Футбольный стадион альянц арена. Дом "баварии"

Местоположение:

Мюнхен, Германия

Открытие:

Домашняя команда:

«Бавария», «Мюнхен-1860»

Размеры поля:

Вместимость:

История

Идея о строительстве нового стадиона для «Баварии» была впервые озвучена руководством клуба в 1997 году. Однако она не нашла поддержки у городских властей, которые настаивали на реконструкции «Олимпиаштадиона» , служившего домом для мюнхенцев с 1972 года.

К счастью, Германии вскоре доверили право проведения Чемпионата мира и обязательным условием для принятия матчей турнира Мюнхеном было наличие нового стадиона. Место для постройки было выбрано на городском референдуме в октябре 2001 года – им стал район Фрёттманинг на северной окраине Мюнхена.

В архитектурном конкурсе участвовало 8 проектов, а победителем стало швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron Architekten .

Закладка фундамента будущего стадиона состоялась 21 октября 2002 года. Строительные работы продолжались на протяжении трех лет и были завершены весной 2005 года. За это время помимо самого стадиона были построены паркинг, перестроена станция метро Фрёттманинг, сооружены подъездные дороги к «Альянц Арене».

Кстати, название стадиона было выкуплено немецкой страховой компанией Allianz сроком на 30 лет.

Затраты на возведение стадиона составили около 340 млн евро, для чего клубам-владельцам арены («Баварии» и «Мюнхену-1860») пришлось взять кредит, который должен был быть погашен до 2028 года. Однако вскоре «Мюнхен-1860», который вылетел из бундеслиги, вынужден был продать свою долю «Баварии», ставшей единоличной хозяйкой «Альянц Арены». Второй же мюнхенский клуб это сооружение теперь лишь арендует. Что интересно, кредит «Бавария» смогла выплатить уже к концу 2014 года.

Также из городского бюджета было выделено 210 млн евро для благоустройства прилегающей к «Альянц Арене» территории.

В общей сложности на строительство стадиона ушло 120 000 куб. м бетона и 22 000 тонн стали. Еще 85 000 кубометров и 14 000 тонн ушли на возведение паркинга-эспланады.

Первая игра на «Альянц Арене», состоявшаяся 19 мая 2005 года, была проведена как раз между двумя мюнхенскими клубами и завершилась победой 60-х со счетом 3:2.

А вот официальное открытие прошло 30 мая, когда «Мюнхен-1860» переиграл «Нюрнберг» и снова 3:2! На следующий день на поле «Альянц Арены» вышли «Бавария» и сборная Германии. Первый символический удар по мячу нанесла легенда и клуба и сборной Франц Беккенбауэр, а сам матч завершился победой «Баварии» (4:2).

На ЧМ-2006 «Альянц Арена» приняла шесть поединков, включая матч-открытие и один из полуфиналов.

Стадион стал местом проведения финала Лиги Чемпионов-2011/12 , причем «Бавария» смогла добраться до решающего матча. Однако на своем поле мюнхенцы неожиданно оконфузились, проиграв «Челси» в серии послематчевых пенальти.

Во время ЧЕ-2020 на «Альянц Арене» пройдут три матча группового этапа и один четвертьфинал.

Транспорт

Как уже упоминалось, «Альнц Арена» находится в районе Фрёттманинг на севере Мюнхена в 10 км от его центра. Добраться до стадиона можно с помощью мюнхенского метрополитена (U-Bahn München), выйдя на станции Фрёттманинг.

Технические характеристики

Изначально «Альянц Арена» имела вместимость в 66 000 зрителей. Но из-за того, что стадион не мог принять всех желающих, его постепенно расширяли. Последняя такая процедура была произведена по ходу сезона 2014/15 и увеличила принимающую способность стадиона до 75 000 мест.

17 794 места на арене являются стоячими, поэтому во время международных поединков их заменяют на места с сидениями, что снижает вместимость стадиона до 67 812.

Трибуны «Альянц Арены» состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе расположены 24 776 мест, на среднем – 23 634, на верхнем – 21 592. Также здесь есть 109 лож (скай-боксов) на 1374 места. На долю мест бизнес-класса и ложу прессы приходится 2 200 мест. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрено 165 мест.

