в воздух с близкими скоростями и необходимой конструкцией не получается, и Советский Союз закрыл проект.

К счастью для руководства СССР, американцы также не достигли продвижения: лишь немногочисленное количество раз гиперзвуковой летательный аппарат поднимался на суборбитальную высоту, но в большинстве ситуаций терял управление и разбивался.

Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке

Гиперзвуковые технологии тесно переплетаются в двух разных направлениях: создании баллистических и управляемых ракет или конструировании полноценного летательного аппарата.

И если ракеты, превышающие скорость звука в несколько раз уже успешно создаются и даже участвуют в военных действиях, то летательные аппараты требуют поистине гениальных конструкторских решений. Основная загвоздка заключается в том, что перегрузки на высоких скоростях при маневрах измеряются даже не десятками, а сотнями g. Спланировать такие нагрузки и обеспечить технике надежность - довольно сложная задача.

Технологии не стоят на месте, поэтому в 21 веке в России был реализован проект «4202», который часто упоминается как Ю-71 - гиперзвуковой летательный аппарат.

Он вырос на основе развития гиперзвуковых технологий в ракетах.

О разработке известно очень мало, ведь подобные работы велись и ведутся не только в СССР, а затем России, но и США, а также Китае, Британии, Франции. Желание ведущих мировых держав сохранить сложные и дорогостоящие открытия в секрете, вполне понятны, так как с гиперзвуковой техникой будет достигнуто серьезное военное превосходство.


Известно, что первые успехи были достигнуты еще в СССР, в 1991 году. Тогда в воздух успешно поднялся летательный аппарат «Холод». Запускался аппарат на базе зенитно-ракетного комплекса С-200, с помощью ракеты 5B28. У инженеров получилось осуществить управляемый полет и развить скорость в 1900 км/ч. После этого возможности только расширялись, но в 1998 году испытания прекратили. Причина оказалась прозаичной - разразившийся в стране кризис.

С учетом высокой секретности информации, достоверных источников не так много.

Однако в зарубежной прессе приводятся такие сведения, что в 20-2010 гг. Россия вновь приступила к разработке гиперзвуковых проектов. Задачи ставились такие:

  1. Опережающими темпами создавать баллистические и управляемые ракеты для гарантированного преодоления любых известных средств перехвата до достижения цели.
  2. Разработать ракетные комплексы со скоростью ракет, превышающей скорость звука до 13 раз.
  3. Провести испытания летательного аппарата со средствами доставки ядерного и не ядерного вооружения.

Основная причина разработки такого вооружения базировалась на том, что аналогичный проект американцев Prompt Global Strike разрабатывался для базирования на кораблях и самолетах, чтобы гарантировано поражать любую точку планеты за 1 час. Естественно, Россия должна была ответить таким же оружием, потому что ни одна страна не располагает средствами перехвата, способными работать по целям с такой высокой скоростью.

Самые известные факты о секретном оружии России - Ю-71

Уже на старте работ идеи проекта «4202» серьезно опережали свое время, так как главным конструктором был гениальный Глеб Лозино-Лозинский. Но создать полноценный летательный аппарат смогли гораздо позже, уже в России.

По данным зарубежных источников, испытания глайдера, а именно летательного аппарата Ю-71 прошли не в начале 2015 года, как говорит военное руководство России. Есть сведения, что уже в 2004 году на Байконуре проводились запуски предположительно нового гиперзвукового глайдера. Подтверждает эту версию то, что в 2012 году на одном из оборонных предприятий страны в городе Реутов было озвучено новогоднее поздравление, где сотрудникам объявили, что проект «4202» является ключевым на ближайшее время.

В целом, российский сверхзвуковой самолет Ю-71 крайне сложно сбить и даже отследить. Поэтому много информации сокрыто для обывателей. По имеющимся сведениям, Ю-71 отличается следующими характеристиками:

  1. Гиперзвуковой летательный аппарат стартует с околоземной орбиты. Туда он доставляется ракетами типа УР-100Н УТТХ. На уровне мнений говорится о том, что в дальнейшем за доставку будет отвечать новейшая ракета «Сармат» МБР РС-28.
  2. Максимальная зафиксированная скорость Ю-71 оценивается в 11200 км/ч. Эксперты утверждают, что аппарат способен маневрировать на завершающей части траектории. Но даже без этой способности он остается не досягаемым для средств ПВО и ПРО из-за высокой скорости. По заверениям российских военных, Ю-71 может маневрировать по высоте и курсу с момента старта на околоземной орбите.
  3. Ю-71 может выходить в космос, чем становится еще более незаметным для большинства средств обнаружения.
  4. Считается, что с момента запуска глайдер может за 40 минут долететь до Нью-Йорка, неся на борту ядерные боеголовки.
  5. Гиперзвуковые модули отличаются очень большой массой, поэтому военное руководство рассматривает возможность доставки на околоземную орбиту сразу несколько Ю-71 более мощными ракетами, чем используются сейчас.
  6. Глайдер имеет 3 отсека с различным оборудованием и вооружением.
  7. Существует мнение, что Россия приступает к активному производству проекта Ю-71. Так, предположительно ПО «Стрела» под Оренбургом полностью технически перестраивается для сборки гиперзвукового вооружения.

