Петропавловский собор. Какую мелодию исполняют часы - куранты на петропавловском соборе Петропавловская крепость часы на башне

Первые часы-куранты появились на первой, еще деревянной Петропавловской церкви построенной в 1703-04 годах. Собственно сами часы предназначались для Троице-Сергиевой лавры в Москве, но уж коли решил Петр столицу перенести поближе к границам владений, то часы велено было доставить в Санкт-Питербурхъ и поставить в колокольню... Однако, жизнь первых питерских часов-курантов оказалась недолгой...
Для справки: в те годы часы существенно отличались от привычных нам ныне - циферблат делился на 17 частей, минутная стрелка, как таковая, отсутствовала (а нафига, спрашивается?), бой производился одним большим колоколом и несколькими малыми колоколами. Часы являлись непременным атрибутом развитых городов.

В 1714 году было начато строительство каменного Петропавловского собора под чутким руководством архитектора Доменико Трезини. Для новой колокольни, Петр I приобретает в Голландии еще одни часы, во время своего последнего путешествия по Европе. Вскоре их устанавливает на колокольне часовой мастер Андрей Ферзен, но… канцелярия, посчитав, что мастеровых боле не нужно содержать при часах (а что с ними станет, с часами-то?), увольняют всех и часовой механизм лишившись должного ухода, скоро ломается... С чем и обращается Трезини в Канцелярию Городских дел: "Надлежит ныне разобрать и починить большие часы, которые поставлены на колокольне Святой Церкви Петра и Павла, на которое вычищение надобно оружейных... кузнецов, которые прежде были у того дела или других четырех человек по требованию часового мастера Андрея Ферзена".

Сразу же натыкаемся на могилы царских родственников. Эти были погребены еще при жизни Петра - вторая могила сына царя - Алексея Петровича.

А как вы думаете, откуда пошла традиция хоронить ближних ко власти в стенах?))
Интересно, что часы, установленные на колокольне Петропавловского собора были снабжены специальным механизмом - карильоном, с помощью которого можно было исполнять на колоколах различные мелодии. Слово "куранты" произошло от французского слова "carillon" обозначавшего некий набор колоколов разной величины и строя. Колокола помещались на колокольне, и были связаны с механизмом башенных часов или клавиатурой системой тросов.
Часы Петропавловского собора имели 35 колоколов, причем все имели по два молотка и одному языку - то есть отдельно перезвон издавали сами часы, карильон и отдельно звонарь. Русские колокола не годились для карильона, поэтому все колокола были отлиты в Голландии.

Поднимаемся еще выше...

В 1756 году сгорает деревянный шпиль Петропавловского собора, а вместе с ним сгорают колокола и куранты. Правившая на тот момент царица Елизавета Петровна повелела графу Г.И.Головкину найти и купить готовые часы или заказать механизм у какого-нибудь мастера. Вскоре, предприимчивый Головкин находит в Голландии часовых дел мастера Бернарда Ооткраса и заключает с ним контракт на изготовление клокшпиль-часов для колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Если бы мастер знал, что теперь вся жизнь его станет сплошным кошмаром, то сбежал бы от странного русского и его не менее странного и удивительного предложения...

Но, обладая другим менталитетом, Оорткрас педантично, скрупулезно, в срок выполнил заказ. 22 апреля 1760 года часы были осмотрены и признаны годными к употреблению. 28 августа 1760 года, на зафрахтованном голландском судне "Фрау Мария", Оорткрас доставляет их в Петербург.

И, наконец, достигаем высоты 16-ти метров от земли (или от уровня моря?) - здесь устроена небольшая выставка по истории колокольни Петропавловского собора - прямо перед нами остов ангела, что на шпиле. Рама совершенно реальная. Ангел простоял около 140 лет и был полностью заменен к 300-летию Санкт-Петербурга

По условию контракта, сроки работы над часами были строго оговорены, но по прибытию на место установки оных, вдруг выясняется, что колокольни еще нет и в помине. Часы, (дабы не попортился механизм) разместили в небольшом деревянном домике, который выстроили специально для них на территории Петропавловской крепости, но, как обычно все пошло не так - или досок не хватило, или проворовались… Домик получился гораздо меньше ожидаемого. Крупногабаритные часы в него едва поместились. Вдобавок ко всему, Оорткраса обязали завести часы с целью проверки их работоспособности. Скрепя сердце, выполняя условия контракта, мастер за свой счет перестраивает домик и проводит все манипуляции с механизмом.

