Аномальный туризм: пещерные города Бахчисарая. Пещерные города крыма Город в скале крым бахчисарай

Бахчисарай можно считать одним из самых интересных мест «экскурсионного» Крыма. Расположенная среди живописных горных плато и долин, окруженная древними пещерными городами, бывшая столица Крымского ханства полностью сохранила очарование прошлых эпох.

Самым значимым культурным объектом Бахчисарая является ханский дворец, куда устремляются многочисленные экскурсии, чтобы ближе познакомиться с историей и культурой крымских татар. На улицах старых городских кварталов среди увитых зеленью террас спрятались уютные рестораны, где гостей накормят вкусными блюдами национальной кухни. В окрестностях раскинулись несколько покинутых пещерных городов, некогда процветавших и многолюдных.

Атмосфера Бахчисарая пронизана колоритом ушедшего в историю Крымского ханства. Особенно он ощущается в дворцовом саду, возле стен городских мечетей и на узких каменных улочках исторического квартала.

Квартиры и отели по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Бахчисарае?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Уникальный и единственный в мире памятник дворцовой архитектуры Крымского ханства. Начало строительства комплекса было положено в XVI веке при Сахибе I Герае (Гирее). Впоследствии каждый правитель вносил свои изменения в облик дворца. В 1736 году ханская резиденция была сожжена после взятия столицы войсками Российской империи. Позже дворец восстановили по сохранившемуся описанию. В XVIII-XX вв. было проведено несколько реставраций. В наши дни сооружение является частью Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

Фонтан-сельсебиль XVIII века на территории ханского дворца, который прославился на весь мир благодаря знаменитой поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Легенда гласит, что жестокий хан Кырым Герай (Гирей) полюбил молодую невольницу Диляре и сделал ее своей женой. Но она вскоре умерла в его гареме от тоски. Хан так страдал после ее кончины, что вызвал мастера и приказал возвести памятник – «камень слез», в котором воплотилась бы вся боль его утраты. Так появился Фонтан слёз.

Группа каменных дорожных знаков, установленных в 1784-1787 гг. на пути следования императрицы Екатерины II из Санкт-Петербурга в Крым. На территории полуострова сохранилось пять таких монументов. Один из них расположен рядом с ханским дворцом в Бахчисарае у моста через речку Чурук-Су. Во время своего визита правительница останавливалась в дворцовых покоях, специально отремонтированных к ее приезду.

Парк миниатюр, расположенный на площади 2,5 га неподалеку от ханского дворца. Он был открыт в 2013 году с целью популяризации Бахчисарая как туристического направления. Здесь в уменьшенных размерах представлены все главные достопримечательности Крыма: дворцы, соборы, обелиски и другие памятники архитектуры. Всего в парке размещено 53 миниатюры, выполненные в масштабе 1:25.

Археологический комплекс, расположенный на месте первой столицы Крымского ханства в с. Староселье, что находится неподалеку от Бахчисарая. Девлет-Сарай ранее был полноценным ханским дворцом. До наших дней дошли только мавзолей-усыпальница и здание медресе. С 2011 году на территории комплекса работает музей «Ларишес», где представлена интересная экспозиция с артефактами периода Крымского ханства: гравюрами, картами, манускриптами и книгами, а также работами современных крымских художников.

Православная обитель в урочище Мариам-Дере, основанная в VIII столетии монахами из Византии. В XIII-XIV вв. монастырь пришел в упадок, но потом снова возродился. Во время османского завоевания ему удалось избежать разрушения. До XVIII века монастырь был главным религиозным центром всех крымских христиан. На протяжении XVIII-XIX вв. его территория была значительно расширена, появилось несколько новых построек. В 1921 году обитель была упразднена. Ее повторное возрождение началось в 1993 году.

Действующая мужская обитель, которая располагается в искусственных гротах VI века в пределах Мангупского плато на склонах крутых скал. Монастырь был основан в XIV веке, но после завоевания Крыма турками-османами он надолго прекратил свою работу. Обитель была восстановлена только в конце XX столетия. С площадок перед гротами открывается великолепная панорама на окружающие монастырь окрестности.