Единственными сведениями, которые называются точными, это развиваемая летательным аппаратом скорость и способность маневрировать в полете.


Остальная информация держатся в секрете. Но уже понятно, что Россия готова адекватно ответить в гиперзвуковой гонке.

Конкуренты Ю-71

Гиперзвуковые технологии – предмет работы ведущих мировых держав. Некоторые добились серьезных достижений, для кого-то расходы оказались большими или не получилось вытянуть крайне технологичные проекты. Главными конкурентами России сегодня называются США и Китай.

Конкуренты Описание
1.Глайдер Advanced Hypersonic Weapon (США). Летательный аппарат AHW стал частью программы Prompt Global Strike. Технические стороны сокрыты под семью печатями.
Известно только, что глайдер развивает до 8 махов скорости (10 000 км/ч).
Первые испытания у него признаны успешными, а во время вторых взорвалась ракета-носитель. Так что можно уверенно говорить, что работы за океаном еще не закончены.
2.Глайдер WU-14 (КНР). Большие устремления КНР направлены на создание гиперзвуковых баллистических и крылатых ракет. Но разрабатывается также и глайдер WU-14.
Известно, что он развивает до 10 махов (чуть больше 12000 км/ч).
В некоторых источниках также приводится информация, что китайцы работают над собственным прямоточным гиперзвуковым двигателем специально для прямого запуска глайдера с самолетов.

Человечество в 21 веке вплотную подобралось к гиперзвуковому оружию.


Если верить утечкам информации, то Россия может быстрее остальных заявить о финальной стадии, а именно принятии на вооружение таких технологий. Это принесет ощутимое преимущество в военном плане.

Перспективы российского Ю-71

По некоторым сведениям, Ю-71 прошел испытания и готовится к серийному выпуску. Хоть проект и секретный, в ряде источников указывается, что к 2025 году Россия будет располагать 40 такими глайдерами с ядерными боеголовками.

Пусть запуски Ю-71 дорогостоящие, использовать аппарат можно для разных целей. Называется и способность в кратчайшие сроки доставить боезаряд в любую точку планеты, и, например, транспортировка продовольствия, снабжения.

Ю-71 за счет маневренности можно применять как штурмовик или бомбардировщик в глубоком тылу противника.

Размещаться Ю-71 будет, скорее всего, под Оренбургом, в тылу, так как самая уязвимая часть полета - старт и достижение орбиты. После отделения глайдера от ракеты, отследить его движение и, тем более, сбить, становится невозможным для современных систем ПРО или ПВО.

Видео

Гиперзвуковые летательные аппараты, которые в ближайшем будущем достигнут технической зрелости, возможно, радикально изменят всю сферу ракетных вооружений. И в эту гонку России придется включаться, иначе возникнет риск потерять слишком много. Ведь речь идет ни много ни мало о научно-технической революции.

О гонке вооружений в данной сфере говорить пока рано — на сегодняшний день это гонка технологий. Гиперзвуковые проекты еще не вышли за рамки ОКР: пока в полет отправляются в основном демонстраторы. Их уровни технологической готовности по шкале DARPA находятся в основном на четвертой-шестой позиции (по десятибалльной шкале).

Впрочем, говорить о гиперзвуке как о некой технической новинке не приходится. Боевые блоки МБР входят в атмосферу на гиперзвуке, спускаемые аппараты с космонавтами, космические шаттлы — это тоже гиперзвук. Но полет на гиперзвуковых скоростях при схождении с орбиты — вынужденная необходимость, и длится он недолго. Мы же будем говорить о летательных аппаратах, для которых гиперзвук — штатный режим применения, и без него они не смогут проявить свое превосходство и показать свои возможности и мощь.

УДАР С ОРБИТЫ

Речь пойдет о гиперзвуковых маневрирующих управляемых объектах — маневрирующих боевых головках МБР, гиперзвуковых крылатых ракетах, гиперзвуковых БПЛА. Что, собственно, мы понимаем под гиперзвуковыми летательными аппаратами? Прежде всего имеются в виду следующие характеристики: скорость полета — 5-10 М и выше, охватываемый рабочий диапазон высот — 25-140 км. Одно из самых привлекательных качеств гиперзвуковых аппаратов — это невозможность надежного слежения средствами ПВО, поскольку объект летит в плазменном облаке, непрозрачном для радиолокаторов. Стоит отметить также высокие маневренные возможности и минимальное время реакции на поражение. Например, гиперзвуковому аппарату требуется всего час после схода с орбиты ожидания для поражения выбранной цели.

Проекты гиперзвуковых аппаратов не раз разрабатывались и продолжают разрабатываться в нашей стране. Можно вспомнить Ту-130 , самолет «Аякс» на двух видах топлива — водороде для больших скоростей полета и керосине для меньших.

Оставил свой след в истории инженерной мысли проект ОКБ им. Микояна «Спираль», в котором возвращаемый воздушно-космический гиперзвуковой самолет выводился на орбиту ИСЗ гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а после выполнения боевых задач на орбите возвращался в атмосферу, выполнял в ней маневры также на гиперзвуковых скоростях. Наработки по проекту «Спираль» были использованы в проектах БОР и космического челнока «Буран». Есть официально не подтвержденные сведения о созданном в США гиперзвуковом самолете «Аврора». Все о нем слышали, но никто его ни разу не видел.

