Детройт как американский кошмар, который оживает (США). Как Детройт превратился в город-призрак? Где находится детройт в какой стране

Координаты :  /  (G) (Я) 42.331667 , -83.0475 42°19′54″ с. ш. 83°02′51″ з. д.  /  42.331667° с. ш. 83.0475° з. д. (G) (Я) Мэр Дэйв Бинг Основан Площадь 370,2 км² Официальный язык английский Население 900 198 человек () Плотность 2,537.1 чел./км² Агломерация 4 493 165 Часовой пояс UTC-5 , летом UTC-4 Телефонный код 313 Официальный сайт http://www.ci.detroit.mi.us (англ.) Прозвище Город моторов, Мотаун

XIX век

После революции Детройт еще долго оставался канадским городком и перешел к США только в 1796 г. В 1805 г. большая часть Детройта сгорела при пожаре . С 1805 по 1847 гг. Детройт являлся столицей территории, а затем нового штата Мичиган . В это время его население сильно увеличилось. В 1812 г. он был вновь занят англичанами во время англо-американской войны ( - гг.), через год отбит американцами и получил статус города в 1815 г.

Многие здания и особняки города были построены в конце XIX - начале XX века, когда для Детройта наступил «золотой век». В то время его называли «Парижем Запада» за роскошную архитектуру и бульвар Вашингтона, ярко освещенный лампочками Эдисона . Выгодное расположение на водном пути системы Великих озер сделало город крупным транспортным узлом. Основу городской экономики в середине XIX в. составляло кораблестроение. В конце того же столетия появление автомобилей вдохновило Генри Форда на создание собственной модели и Ford Motor Company (1904 г.). Заводы Форда, Дюрана, братьев Додж (см. Dodge), Паккарда и Крайслера превратили Детройт в автомобильную столицу мира.

XX век

Все последние десятилетия правительство штата и федеральные власти не оставляют попытки оживить город, в особенности его центральную часть. Одной из последних инициатив в 2000-х гг. стало создание и строительство нескольких казино, которые, как ожидается, помогут укрепить экономику Детройта.

Климат

На климат города существенно влияют Великие озёра , смягчая его. В целом же город имеет умеренно-континентальный климат, несмотря на то что находится на 2° южнее Крыма . Зимы непродолжительные, мягкие и снежные, лето длительное и тёплое, часто - жаркое. Палящий зной и лютые морозы нечасты, тем не менее самая высокая температура, которая была зарегистрирована, составляла 40,6 градусов Цельсия (24 июля 1936 года), а самая низкая была -31 градус Цельсия (22 декабря 1872 года). Средняя температура января -2,8 градусов, июля +23,3. Осадки распределены в течение года относительно равномерно,но больше выпадает их весной-летом. Всего за год выпадает 787 мм. осадков.

Детройт в искусстве

Литература

Основные события романа «Колеса» писателя Артура Хейли разворачиваются в Детройте. Тут Детройт описан как центр автомобильной промышленности США, дан срез жизни и быта различных социальных слоев, проживавших в Детройте в середине 20-го века.

Музыка

В 1959 году в Детройте была основана звукозаписывающая компания Motown Records . В 1960-е годы здесь была разработано особое направление ритм-энд-блюза - так называемое «мотаунское звучание» (Motown Sound ). На этом лейбле начинали свою карьеру самые выдающиеся звезды афроамериканской музыки тех лет -

Хотите купить дом в Штатах всего за пару долларов и своими глазами увидеть реальные декорации к голливудским фильмам ужасов? - Приезжайте в Детройт! Но лучше не надо: некогда богатейший промышленный город медленно превращается в руины, на которых пышно процветает наркоторговля и преступность. Сегодня в Детройте более 33 тысяч заброшенных зданий - пустующие небоскрёбы, торговые центры, заводы, школы и больницы - в общем, четверть города стоило бы снести бульдозером прямо сейчас. Как вышло, что незадачливый «Западный Париж» докатился до такого?


Рождение

Детройт (Detroit, от французского «дэтруа» - «пролив») расположен на севере США, в штате Мичиган. Он был основан 24 июля 1701 года французом Антуаном Ломе в качестве канадской фактории для торговли пушниной с индейцами. Однако в 1796 году этот регион был передан США. Подобно птице-Феникс, Детройт возродился из пепла после пожара 1805 года, уничтожившего большую часть города. Однако империи держатся не брёвнах и кирпичах: выгодное расположение на водном пути системы Великих озёр сделало Детройт крупным транспортным узлом. Восстановленный город до середины 19 века оставался столицей штата Мичиган. Городская экономика в это время полностью полагалось на успешную отрасль кораблестроения.

