Когда был построен исаакиевский собор. Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному

Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу...

В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма...

Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы)....

Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием....

Очень часто Исаакиевский собор называют "музеем цветного камня".... И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..

На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,

а общая сумма, которую выделила царская казна на работы по интерьеру собора составила по тем временам баснословную сумму - 23 миллиона 260 тысяч рублей серебром...

Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора...

Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей...

Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь....

Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров... Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности... После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти)....

К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться....

Тогда-то и было принято решение: вместо старой, деревянной церкви заложить новую - в камне....

В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих....

Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров....

Но и у этого варианта судьба не сложилась.... Во-первых, когда строили церковь, то место ее установки несколько изменили с предыдущим вариантом - перенесли поближе к Неве (туда, где сейчас стоит памятник "Медный всадник"). Храм на самом берегу реки смотрелся великолепно, но архитекторы почему-то забыли, что Неве свойственны широкие разливы, которые и начали постепенно подмывать фундамент церкви.... А, во-вторых, в добавок к этому, в 1735 году во время сильной грозы в собор попал разряд молнии, который привел к большому пожару... В результате чего храм очень сильно пострадал изнутри...

В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта)....

Работа поручается архитектору А. Ринальди, который с большим рвением взялся за дело. Согласно его проекту собор должен был иметь пять куполов и высоченную колокольню.... Но Екатерина II умирает, Ринальди самоустраняется от руководства строительством (за это время здание было построено только до карниза) , и Павел I поручает уже другому зодчему - В. Бренна довести начатое до логического завершения.... Но так как новый император в это время вплотную занимался строительством своей резиденции (Михайловским дворцом), то ему был необходим в больших количествах строительный материал, особенно мрамор.... Чтобы долго не заморачиваться, Павел I решил позаимствовать его со строительства собора.... В результате вновь возведенный храм очень сильно отличался от первоначального проекта: вместо 5-ти куполов - 1, да и колокольня стала ниже вдвое....

30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке....

Все было бы ничего (возможно третий вариант храма просуществовал бы значительное время), но по мнению нового императора - Александра I, архитектурный облик Исаакиевского собора не соответствовал архитектурной концепции присущей в то время центральной части города... По сему, уже в 1809 году, объявляется конкурс на новый проект Исаакиевского собора... В нем принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров... В итоге победителем стал малоизвестный, молодой французский архитектор О. Монферран, который через своего протеже - А.А. Бетанкура попадает на прием к императору и показывает ему свои рисунки с набросками собора.... Императору они понравились и он тут же подписал указ о назначении Монферрана личным императорским архитектором и поручает ему возглавить работы по строительству Исаакиевского собора...

В июне 1819 года состоялась торжественная закладка храма.... Однако и у Монферрана не все шло гладко....Из-за сильной критики проекта со стороны ведущих архитекторов - членов Академии Художеств, которые представили целый список конкретных и существенных замечаний, Монферрану пришлось остановить работы и заняться доработкой проекта... Новый вариант собора, который уже всех устраивал, был окончательно утвержден в 1825 году....

Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня....

В память о главном строителе - в соборе установлен бюст Огюста Монферрана, который выполнен из того же материала, который использовался при строительстве храма..

Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи.... Всего их было забито свыше 10 тысяч штук...

Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн...

Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут...

Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства....

По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением....

Тем не менее, 30 мая 1858 года (если вы помните - это как раз день памяти Исаака Далматского) новый, и последний на сегодняшний день, вариант Исаакиевского собора был торжественно освящен в присутствии императора Александра II....

По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат.... За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный....

Высота собора 101,5 метра, ширина - 100 метров....Диаметр купола - 25,8 м... В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м являются одними из самых гигантских в мире, уступая только Александровским и Помпейским колоннам)...

По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы....

На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов....

Мы как-то с вами немного увлеклись - и оказались снаружи собора....

В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма...

В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение....

Он вырезан из белого мрамора....

Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями....

Главный алтарь храма.... Посвящен Исааку Далматскому...

Пока народ рассосался - можно подойти поближе и внимательно осмотреть его....

Фрагмент Царских ворот....