Отсюда начинается лестница внутри самой колокольни.

Чтобы твердолобый голландец вел себя потише к нему приставили в качестве надсмотрщика, часовщика Друнка Миллера, который испытывал профессиональную зависть к своему талантливому коллеге и не мог простить мастеру, что заказ на изготовление курантов "уплыл" у него из рук. Всячески мешая Оорткрасу работать, беспринципно обвиняя его в воровстве, некомпетентности, лени и нерадивости, Миллер добился, что мастеру перестали платить жалование. В итоге Оорткрас в течение двух лет работал бесплатно и умер в нищете от нервного истощения 27 мая 1764 года, так и не увидев свое детище на колокольне.

После смерти своего создателя часы несколько лет пролежали в бездействии. В 1776 году их поручили венскому часовому мастеру Редигеру, который и доделал их, отметив при этом, что "они делают честь своему создателю". В том же году куранты поставили в башне и с этого времени жители Петербурга стали слышать перезвоны, издаваемые часами. Проработали куранты, без какого либо значительного вмешательства и ремонта почти 64 года.

16 метров над землей, балкон над колоннадой западного крыльца.
Обратите внимание на свастику.))

Существует легенда, что перед началом войны (Великой Отечественной), разведка донесла Гитлеру о сем благообразии на соборе в самом центре города Ленинграда. Гитлер же увидя в этом хороший знак, запретил стрелять по собору под страхом смерти, что и было выполнено. Конечно же, случайные снаряды попадали на территорию крепости, но собор остался цел.
Правда это или неправда - кто знает - поправляйте!
В 1854 году часы вытащили из колокольни, шпиль которой, к тому времени, значительно накренился. Их разместили до лучших времен в Кронверкском бастионе. В 1857 году архитектор Д.И.Журавский приступил к замене деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический, с частичной реконструкцией нижнего купола колокольни, на которой размещались куранты. И поскольку у часов, прослуживших уже свыше 81 года, не было капитального ремонта, то решено было его провести. Ведущие часовые фирмы России пытались получить этот заказ, но Журавский отдал предпочтение фирме "Братья Бутеноп". Фирма обязалась исправить, обновить и усовершенствовать механизм, установить минутные стрелки (которых просто не было), сделать внутренний циферблат по которому можно было бы поставить стрелки снаружи. Был изготовлен новый маятник и произведена реконструкция узла колокольного боя.

29 октября 1858 года часы были установлены на колокольне Петропавловского собора. Завод-изготовитель оставил на них двухлетнюю гарантию, а также подробную инструкцию пользования, настройки и поправки - на русском языке.
Через 48 лет непрерывной работы, часам снова был сделан ремонт длившийся с 26 июня по 12 июля 1906 года. После переворота 1917 года часы были остановлены.
Революционно настроенные массы, под руководством композитора М.И.Чулаки пытались настроить их на исполнение интернационала, но не удалось… колокола при этом подверглись механической обработке, из-за чего некоторые из них оказались загубленными.

В 1947 году, верхолазы произвели работы по автоматизации завода часов-курантов, которые до того времени заводились вручную, с помощью нескольких здоровых крепостных или, позже, - узников крепости. Завода хватало на сутки.
Тогда же были запущены четвертные перезвоны и, собственно, бой часов, привязав куранты к нижней, так называемой «русской» звоннице.
Механизм исполнения мелодий был запущен в 2002 году. «Русскую» звонницу отдали звонарям, а часы стали «играть» в голландские колокола, на «голландской» звоннице, что находится как раз над циферблатами часов. Каждый час куранты исполняют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а каждые шесть - «Боже царя храни». Из-за этого мотива, большевики в свое время, яростно расстреливали циферблаты и колокола из винтовок. Кой-где остались дырки и отметины - на долгую, добрую память...

Остался снизу.

А мы поднимаемся выше. Лестница на "русскую" звонницу...

И выше - в часы.

Русские колокола - теперь на них играет только звонарь.