«ЦИРКОН» ДЛЯ ФЛОТА

17 марта 2016 года стало известно, что Россия официально приступила к испытаниям гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) «Циркон». Новейшим снарядом будут вооружены АПЛ пятого поколения («Хаски»), также ее получат надводные корабли и, конечно, флагман российского флота «Петр Великий». Скорость 5-6 М и дальность действия не менее 400 км (это расстояние ракета преодолеет за четыре минуты) существенно осложнят применение мер противодействия. Известно, что ракета будет использовать новое топливо Децилин-М, которое увеличивает дальность полета на 300 км. Разработчик ПКР «Циркон» — НПО Машиностроения, входящее в состав «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»». Появления серийной ракеты можно ожидать к 2020 году. При этом стоит учесть, что Россия имеет богатый опыт в создании высокоскоростных противокорабельных крылатых ракет, таких как серийная ПКР П-700 «Гранит» (2,5 М), серийная ПКР П-270 «Москит» (2,8 М), на смену которым и поступит новая ПКР «Циркон».

ХИТРОУМНАЯ БОЕГОЛОВКА

Первая информация о запуске изделия Ю-71 (так оно обозначено на Западе] на околоземную орбиту ракетой РС-18 «Стилет» и его возвращении в атмосферу появилась в феврале 2015 года. Запуск был произведен с позиционного района Домбровского соединения 13-й ракетной дивизией РВСН (Оренбургская область). Сообщается также, что к 2025 году дивизия получит 24 изделия Ю-71 для оснащения уже новых ракет «Сармат». Изделие Ю-71 в рамках проекта 4202 создавалось также НПО Машиностроения с 2009 года.

Изделие представляет собой сверхманевренную боеголовку ракеты, совершающую планирующий полет на скорости 11000 км/ч. Она может выходить в ближний космос и оттуда поражать цели, а также нести ядерный заряд и быть оснащенной системой РЭБ. В момент входа «нырком» в атмосферу скорость может составлять 5000 м/с (18000 км/ч) и по этой причине Ю-71 имеет защиту от перегрева и перегрузок, причем может легко менять направление полета и при этом не разрушается.

Изделие Ю-71, обладая высокой маневренностью на гиперзвуковой скорости по высоте и по курсу и летая не по баллистической траектории, становится недостижимым для любой системы ПВО. К тому же боеголовка является управляемой, благодаря чему имеет очень высокую точность поражения: это позволит использовать ее также в неядерном высокоточном варианте. Известно, что в течение 2011-2015 годов было произведено несколько запусков. На вооружение изделие Ю-71, как полагают, будет принято в 2025 году, и им будет оснащаться МБР «Сармат».

ПОДНЯТЬСЯ ВВЫСЬ

Из проектов прошлого можно отметить ракету Х-90, которая была разработана МКБ «Радуга». Проект ведет свое начало с 1971 года, он был закрыт в тяжелом для страны 1992 году, хотя проведенные испытания показали хорошие результаты. Ракета неоднократно демонстрировалась на авиакосмическом салоне МАКС. Несколько лет спустя проект реанимировали: ракета получила скорость 4-5 М и дальность действия 3500 км с запуском с носителя Ту-160. Демонстрационный полет состоялся в 2004 году. Предполагалось вооружить ракету двумя отделяемыми боеголовками, размещенными по бокам фюзеляжа, однако на вооружение снаряд так и не поступил.

Гиперзвуковая ракета РВВ-БД была разработана ОКБ «Вымпел» им И.И. Торопова. Она продолжает линию ракет К-37, К-37М, находящихся на вооружении МиГ-31 и МиГ-31БМ. Ракетой РВВ-БД будут также вооружаться гиперзвуковые перехватчики проекта ПАК ДП. По заявлению руководителя КТРВ Бориса Викторовича Обносова, сделанному на МАКСе 2015 года, ракета начала выпускаться серийно и первые ее партии сойдут с конвейера уже в 2016 году. Ракета весит 510 кг, имеет осколочно-фугасную боевую часть и будет в широком диапазоне высот поражать цели на дальностях 200 км. Двухрежимный РДТТ позволяет ей развивать гиперзвуковую скорость 6 М.

ГИПЕРЗВУК ПОДНЕБЕСНОЙ

Осенью 2015 года Пентагон сообщил, и это было подтверждено Пекином, что Китай успешно провел испытания гиперзвукового маневрирующего ЛА DF-ZF Ю-14 (WU-14), который был запущен с полигона Учжай. Ю-14 отделился от носителя «на краю атмосферы», а затем планировал на цель, расположенную в нескольких тысячах километров на западе Китая. За полетом DF-ZF следили американские разведывательные службы, и по их данным аппарат маневрировал со скоростью 5 М, хотя потенциально его скорость может достигать и 10 М. Китай заявил, что он решил проблему гиперзвукового ВРД для подобных аппаратов и создал новые легкие композитные материалы для защиты от кинетического нагрева. Представители КНР также сообщили, что Ю-14 способен прорвать систему ПВО США и нанести глобальный ядерный удар.