Мусульманский храм XVI-XVIII вв. на территории Бахчисарая, возведенный на пожертвования родственницы одного из крымских ханов. Сооружение выстроено в смешанном стиле классицизма и барокко. Размеры мечети небольшие, у нее отсутствуют традиционные башни-минареты. В XX веке в здании долгое время размещались складские помещения. На данный момент мечеть еще не отреставрирована.

Храм был возведен в 1707 году по велению дочери хана Селима I Герая (Гирея). Высокий минарет мечети доминирует над архитектурной застройкой старых кварталов Бахчисарая. Название сооружения в переводе с крымскотатарского означает «мечеть из досок», так как при строительстве и кладке стен использовались деревянные балки. Тахталы-Джами является действующей пятничной мечетью.

Храм начала XX века, возведенный к 300-летнему юбилею воцарения династии Романовых на российском престоле. Как и многие другие религиозные учреждения, церковь была закрыта в 1930-е гг. Помещение долго использовалось под зернохранилище и конюшню, в послевоенные годы здесь работал кинотеатр. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. на пожертвования христианской общины была проведена реконструкция.

Древний пещерный монастырь, приблизительно основанный в VIII веке (согласно косвенным свидетельствам) греческим монахами. Он расположен примерно в 8 км от Бахчисарая на территории пещерного города Качи-Кальон. За прошедшие века он пережил несколько периодов запустения и возрождения. Небольшое количество монахов жило здесь до 1930-х гг. В 2005 году скит был восстановлен после долгого перерыва силами братьев Свято-Успенского монастыря.

Город-крепость V-VI вв., основанная на самой границе византийских владений. Сначала в Чуфут-Кале проживали аланы, затем он был захвачен кыпчаками. После перехода полуострова под контроль ордынских ханов крепость превратилась в центр небольшого княжества – вассала Золотой Орды. В XIV столетии в городе начали селиться караимы, которые покинули Чуфут-Кале в XIX веке после снятия ограничения на места проживания этой этнической группы.

Заброшенный некрополь неподалеку от Чуфут-Кале с 7 тысячами каменных надгробий. Это место считалось священным, так как оно находится на территории вековой дубовой рощи. Дубы считались у караимов сакральными деревьями. Захоронения на кладбище проводились и после того, как представители этой народности покинули Чуфут-Кале. Самые последние могилы датируются началом XX столетия.

Пещерный город в окрестностях Бахчисарая, основанный в VI веке в качестве приграничного оборонительного укрепления. Развитие Эски-Кермен началось в X веке и достигло своего апогея в XII-XIII вв. В то время на его территории проживало более 2000 человек. В 1299 и 1399 гг. город был дважды разорен татаро-монголами, после чего уже не восстановился. До наших дней дошли постройки, датированные VI-XII столетиями.

Еще один пещерный город в окрестностях Бахчисарая, относящийся к VI веку. На его территории найдено более 230 пещер. Согласно одним источникам, Тепе-Кермен выполнял функции оборонительной крепости, по другим данным – он являлся монастырем. Город просуществовал до XIV века до того момента, пока не был разорен в результате очередного похода Золотой Орды. До наших дней дошли только руины.

Крепость Мангуп-Кале расположена неподалеку от села Залесное на высоте 583 метра над уровнем моря. Считается, что первые скифские поселения появились на этом месте еще в III – IV вв., с VII века город вошел в Хазарский каганат. Позже Мангуп-Кале побывал столицей поздневизантийского княжества Феодоро и турецким фортом. В XVIII веке поселение покинули последние жители – община караимов. С тех пор оно стоит заброшенным.

Пещерный монастырь в долине реки Качи, расположенный на территории Бахчисарайского района. В древности он стоял на перекрестке торговых путей, которые соединяли степную часть Крыма с морским побережьем. Жители Качи-Кальон занимались производством вина, о чем свидетельствуют сохранившиеся винодельни и мастерские, где производилась посуда для хранения этого напитка.

Природные каменные изваяния высотой до 20 метров, расположенные в долине реки Чурук-Су (в переводе с крымскотатарского это название означает «гнилая вода»). Исполины образовались естественным способом в результате многовекового выветривания скал, состоящих преимущественно из известняковой породы. Местность объявлена природным памятником регионального значения в 1960-х гг.