Малые колокола на "русской" звоннице.

Механизм часов-курантов. Размеров немаленьких - 3 х 3 метра!
Находится на высоте 45 метров от земли, в закрытом помещении. Температура в помещении поддерживается положительная круглосуточно, с помощью нескольких тепловых вентиляторов, иначе часы замерзают и начинают вести себя непредсказуемо.

Хорошо видна надпись "часы переделанные в 1858 году братьями Бутеноп в Москве" - для капремонта их разобрали и по частям переправили в Москву. С трудом себе представляю как их вытаскивали и потом, поднимали и собирали. Силу надо иметь немерянную, да и здоровье богатырское - ведь лифта в колокольне нет.)) Вверх, да вниз - все по ступенькам...

Шестерня, следящая за боем большого часового колокола.

Внутренний циферблат, добавленный братьями Бутеноп для того, чтобы видеть положение стрелок на уличных циферблатах, коих четыре штуки, ориентированных по сторонам света. Этажом выше есть распределительный механизм.

Анкерная шестерня и балансир - не дают часам спешить.

Еще одна шестерня.

Это ж надо было такое придумать... В голове не укладывается. Все здесь достаточно сложно, но работает как часы.))

Центробежный регулятор привода мелодий большого барабана. Перед тем как начать играть часовые мелодии, механизм сам себя взводит и начинает вращаться с бешеной скоростью. Эта хреновина скорость гасит. Когда она по каким-либо причинам ломается, то долбать начинает в несколько раз быстрее, получается какая-то пародия на куранты.

Центрифуга от малого барабана, ведающего четвертным боем.

Барабан четвертного боя - этакая музыкальная шкатулка.

Музыкальная шкатулка посерьезнее. Барабан с набранными мелодиями "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже царя храни".

Ну вот, вроде все... с часами пора прощаться, собираюсь вниз, но тут замечаю еще одну интересную подробность...

За часами находится винтовая лестница в распределительный механизм, а перед нею одна из восьми внутренних тяг, поддерживающих шпиль в вертикальном положении.

Она же, поближе...

И еще восемь тяг внутри стены (они считаются внешними). Инженерный гений Дмитрия Журавского, заменившего деревянный шпиль металлической конструкцией, устроенной по принципу мостовых ферм, до сих пор вызывает неподдельное восхищение. Ведь если шпиль по каким-либо причинам отклонится от своей вертикальной оси, его всегда можно будет вернуть в прежнее положение с помощью...

Вот этого вот нехилого гаечного ключика)))
Но им еще ни разу не воспользовались. Конструкция шпиля очень прочна. В сильные ветры, коими славится Петербург, шпиль вместе с ангелом-флюгером "гуляет" примерно на полметра по сторонам.

Ну вот, из собора вылез.

Мне казалось, что ничего уже не может удивить из залазов на высотные сооружения. То лето было насыщенным, были посещены почти все самые значимые доминанты исторического центра Санкт-Петербурга (Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, Зимний дворец и т.д.), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

1. Вид в сторону Васильевского острова

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне собора. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.

Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.

2. Кадр вниз

После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.

3. В сторону Троицого моста

16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх. Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.

5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.

Если говорить о самом соборе в современности: высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.

7. Начинаем спускаться вниз

Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г. В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман. Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.

9. За окнами циферблат со стрелками

10. Часовой механизм

На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам. Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.

В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.

14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)

21. На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.

Спасибо за внимание!

Лондонский Биг-Бен, пражский орлой, Кремлевские куранты и множество не менее известных их собратьев по «часовому цеху» во многих городах мира украшают собой башни, дворцы, вокзалы и площади. И не просто украшают, а помогают вечно спешащим жителям мегаполисов узнавать самое точное (ну или почти точное) время. Безусловно, Северная столица России по праву может гордиться шедеврами мастеров часового искусства – и старинными, и вполне себе современными. Назовем наиболее известные куранты нынешнего Петербурга.