Расцвет

На рубеже 19-20 столетий для Детройта наступил «золотой век»: были построены роскошные здания и особняки с архитектурными изысками, а бульвар Вашингтона ярко освещался лампочками Эдисона. За это город прозвали «Парижем Запада» - и именно здесь Генри Форд создал собственную модель автомобиля и основал в 1904 году «Ford Motor Company». Его примером вдохновились Дюран («General Motors»), братья Додж («Dodge»), Паккард («Hewlett-Packard») и Крайслер («Chrysler») - их заводы превратили Детройт в настоящую автомобильную столицу мира.

Бурный экономический рост в первой половине 20 века требовал большого количества рабочих рук, поэтому в Детройт на заработки съезжалось темнокожее население из южных штатов, а так же Европы. В городе появилось большое количество личных автомобилей, а так же сеть скоростных магистралей и транспортных развязок.

В то время же продвигалась рекламная кампания, задачей которой было выствить общественный транспорт непрестижным, как «перевозки для бедных». Когда у вас есть собственное авто, больше нет смысла жить неподалёку от работы: зарабатывай в городе, живи в зелёном пригороде! Тогда ещё никто не подозревал, что переезд инженеров и квалифицированных рабочих за городскую черту положит начало сегодняшнему опустению…

А ещё когда машин становится слишком много, старенького «объезженного» коня можно использовать и для хозяйственных нужд. Так, в 50-х годах эрозия берега реки стала настоящей экологической проблемой Детройта - и её креативно заменили другой экологической проблемой, укрепив старыми «тачками» береговую линию. Сей «воз» и ныне там - ржавые и поросшие зеленью груды автомобилей по-прежнему отравляют воду краской и маслом. Но кто в середине прошлого века мог знать, что спустя несколько десятилетий многие районы города тоже будут выглядеть как мусорные свалки?

Начало конца

Какую цель преследовало правительство, высмеивая общественный транспорт? Конечно, всё упиралось в экономическую выгоду: люди должны больше покупать. Но они не предусмотрели, что переезд наиболее обеспеченной части населения из центра Детройта лишит работы весь сектор обслуживания: работников банков, больниц, владельцев магазинов.

Собрав самое необходимое, они бросились вдогонку за источником дохода, оставив в городе лишь низкооплачиваемых афроамериканских рабочих, живущих на пособия безработных и бездомных.

Бедность и отсутствие перспектив подталкивало «брошенных» в центре людей к преступным группировкам, и Детройт быстро приобрел дурную славу как один из самых «чёрных» и опасных городов США.

Но на этом беды «Западного Парижа» не закончились: в 1973 году грянул нефтяной кризис, обанкротивший американских автомобилестроителей: их автомобили не только дорого стоили, но и расходовали уйму бензина.

В то же время экономичные японские марки уверенно вышли на рынок, и конкурировать с ними стало невозможно. Служащие закрывающихся заводов теряли работу и разъезжались куда глаза глядят.

Сегодня

Население Детройта и его пригородов сократилось в 2,5 раза: если в начале 1950-х здесь проживали 1,8 миллиона человек, то сегодня их едва ли 700 тысяч. Сам город местами выглядит как картины руин порабощённой пришельцами человеческой цивилизации из фантастического фильма «Поле битвы - Земля».

Здания с разбитыми стеклами, из стен которых прорастают деревья, странным образом переплетаются с улицами, ярко освещёнными витринами дорогих магазинов, и сплошь исписанными граффити кварталами гетто.

Малонаселенный центр Детройта, ни смотря ни на что, остаётся собранием культурных и спортивных центров, а также памятников архитектуры ушедшего столетия и продолжает привлекать туристов.

Кроме того, в Детройте по-прежнему находятся штаб-квартиры крупнейших автопроизводителей и проживет ограниченное число рабочих. Здесь же нашли пристанище многочисленные арабские иммигранты.

Все последние власти не оставляют попытки реанимировать город и одобрили строительство нескольких казино: экономику Детройта они не укрепили, но хоть немного оживили местный досуг.

Зато здешние развалины интересует голливудских режиссёров - они готовы платить за столь реалистичные и незабываемые декорации для фильмов-анти-утопий, ужастиков, сцен катастроф и преступлений.