Каменные глыбы на холме Узун-Тарла, находящиеся рядом с поселком Залесное неподалеку от Бахчисарая. В высоту образования достигают 10-15 метров. Вместе со скалой их размер доходит до 300 метров над уровнем моря. В зависимости от времени суток, изваяния «меняют» свой облик и напоминают то каменные фигуры с острова Пасха, то застывших сказочных персонажей. Все зависит от игры воображения смотрящего и от освещения.

Беш-Кош — невысокая скальная гряда, сложенная из известняковых пород, которая расположена на восточной окраине Бахчисарая. Вид на плато открывается сразу за последними городскими домами. В результате археологических раскопок в районе Беш-Кош были обнаружены следы поселения тавров, обитавших на полуострове в VIII-VII вв. до нашей эры. Гряда является природной границей живописной долины Биюк-Ашлама-Дере.

Одни из самых древнейших и малоизученных достопримечательностей Крыма. Большая часть пещерных городов полуострова находятся в Бахчисарайском районе, начиная от поселка Скалистое, в сторону Севастополя. Основание городов пришлось на закат Римской империи и расцвет Византийской. Колонизация Крыма началась в 7 веке до нашей эры древними греками, выходцами из города Милет. Одним из первых поселений был город Керчь (Пантикапея).

Далее, вдоль восточного побережья Крыма начали образовываться небольшие поселения, вдоль южного и западного берега. Постепенно города разрастались и богатели, что привело к усилению противостояния кочевых племен и греков. Нападения на греческие города, чаще всего проходили через район нынешнего Бахчисарая, именно поэтому начиная с 3-го века нашей эры, в районе Бахчисарая, начинают появлятся небольшие сторожевые посты, которые с веками стали разрастаться в большие поселения, мощные крепости и неплохие укрепления.


С учетом горной местности центрального Крыма и весьма податливого горного материала, крепости, в основном, строились на возвышенностях, а дома вырезали в камне. Также бытует мнение, что большинство пещер греки не вырезали, а заняли более ранние пещеры, сделанные за несколько тысяч лет первобытными людьми. Доказательством этой версии послужило открытие пещеры Киик-Коба, в начале 20 века, в окрестностях Симферополя. В Крыму насчитывается свыше 20 пещерных городов, которые известны на сегодняшний день. В относительно хорошем состоянии сохранилось восемь.


Бывшая столица царства Феодоро, в Крыму. Царство Феодоро образовалось в 1140 году и просуществовало вплоть до 1475 года. Первые поселения на Мангуп- Кале появились 4 - тыс лет назад, о чем свидетельствуют археологические раскопки в этих местах. Первое крупное поселение на Мангуп-Кале появилось в 6- веке нашей эры, а вот расцвет пришелся на 13 - 15 века. Именно руины этого периода можно сегодня посмотреть. Мангуп-Кале находится недалеко от поселка Ходжа - Сала, в Бахчисарайском районе. Стоимость посещения музея под открытым небом 100 руб. в летнее время, зимой бесплатно. .

Чуфут - Кале


Чуфут - Кале - самый известный пещерный город Крыма. Популярность этого места напрямую связана с географической близостью к Бахчисараю и большому количеству достопримечательностей возле него. Пожалуй самые известные: Ханский дворец и Успенский пещерный монастырь.


До начала 15 века, Чуфут - Кале был столицей Крымского ханства, но с появлением города Бахчисарай, значение Чуфут - Кале стремительно падало и уже к началу 19 - века, город, практически опустел. Но до начала 20 века, в городе все же жили люди и по этому Чуфут - Кале, сохранился лучше всех пещерных городов Крыма. Сегодня Чуфут - Кале работает как музей и находится на расстоянии от Бахчисарая в 2,8 км. Подробнее о .