Часы Петропавловского собора

Именно здесь, в Петропавловской крепости, на не существующей ныне деревянной церкви в 1704 году появились первые в России уличные механические часы, механизм для которых выполнил русский мастер Никифор Архипов. Это были «еще те» куранты - их главный колокол ежечасно отбивал время, а весил более двухсот пудов. Но эти часы Петр, предпочитающий все европейское, в 1720-м году заменил на часы, привезенные из Голландии, с 35 колоколами. Но, увы, они погибли в пожаре 1756 года вместе с колокольней, на которую их установили.

Впрочем, Петропавловская крепость без курантов не осталась. В 1760 г. в Голландии у мастера Бернарда Оорта Красе были куплены новые часы, которые и были доставлены в Петербург. Правда, установили их только в 1776 году. И с этого времени жители Петербурга стали слышать (и слышат до сих пор) их знаменитые перезвоны.

Надо сказать, что часы работали исправно, будучи ремонтированными лишь в 1858 и 1906 годах. Но после октябрьского переворота остановились, не подчинившись «революционной воле», пытавшейся навязать им исполнение «Интернационала». Сделать это пришлось в 1937-м году. В 1947-м пострадавшие во время войны куранты отремонтировали, верхолазы произвели работы по автоматизации их «завода», который до того времени осуществлялся вручную раз в сутки. И с 1952 по 1989 годы часы исполняли гимн СССР: в 6,12,18 часов и в полночь. Потом больше десятка лет молчали, отбивая лишь время и четвертные перезвоны.

А в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для часов мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…».

Где находятся: Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1

Часы на башне Главного Адмиралтейства


В 1711 году появились часы на башне Главного Адмиралтейства, прослужившие городу верой и правдой более столетия. А известные нам сегодня часы, изготовленные известной петербургской фирмой «Фридрих Винтер», были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон. Так что это были в полном смысле слова куранты. Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали». Надо отметить, что эти часы воспринимаются скорее не как средство сообщения жителям города точного времени, а как чудесный элемент декора, равно как и часы на фронтоне Зимнего дворца.

Где находятся: Адмиралтейский пр., 1.

Часы на башне Городской думы


По некоторым сведениям, башня, возведенная Джакомо Феррари, уже изначально имела часы. Какие – неизвестно. Известно лишь то, что когда занимавший в 70-е годы XIX века должность градоначальника Ф. Трепов вдруг задумал организовать ночное освещение этих часов, их обследовали и выяснили, что часы пришли в абсолютную ветхость. А это значит – их срочно потребовалось заменить на новые.

Новые куранты в июне 1883 года и заказали мастеру Фридриху Винтеру. Договор был таков, что если выполненные часовым мастером часы стали бы отставать более чем на две минуты в месяц, он должен был подвергаться штрафу. Сам Винтер и заводил механизм часов – за 50 рублей в год. Бой курантов «отмечал» не только каждый час, но и «четвертные», то есть 15 минут. Часы отличались точным ходом и мелодичным перезвоном колоколов.

Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними было связано и ЧП, которое газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Это когда один нетрезвый товарищ проник в башню с часами и зачем-то отвинтил от часового механизма гайку. Гайку вернули на место.

Но сегодня часы на башне по-прежнему идут, причем с отклонением хода не более 30 секунд в неделю. И это невзирая на то, что действующий механизм в своей основе сохранил старинную конструкцию. Часы по-прежнему приводятся в действие цепной конструкцией с гирями, размещенной в шахте глубиной 20 метров. Одного «завода» часов хватает на неделю. Более того, вы и сегодня можете услышать бой этих курантов. Правда, на очень близком расстоянии. Ведь сегодняшний Невский – далеко не самое тихое место.

Где находятся: Невский проспект, 33/Думская улица, 1-3

Часы на арке Главного штаба


Никак нельзя обойти вниманием и городские часы под аркой здания Главного штаба в силу их истории и уникальности. Установлены они были в 1890 году как механические все той же фирмой «Ф. Винтер». Но с наступлением нового столетия их судьба резко изменилась. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев, который являлся ученым-хранителем по Главной палате мер и весов, предложил установить в эти часы электрический механизм, синхронизированный с эталонными часами Главной палаты мер и весов. Этот проект и был реализован. Синхронизирующий электрический сигнал передавался по специально проложенному кабелю протяженностью в несколько километров.

