андреевский ставропигиальный мужской монастырь   . Андреевский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь Монастырь на территории воробьевых гор

Андреевский монастырь

м. Ленинский проспект
Андреевская набережная, 2

Из метро – влево, до подземного перехода, через подземный переход под площадью Гагарина, выход к магазину «Большие люди», обойти это здание с правой стороны, справа от вас будет Третье транспортное кольцо, слева – бывшее здание НИИ монструозного вида, в котором сейчас банк. Монастырь расположен у реки, за зданием банка (туда ведет пара лестниц между кустами). Над монастырем и новым жилым кварталом имеется хорошая смотровая площадка, откуда хорошо видны Воробьевы горы, немного Москвы-реки, строящиеся небоскребы Москвы-сити, и даже золотые купола Храма Христа Спасителя и колокольни Кремля. Если присмотреться, видна и колокольня Новодевичьего монастыря.

Легенда гласит, что монастырь был основан в конце XIII века, но впервые упоминается в летописях в XIV в. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. В 1593 г., после чудесного избавления Москвы от набега крымского хана Казы-Гирея (в честь данного события был также основан и Донской монастырь, см. История Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm#p2_1), которое случилось в день мученика Андрея Стратилата, в обители соорудили сначала деревянный, а потом и каменный (1675) храм, а монастырь стал называться Андреевским. Он органично вписался в Южное оборонное полукольцо Москвы, включающее в себя также Новодевичий, Донской и Свято-Данилов монастыри.

Меценатом монастыря в XVII веке стал боярин Федор Ртищев, который создал здесь первое в Москве училище, где преподавали украинские ученые Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский - прообраз Славяно-греко-латинской Академии, положившей основание Московской Духовной Академии и Московскому Университету.

В 1731 г. академию отсюда перевели в Заиконоспасский монастырь, а Андреевский монастырь превратили в приют для подкидышей и беспризорников, в 1764 г. здесь устроили богадельню – разобрав монастырскую стену и часть келий. В 1924 г. помещения использовались как жилые, затем как кабинеты НИИ. Монастырь вернули церкви в 1992 г., правда, сейчас монастырем он не является.

Еще со смотровой площадки видно, что монастырь представляет собой небольшое каре зданий, внутри которых прячутся 2 церкви и еще одна - надвратная. Крепкие высокие стены монастыря, видимо, разобрали еще в XVIII в., и из образовавшихся стройматериалов построили те самые корпуса богадельни.

Встречает нас свежеотреставрированная надвратная церковка Андрея Стратилата (1675, перестроена в 1805), давшая имя монастырю. Купол, покрытый темной черепицей, «сидит» на башенке, покрытой цветными изразцами, изразцовая же лента идет чуть ниже, отчего церковь приобретает праздничный вид. Со стороны улицы сохранились несколько фресок и памятная табличка о первом просветительском учреждении Москвы, основанном здесь в 1648 г. боярином Ртищевым.

Внутри стоит будочка дежурного, который, впрочем, никак не реагирует на забредших сюда туристов. Заметно, что окружающие территорию монастыря помещения частично принадлежат церкви (Синодальная библиотека), частично здесь все еще что-то вроде НИИ – в окнах видны корешки пыльных папок, чайники и кипятильники, а в церкви Воскресения Христова стоит несколько письменных столов, кадки с цветами и холодильник. Территория чистенькая, посажены цветы и несколько елей, у подножия колокольни - чья-то могила.

В центре монастыря высится церковь Иоанна Богослова с мощной трехъярусной колокольней (1748, перестроена в 1848). Не знаю, звонят колокола или нет, но выглядит храм запущенным – как будто внутри снесены все перегородки. Снаружи церковь недавно покрашена, на стене восстановлены фрески.

Третьей церковью монастырского ансамбля является храм Воскресения Христова, построенный в 1689-1701 гг. в стиле московского барокко на месте каменного же храма, основанного боярином Ф.М.Ртищевым в 1648 г.

Перед ним – небольшой розарий, за которым видны три древние могильные плиты, и окошки подземелья.

Может быть, там держали провинившихся, или это были складские помещения? В церкви интересны несколько древних на вид икон и кованая люстра,

иконостас явный новодел, хотя и приятный. По обе стороны храма на крылечки выходят типичные «НИИ-шные» двери – стекло во всю стену в металлическом проеме, внутри в центре восстановлена церковь, которую окружает коридорчик с НИИ-шной же мебелью – туда соваться не нужно: при нас на территорию притопали три тетки, которые немедля решили проверить, что же там, в коридорчике. Через несколько секунд сработала сигнализация, пронзительно завывавшая на добрых пару кварталов. Тетки быстренько сбежали, примчался охранник, сигналку отключил.