За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене....

Площадь витража почти 30 кв.м.... На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям.... Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях....

Удается заглянуть и внутрь алтаря...

Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы "Никольс и Плинке"....

Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе...

Над Царскими вратами расположена икона "Тайная вечеря"....

Вообще-то Исаакиевский собор - это еще и музей живописи: здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др.... Специфика расположения собора привела к тому, что внутри храма постоянно существует повышенная влажность, что губительно сказывается на художественных полотнах выполненных по стандартной технологии. Чтобы избежать негативных последствий этого природного фактора было принято решение для оформления интерьера использовать мозаику...

Одно из первых полотен, выполненных по этой технологии - мозаика "Христос Спаситель" , которая находится с правой стороны Царских ворот....

Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:

Левый алтарь - посвящен Великомученице Екатерине....

Скульптурная группа "Воскресение" (скульптор Н.С. Пименов)....

Рядом с алтарем находится мозаичная икона "Святая Великомученица Екатерина" и бюст Монферрана работы И. Витали 1850 г. ...

Правый алтарь - посвящен благоверному Александру Невскому....

Некоторые мозаичные иконы этого алтаря

И часть его интерьера можно рассмотреть более детально....

Бронзовая композиция "Преображение" (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.....

Перед нами иконы "Святой Исаакий" и "Святой Петр"....

"Рождество Богородицы", "Воскресение Господне"...

"Сошествие святого духа на Апостолов", "Воскресение Христово"....

"Тайная Вечеря"....

"Святые праведные Иоаким и Анна" (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона "Святой Петр"....

Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская" - список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре....

"Воскресение Пресвятой Богородицы" (Штейбен, 1853 г.) и другие....

Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора....

Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы... Каждая створка ворот весит около 10 тонн....

Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора...

В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых...

После осмотра "нижнего яруса" Исаакиевского собора

неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть...

Первое, что сразу же бросается в глаза - это паникадило (люстра) весом более 2,5 тонн,

ну и конечно же главный купол собора...

Объемный купол "поддерживается" 12-тью ангелами....

Украшением купола является роспись "Богоматерь во славе" работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин)....

Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.....

Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен "небольшой" голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра... Это работа скульптора Дылева...

Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора...

Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть "Страшный суд" Ф.А. Бруни....

С западной стороны мы видим роспись "Видение пророка Иезекииля"....

Чуть ниже - "Солнце, Луна и звезды с ангелами"...

Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).....

Помимо росписей и картин неотъемлемой частью внутреннего убранства Исаакиевского собора являются многочисленные скульптуры, выполненные из меди методом гальванопластики....

На этом наше путешествие по Исаакиевскому собору подходит к своей завершающей стадии...

Подходим к информационному стенду, чтобы еще раз освежить в памяти основные вехи в "жизни" собора,

и направляемся к выходу....

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю .

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 год у – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник . Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем . Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.


Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании . Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану . Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году , но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.


Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж , где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет , и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»


Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора . Гранит для них добывали на берегу Финского залива , у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера . Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине , его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых . Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году , незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.


Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко , наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет . Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал . Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.


Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма .


В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Сто пятьдесят лет из чуть более чем двухсотлетней истории имперского Петербурга строился и перестраивался . Ныне существующий грандиозный храм — четвертый по счету, он возводился несколько десятилетий.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр I венчался со своей женой Екатериной I. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

Преподобный Исаакий Далматский

Святой Исаакий Далматский, которого Петр I почитал своим небесным покровителем, жил в IV веке, был монахом (в чине преподобных Церковь прославляет только монашествующих), подвизался в пустыне. Претерпел гонения в годы правления императора Валента (364—378), рьяного сторонника ереси Ария, отрицавшего единосущие Бога-Сына Богу-Отцу (Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и, следовательно, в сравнении с Ним является существом низшего порядка). После гибели Валента и восшествия на престол императора Феодосия Великого преподобный Исаакий основал близ Константинополя монастырь, где и скончался в 383 году. После смерти Исаакия игуменом этого монастыря сделался преподобный Далмат, по имени которого впоследствии стали называть и обитель, и самого ее основателя.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство нового Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.