Стадион располагает четырьмя (!!) раздевалками для футболистов. Почему? Все очень просто – одна принадлежит «Баварии» , одна «Мюнхену-1860» , одна для команд-гостей, а если на «Альянц Арену» приезжает сборная Германии, то четвертая раздевалка достается ей. Также в подтрибунных помещениях расположены 4 раздевалки для тренеров, 2 - для судей и делегатов матча, 2 тренажерных зала, 2 магазина по продаже сувенирной атрибутики, несколько ресторанов и точек продаж фаст-фуда, 550 туалетных кабинок, пресс-клуб, микст-зона, административные помещения и конференц-залы, 54 кассы и даже детский сад, где можно оставить детей на время футбольного матча.

Выход из подтрибунных помещений тоже довольно необычен – приподнимается часть технической зоны возле средней линии, и после того как игроки выходят на поле, тоннель закрывается до конца тайма.

Но особого внимания заслуживает фасад «Альянц Арены» , облицованный специальными ромбовидными воздушными подушками. Изготовлены эти подушки из ультратонкого полимерного материала ETFE (этилен тетрафлуоро-этилена) и всего их насчитывается 2784 с общей площадью в 60 000 кв. метров. Каждая подушка имеет подсветку и в день игр стадион приобретает свою особенную окраску. Когда играет «Бавария» стадион переливается красным цветом, «Мюнхен-1860» – синим, во время матчей сборной Германии «Альянц Арена» окрашивается в белый цвет.

Ночную подсветку стадиона можно увидеть с вершин альпийских гор, который находятся на расстоянии 75 км от сооружения.

Перед началом сезона 2015/16 на стадионе была установлена новая система подсветки фирмы Philips . Теперь благодаря инновационным технологиям фасад стадиона может переливаться 16-ю миллионами цветов. С введением новой системы подсветки «Альянц Арена» стала самым большим в Европе и первым в Германии стадионом со светодиодной наружной подсветкой.

Не менее оригинальна конструкция крыши, часть которой может складываться подобно вееру, обеспечивая приток света и воздуха к газону.

Рядом со стадионом находится четырехуровневый паркинг на 9 800 мест и парковка для автобусов на 350 мест.

Бесспорно, «Альянц Арена» является одним из наибольших и самых красивых стадионов Европы, посещение которого принесет вам массу удовольствия – если, конечно, Вы не болельщик команды-соперника «Баварии»:)

Официальный сайт стадиона : https://www.allianz-arena.de

Матчи ЧМ-2006:

  • 09.06.2006, 1-й тур, группа «А», Германия – Коста-Рика – 4:2, 66 000 зрителей
  • 14.06.2006, 1-й тур, группа «Н», Тунис – Саудовская Аравия – 2:2, 66 000 зрителей
  • 18.06.2006, 2-й тур, группа «F», Бразилия – Австралия – 2:0, 66 000 зрителей
  • 21.06.2006, 3-й тур, группа «С», Кот-д’Ивуар – Сербия и Черногория – 3:2, 66 000 зрителей
  • 24.06.2006, 1/8 финала, Германия – Швеция – 2:0, 66 000 зрителей
  • 05.07.2006, 1/2 финала, Португалия – Франция – 0:1, 66 000 зрителей

Стадион появился в Мюнхене к Чемпионату мира по футболу-2006.

В начале 2000-х руководство немецких футбольных клубов «Бавария» и «Мюнхен-1860» приняло окончательное решение: дальше так жить нельзя! Болельщики обеих команд уже давно жаловались на невыносимые условия просмотра матчей любимых клубов. Стадион, который делили команды, построенный еще к Олимпийским играм 1972 года, несмотря на свои очевидные архитектурные достоинства, был лишь частично крытым. Зимой там было холодно, а весной—осенью зрителей периодически заливало дождем. К тому же футбольное поле от трибуны отделяли дорожки и прочие легкоатлетические сооружения, что существенно отдаляло от глаз разворачивавшееся перед ними спортивное действо и пропорционально этому снижало получаемое от него удовольствие. Последней каплей стал выбор Германии в качестве страны-хозяина Чемпионата мира по футболу-2006. Принимать турнир такого уровня на старом стадионе было признано позорным, а так как Германия является настоящим государством для народа, что бы там кто ни утверждал, мюнхенские футбольные боссы решили: новой арене быть. Так Европу и весь остальной мир осчастливили появлением одного из лучших и красивейших стадионов современности.