ПРОЕКТЫ АМЕРИКИ

В настоящее время «в работе» в США находятся различные гиперзвуковые летательные аппараты, которые проходят летные испытания с той или иной долей успеха. Начало работ по ним было положено еще в начале 2000-х, и на сегодня они находятся на разных уровнях технологической готовности. Недавно разработчик гиперзвукового аппарата Х-51А компания «Боинг» заявила, что Х-51А будет принят на вооружение уже в 2017 году.

Среди реализуемых проектов у США имеются: проект гиперзвуковой маневрирующей боеголовки AHW (Advanced Hypersonic Weapon], гиперзвуковой ЛА Falcon HTV-2 (Hyper-Sonic Technology Vehicle), запускаемый с помощью МБР, гиперзвуковой ЛА X-43 Hyper-X, прототип гиперзвуковой крылатой ракеты X-51A Waverider компании «Боинг», снабженный гиперзвуковым ПВРД с сверхзвуковым горением. Также известно, что в США ведутся работы по гиперзвуковому БЛА SR-72 компании Lockheed Martin, которая только в марте 2016 года заявила официально о своих работах по этому изделию.

Первое упоминание о беспилотнике SR-72 относится к 2013 году, когда Lockheed Martin сообщила, что на смену разведчику SR-71 будет разрабатывать гиперзвуковой БЛА 5R-72. Он полетит со скоростью 6400 км/ч на рабочих высотах 50-80 км вплоть до суборбитальных, будет иметь двухконтурную двигательную установку с общим воздухозаборником и сопловым аппаратом на основе ТРД для разгона со скорости 3 М и гиперзвукового ПВРД со сверхзвуковым горением для полета со скоростями более 3 М. 5R-72 будет выполнять разведывательные задачи, а также наносить удары высокоточным оружием «воздух-поверхность» в виде легких ракет без двигателя — он им и не потребуется, так как хорошая стартовая гиперзвуковая скорость уже имеется.

К проблемным вопросам SR-72 специалисты относят выбор материалов и конструкции обшивки, способных выдержать большие тепловые нагрузки от кинетического нагрева при температурах 2000°С и выше. Также потребуется решить проблему отделения оружия из внутренних отсеков при гиперзвуковой скорости полета 5-6 М и исключить случаи потери связи, которые неоднократно наблюдались при испытаниях объекта HTV-2. Корпорация Lockheed Martin заявила, что размерность SR-72 будет сопоставима с размерностью SR-71 — в частности, длина SR-72 составит 30 м. На вооружение, как предполагается, SR-72 поступит в 2030 году.

Гиперзвуковым самолетом называется такой, скорость которого может сильно превышать скорость звука (1224 км/час), то есть примерно пять-шесть тысяч км/час. Подобные аппараты сегодня выпускают несколько стран мира. Россия также не осталась в стороне.

Надо сказать, что создание различных гиперзвуковых летательных аппаратов в мире началось со второй половины прошлого века. Но сегодня, разумеется, самолеты становятся все более совершенными и обладают небывалыми преимуществами и возможностями.

Гиперзвуковой самолет России Ю-71 быстро перешел из стадии разработки, которая длилась в течение нескольких лет, в стадию испытаний еще в прошлом году. Испытывали новоиспеченный летательный аппарат под Оренбургом. Самолету, чтобы преодолеть расстояние от мест испытаний до столицы США, потребуется около пятидесяти минут, а до Лондона – двадцать.

Что может Ю-71?

Ю-71 был создан для использования его для решения военных задач. Например, гиперзвуковой самолет сможет доставлять боевые припасы и другие необходимые приспособления в кратчайшие сроки и на большие расстояния (ядерные боеголовки).

Кроме того, Ю-71 способен проводить контроль территории, а также использоваться в качестве аппарата штурмовой авиации. Российский гиперзвуковой самолет способен летать со скоростью более одиннадцати тысяч км/час. Все это дополняется его необычайной маневренностью, позволяющей даже выйти в ближний космос.

Как и для чего планируют использовать Ю-71?

По данным некоторых экспертов, в ближайшее десятилетие планируется ввести около двадцати самолетов в Ракетные войска стратегического назначения. Разместят их поблизости от Домбаровского поселка (Оренбургская область). Необходимо отметить, что Ю-71 разработан в двух модификациях: обыкновенной и стратегической.

По поводу Ю-71 существует множество разнообразных мнений. Часть специалистов считает, что этот самолет – боеголовка, изначально прикрепляющаяся к ракете, а затем отделяющаяся (в конце ее полета). Смысл этого заключается в возможности преодоления гиперзвуковым самолетом систем противовоздушной обороны.

Есть также данные, что Ю-71 не что иное, как одна из частей проекта 4202, являющегося секретным. В России, якобы, намереваются запустить гиперзвуковой проект для того, чтобы оказать давление на Соединенные Штаты. Переговоры по контролю вооружения в этом случае могут пройти очень удачно.