Саша Митрахович 20.01.2016 12:14


Устройство в Петербурге первого храма во имя преподобного Исаакия Далматского, которого Петр I, появившийся на свет в день его памяти (30 мая по старому стилю), считал своим небесным покровителем, относится к самым ранним годам существования северной столицы.

Первый , очень скромный, назывался церковью и был на скорую руку переделан из деревянного чертежного амбара и находился приблизительно на том месте, где стоит сейчас главное здание Адмиралтейства.

Именно в этом храме в 1712 году состоялось венчание государя и Екатерины Алексеевны, бывшей «портомои», которой судьба уготовила русский трон и имя императрицы Екатерины I.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:51


Деревянная Исаакиевская церковь быстро обветшала, и уже в 1717 году Петр I собственноручно заложил первый камень в основание второго храма во имя Исаакия Далматского.

Второй Исаакиевский храм, решенный в стилистике петровского барокко, строился десять лет и имел очень много общих черт с Петропавловским собором.

Второй храм стоял ближе к Неве, чем первый, почти на набережной, и это предрешило его недолгий век: река, еще не закованная в гранит, подмывала берег, разрушая церковь, и уже через несколько десятилетий она пришла, как сказали бы сейчас, в аварийное состояние. Вдобавок в 1735 году в шпиль колокольни попала молния, и храм сильно пострадал от пожара.

Исаакиевскую церковь отремонтировали, но произведенные работы не решили главной проблемы. Грунт продолжал давать осадку, разрушая фундамент храма. Новый Исаакиевский собор решено было отстраивать дальше от берега.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:56


В 1761 году руководителем строительства назначили С. И. Чевакинского, создателя Никольского Морского собора, однако начало работ пришлось отложить из-за государственных «неустройств». В 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, а вскоре Чевакинский подал в отставку. В итоге закладка третьего состоялась только в 1768 году. Проект храма подготовил талантливый итальянский зодчий Антонио Ринальди, много потрудившийся над архитектурным обликом Петербурга и его пригородов.

Согласно проекту Ринальди, Исаакиевский собор должен был быть великолепен. Пятикупольный, с высокой колокольней, облицованный мрамором, он полностью отвечал замыслу Екатерины II, желавшей почтить память Петра Великого. Но строительство двигалось медленно, и к моменту кончины государыни здание довели лишь до карниза. Павел I не вдохновился дорогостоящей задумкой матери и, нимало не огорчившись отъездом Ринальди за границу, поручил архитектору Винченцо Бренна как можно скорее достроить собор, приказав при этом мрамор, заготовленный для облицовки его верхней части, передать на строительство своей новой резиденции — Михайловского замка.

Бренна, торопясь окончить строительство, вынужден был исказить первоначальный замысел Ринальди, и собор вышел неказистым, кургузым. На мраморном основании, приготовленном для торжественного пятиглавия, Бренна выстроил кирпичное «нечто» с одной главой, дав повод насмешникам сложить эпиграмму: «Се, памятник двух царств,/ Обоим столь приличный./ На мраморном низу/ Воздвигнут верх кирпичный». В краткую павловскую эпоху за такие вирши вполне можно было переселиться из Петербурга в Сибирь. Но очевидное не спрячешь: третий Исаакиевский собор действительно не гармонировал с парадным обликом петербургского центра. Да и, при крайней экономии, проявленной при его завершении, очень быстро стал приходить в негодность: уже вскоре после освящения собора (в 1802 году) со стен начала кусками отваливаться штукатурка.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:16


История возведения четвёртого, заключительного варианта, Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурга началась в 1809 году, когда Александр I объявил конкурс на проект приведения в надлежащий вид.

Поначалу существовала надежда, что удастся обойтись перестройкой лишь верхней его части, приискав «форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию», однако все архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, и спустя несколько лет он оставил лишь одно требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

Кончилась Отечественная война, был заключен Священный союз, а вопрос о перестройке Исаакиевского собора все еще оставался открытым. Только в 1818 году молодой французский , никому не известный не только в России, но и у себя на родине, представил Александру I проект, предусматривавший сохранение алтарной части Исаакиевского собора и подкупольных пилонов.