Первым постоянным стадионом и «Баварии», и «Мюнхена-1860» стал «Грюнвальдер Штадион», построенный в 1911 году и дважды с тех пор реконструированный (1959, 1979). Его трибуны ранее вмещали в среднем около 40 000 зрителей, большинству из которых приходилось стоять под открытым небом. На особо интересные матчи сюда набивалось более 50 тысяч болельщиков (рекорд 58 000). Стадион существует и в настоящий момент, используется для игр молодежных команд двух клубов. Его вместимость сократилась вдвое.

Новый крупный стадион для проведения легкоатлетических и футбольных соревнований в Мюнхене построили к Олимпийским играм 1972 года. Арена, спроектированная немецким архитектором Гюнтером Бенишем, запоминалась прежде всего благодаря придуманным инженером Фраем Отто гигантским перекрытиям-оболочкам из органического стекла и куполам, накрывающим часть трибун стадиона и некоторые участки Олимпийского парка, в котором он находился. Воздушность и прозрачность этих мюнхенских конструкций, похожих на паутину, специально противопоставлялись суровой тоталитарной монументальности Олимпиаштадиона в Берлине, возведенного при Гитлере в 1936 году. Проект Бениша-Отто должен был символизировать новую, демократическую, открытую миру Германию.

Как известно, знакомство планеты с новой Германией было несколько испорчено арабскими террористами из «Черного сентября». Это, впрочем, никак не помешало «Баварии» после окончания Олимпиады переехать на Олимпийский стадион («Мюнхен-1860» присоединился к ней только в 1995 году). Несмотря на свою для начала 1970-х инновационность, к концу 1990-х Олимпиаштадион объективно устарел. Прозрачные тонкие купола не могли обеспечить достаточной защиты от дождя и снега, часть трибун вовсе оставалась открытой; футбольное поле от зрителей отделяло широкое легкоатлетическое пространство; инфраструктура арены также перестала соответствовать запросам публики, все чаще приходящей на футбол семьями.

Идею строительства нового стадиона руководство обоих клубов вынашивало четыре с лишним года. Будучи впервые озвучена в марте 1997 года, она натолкнулась на непонимание городских властей Мюнхена, отказавшихся участвовать в финансировании проекта и предложивших вместо возведения новой реконструировать старую олимпийскую арену. Дебаты заинтересованных сторон закончились только в начале 2001 года после того, как Гюнтер Бениш, архитектор Олимпиаштадиона, запретил трогать свое творение. Руководству Мюнхена ничего не оставалось кроме как, скрепя сердце, согласиться на строительство стадиона «с нуля».

Первым делом для него выбрали участок в северной части города, и по европейскому обыкновению объявили архитектурный конкурс. Согласно его условиям, арена должна была вмещать 66 тысяч зрителей и на случай осадков иметь выдвижную крышу. В общей сложности в финальном раунде творческого соревнования участвовало 8 проектов. Вот некоторые из них:

Предложение американского архитектора Питера Эйзенмана и компании Populous, мирового лидера в проектировании спортивных сооружений.

Вариант дортмундского бюро Gerber Architekten.

Фирма Murphy/Jahn из Чикаго.

Но победил в конкурсе проект известнейших швейцарских архитекторов, лауреатов Притцкеровской премии Жака Херцога и Пьера де Мёрона, как обычно предложивших для реализации эффектный художественный образ. Последний создавался с использованием ультрасовременных, практически экспериментальных материалов.

Проект Херцога-де Мёрона предполагал строительство футбольной арены на специальном длинном стилобате. Внутри стилобата размещался автомобильный паркинг для зрителей, а его крыша использовалась в качестве пешеходной эспланады, ведущей от ближайшей станции «городской электрички» к главному входу в стадион. На скриншоте из «Гуглоземли» железнодорожная станция белеет в левом нижнем углу, «Алльянц-Арена» расположилась вверху, и их объединяет как раз паркинг-эспланада с волнообразными пешеходными дорожками.

Предложенное швейцарцами решение позволило практически полностью отказаться от плоскостных автостоянок.