Какой будет судьба российского самолета Ю-71 - неизвестно. Нам остается лишь ждать и следить за развитием событий.

Военная тайна. Испытания Ю-71, Сирия. Репортаж.

Гиперзвуковые летательные аппараты, которые в ближайшем будущем достигнут технической зрелости, возможно, радикально изменят всю сферу ракетных вооружений. И в эту гонку России придется включаться, иначе возникнет риск потерять слишком много. Ведь речь идет ни много ни мало о научно-технической революции.

О гонке вооружений в данной сфере говорить пока рано - на сегодняшний день это гонка технологий. Гиперзвуковые проекты еще не вышли за рамки ОКР: пока в полет отправляются в основном демонстраторы. Их уровни технологической готовности по шкале DARPA находятся в основном на четвертой-шестой позиции (по десятибалльной шкале).

Впрочем, говорить о гиперзвуке как о некой технической новинке не приходится. Боевые блоки МБР входят в атмосферу на гиперзвуке, спускаемые аппараты с космонавтами, космические шаттлы - это тоже гиперзвук. Но полет на гиперзвуковых скоростях при схождении с орбиты - вынужденная необходимость, и длится он недолго. Мы же будем говорить о летательных аппаратах, для которых гиперзвук - штатный режим применения, и без него они не смогут проявить свое превосходство и показать свои возможности и мощь.

Стремительный разведчик: SR-72 - перспективный американский летательный аппарат, который может стать функциональным аналогом легендарного SR-71 - сверхзвукового и сверхманевренного разведчика. Главное отличие от предшественника - отсутствие пилота в кабине и гиперзвуковая скорость.

Удар с орбиты

Речь пойдет о гиперзвуковых маневрирующих управляемых объектах - маневрирующих боевых головках МБР, гиперзвуковых крылатых ракетах, гиперзвуковых БПЛА. Что, собственно, мы понимаем под гиперзвуковыми летательными аппаратами? Прежде всего, имеются в виду следующие характеристики: скорость полета - 5−10 М (6150−12 300 км/ч) и выше, охватываемый рабочий диапазон высот - 25−140 км. Одно из самых привлекательных качеств гиперзвуковых аппаратов - это невозможность надежного слежения средствами ПВО, поскольку объект летит в плазменном облаке, непрозрачном для радиолокаторов.

Стоит отметить также высокие маневренные возможности и минимальное время реакции на поражение. Например, гиперзвуковому аппарату требуется всего час после схода с орбиты ожидания для поражения выбранной цели.

Проекты гиперзвуковых аппаратов не раз разрабатывались и продолжают разрабатываться в нашей стране. Можно вспомнить Ту-130 (6 М), самолет «Аякс» (8−10 М), проекты высотно-скоростных гиперзвуковых самолетов ОКБ им. Микояна на углеводородном топливе в разных вариантах применения и гиперзвукового самолета (6 М) на двух видах топлива - водороде для больших скоростей полета и керосине для меньших.

Разрабатываемая в США гиперзвуковая ракета Boeing X-51A Waverider

Оставил свой след в истории инженерной мысли проект ОКБ им. Микояна «Спираль», в котором возвращаемый воздушно-космический гиперзвуковой самолет выводился на орбиту ИСЗ гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а после выполнения боевых задач на орбите возвращался в атмосферу, выполнял в ней маневры также на гиперзвуковых скоростях. Наработки по проекту «Спираль» были использованы в проектах БОР и космического челнока «Буран». Есть официально не подтвержденные сведения о созданном в США гиперзвуковом самолете «Аврора». Все о нем слышали, но никто его ни разу не видел.

«Циркон» для флота

17 марта 2016 года стало известно, что Россия официально приступила к испытаниям гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) . Новейшим снарядом будут вооружены АПЛ пятого поколения («Хаски»), также ее получат надводные корабли и, конечно, флагман российского флота . Скорость 5−6 М и дальность действия не менее 400 км (это расстояние ракета преодолеет за четыре минуты) существенно осложнят применение мер противодействия. Известно, что ракета будет использовать новое топливо Децилин-М, которое увеличивает дальность полета на 300 км.

Разработчик ПКР «Циркон» - НПО Машиностроения, входящее в состав «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»». Появления серийной ракеты можно ожидать к 2020 году. При этом стоит учесть, что Россия имеет богатый опыт в создании высокоскоростных противокорабельных крылатых ракет, таких как серийная ПКР П-700 «Гранит» (2,5 М), серийная ПКР П-270 «Москит» (2,8 М), на смену которым и поступит новая ПКР «Циркон».

Крылатый удар: беспилотный гиперзвуковой планирующий самолет, разрабатывавшийся в КБ Туполева в конце 1950-х годов, должен был представлять собой последнюю ступень ракетной ударной системы.

Хитроумная боеголовка

Первая информация о запуске изделия Ю-71 (так оно обозначено на Западе) на околоземную орбиту ракетой РС-18 «Стилет» и его возвращении в атмосферу появилась в феврале 2015 года. Запуск был произведен с позиционного района Домбровского соединения 13-й ракетной дивизией РВСН (Оренбургская область). Сообщается также, что к 2025 году дивизия получит 24 изделия Ю-71 для оснащения уже новых . Изделие Ю-71 в рамках проекта 4202 создавалось также НПО Машиностроения с 2009 года.