Проект Монферрана с самого начала вызывал недоверие специалистов, но 20 февраля 1818 года он все же был утвержден государем, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Не успела столичная публика восхититься гравированными видами будущего собора, выпущенными Монферраном, как у его проекта появился серьезный критик. Им оказался архитектор А. Модюи, являвшийся одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. В октябре 1820 года он представил в Академию художеств записку с замечаниями, сводившимися к тому, что по существующему проекту строить Исаакиевский собор не представляется возможным. Модюи справедливо указал на ошибку в расчетах, из-за которой диаметр огромного купола не вписывался в «квадрат» из четырех пилонов.

Строительство собора приостановили. Рассмотрением замечаний Модюи занялся специальный комитет, перед которым Монферрану пришлось оправдываться, «сваливая вину» на высочайшего заказчика. «Поскольку из нескольких проектов, — заявлял он, — которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то... следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулезно сохранить то, что приказано сохранить...»

Комитет подтвердил опасения Модюи, и проект 1818 года забраковали. Только к 1825 году Монферран представил новый проект, который и был утвержден 3 апреля, за несколько месяцев до кончины Александра I.

Исаакиевский Собор достраивал уже Николай I

Восшествие на престол совершалось при событиях смутных и нерадостных. Неудивительно, что об Исаакиевском соборе в первые месяцы нового царствования почти не вспоминали. Строительство приостановилось. Нужно было деятельное вмешательство императора, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Чуть позже работы по возведению собора приобрели невиданный размах. Ежегодно строительная площадка поглощала до миллиона рублей из казны (для сравнения — вся постройка Троицкого собора на Измайловской площади обошлась в два миллиона рублей). Надо отметить, что Николай считал своим долгом не только выделять достаточные средства на строительство Исаакиевского собора, но и лично давать указания о том, как надлежит строить. Стремление императора возвести храм, равного которому не было бы по пышности, привели к утяжелению здания, его перегруженности декоративными элементами. К счастью, от самых неуместных предложений государя Монферрану удавалось отказываться: так, он убедил Николая переменить уже принятое им решение позолотить все наружные скульптуры Исаакиевского собора.

На строительство Исаакиевского собора не жалели ни денег ни человеческих жизней

«Стройка века», опекаемая государем, поражала воображение современников. Не останавливались ни перед затратами, ни перед жертвами. Чего стоит один только процесс вырубки и установки гранитных колонн! Их вырубали на каменоломне Петюрлакс неподалеку от Выборга, избранной благодаря большим запасам гранита и близости Финского залива. На отвесной гранитной скале отмечался контур заготовки, затем в отверстия, просверленные по контуру, вставляли железные клинья, и рабочие одновременно били по клиньям тяжелыми кувалдами. Удары повторяли до тех пор, пока в граните не появлялась трещина.


В трещину закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. Каждый канат тянули сорок человек, отодвигая, таким образом, заготовку колонны от гранитной «основы». Затем в колонне пробивали отверстия и закрепляли в них крючья с канатами, соединенными со стоящими рядом воротами. При помощи этих нехитрых механизмов колонна окончательно отделялась от скалы и скатывалась на приготовленный заранее деревянный помост. И хотя Монферран отмечал, что подобные работы в России «не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется», все же они были чрезвычайно тяжелы.

Перевозили будущие колонны на плоскодонных судах, а с пристани в Петербурге их доставляли на строительную площадку по специально устроенному рельсовому пути (первому в России).

Для подъема колонн возвели леса, состоявшие из трех высоких пролетов, и установили 16 особых механизмов-кабестанов из чугуна. На каждом из таких кабестанов работало по восемь человек, а установка одной семнадцати метровой колонны (каждая из них весила 114 тонн) в вертикальное положение занимала приблизительно три четверти часа. Первая колонна была поднята 20 марта 1828 года в присутствии избранной публики (среди зрителей присутствовали и члены императорской фамилии), а к осени 1830 года все четыре колоссальных портика уже предстали изумленным взорам петербуржцев.