Эспланада-паркинг в процессе строительства. Задание на проектирование требовало создания по крайней мере 12 000 парковочных мест и было практически выполнено. 9800 автомобилей могут разместиться в четырехэтажном паркинге, еще 1200 штук на двух подземных уровнях непосредственно под стадионом. 350 мест для автобусов зарезервированы на двух стоянках на поверхности. Там же могут оставить свое средство передвижения и 130 уважающих спорт инвалидов.

Паркинг встроен в перепад рельефа и имеет криволинейную форму.

Собственно футбольная арена, благодаря своему своеобразному внешнему виду, получила у благодарных зрителей прозвища «надувная лодка» и «летающая тарелка».

Структурно стадион состоит из 8 секций: четырех угловых и четырех средних.

Каждая средняя секция состоит из 10 расположенных параллельно друг другу железобетонных рам и центрального ядра с лестницами. Колонны, образующие рамы, гасят вертикальные и горизонтальные колебания. Последние вызываются периодически случающимся неравномерным распределением зрителей на трибунах и, соответственно, неравномерной нагрузкой на каркас стадиона.

Крыша арены образована десятками длиннопролетных стальных консольных балок.

В общей сложности на строительство стадиона, продолжавшееся с 2002 по 2005 годы, ушло 120 000 куб. м бетона и 22 000 тонн стали. Еще 85 000 кубометров и 14 000 тонн ушли на возведение паркинга-эспланады. Бюджет проекта, изначально составлявший 286 млн евро, в конечном итоге вырос до 340 млн. Дополнительные 210 млн евро власти Мюнхена и Баварии потратили на улучшение окрестной инфраструктуры. Какую-то часть этих денег совершенно привычным для нас способом разворовали, но в конечном итоге зло было жесточайше наказано: за строительные аферы президента футбольного клуба «Мюнхен-1860» Карла-Хайнца Вильдмозера под улюлюканье общественности посадили в тюрьму.

Права на название для арены на 30 ближайших лет были куплены за миллионы евроденег немецким страховым гигантом Allianz. Сейчас стадион называется Allianz Arena, однако во время проведения там международных футбольных матчей (чемпионат мира-2006, игры еврокубков) из-за чудовищной жадности ФИФА и УЕФА переименовывается во что-нибудь нейтральное: типа Fußball-Arena München.

Изначально Allianz Arena на паритетных правах принадлежала обоим мюнхенским футбольным клубам, но из-за финансовых проблем «Мюнхена-1860», вызванных в том числе жуликоватостью и вороватостью его президента, эта команда была вынуждена продать свою долю в спорткомплексе. В настоящий момент единственным его владельцем является «Бавария».

Как и требовалось по условиям архитектурного конкурса, арена может с удобством вместить 66 000 зрителей (включая 2000 на местах повышенной комфортности), 400 журналистов, 165 инвалидов и 174 человека со знаком качества в люксовых ложах. Более того, на стадионе предусмотрена возможность трансформации нижних угловых секций (более 10 000 мест для сидения) в популярные в Германии стоячие места. Это позволяет увеличить вместимость стадиона более чем на 3000 человек и довести общее возможное количество зрителей до 69 901.

Сиденья Allianz Arena. Продолжительное рассматривание этой фотографии может вогнать вас в транс.

В подтрибунных помещениях расположились 4 командные раздевалки (2 для «домашних» клубов и 2 гостевые), 4 раздевалки для тренеров, 2 — для судей и делегатов матча, 2 тренажерных зала, 2 магазина по продаже сувенирной атрибутики, несколько ресторанов и бесчисленные точки по продаже фаст-фуда, в общей сложности 550 туалетных кабинок (это самое важное), пресс-клуб, микст-зона, административные помещения и конференц-залы, 54 кассы и даже целый детский сад, где можно избавиться от собственных детей, чтобы получить настоящее удовольствие от футбольного матча.

Болельщиков обслуживает 28 киосков по продаже еды и напитков. В среднем за 4,5 часа работы в день матча они продают до 20 000 настоящих баварских сосисок, 15 000 порций безалкогольных прохладительных напитков и, что самое главное, 40 000 бокалов вкусного пива.

В местном парке развлечений имеется даже объемный лего-макет стадиона, где все желающие могут подробно рассмотреть его устройство.