Отметим, что современные часы на арке Главного штаба имеют швейцарский механизм, подаренный городу на 300-летие. Два огромных циферблата по 2 метра в диаметре каждый являются сегодня украшением Северной столицы и еще одной возможностью петербуржцев и гостей города «сверить свои часы».

Где находятся: Дворцовая площадь, 6-10.

Часы на башне Московского вокзала


Где еще всегда остро необходимы часы? Совершенно верно – на вокзале. И когда в 1851 году было завершено строительство Николаевского (в будущем Московского) вокзала, возведенного для нужд железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву, то стало очевидно, что весьма важным архитектурным акцентом в облике нового здания является четырехугольная башня над входом. Безусловно, с часами на ней. К слову, часовой механизм с колоколом был выполнен все той же небезызвестной фирмой «Ф. Винтер». Всем опаздывающим на поезд башня с часами не только указывала точное время, но и направление главного входа.

Где находятся: Невский проспект, 85.

Часы на башне Витебского вокзала


Когда в 1904 году по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского строилось современное здание Витебского вокзала в стиле «модерн», то также была не забыта и «часовая башня», и, конечно, часы на ней. Она украшает левую часть главного, северного, фасада здания, выходящего на Загородный проспект. В нишах башни уютно «устроились» совы, распластавшие крылья над циферблатами часов.

Где находятся: Загородный проспект, 52.

Электронные часы-барометр на Малой Конюшенной


Данный чудо-механизм появился совсем недавно – лишь в конце 90-х годов прошлого столетия – в то время, когда обустраивали улицу Малую Конюшенную, превращая ее в пешеходную зону. Эти современные часы столь очаровательны, что непременно заслуживают внимания. К тому же они еще и уникальны, так как их изящная тумба вмещает в себя барометр, термометр и часы одновременно.

Где находятся: ул. Малая Конюшенная.

Часы-фонтан «Наводнение»


Собственно говоря, это не городские часы в чистом виде, так как находятся они не на здании, улице или площади, а в атриуме бизнес-центра «Петровский Форт». Но это же уникальные часы нашего города! Поэтому пройти мимо них мы просто не можем.

Итак, часы-фонтан «Наводнение», имеющие диаметр циферблата 6 м, были изготовлены компанией «Хронотрон» к 300-летию Санкт-Петербурга и установлены в 2003 году в открывшемся бизнес-центре «Петровский Форт». Дизайн часов «Наводнение» разработали заслуженный архитектор России В. Струзман, главный художник Санкт-Петербурга И. Уралов, а также архитекторы В. Шприц, А. Михалев, художники С. Репин, В. Сухов, Н. Фомин.

Собственно говоря, перед нами фонтан: сами же часы установлены в его чаше под углом 13 градусов к горизонту таким образом, что часть вращающейся карты Санкт-Петербурга всегда оказывается в воде (намек на удел Северной столицы – мужественно бороться с наводнениями). Считается, что это самые большие часы в мире. До сих пор самыми крупными считались часы в Маруяма-парке (Касаи, Япония).

Где находятся: бизнес-центр «Петровский Форт», пересечение Пироговской набережной и Финляндского проспекта.

Какую мелодию исполняют часы - куранты на Петропавловском соборе название и кто автор?

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов - «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Изготовил и привез в Петербург куранты и набор колоколов известный голландский часовой мастер Бернард Оорто Красс в 1761 году. Правда, увидеть свое творение в действии мастеру так и не пришлось. Строительство каменной колокольни Петропавловского собора, взамен сгоревшей деревянной, превратилось в долгострой. Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги и через несколько лет умер в нищете. Запустили куранты только в 1776 году.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, - механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й - гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки. Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели - отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

Петербург считается часовой столицей России. Первые городские часы в Санкт-Петербурге появились в 1704 году. Это были механические часы, которые установили под шпилем Петропавловской церкви, которая тогда была деревянной. Первые городские куранты появились в 1710 году на колокольне Исаакиевской церкви. На каменной колокольне Петропавловского собора были смонтированы точно такие же в 1720 году. В 1852 году на здании Московского вокзала были установлены часы фирмы «Фридрих Винтер», которая занималась и их установкой. Эта же фирма поставила часовые механизмы, которые расположили в 1869 году на Главном Адмиралтействе и на башне Городской думы в 1884 году. Позже такие же часы установили и на здании Училищного дома в 1911 году.