Мало кого из тех, кто любовался медленно, но неуклонно растущей громадой Исаакиевского собора, интересовали судьбы простых рабочих, принявших участие в сооружении главного храма империи. Согласно документам, таких «подневольных» творцов собора насчитывалось до полумиллиона. Были это государственные и крепостные крестьяне. Около четверти из них погибло на стройке из-за несчастных случаев или болезней. Только при позолоте купола собора, выполнявшейся в технике огневого золочения, умерли от отравления парами ртути 60 мастеров.

Смерть Монферрана

Говоря современным языком, Исаакиевский собор был «долгостроем». Сорок лет в центре Петербурга шла работа, сопоставимая, пожалуй, лишь с сооружением египетских пирамид. В 1840-е годы по городу уже позли слухи: Монферран-де не торопится достраивать храм, потому что ему нагадали смерть вскоре после окончания строительства. И действительно: не прошло месяца с торжественного освящения собора (30 мая 1858 года), как архитектор умер. Впрочем, был он уже не молод, так что дело, видимо, не в предсказании.

Монферран желал быть похороненным в отстроенном им соборе (неудивительно, ведь с ним была связана значительная часть его жизни), однако этому ожидаемо воспротивились и Святейший Синод, и император Александр II, поскольку Монферран являлся католиком. Поэтому вдове почившего пришлось везти его останки в Париж. Символическое прощание творца с его творением все же состоялось: погребальный кортеж с гробом Огюста Монферрана трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:27


Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: направо от нас вздымал к небу свой золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пестрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

Вскоре после того, как Государь Император, члены Августейшего Семейства и свита Их вошли в , где, в присутствии Их, совершен был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест.

По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Все вместе — и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, уставленной войсками и обрамленной тысячами народа,— представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:53

Религиозные сооружения всегда отличались внушительными размерами. Православные храмы и колокольни - не исключение. Некоторые из них взметаются ввысь на 100 метров и больше. Высота Исаакиевского собора и может составить конкуренцию самым высоким православным храмам.

Один из великих

Так по праву можно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Ведь он - один из значительных и красивейших купольных сооружений мира. По размерам этот храм превосходят только соборы Святого Петра (Рим), Святого Павла (Лондон) и Святой Марии (Флоренция). В России выше Исаакиевского собора считается только заново отстроенный храм Христа Спасителя в Москве, его высота вместе с крестом составляет 103 метра.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге достигает 101,5 метра. Он занимает площадь в 4000 кв. м. Подсчитан и общий вес храма - около 300 000 тонн. Одномоментно он может вместить в себя около 12 000 человек. Окружают собор 112 монолитных колонн. Высота колонн Исаакиевского собора, вернее, некоторых из них, достигает 17 метров.

Это пятикупольный храм, диаметр главного купола которого составляет около 25 метров. Еще четыре маленьких купола установлены над четырьмя звонницами, расположенными по углам основного объема здания.

История создания

Ныне существующий Исаакиевский собор - четвертый, построенный на этом месте.

Первой в 1707 году была возведена Исаакиевская церковь, простая, деревянная, но с высоким шпилем. Церковь была возведена по приказу Петра Первого, и в день его рождения состоялась закладка храма. А поскольку 30 мая - это еще и день почитания преподобного Исаакия Долматского, церковь получила его имя. По решению Петра через два года были проведены реставрационные улучшения храма. В этой же церкви в 1712 году царь венчался с Екатериной.

Однако в 1717 году началось строительство каменной Исаакиевской церкви. Деревянная к этому времени обветшала. Новая каменная церковь не отличалась особой красотой. Очень походила на Строительство ее было завершено в 1727 году. Однако близкое соседство с Невой (оседание грунта) и пожар, вызванный ударом молнии в 1735 году, со временем привели строение в негодное состояние. И хотя его пытались реставрировать, хороших результатов добиться не удалось. Было принято решение разобрать церковь и построить новую, более значимую, т. е. не церковь, а собор. Но тогда еще нельзя было предположить, какая высота Исаакиевского собора станет окончательной.