Самой же эффектной чертой в художественном образе арены являются ее фасады, облицованные специальными ромбовидными воздушными подушками.Подушки изготовлены из специального ультратонкого полимерного материала ETFE (этилен тетрафлуоро-этилена). Он не только эстетически приятно выглядит, но и вполне надежно защищает внутренности арены от дождя и снега, будучи к тому же пожароустойчивым.

Всего для Allianz Arena понадобилось 2784 таких панели общей площадью более 60 000 кв. м. Материал, из которого изготовлена облицовка, — полупрозрачный, что сделало возможной уникальную систему подсветки стадиона. Каждая воздушная подушка оборудована четырьмя светильниками. 3,5-метровый корпус светильника содержит шесть люминесцентных ламп (58 Вт) и позволяет освещать внешнюю поверхность арены тремя цветами: белым, красным и синим. На схеме светильники обозначены цифрой 3.

Белый цвет используется для матчей сборных и других международных соревнований, красным арена освещается в дни игр «Баварии», синим — «Мюнхена-1860».

Возможна и двухцветная подсветка.

Интенсивность освещения также регулируется. К сожалению, серьезной недоработкой архитекторов является то, что они не предусмотрели возможность использования фасадов стадиона для размещения объявлений о важности автономных пожарных извещателей, демонстрации государственного флага ФРГ или психоделических узоров, успокаивающих баварский электорат и внушающих ему мысли о сильной и процветающей Германии.

Ярко освещенная Allianz Arena — вероятно, один из самых узнаваемых сейчас стадионов мира.

Вся история баварской архитектуры в одном кадре: старейшая церковь Мюнхена Хайлиг-Кройц-Кирхе (начало XIII века) и Allianz Arena (начало XXI века). Здания разделяет 300 метров и 800 лет.

    » и стала единственным владельцем стадиона.

    «Альянц Арена»
    Стадион УЕФА 4-й категории
    Местоположение Мюнхен
    Заложен 21 октября
    Построен апрель
    Открыт 30 мая
    Стоимость постройки €340 млн
    Архитектор Херцог и де Мойрон
    Владелец Allianz Arena München Stadion GmbH
    Вместимость 75 000
    67 812 (на международных матчах)
    Домашняя команда «Бавария »
    Размеры поля 105 х 68
    Сайт allianz-arena.de/en/
    «Альянц Арена» на Викискладе

    Технические характеристики стадиона

    Стадион находится на севере района Мюнхена Швабинг-Фрайманн (нем. Schwabing-Freimann ), на территории Фрёттманингской пустоши (нем. Fröttmaninger Heide ). 16 января 2006 года власти одобрили расширение стадиона до 69 901 места для того, чтобы при отсутствии большого количества прессы на играх Бундеслиги и кубка Германии он вмещал 69 000 зрителей. На играх Лиги чемпионов , Кубка УЕФА , а также международных встречах вместимость осталась на уровне 66 тыс. зрителей. Все места на стадионе находятся под крышей.

    «Альянц Арена» имеет 106 лож с 1374 местами. Кроме того, на стадионе есть 2 детских сада /группы продлённого дня, «Мир LEGO » и клубный магазин «Баварии » площадью 800 м². Всё это находится внутри стадиона, где также изначально располагались магазин атрибутики «Мюнхена 1860 » и выставочные места фирм Medion , Deutsche Telekom и Audi . На этом месте в мае открылся музей «Мир истории „Баварии “» . С внешней стороны к стадиону прилегают множество киосков для болельщиков. На территории в 6500 м² находится большое количество точек питания. Четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей , относящаяся к стадиону, является одной из самых больших парковок в Европе . Севернее и южнее арены есть ещё 350 парковочных мест, предназначенных для автобусов с болельщиками. Билеты продаются в общей сложности в 55 кассах стадиона.

    С сезона 2006/2007 сектора 112 и 113 на играх лиги и кубка являются стоячими, лишь на международных играх согласно требованиям ФИФА и УЕФА на специальных балках устанавливаются кресла.

    «Альянц Арену» из-за её формы часто называют «надувная лодка» (нем. Schlauchboot ), «автомобильная шина» (нем. Autoreifen ), «воздушная подушка» (нем. Luftkissen ).