Кроме того, заброшенные дома служат настоящим арт-пространством для самых непоседливых художников Детройта. Один из них - некто Хейдельберг - превратил целый квартал в жутковатые инсталляции, украсив стены, заборы, газоны и столбы самым разным хламом: плюшевыми игрушками, выброшенными миксерами, ботинками… Туристы, кстати, сочли труды Хейдельберга неплохим и, главное, бесплатным аттракционом.

Перспективы

Во второй половине 20 века вся Америка считала забавным происходящее в Детройте - и неоднократно высмеивала упавший на колени город. Но сегодня шутка потеряла остроту: та же история происходит происходит с десятками других постиндустриальных городов и посёлков повсюду в Штатах. Но о чём это говорит? Политика потребительства и неэкологичный подход к производству уже зашли в абсолютный тупик - и только благодаря этому во всём мире наблюдается постепенный переход на «зелёное мышление». Судьба даёт лимон лишь для того, чтобы мы сделали из неё лимонад.

Детройт - единственный из современных городов, который пытается продавать свои развалины Голливуду в качестве фона для различного рода антиутопий и мрачных сцен преступлений. И, пожалуй, единственный город мира, который обязан своими руинами не военным конфликтам, а экономическим и социальным катаклизмам.

По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать - в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает. Что касается преступности, то когда одного кандидата в мэры попросили объяснить, почему в Детройте в последние годы сокращается число убийств, тот мрачно ответил: «Просто больше некого убивать».

Что же произошло с процветающим центром автомобильной промышленности?


Немного истории

Поселение в самом начале XVIII века создали французы на проливе, соединяющем два озера - Гурон и Эри (le d´etroit и означает пролив). В 1805-м город сгорел дотла. К этому времени президент Томас Джефферсон назначил эксцентричного чудака Августа Вудворта верховным судьей штата Мичиган. Вудворт объявил Детройт столицей и нарисовал для него идеальный план в стиле французского классицизма, похожий на тот, что за несколько лет до того разработал для Вашингтона архитектор Пьер Шарль Ланфан, а также и на тот, что примерно на век раньше предложил для Санкт-Петербурга Жан Батист Леблон.

Природа в классицизме должна быть побеждена и рационализирована, деревья и кусты пострижены и превращены в геометрические фигуры, дорожки спланированы с помощью циркуля и линейки. Эта традиция имеет самое прямое отношение и к расцвету Детройта как автомобильной столицы мира, и к его упадку, поскольку руины можно считать возвращением из рациональной культуры обратно в хаос. История Детройта XX века тесно связана со словом «фордизм». Это слово придумал, сидя в фашистской тюрьме, итальянский марксист Антонио Грамши. Оно, в свою очередь, связано с термином «тейлоризм», который в 1920–1930-х годах был в большой моде в СССР.

Библиотека имени Марка Твена названа в его честь стараниями дочери писателя Клары Клеменс, жены дирижера Детройтского симфонического оркестра. Здание, построенное в 1940 году в готическом стиле, в 1998-м было закрыто на реставрацию, но с тех пор так и стоит с заколоченными окнами

Идея Фредерика Уинслоу Тейлора состояла в том, что следует рационализировать природу - рабочий должен делать не естественные для себя движения, а научно обоснованные, что в отдельных случаях позволяет повысить производительность труда на 400%. Тейлоризм стал фордизмом, когда Генри Форд принял систему Тейлора и шокировал деловой мир, начав платить рабочим на своих конвейерах неслыханную для начала XX века зарплату: пять долларов в день. И это не было благотворительностью. Во-первых, возросшая производительность обеспечивала солидную прибыль, во-вторых, рабочие стали покупать те самые машины, которые они производили.

Фордовский рабочий превратился в счастливого робота, спародированного Чарли Чаплином в фильме «Новые времена». Примеру Форда последовали другие промышленники: Додж, Крайслер, Паккард, - и город стал превращаться в цветущую метрополию. Рационально расчерченный Вудвортом план стал заполняться рационально спроектированными фабричными зданиями, большинство из которых построил архитектор немецкого происхождения Альберт Кан. Тот самый Кан, который был автором революционной методики конвейерного проектирования и построил в СССР крупнейшие Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. По его технологии были возведены более 500 важнейших промышленных объектов первой пятилетки. Если вдуматься в эту цифру, становится ясно, что советская индустриализация напрямую связана с идеологией тейлоризма. Советской цензуре, будь она до конца последовательной, чаплинский фильм, в котором зло высмеивались фордизм и тейлоризм, следовало бы запретить.