Третий собор при Екатерине Второй

Строительство нового собора началось по приказу Екатерины Второй в 1768 году. Архитектором проекта стал А. Ринальди. Пять куполов и высокую колокольню должен был иметь собор по замыслу архитектора. Однако до конца воплотить свои замыслы ему не удалось. Когда умерла Екатерина Вторая, строительство было доведено только до карниза здания. Работы были в это время приостановлены, А. Ринальди уехал на родину.

Новый царь Павел вскоре велел продолжить строительство собора и поручил это сделать архитектору В. Бренна, который значительно исказил первоначальный проект, особенно в отношении куполов и шпиля. Купол остался один, да и тот уменьшился в размерах. В результате высота Исаакиевского собора в Петербурге, который был освящен в 1802 году, была значительно ниже запроектированной А. Ринальди. Храм получился совсем неказистым.

История строительства современного Исаакиевского собора

Совсем не соответствовал собор статусу столицы. Поэтому не прошло и семи лет, как был объявлен конкурс на строительство нового. Александр Первый поставил условием сохранение трех алтарей, существовавших ранее. Один за одним отвергал царь предлагаемые проекты. В конце концов разработать проект поручили молодому французу. В начале 1818 года проект был утвержден царем.

Для руководства строительством была создана специальная комиссия, а в 1819 году заложили первый камень.

Однако вскоре с критикой проекта выступил известный архитектор А. Модюи. Основные его замечания сводились к непрочности фундамента и неправильности проектирования главного купола. Пришлось проект переделывать и дорабатывать, зато были учтены все замечания. Только в 1825 году проект был окончательно утвержден, а строительство собора продолжилось. Завершилось оно через 40 лет.

Кстати, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого в Москве по тем временам считалась самой значительной.

Смотровая площадка собора

Если до 1917 года Исаакиевский собор считался главным собором Петербурга, то после нее он превратился в музей. В годы Великой Отечественной здание храма особо не пострадало, хотя и было посечено осколками снарядов.

В настоящее время собор по-прежнему является музеем, однако по праздникам с разрешения дирекции там проводятся богослужения. Первое состоялось в 1990 году.

На колоннаде собора сооружена смотровая площадка, с которой открывается прелестный вид на город. Увидеть можно практически все основные Зимний дворец, Адмиралтейство, Васильевский остров с Академией художеств, и другие.

Высота составляет 43 метра. Выше - только колокольня смотровая площадка которой сооружена на высоте 50 метров.

Примечательно то, что в петербургские белые ночи площадка Исаакия работает круглосуточно.

Из Петербурга в Москву

Высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого интересует многих любителей истории и памятников архитектуры России. О петербургском соборе пока все сказано. Настало время отправиться в Москву, в самый ее центр.

Колокольня Ивана Великого расположена на Соборной площади Кремля. Полное ее название - церковь-колокольня Иоанна Лествичника. В 2008 году ей исполнилось 500 лет.

Высота колокольни Ивана Великого достигает 81 метра (без креста).

В колокольне расположены музеи, к примеру, истории Московского Кремля. Имеется здесь и смотровая площадка.

История колокольни Ивана Великого

Некоторые источники свидетельствуют, что на этом месте в 1329 году была возведена церковь христианского богослова Иоанна Лествичника, специально предназначенная «под колокола». Однако позже она была разрушена.

В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин построил здесь же из белого камня и кирпича трехъярусный столп, высота которого была около 60 метров. В нижнем ярусе находилась непосредственно церковь, в верхних - колокола. Сооружение было возведено в память об Иване Третьем.

Позже церковь несколько раз перестраивалась. Так, при Борисове Годунове была увеличена высота основного столпа. В результате высота колокольни Ивана Великого стала ровняться 81 метру. А чуть раньше к ней была пристроена звонница, предназначенная для больших колоколов, еще с одним храмом.

В годы нашествия Наполеона колокольня пострадала, частично была разрушена. В последующие годы проводились реставрационные работы.

Колокола современности

В настоящее время на колокольне Ивана Великого сохранился 21 колокол. Три из них, самые большие, установлены на Филаретовой пристройке и звоннице - Успенский (более 65 тонн), Реут (Ревун, почти 33 тонны) и Семисотный (13 тонн).