Тепе - Кермен


Посещение Тепе - Кермен очень часто совмещают с посещение Чуфут-Кале. Если с Чуфут-Кале выйти, в сторону восточных ворот, то по тропе через несколько километров можно попасть в Тепе-Кермен.
Тепе - Кермен был основан в 4-5 веках, как передовой пост крепости Чуфут - Кале, но уже к 6-му веку, превратился в относительно небольшой город центрального Крыма. Тепе - Кермен стал обрастать каменными укреплениями, а плодородные долины и обилие солнца, приносили большие урожаи винограда. Довольно быстро город стал одним из ключевых подсобных хозяйств Чуфут - Кале. Расцвет города пришелся на 11-13 век. Население города значительно возросло, а география торговли уже достигла размеров Крыма. Подробнее о .

Эски - Кермен


Замыкает список самых больших и сохранившихся пещерных городов Крыма - Эски - Кермен. Город находится недалеко от поселка Залесное, в Бахчисарайском районе. На территории города хорошо сохранились пещерные дома и остатки пещерного храма. Посещение Эски - Кермен лучше всего делать в летнее время. В отличии от выше описанных пещерных городов, дорога к Эски-Кермен с осени по весну сильно размывается и прогулки по ней довольно затруднены. Подробнее о .

Качи - Кальон


Качи - Кальон сегодня более известен не как пещерный город, а как пещерный монастырь. И причин этому несколько: во первых пещерный монастырь Качи-Кальон был покинут намного позже, чем большинство монастырей в пещерных городах, а во вторых, именно пещерный монастырь Качи-Кальон, один из самых сохранившихся в первозданном виде. Качи-Кальон, как и,практически, все пещерные города Крыма был основан во времена Византии, а вот жизнь в нем остановилось немного позже. Подробнее о .

Пещерный город Бакла


Пещерный город Бакла находится недалеко от Симферополя, в поселке Почтовое. Город Бакла, в отличии от других пещерных городов, строился и обживался ярусами. Город, на сегодняшний день, сохранился плохо, но все же два яруса довольно четко просматриваются и до сих пор можно посмотреть сохранившиеся пещеры и найти остатки древних строений и оборонительных сооружения. Подробнее о .

Сюйреньская крепость


Крепость Каламита


Крепость Каламита расположена в пригороде Севастополя, в городе Инкерман. Крепость была построена за несколько десятилетий до нашествия Золотой орды и простояла относительно недолго. А вот пещеры этой крепости, на сегодняшний день являются основным ее богатством.
Под стенами крепости располагается пещерный монастырь, основанный в 92 году нашей эры, 4-м папой Римским, учеником апостола Петра, святым Климентом. Монастырь сегодня действующий и принимает паломников и гостей полуострова. Подробнее о и о .


Сегодня, пещерные города Крыма , снова становятся одними из самых посещаемых достопримечательностей Крыма и этому способствует развитие в Крыму, пешего и велотуризма. Все больше и больше людей интересуются историей Крыма и стремятся не только искупаться в теплом Черном море, но и узнать о жизни наших предков, прогуляться по горным тропам и посетить как можно больше разнообразных мест.

Пещерные города Крыма на карте

Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от города Бахчисарай, на расстоянии 2,8 км. Крепость Чуфут-Кале находится на высоте 600 метров над уровнем моря. Три из четырех подходов к крепости являются отвесными скалами. ​

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS N 44.741298, E 33.920656

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.


Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.


Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.


Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.


В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.


Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.


В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале - одна из старинных , ее географическая близость к зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала , потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.

Чуфут-Кале на карте Крыма

Туры в зоны большого скопления положительной (места силы) или отрицательной (гиблые места) энергии пользуются огромной популярностью в Европе. В Украине же аномальный туризм не развит, но это вовсе не значит, что здесь нет аномальных зон. Бахчисарайский район Крыма – настоящая находка для сталкера. Prostoturist подскажет места, где жаждущие острых ощущений смогут пощекотать себе нервы.

Пещерный город Мангуп-Кале

Мангуп-Кале – самый большой по площади пещерный город в Крыму, расположился он на плато горы Баба-Даг. С III по XV века его населяли люди. Говорят, что камни не живые, но на Мангупе кажется, что это заблуждение – здесь они «дышат». Тяжелый подъем на плато окупается с лихвой, потому что восторг, прилив сил и положительную энергетику этого места чувствует каждый гость.