Первые электрические часы появились в Санкт-Петербурге в 1880 году, когда их установкой занялась фирма «Сименс и Гальске». Новые электрические часы установили на зданиях Главного Адмиралтейства, Императорской публичной библиотеки. На башне Главной палаты мер и весов, расположенной на Московском проспекте, в 1905 году поставили астрономические часы фирмы «Нейгер и сыновья» с тремя циферблатами. К 1910 году в городе были расположены около 70 городских часов и курантов, а петербургское время стало эталонным. Массовая установка часов на улицах Санкт-Петербурга началась с 30-ых годов.

К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок – «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новыми швейцарскими механизмами с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Сегодня на улицах северной столицы действуют около 800 часов. Их сверка производится по астрономическим часам точного времени. Но часовщики говорят, что некоторые из них время от времени останавливаются, замирая на каком-то своем собственном историческом времени.

Куранты Петропавловской крепости

История башенных часов в Петербурге началась в 1704 году, когда первые часы были установлены под шпицем деревянной колокольни Петропавловской церкви. История сохранила имя мастера Никифора Архипова. К сожалению, созданный им механизм вскоре был утрачен и мелодию, извещавшую о наступлении нового часа, исполняли на колоколах вручную. С возведением каменного собора по проекту Доменико Трезини снова встал вопрос об изготовлении часов. На этот раз куранты были выписаны Петром I из Голландии. По воспоминаниям Берхгольца, камер-юнкера герцога Голштинского, на Петропавловской колокольне петровского времени каждый день в 12 часов особый органист играл пьесы. А Большие часы играли сами собой каждые четверть часа. Просуществовав более трех десятилетий, часы погибли во время пожара 1756 года. Поиски мастера были поручены графу Ивану Головкину, представлявшему в то время интересы России в Гааге. Выбор пал опять на голландского часовщика Оорта Красса. Созданные им куранты были доставлены на невские берега в августе 1761 года, но еще 15 лет томились, ожидая своего часа из-за ремонта колокольни. Но все-таки заняли свое законное место. На звоннице было установлено 38 голландских колоколов, на которых музыканты играли разнообразные мелодии. Ударявшие по ним молоточки соединялись специальными тросами с клавиатурой. После модернизации курантов Петропавловского собора, проведенной московскими мастерскими братьев Бутеноп в 1858 году, музыкантов, играющих мелодии на клавиатуре, с успехом заменили четыре хитроумных механизма. Тогда же после усовершенствования «музыкального узла» с колокольни зазвучали мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…». Политические перемены в стране, наступившие после 1917 года, затронули и куранты Петропавловского собора, «перенастроенные» сначала на «Интернационал», а с 1952 по 1989 годы на гимн Советского Союза. И только в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для них мелодии. К настоящему времени на четырех ярусах колокольни Петропавловского собора находятся 103 колокола. В том числе подаренный Фландрией в 2001 году карильон, состоящий из 51 колокола разной величины. Их голоса можно услышать во время концертов в Петропавловской крепости.

Часы на башне Главного Адмиралтейства

В 1711 году на башне Главного Адмиралтейства появились часы, прослужившие городу верой и правдой более столетия.

А современные часы были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон.

Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Известно, что во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали».

Часы на башне городской Думы

Думская башня с часами имеет свою особую биографию. Построенная на исходе XVIII века по проекту итальянца Джакомо Феррари она стала и башней ратуши, и сигнальной на случай пожара, а в дальнейшем одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава. Часы на башне Думы были установлены сразу, о чем можно судить по акварели Б.Петерсена, но какие неизвестно. Они прослужили около 80 лет. В 70-е годы XIX века градоначальник Петербурга Ф. Трепов задумал амбициозный проект – ночное освещение часов на башне Городской думы. В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причем плату он мог получить только после всех работ. Если бы часы стали отставать более чем на две минуты в месяц, мастер должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час. Александр Блок писал: «Не слышно шуму городского, над невской башней тишина…» А тишина над невской башней при Блоке могла быть только в перерывах между четвертным боем часов. Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними был связан случай, который газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Впервые за много лет тишина над невской башней воцарилась летом 1986 года, когда в нее проник непрошенный гость, который отвинтил от огромного механизма гайку. Полупудовую железку вскоре вернули на место. Но через два года из механизма были украдены несколько шестерен и счетное колесо. «Голос Невского» вновь замолчал. Думские часы ремонтировались в 1989-м, потом в1994 году. Старинные часы шли, причем с отклонением не более 30 секунд в неделю. Шли, несмотря на то, что зимой в механизм надувало снега, циферблаты часов треснули и мастер по ремонту старинных крупногабаритных часов Владимир Репин перекручивал треснувшие циферблаты бинтами и вручную заводил механизм – 760 оборотов, поднимая три гири на бой и на ход часов. После недавнего ремонта и обновления курантов голос Невского проспекта зазвучал, наконец, по-новому.