Изделие представляет собой сверхманевренную боеголовку ракеты, совершающую планирующий полет на скорости 11000 км/ч. Она может выходить в ближний космос и оттуда поражать цели, а также нести ядерный заряд и быть оснащенной системой РЭБ. В момент входа «нырком» в атмосферу скорость может составлять 5000 м/с (18000 км/ч) и по этой причине Ю-71 имеет защиту от перегрева и перегрузок, причем может легко менять направление полета и при этом не разрушается.

Элемент планера гиперзвукового оружия, которое так и осталось проектом. Длина самолета должна была составить 8 м, размах крыльев - 2,8 м.

Изделие Ю-71, обладая высокой маневренностью на гиперзвуковой скорости по высоте и по курсу и летая не по баллистической траектории, становится недостижимым для любой системы ПВО. К тому же боеголовка является управляемой, благодаря чему имеет очень высокую точность поражения: это позволит использовать ее также в неядерном высокоточном варианте. Известно, что в течение 2011−2015 годов было произведено несколько запусков. На вооружение изделие Ю-71, как полагают, будет принято в 2025 году, и им будет оснащаться .

Подняться ввысь

Из проектов прошлого можно отметить ракету Х-90, которая была разработана МКБ «Радуга». Проект ведет свое начало с 1971 года, он был закрыт в тяжелом для страны 1992 году, хотя проведенные испытания показали хорошие результаты. Ракета неоднократно демонстрировалась на авиакосмическом салоне МАКС. Несколько лет спустя проект реанимировали: ракета получила скорость 4−5 М и дальность действия 3500 км с запуском с носителя Ту-160. Демонстрационный полет состоялся в 2004 году. Предполагалось вооружить ракету двумя отделяемыми боеголовками, размещенными по бокам фюзеляжа, однако на вооружение снаряд так и не поступил.

Гиперзвуковая ракета РВВ-БД была разработана ОКБ «Вымпел» им И.И. Торопова. Она продолжает линию ракет К-37, К-37М, находящихся на вооружении и . Ракетой РВВ-БД будут также вооружаться гиперзвуковые перехватчики проекта ПАК ДП. По заявлению руководителя КТРВ Бориса Викторовича Обносова, сделанному на МАКСе 2015 года, ракета начала выпускаться серийно и первые ее партии сойдут с конвейера уже в 2016 году. Ракета весит 510 кг, имеет осколочно-фугасную боевую часть и будет в широком диапазоне высот поражать цели на дальностях 200 км. Двухрежимный РДТТ позволяет ей развивать гиперзвуковую скорость 6 М.

SR-71: сегодня этот самолет, давно снятый с вооружения, занимает заметное место в истории авиации. На смену ему идет гиперзвук.

Гиперзвук Поднебесной

Осенью 2015 года Пентагон сообщил, и это было подтверждено Пекином, что Китай успешно провел испытания гиперзвукового маневрирующего ЛА DF-ZF Ю-14 (WU-14), который был запущен с полигона Учжай. Ю-14 отделился от носителя «на краю атмосферы», а затем планировал на цель, расположенную в нескольких тысячах километров на западе Китая. За полетом DF-ZF следили американские разведывательные службы, и по их данным аппарат маневрировал со скоростью 5 М, хотя потенциально его скорость может достигать и 10 М.

Китай заявил, что он решил проблему гиперзвукового ВРД для подобных аппаратов и создал новые легкие композитные материалы для защиты от кинетического нагрева. Представители КНР также сообщили, что Ю-14 способен прорвать систему ПВО США и нанести глобальный ядерный удар.

Проекты Америки

В настоящее время «в работе» в США находятся различные гиперзвуковые летательные аппараты, которые проходят летные испытания с той или иной долей успеха. Начало работ по ним было положено еще в начале 2000-х, и на сегодня они находятся на разных уровнях технологической готовности. Недавно разработчик гиперзвукового аппарата Х-51А компания «Боинг» заявила, что Х-51А будет принят на вооружение уже в 2017 году.

Среди реализуемых проектов у США имеются: проект гиперзвуковой маневрирующей боеголовки AHW (Advanced Hypersonic Weapon), гиперзвуковой ЛА Falcon HTV-2 (Hyper-Sonic Technology Vehicle), запускаемый с помощью МБР, гиперзвуковой ЛА Х-43 Hyper-X, прототип гиперзвуковой крылатой ракеты Х-51А Waverider компании «Боинг», снабженный гиперзвуковым ПВРД с сверхзвуковым горением. Также известно, что в США ведутся работы по гиперзвуковому БЛА SR-72 компании Lockheed Martin, которая только в марте 2016 года заявила официально о своих работах по этому изделию.

Космическая «спираль»: гиперзвуковой самолет-разгонщик, разрабатывавшийся по проекту «Спираль». Также предполагалось, что в систему будет входить военный орбитальный самолет с ракетным ускорителем.