    Транспорт

    Ввиду создания стадиона станции шестой линии мюнхенского метро (U6) «Фрёттманинг» (нем. Fröttmaning ) и «Мариенплац» (нем. Marienplatz ) были расширены. Станция «Фрёттманинг» была перемещена севернее, количество путей было увеличено с двух до четырёх, а также на северном конце остановки были построены дополнительные пешеходные мосты. Также было увеличено место стоянки поездов, чтобы обеспечить быстрый отток болельщиков после матча. Станция «Мариенплац» была оснащена дополнительными пешеходными туннелями, параллельными перрону. Автобан А9 был расширен до 6 или 8 полос, а также севернее арены появился въезд на автобан А99.

    Стадион расположен в непосредственной близости от развязки «Мюнхен-Норд» (нем. München-Nord ) на автобанах А9 и А99, и относительно недалеко от развязки «Фельдмохинг» (нем. Feldmoching ) автобанов А99 и А92, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нему.

    Финансовая сторона

    Застройщиком и владельцем «Альянц Арены» является основанное в 2001 году предприятие «Allianz Arena München Stadion GmbH», которое на данный момент является 100 % дочерним предприятием финансового подразделения «Баварии ». Постройка стадиона осуществлялась австрийской строительной компанией «Alpine Holding». Коммерческим директором арены с 2004 года является Петер Керспе (до 13 июля вместе с Берндом Раухом). Изначально вышеупомянутое предприятие (а значит и стадион) находились в равном совладении финансовых отделений «Баварии» и «Мюнхена 1860». Арендная плата, которую сначала уплачивали оба клуба, шла на погашение долгов при строительстве. 27 апреля из-за финансовых проблем клуб «Мюнхен 1860» продал свою долю «Баварии» за 11 миллионов евро . С тех пор «Бавария» является единоличным владельцем «Альянц Арены». При составлении договора была предусмотрена опция обратного выкупа своей доли «Мюнхеном 1860» до 2010 года , но клуб отказался от неё в ноябре 2007 года .

    Права на название стадиона имеет немецкая страховая компания «Allianz », которая приобрела их сроком на 30 лет взамен на спонсирование. Согласно уставу УЕФА , при проведении международных игр (игры сборных, Лиги чемпионов , Лиги Европы) в названии стадиона имя спонсора не должно упоминаться. Для таких случаев используются альтернативные имена «Арена чемпионата мира ФИФА в Мюнхене» или просто «Арена Мюнхен». Затраты лишь на постройку стадиона составили около 286 миллионов евро (общая стоимость составила 340 миллионов). Кроме того, потребовалось ещё 210 миллионов евро из муниципального бюджета для создания необходимой инфраструктуры вокруг арены.

    История

    Открытие

    «Альянц Арена» была открыта 30 мая 2005 года товарищеским матчем между «Мюнхеном 1860» и «Нюрнбергом ». Первый официальный гол на арене забил игрок мюнхенского клуба Патрик Мильхраум. Игра закончилась со счётом 3:2 в пользу хозяев . На следующий день на стадионе прошла встреча между «Баварией» и немецкой сборной . Баварцы победили 4:2. На обеих играх был аншлаг, были проданы все 66 000 билетов. Первая игра Бундеслиги на «Альянц Арене» состоялась 5 августа , когда «Бавария» принимала «Боруссию » из Мёнхенгладбаха и выиграла со счётом 3:0.

    Чемпионат мира по футболу 2006 года

    «Альянц Арена» была одним из стадионов, на которых проводился чемпионат мира 2006 года . В течение мирового футбольного первенства стадион назывался «Стадион чемпионата мира ФИФА в Мюнхене». Специально к чемпионату мира со стадиона была демонтирована вывеска «Альянц Арена» и на его протяжении она украшала мюнхенский дом искусства . Затраты на демонтаж и перевозку составили около 150 тысяч евро .

    Во время чемпионата мира по футболу 2006 года на стадионе состоялись следующие матчи:

    Время местное

    Дата Время Команда 1 Счёт Команда 2 Стадия Зрители
    9 июня 2006 18:00 4:2 Коста-Рика Группа А (матч открытия) 69451
    14 июня 2006 18:00 Тунис 2:2 Саудовская Аравия Группа Н 69451
    18 июня 2006 18:00