Плато горы Баба-Даг

Несколько лет назад, находясь в Бахчисарае, сюда забрел тибетский лама с учениками. Он уверял, что ничего не слыхал о Мангупе, а просто шел навстречу мощному источнику энергии.

Пещерный город Мангуп-Кале

Поговаривают, что зимой здесь можно наблюдать «холодные молнии» - светящиеся шарообразные объекты неонового цвета. В пещерном городе шары появляются днем и зависают в воздухе на высоте полутора метров от трех до пятнадцати минут, после чего растворяются в пространстве. Свидетели «холодных молний» на Мангуп-Кале сделали вывод, что они питаются эмоциями и чем больше людей собирается, чем эмоциональнее себя ведут, тем больше вероятность привлечь внимание неонового шара.

Самых энергетически сильных точек на Мангуп-Кале две. Первая находится недалеко от стены цитадели, возле каменной площадки, и имеет форму круга. Вторая – в несколько сот метрах от цитадели вглубь плато.




Стена и ворота цитадели

Кроме «холодных молний», постоянный житель пещерного города – призрак мальчика. Легенда гласит, что это дух сына правителя Мангуп-Кале, который погиб во время обороны города. Местные жители не рекомендуют ночью гулять по плато, потому что мальчик якобы ходит по развалинам, плачет и мстит беспечным туристам за свою преждевременную смерть, завлекая их в пропасть.

Как место силы пещерный город Мангуп-Кале, известен далеко за пределами нашей родины. Сюда приезжает много иностранцев и наших соотечественников, которые проводят у подножья плато в палаточных лагерях все лето.

Чтобы оказаться на Мангуп-Кале, надо из Бахчисарая добраться до села Залесного. Между населенными пунктами расстояние 20 км. Рейсовый автобус ходит регулярно и довезет вас до конца села. Здесь есть озеро и дорога, которая разветвляется: если повернуть налево и пройти около пяти километров через село Ходж-Сала, то окажетесь в пещерном городе.

Пещерный город Эски-Кермен

Эски-Кермен (в переводе с крымско-татарского языка - «старая крепость») был основан в VI веке и прекратил свое существование в XIV.


Вытянутая скала в центре снимка – Эски-Кермен

В городе вырублено около 350 пещер и еще около 50 за его пределами. Среди них около 15 пещерных храмов и базилик XII-XIII века с сохранившимися до наших дней фресками.

Для такого маленького поселения, как Эски-Кермен количество религиозных построек здесь просто поражает. Такая их концентрация в Крыму характерна еще только для одного не менее аномального места – Херсонеса Таврического (здесь тоже в каждом квартале свой храм). Это только подтверждает большой энергетический потенциал Эски-Кермена.


Пещерный город Эски-Кермен

Самая большая концентрация энергетики в Эски-Кермене в «зернохранилище».






Зернохранилище

Если взобраться на него, то вокруг зерновых ям (всего их 12) можно увидеть следы от каменных крышек (углубления вокруг ям).

Исследователи аномальных зон утверждают, что это следы от приспособлений, которые преобразовывали энергию плазмоидов или шаровых молний. Стоя над каждым отверстием, можно почувствовать мощный восходящий поток энергии. Такая же сильная энергетика и внутри хранилища.

Кроме «зернохранилища» энергетически сильными местами считается отреставрированный храм, резонансная комната и уступ, который в народе прозвали «вертолет».


Трехлепестковый храм у Южных ворот

В Эски-Кермен приезжают чтобы нарастить энергетический потенциал. Бывалые утверждают, что ночью город наполняют энергетические сущности, которые не боятся людей и идут на контакт.

Расположился Эски-Кермен на плато в живописной Каралезской долине, что в 20 километрах от Бахчисарая и пяти от Мангуп-Кале. Высота обрывов плато достигает 30 м. Подниматься в Эски-Кермен лучше со стороны села Красный Мак. Между селом и Бахчисараем курсирует автобус, но от села до, собственно, пещерного города, надо пройти пешком еще километров пять-шесть.