Непосредственно на колокольне располагаются 18 колоколов, конечно, меньших размеров. На нижнем ярусе установлены шесть из них. Кстати, названия у них очень своеобразные: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новогородский», «Слободский « и «Ростовский». Вес их тоже внушительный - от 3 до 7 тонн.

На втором ярусе размещается 9 колоколов, размер которых еще меньше. Наконец, на самом последнем, третьем ярусе установлены еще три колокола.

Первоначально все колокола висели на балках из дерева, значительно позже они были перемещены на металлические.

Все колокола колокольни Ивана Великого действующие. Они звонят по праздникам.

В заключение можно добавить, что, конечно, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого впечатляет. Однако еще в большее восхищение приводит весь их облик, ведь они по праву являются шедеврами мировой архитектуры.

Собор святого Исаакия в Санкт-Петербурге является вторым по высоте храмом в России (первое место принадлежит восстановленному в Москве храму Христа) и одновременно одним из самых грандиозных купольных зданий мира, уступая в этом только римскому собору св. Петра и флорентийской церкви св. Марии.


По архитектуре он представляет собой монументальное здание в стиле классицизма, внешне ничем не напоминающее традиционный облик русских церквей. Внутри собор поражает роскошью отделки и росписи в создании которой принимали участие лучшие русские художники своего времени.

Три предшественника Исаакиевского собора

Каждому жителю Санкт-Петербурга известно, что на месте нынешнего величавого собора св. Исаакия последовательно сменялись три церковных здания. Первое из них было возведено еще по приказу Петра Великого в 1707 году.


Храм был заложен в день рождения царя, 30 мая, и назван в честь св. прп. Исаакия Далматского – святого, почитаемого в этот день. Простая деревянная церковь была возведена очень быстро, а через пять лет Петр обвенчался с ней со своей второй супругой Екатериной.

Но деревянная церковь совсем не соответствовала столичному статусу Петербурга, поэтому в 1717 году на ее месте было начато строительство нового, каменного храма. Первая служба в нем была проведена десятилетие спустя, в 1727 году. Церковь не отличалась особой пышностью и была по архитектуре похожа на храм Петропавловской крепости. Но и она простояла не слишком долго: под весом каменного сооружения начал проседать грунт, а в 1735 году в шпиль колокольни ударила молния, и начался пожар, после которого она так и не была восстановлена.

К строительству следующего храма приступила уже императрица Екатерина Вторая. В 1768 году было начато строительство по проекту А.Ринальди, но со смертью царицы стройка остановилась, а затем проект был подвергнут переделке. В результате здание было закончено лишь в 1802 году и по красоте значительно уступало первоначальному проекту.

Четвертый и последний собор св. Исаакия

С воцарением на российский престол Александра I стало понятно, что для столицы необходим более пышный и величественный храм. Был объявлен конкурс проектов нового собора, на котором в 1818 году победил молодой француз Монферран. Но вскоре проект был подвергнут переделке, так как не отвечал требованиям прочности.


Только к 1825 году проект был окончательно готов, а последующее строительство затянулось на целых 40 лет. В 1858 году собор был, наконец, освящен, и в нем начали проводиться службы.

Высота строения достигает 101,5 метра – на тот момент это было самое высокое церковное здание России. Общая площадь, занимаемая собором, составляет около 4 тысяч квадратных метров, а вес здания достигает 300 тысяч тонн. Здание окружают колонны из уральского малахита 17-метровой высоты. Всего в соборе насчитывается 112 колонн. Диаметр центрального купола составляет 25 метров, его трехслойная медная кровля покрыта позолотой и сияет даже в ненастные дни.

Внутреннее великолепие собора св. Исаакия

Если снаружи собор производит величественное и строгое впечатление, то внутри он поражает имперской роскошью и великолепием. В росписи купола принимали участие знаменитые художники К.Брюллов и П.Васин, стены украшают работы десятков известных живописцев и скульпторов.


Мозаики храма выложены более 20 породами декоративных камней, для отделки были использованы разные виды мрамора, добытого в России, Франции и Италии. Собор по праву является одним из наиболее впечатляющих шедевров мирового архитектурного наследия.