Часы на башне Института Метрологии

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре – по количеству часов в сутках. Часы на башне Института Метрологии – самые точные петербургские часы. Они были установлены по инициативе Дмитрия Менделеева. Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные. Образцовые часы находятся в специальном помещении. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход. Эти башенные часы не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда. Во время войны в институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941-1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во НИИ и осуществлял связь города с Большой землей. Часовой механизм, которому уже больше ста лет, заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой – многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение – бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма. Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря – ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки – часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Часы-куранты Александро-Невской Лавры

Первые куранты на одной из башен Свято-Троицкого собора лавры были установлены в 1782 году. На соседней башне водрузился 13-тонный колокол. Через четыре года собор, построенный по проекту Ивана Старова, был освящен и в него перенесли мощи Александра Невского. Часы проработали больше века, но не пережили первые годы советской власти. Лавра долго ждала возвращения курантов, и лишь в 2013 году, когда отмечалось 300-летие монастыря, была установлена копия старых часов. Их бой, как звон новых отлитых колоколов, снова зазвучал над Петербургом. Приход электроники на помощь часовщикам упростил контролирование курантов. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть – два колокола, 30 минут – четыре, три четверти – шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов.

Часы на фасаде здания Нахимовского военно-морского училища

Возведение здания с часами стало возможным благодаря победе на конкурсе архитектурных проектов, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга, архитекторв А.И. Дмитриева. В 1909-1910 гг. был возведен Училищный дом имени Петра Великого. С 1944 г. в здании находится Нахимовское училище.

Часы на Кузнечном рынке

Эти часы – одни из самых загадочных часов Петербурга.

Кузнечный рынок был построен в конце 1920-х годов. Советскую идеологию воспевали изображения, серпа и молота, колосьев, фигуры рабочих и крестьян.

И только башенные часы смотрятся на этом фоне более чем странно: циферблат с пятиконечной звездой обрамляют знаки Зодиака.

До наших дней не дошло никаких сведений об их авторе и изготовителе. В 50-е годы часы исчезли, на их месте темнело пустое чердачное окно. И только в 90-е во время реконструкции всего рынка часы решили вернуть на место.

По единственной существующей фотографии более полугода мастера восстанавливали первоначальный облик часов.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Раньше на месте Спасо-Преображенского собора стоял другой храм, сгоревший в 1825 году. Уже через 4 года собор отстроили заново, но только северо-западная звонница осталась без циферблата. Часы вернули на историческое место спустя четверть века в 1853 году. Они были изготовлены в Лондоне часовой фирмой «Джон Мур и сыновья». При реставрации на часах обнаружили 32 отверстия от пуль времен гражданской войны: по храму стреляли со стороны Литейного проспекта. Существует предание, что главный часовой колокол – колокол боя, отбивающий каждый час днем и ночью, изготовлен из элементов декор, украшавших катафалк матери Николая I, Марии Федоровны.

Часы на Мраморном дворце

Часы на здании Мраморного дворца были установлены в 1781 году. Но часы, расположенные на здании сегодня – новые, выполненные в середине 1990-х. Часы удалось восстановить по некоторым деталям, совершенно случайно сохранившихся среди мусора на дне часовой шахты.

Каждые три дня часы требуют ручного завода. Семиметровые цепи поднимают гири весом более 150 кг.

Как и былые царские времена колокола дворца отбивают каждые 15 минут.