Первое упоминание о беспилотнике SR-72 относится к 2013 году, когда Lockheed Martin сообщила, что на смену разведчику SR-71 будет разрабатывать гиперзвуковой БЛА SR-72. Он полетит со скоростью 6400 км/ч на рабочих высотах 50−80 км вплоть до суборбитальных, будет иметь двухконтурную двигательную установку с общим воздухозаборником и сопловым аппаратом на основе ТРД для разгона со скорости 3 М и гиперзвукового ПВРД со сверхзвуковым горением для полета со скоростями более 3 М. SR-72 будет выполнять разведывательные задачи, а также наносить удары высокоточным оружием «воздух-поверхность» в виде легких ракет без двигателя - он им и не потребуется, так как хорошая стартовая гиперзвуковая скорость уже имеется.

К проблемным вопросам SR-72 специалисты относят выбор материалов и конструкции обшивки, способных выдержать большие тепловые нагрузки от кинетического нагрева при температурах 2000 °C и выше. Также потребуется решить проблему отделения оружия из внутренних отсеков при гиперзвуковой скорости полета 5−6 М и исключить случаи потери связи, которые неоднократно наблюдались при испытаниях объекта HTV-2. Корпорация Lockheed Martin заявила, что размерность SR-72 будет сопоставима с размерностью SR-71 - в частности, длина SR-72 составит 30 м. На вооружение, как предполагается, SR-72 поступит в 2030 году.

В истории ГЛА были реализованы в виде нескольких испытательных самолётов , беспилотных летательных аппаратов и орбитальных ступеней-космопланов многоразовых космических кораблей (МТКК) . Также существовало и существует большое количество проектов транспортных средств указанных типов, а также аэрокосмических систем (орбитальных самолётов) с гиперзвуковыми разгонными и орбитальными ступенями или одноступенчатых АКС-космолётов и пассажирских лайнеров-космопланов.

Одним из первых детальных проектов ГЛА был нереализованный проект Зенгера по созданию частично-орбитального боевого космолёта-бомбардировщика «Зильберфогель» в Нацистской Германии .

В отличие от космопланов, ввиду необходимости при создании космолётов на порядок более сложных двигательных и конструкционных технологий ни один из проектов космолётов к настоящему времени реализован не был.

Гиперзвуковые самолёты

В 1960-е годы в США была осуществлена программа разработки и полётов экспериментального самолёта-ракетоплана North American X-15 , который стал первым в истории и на 40 лет единственным ГЛА-самолётом, совершавшим суборбитальные пилотируемые космические полёты . В США 13 его полётов выше 80 км, а в мире (ФАИ) - 2 из них, в которых была превышена граница космоса в 100 км, признаны суборбитальными пилотируемыми космическими полётами, а их участники - астронавтами .

Аналогичные программы в СССР и других странах.

В начале XXI века в России существовал, но был отменён проект частично-многоразового крылатого космического корабля Клипер , запускаемого на обычной РН.

В США продолжается проект Boeing X-37 с полётами на орбиту экспериментального космоплана, запускаемого на РН. Разрабатываются проекты: в Великобритании - одноступенчатый АКС-космолёт Skylon с горизонтальным стартом и посадкой, в Индии - запускаемый на РН космоплан-прототип одноступенчатой АКС-космолёта RLV/AVATAR с вертикальным стартом и горизонтальной посадкой, в Китае - запускаемый на РН космоплан и его прототип Шэньлонг и двухступенчатый МТКК с горизонтальным стартом и посадкой и др.

  • Одноступенчатая космическая система (англ.)

Гиперзвуковые БПЛА

Проекты специальных экспериментальных беспилотных ГЛА разрабатываются и осуществляются в целях отработки возможностей создания двух- и одноступенчатых многоразовых транспортных АКС (космопланов и космолётов) следующих поколений и перспективных технологий ракетного двигателестроения (ГПВРД) и других.

Существовали доведённые до разных начальных степеней реализации проекты беспилотных ГЛА в США - Boeing X-43 , России - «Холод» и «Игла» , Германии - SHEFEX (прототип космоплана/космолёта), Австралии - AUSROCK и другие.

Гиперзвуковые ракеты и управляемые боевые блоки ракет

Ранее разрабатывался ряд проектов экспериментальных и боевых крылатых (например, Х-90 в СССР) и некрылатых (например, Х-45 в СССР) ракет, достигающих гиперзвуковых скоростей.

Технологии и применение

ГЗЛА могут быть без двигателей или оснащаться различными типами двигательных установок: жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), гиперзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ГПВРД), твердотопливными ракетными двигателями (РДТТ) (а также теоретически ядерными ракетными двигателями (ЯРД) и другими), в том числе комбинацией таких двигателей и ускорителей. То есть термин «гиперзвуковой» подразумевает способность аппарата двигаться с гиперзвуковой скоростью в воздушной среде, используя как двигатели, так и в той или иной форме воздух.

Учитывая потенциал технологии, организации по всему миру осуществляют исследования в области гиперзвукового полёта и развития ГПВРД . По всей видимости, первое применение будет иметь место для управляемых военных ракет, потому как эта область требует только самолётный режим в диапазоне высот, а не ускорение до орбитальной скорости. Таким образом, основные средства на разработки в этой области идут именно в рамках военных контрактов.