Осмотр Андреевского монастыря займет от силы полчаса, можно совместить его с прогулкой по Нескучному саду и при желании – с осмотром Донского монастыря.

Нескучный сад

Чтобы попасть в сад от монастыря, нужно снова подняться к входу к зданию НИИ, чьи башни нависают над монастырем,

пересечь условный сквер (деревья там еще не выросли, правда, но дорожки и скамейки уже имеются), и, спустившись вниз, к дороге, пройти вдоль садовой решетки до калитки. Правда, места тут заброшенные: овраги, грязь, поваленные деревья,

кучки мусора и горки бутылок вокруг кострищ, где cool-турно отдыхал местный пролетариат. Через пару сотен метров картина меняется: чистые асфальтированные дорожки, по которым катают коляски мамы и бабушки, птички поют. Еще дальше между деревьев нежно белеет большая беседка, поставленная здесь в честь 800-летия Москвы, на скамейках вокруг сидят дедушки и бабушки, безобидно обсуждающие какие-то свои насущные проблемы.

Говорят, что когда-то Нескучный сад был продолжением парка Горького, сейчас в парковом павильоне проводят съёмки игр «Что? Где? Когда?» и иногда здесь можно встретить толкиенистов, среди которых сад известен как «Эгладор». Если же хотите увидеть только парадную сторону сада с его детскими площадками, теннисными кортами, павильоном, где мужички режутся в домино и степенно передвигают шахматные фигуры, и летной сценой, где пел незабвенный Велюров из «Покровских ворот», то входить в сад следует со стороны Ленинского проспекта, 10-12 минут пешком от м. Ленинский проспект.

Сад был образован из трех усадеб, принадлежащих известнейшим семьям России – Голицыным, Демидовым и Трубецким. Дворцовое ведомство в 1826-42 гг. выкупило территорию и возвело здесь императорскую резиденцию, получившую название от увеселительной усадьбы Трубецких «Нескучное». От той усадьбы сохранилось несколько парковых домиков (Орлова, Охотничий, домик с ротондой) и арочный мост.

Усадьба соседей Трубецких - промышленников-миллионеров Демидовых же стала центром созданной резиденции, и сохранилось от нее гораздо больше: парадная подъездная аллея, двор с чугунным фонтаном в центре, Фрейлинский и Кавалерский корпуса, здание гауптвахты, манеж, чайный домик, купольный павильон и романтический грот из больших валунов. Сейчас здесь располагается Президиум Российской Академии Наук, и праздношатающихся туристов сюда не пускают. Если попадете – увидите еще и фонтан, перенесенный сюда с Лубянской площади в 1934 г., на месте которого возвели памятник Дзержинскому.

Если силы после прогулки еще остались, можно дотопать до Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm : по Ленинскому проспекту в сторону центра по правой стороне до пересечения с ул. Стасовой, которая приведет вас прямо к стенам Донского. А там и до Свято-Данилова http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_03.htm недалеко:)

Дополнения от plushevii_zaits

Неплохой вид на монастырь с балкона-галереи ресторана Sky Lounge, расположенного на верхнем этаже академии наук.

На территорию президиума академии пускают всех свободно, и не могут не пускать, так как там в здании бывшего усадебного манежа находится действующий общедоступный музей - минералогический. Кстати, один из самых старейших музееев с очень богатой, интересной и красивой экспозицией. Вот он:

Сам президиум:

Знаменитый фонтан Витали:

Москва

Усадьбы Москвы

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: 1648, 2013 годы
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова в Пленницах, церковь Иоанна Богослова в колокольне, церковь Андрея Стратилата
Координаты: 55°42"42.5"N 37°34"29.9"E
Объект культурного наследия РФ

На юго-западе столицы, у подножья Воробьевых гор стоит монастырь, основанный другом царя Алексея Михайловича - боярином Федором Ртищевым. Православная обитель стала первым просветительным учреждением Москвы , и в наши дни она имеет статус памятника архитектуры.

Андреевский монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями . Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство - объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы - Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Вид на монастырские купола

Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков. Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды. Внутри храма хранится одна из монастырских святынь - икона Казанской Божией Матери.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам - в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

Страница монастыря Русская Православная Церковь, Ставропигиальные монастыри
  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): В главном храме обители, Воскресения Словущего, совершаются ежедневные Богослужения:
    08:00 Литургия в будни,
    09:00 Литургия в субботу и Воскресение
    17:00 Вечерня и Утреня или Всенощное бдение в праздники.
  • Престольные праздники:
    • Андрея Критского - Июль 17 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка: До конца XVI века на месте обители находилась Преображенская пустынь. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году – каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

    Впервые монастырь был упразднен в 1724 году. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников». При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 году Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 году. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 году. Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы. По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола. Официально в гражданских и церковных документах обитель после ее окончательного упразднения в XVIII веке именовалась: Бывший Андреевский монастырь (в смысле – упраздненный).