У входа в заповедник, на территории которого расположился город, есть турбаза. Здесь предлагают не только набор стандартных услуг – проживание, питание, баню и рыбалку, а и настоящий эксклюзив: проживание в средневековой пещере с удобствами XXI века. Удовольствие не из дешевых


Пещера класса «Люкс»


Осадный колодец Эски-Кермена

В трех километрах от Эски-Кермена находится долина Черкез-Кермен, в которой расположен Храм Донаторов. Храм небольшой и надежно спрятан растительностью, но это не мешает ему быть одной из сильнейших энергетических точек Крыма. В храме частично сохранились фрески XII-XIV веков. Название храма происходит от латинского слова «donator», которое переводится как «даритель», «приносящий дар», «организатор» или «покровитель». Оно связано с тем, что на фреске изображена княжеская семья - «донаторы» храма.

Храм Донаторов

Бывалые путешественники рекомендуют сначала подняться к Храму Донаторов, а потом посетить Эски-Кермен. Правда, для этого вам понадобится два дня и одна ночевка в палатке в долине Черкез-Кермен или на озере (оно находится на плато чуть выше долины).


Храм Донаторов


Озеро недалеко от храма Донаторов

Пещерный город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале (переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость») – средневековый город-крепость, который находиться на плато в трех километрах от Бахчисарая. С северной, западной и южной стороны город неприступен, обрывы достигают 50 метров.


Пещерный город Чуфут-Кале




Как уверяют исследователи Чуфут-Кале, энергетика пещерного города днем несет подъем, прилив сил, эйфорию. Особенно явно это чувствуется в районе древнего рынка, который находится за восточными воротами города. Но как только сумерки сгущаются над городом, страх, ужас и беспокойство становятся спутниками всех присутствующих. Особенно сильно чувствуются негативная энергетика в центре города и на караимском кладбище.

Караимское кладбище


Добраться до Чуфут-Кале не сложно. В Бахчисарае пешком пройтись улицами Ленина, Розы Люксембург и Старосельской (или доехать на маршрутном транспорте до конечной остановки «Староселье»). Они приведут к Бахчисарайскому дворцу-музею. В километре от него – Успенский Монастырь, от которого до Чуфут-Кале ведет одна дорога. Вам придется преодолеть пешком еще около трех километров.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

Качи-Кальон – средневековый пещерный монастырь в долине реки Кача, который процветал в VI-XVIII веках. Самые сильные энергетические точки монастыря: церковь святой Софии (первый грот) и грот святой Анастасии (четвертый по счету).


С гротом Анастасии связано древние предание: в Средние века в одной из пещер Качи-Кальона жили чудовища, которые держали в страхе местных жителей.





Пещерный монастырь Качи-Кальон

Как-то христианка Анастасия пасла овец неподалеку от гротов. Неожиданно из-под скалы выскочило чудовище, схватило овцу и потащило к себе в логово. Анастасия не испугалась чудища и, вооружившись молитвой, бросилась на него.

Чудищ было много, они окружили девушку, и та из последних сил сотворила Божье знамение. Со сводов грота посыпались камни, они похоронили под собой чудищ и саму Анастасию.

На следующий день, когда местные жители пришли к гроту, они увидели, что он «плачет» - сквозь стены сочилась вода. Позже, в этом гроте был создан Анастасиевский скит, который действовал вплоть до двадцатых годов прошлого века. В нем находился источник святой Анастасии, но сегодня он почти иссяк.

Считается, что Качи-Кальон связан с энергетикой мезосознания (древнейшего сознания человека), поэтому частые гости здесь – люди, практикующие техники медитации. Кроме того, здесь периодически наблюдают «холодные молнии».

Вид из грота Качи-Кальона

Качи-Кальон находится между селом Предущельным и селом Баштановка, в 7-8 км (20 минутах езды) от Бахчисарая. Пещерный город открыт для посещения ежедневно.
В Бахчисарае надо сесть на автобус в направлении села Синапное и выйти на остановке «Предущельное». За селом долина резко сужается, отсюда до Качи-Кальона остается меньше километра.

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае. Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад. Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам - по долам. Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье. Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать!

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека. Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров. Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными. Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал».

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания. Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию. Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице... Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден...».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода...

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале.

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.