Гиперзвуковые космические системы могут иметь, а могут не иметь преимущество от использования ступеней с ГПВРД . Удельный импульс или эффективность ГПВРД теоретически составляет от 1000 до 4000 секунд , в то время как в случае ракеты эта величина на 2009 год не превышает 470 секунд , что в принципе означает гораздо более дешёвый доступ в космос. Однако этот показатель будет быстро уменьшаться вместе с ростом скорости и также будет происходить ухудшение аэродинамического качества . Существенна проблема маленького отношения тяги ГПВРД к его массе, которая составляет 2, что примерно 50 раз хуже этого показателя для ЖРД . Частично это компенсируется тем, что затраты на компенсирование силы тяжести при фактически самолётном режиме несущественны, но более продолжительное нахождение в атмосфере означает бо́льшие аэродинамические потери.

Воздушное судно -авиалайнер с ГПВРД должно значительно сократить время путешествия из одной точки в другую, потенциально сделав достижимой любую точку Земли в пределах 90 минут . Однако при этом остаются вопросы по тому, смогут ли такие аппараты перевозить на себе достаточно топлива для совершения полётов на достаточно большие расстояния и смогут ли они летать на достаточной высоте, чтобы избежать связанных со сверхзвуковым полётом звуковых эффектов. Также остаются неопределёнными вопросы, связанные с общей стоимостью таких полётов и возможностью многократного использования аппаратов после гиперзвукового полёта.

Преимущества и недостатки в случае космических аппаратов

Преимущество гиперзвукового самолёта наподобие X-30 состоит в исключении или уменьшении количества транспортируемого окислителя . Например, внешний бак МТКК Спейс Шаттл на старте содержит 616 тонн жидкого кислорода (окислитель) и 103 тонн жидкого водорода (топливо). Сам космический челнок-космоплан при приземлении весит не более 104 тонн. Таким образом, 75 % всей конструкции составляет транспортируемый окислитель. Исключение этой дополнительной массы должно облегчить аппарат и, как можно надеяться, увеличить долю полезной нагрузки . Последнее можно считать основной целью изучения ГПВРД вместе с перспективой уменьшения стоимости доставки грузов на орбиту.

Но имеются определённые недостатки:

Низкое отношение тяги к весу аппарата

Жидкостный ракетный двигатель («ЖРД ») отличается очень высоким показателем тяги по отношению к его массе (до 100:1 и более), что позволяет ракетам достичь высоких показателей при доставке грузов на орбиту. Напротив, отношение тяги ГПВРД к его массе составляет порядка 2, что означает увеличение доли двигателя в стартовой массе аппарата (без учета необходимости уменьшить эту величину по крайней мере в четыре раза из-за отсутствия окислителя). Вдобавок наличие нижнего предела скорости ГПВРД и падение его эффективности с ростом скорости определяет необходимость использования на таких космических системах ЖРД со всеми их недостатками.

Необходимость дополнительных двигателей для достижения орбиты

Гиперзвуковые ПВРД имеют теоретический диапазон рабочих скоростей от 5-7 вплоть до первой космической скорости 25 , но как показали исследования в рамках проекта X-30 , верхний предел устанавливается возможностью сгорания топлива в проходящем воздушном потоке и составляет порядка 17 . Таким образом, требуется другая дополнительная система реактивного ускорения в нерабочем диапазоне скоростей. Поскольку необходимая разница восполнения скоростей незначительна, а доля ПН в стартовой массе гиперзвукового самолёта велика, применение дополнительных ракетных ускорителей различного типа является вполне приемлемым вариантом. Оппоненты исследований ГПВРД утверждают, что любая перспективность этого типа аппаратов может проявиться лишь для одноступенчатых космических систем. Сторонники этих исследований утверждают, что варианты многоступенчатых систем с использованием ГПВРД также оправданы.

Этап возвращения

Потенциально, нижняя часть тепловой защиты гиперзвукового космического аппарата должна быть увеличена вдвое в целях возвращения аппарата на поверхность. Использование абляционного покрытия может означать его потерю после выхода на орбиту, активная теплозащита с использованием топлива в качестве хладагента требует работы двигателя для своего функционирования.

Стоимость

Сокращение количества топлива и окислителя в случае гиперзвуковых аппаратов означает увеличение доли стоимости самого аппарата в общей стоимости системы. На самом деле, стоимость одного самолёта с ГПВРД может быть очень высокой по сравнению со стоимостью топлива, потому как стоимость аэрокосмического оборудования по крайней мере на два порядка выше, чем на жидкий кислород и баки к нему. Таким образом, аппараты с ГПВРД наиболее оправданы в качестве систем многоразового использования. Может ли оборудование многократно использоваться в экстремальных условиях гиперзвукового полёта остаётся не до конца ясным - все сконструированные до сих пор системы не предусматривали возвращение и их повторное использование.

Окончательная стоимость такого аппарата является предметом интенсивного обсуждения, потому как сейчас нет четкой убеждённости в перспективности таких систем. По всей видимости, для того чтобы быть экономически оправданным, гиперзвуковой аппарат должен будет обладать бо́льшей ПН по сравнению с ракетой-носителем с той же стартовой массой.