    До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 году богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта. В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.

    17 декабря 1996 года последовало Постановления правительства Москвы №1004 от о передаче в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви в лице Синодальной библиотеки всего комплекса строений Андреевского монастыря.

    Подворье Патриарха Московского и всея Руси в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата (Москва, Андреевская наб., д. 2) было учреждено Указом № 2360 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года.

    Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы.

Описание:

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII в., но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI в. До конца XVI в. обитель называлась Преображенской пустынью.

Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 г., случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 г. — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII в. учительного братства, объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве.

В 1764 г. обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен».

В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета г. Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт.

Указом 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Московского Патриархата священник Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 г. вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. () Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Протоиерей Борис Даниленко освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора б. Андреевского монастыря и Патриаршего подворья. Наместником Андреевского монастыря назначен управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы

Сегодня будет пост про бывший Андреевский монастырь на берегу Москва-реки. Он малоизвестен и почти незаметен, так как находится по соседству с огромным зданием Приезидиума РАН. До монастыря можно добраться пешком от метро "Ленинский Проспект".

Монастырь расположен не на горке, как большинство обителей, а в низине, на берегу реки. Дело в том, что возвышение в этом месте издревле считалось "неблагоприятной зоной". Учёным XX века "древние предрассудки" показались неинтересными. Вскоре построенный на холме Президиум РАН стал проседать, потребовался срочный капитальный ремонт башен.

Кстати, Андреевский - один из тех московских монастырей, кто носит звание "бывший" дольше всего. И виноваты в этом вовсе не большевики, а екатериниская реформа 1764 года.

По легенде Андреевский мужской монастырь был построен в конце XIII века, но первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го. Также неизвестно и кем была основана эта обитель на берегу Москва-реки.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам.
Известно, что монастырь сгорел в огне 1547 года. После пожара был восстановлен, но стал не монастырем, а приютом, куда привозили бездомных и тела погибших.

Мартынов Н. А. "Андреевский монастырь в Москве".

В XVII веке монастырь восстановил боярин Федор Ртищев, создав здесь самое первое училище в Москве. Позже учащихся перевели в Славяно-греко-латинскую Академию, давшую начало Московскому Университету. В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили, часть стены и келий разобрали, в зданиях разместили богадельню.

Одно время здесь размещалось исправительное учреждение для распутных женщин. В приюте дамы вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

При входе в монастырь на святых вратах изображен св. Андрей Стратилат, в честь которого и был основан монастырь. Андрей был римским военачальником. Правитель назначил его главнокомандующим (стратиллатом) римским войском.

Несмотря на значительный количественный перевес противника, Андрей со своими солдатами одержали победу. Завистники донесли правителю о христианской вере Андрея, и полководца вызвали на суд, подвергнув жестоким пыткам. Вскоре Андрей с верными ему воинами были казнены.

До конца XVI века монастырь назывался Преображенской пустынью. В 1593 году в день великомученика Андрея Стратилата (19 августа) состоялось освобождение Москвы от войск хана Казы-Гирея.

В честь этого события на территории монастыря выстроили вначале деревянный, а в 1675 году надвратный каменный храм, а монастырь стали называть Андреевским. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составляла Южное защитное кольцо Москвы.

Территория монастыря небольшая, все храмы закрыты. Фотографировать, естественно, запрещено

В бывших монастырских помещениях сейчас находится Синодальная библиотека.

На территории больше всего выделяется кроваво-красная церковь Воскресения 1689 года постройки. Везде видны следы реставрации.Очень надеюсь, что это не только следы.

Еще один вид Воскресенской церкви. Похоже на провинцию.

Сохранилась в монастыре и колокольня церкви Иоанна Богослова 1748 года, построенная на средства графа С. П. Шереметьева. Честно сказать, мало встречал колонн в монастырях. Всегда думал, это украшение барских усадеб

Слышал, что звонарь Андреевского монастыря считается одним из лучших в Москве. Говорят, он даже профессиональный музыкант. Правда всегда заставал Андреевскую звонницу молчащей.

Храмы Андреевского монастыря были закрыты в 1924 году. С этой поры помещения использовались под жильё, позже - для различных НИИ.

В 1992 году Андреевский монастырь вернули церкви, придали статус патриаршего подворья, но в качестве монастыря он не функционирует.