Часы на Эрмитаже

Проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Но в 1796 году по распоряжению государя русским изобретателем Иваном Кулибиным из Чесменского дворца на периферии Санкт-Петербурга сюда были перенесены часы. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Часы были непоправимо испорчены огнем во время пожара 1837 года. Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. В результате новые часы появились на фронтоне Зимнего дворца в 1839 г. Циферблат часов изготовлен из стали в форме круга и покрыт черным лаком. Цифры и стрелки часов позолочены. Диаметр циферблата – 160 см. Высота цифр составляет 20 см, а расстояние между минутными делениями – 8 см. Длина минутной стрелки – 100 см, а часовой – 78 см. Циферблат находится на высоте 22 м и крепится непосредственно к стене Зимнего дворца. Поскольку это часы с четвертным колокольным звоном, то часовая звонница установлена за коньком фронтона на крыше дворца. Сегодня, как и в 1839 г., часы заводятся вручную. Одного завода хватает на три дня. Когда-то глубина шахты, по которым ходили гири, составляла 16,5 м, или примерно половину высоты Зимнего дворца. При этом часы имели лишь суточный завод. Сегодня современные технологии позволили укоротить шахту для гирь до 4,6 м. Последний раз часы реставрировались в 1994–1995 гг. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун.

Часы на доме Веге

Здание в форме шестигранника, которое называют доходным домом Веге расположено между Мариинским театром и Никольским Морским. Во время возведения дома главный фасад был украшен часами, с римскими цифрами на циферблате.

Когда хронометр встал, его прикрыли листом фанеры. Часовой механизм пытались реконструировать, однако все попытки оказались неудачными. Около 50 лет хронометр стоял.

Осенью 2015 года его заменили полной копией механизма, который был установлен здесь более века назад.

Часы на Московском вокзале

Московский вокзал был построен в 1847 году и, до того времени, как приобрести свое нынешнее название, он носил имя Николаевского, а затем и Октябрьского.

Архитектор возводил вокзал, который по внешнему виду напоминает европейскую ратушу.

Одной из основных архитектурных деталей во внешнем виде здания является 4-хугольная часовая башня, расположенная сверху центрального входа.

Через некоторое время после окончания строительных работ на башне было размещено уникальное часовое устройство с колоколом.

Часы на башне Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено на Финляндской железной дороге в 1870 году по проекту архитектора Петра Купинского.

Над фасадом Финляндского вокзала на металлической конструкции башни установлены городские белые металлические часы пятиметрового диаметра.

Часы Гатчинского дворца

Гатчинский дворец был построен в 1781 году и уже тогда был украшен башенными часами. В Советское время часы были утрачены, на месте циферблата зияла пустота. Инженер-оптик Юрий Платонов восстановил часы по фотографии часов Мраморного дворца, построенного в тот же период тем же мастером – Антонио Ринальди. От часов Мраморного дворца к тому времени осталось лишь несколько деталей. По ним рассчитали размеры часового механизма. На его создание ушло более года. В 1993 году был установлен часовой механизм в Гатчинской башне, а в 1994 году циферблаты показывали время, отбивая каждую четверть часа. Часы проработали 15 лет, 2 года они не ходили. Но в 2012 году их отреставрировали, башню утеплили. Теперь часы работают.

Часовая башня Выборга

Кафедральный собор Выборга пережил шесть веков, однако был разрушен в ХХ веке, во время немецкой бомбежки в период Второй мировой войны.

Несмотря на практически полное разрушение собора, его колокольня не пострадала. Некоторые горожане видят в этом «промысел Божий», однако случай хранил звонницу не всегда. Первый сильный пожар случился в 1678 году, огонь перекидывался с одного строения на другое и постепенно дошел до часовой башни собора. Жар от пламени расплавил как часовой механизм, так и медные колокола.

Жители довольно быстро восстановили башню, усилив ее камнем. Через 60 лет пожар повторился, а в 1793 году колокольня, как и весь город, горела уже в третий раз.

В момент очередного восстановления часы перенесли в верхнюю часть колокольни. Новый механизм заказывался у часовщика из Хельсинки. Новые часы стали показывать время по всем сторонам света, и жители по сей день могут узнать который час из любой части города.