Тейлоризм, помноженный на фордизм, привел к неслыханному расцвету американской автомобильной промышленности. В 1960-х годах 9 из 10 автомобилей, проданных в Америке, были сделаны в Детройте и его окрестностях. Когда на рынке появились первые японские машины, ничего кроме смеха они не вызывали - уродливые, маломощные (не то что двухтонный «Форд-Гэлакси» с двигателем 400 л. с.), хотя и очень дешевые. Как же получилось, что сегодня на американских дорогах японские машины составляют большинство? Существует несколько объяснений: а) японская модель бизнеса предполагает длительную лояльность работника своему предприятию, в то время как фордизм видит в работнике придаток к конвейеру; б) во всем виноваты профсоюзы, добившиеся столь высоких зарплат, что американские автомобили перестали быть конкурентоспособными; в) во всем виноваты менеджеры, платившие себе гигантские бонусы. Надо думать, правильны все.

Из книги Владимира Маяковского «Мое открытие Америки» (1925–1926)
В Детройте 20 тысяч русских. В Детройте 80 тысяч евреев. <…> На завод водят группами, человек по 50. Направление одно, раз навсегда. Впереди фордовец. Идут гуськом, не останавливаясь. <…> Пошли. Чистота вылизанная. Никто не остановится ни на секунду. Люди в шляпах ходят, посматривая, и делают постоянные отметки в каких-то листках. Очевидно, учет рабочих движений. Ни голосов, ни отдельных погромыхиваний. Только общий серьезный гул. Лица зеленоватые, с черными губами, как на киносъемках. Это от длинных ламп дневного света. За инструментальной, за штамповальной и литейной начинается знаменитая фордовская цепь. Работа движется перед рабочим. Садятся голые шасси, как будто автомобили еще без штанов. <…> На маленьких низеньких вагонеточках липнут рабочие к бокам. Пройдя через тысячи рук, автомобиль приобретает облик на одном из последних этапов, в авто садится шофер, машина съезжает с цепи и сама выкатывается во двор. Процесс, уже знакомый по кино, - но выходишь всетаки обалделый. <…> В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, - люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев. В Детройте наибольшее количество разводов. Фордовская система делает рабочих импотентами.

Кинотеатр компании «Юнайтед Артистс» построен в стиле испанской готики. Развитие телевидения и появление мультиплексов сделало кинотеатр убыточным, и в 1974 году он закрылся

Из книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка» (1936)
- Сэры, - сказал мистер Адамс, внезапно оживившись, - вы знаете, почему у мистера Форда рабочие завтракают на цементном полу? Это очень, очень интересно, сэры. Мистеру Форду безразлично, как будет завтракать его рабочий. Он знает, что конвейер все равно заставит его сделать свою работу, независимо от того, где он ел - на полу, за столом или даже вовсе ничего не ел. Вот возьмите, например, «Дженерал Электрик». Было бы глупо думать, сэры, что администрация «Дженерал Электрик» любит рабочих больше, чем мистер Форд. Может быть, даже меньше. А между тем у них прекрасные столовые для рабочих. Дело в том, сэры, что у них работают квалифицированные рабочие и с ними надо считаться, они могут уйти на другой завод. Это чисто американская черта, сэры. Не делать ничего лишнего. Не сомневайтесь в том, что мистер Форд считает себя другом рабочих. Но он не истратит на них ни одной лишней копейки. <…>
В парикмахерской на Мичиган-авеню (улица Детройта. - Прим. ред.), где мы стриглись, один мастер был серб, другой - испанец, третий - словак, а четвертый - еврей, родившийся в Иерусалиме. Обедали мы в польском ресторане, где подавала немка. Человек, у которого мы на улице спросили дорогу, не знал английского языка. Это был грек, недавно прибывший сюда, прямо к черту в пекло, с Пелопоннесского полуострова. У него были скорбные черные глаза философа в изгнании. В кинематографе мы внезапно услышали в темноте громко произнесенную фразу: «Маня, я же тебе говорил, что на этот пикчер не надо было ходить».

15-этажная гостиница Lee Plaza была построена в 1929 году. Позднее из-за финансовых проблем отель не раз менял «профессию», а одно время использовался даже как дом престарелых. Окончательно закрылся в начале 1990-х годов

Бунт

Генри Форд не любил евреев, о чем не уставал повторять в издаваемом им еженедельнике «Независимый Дирборн». А к черным относился доброжелательно и охотно брал их на работу. В Детройте постепенно возник черный средний класс, который был представлен в конгрессе, судебной палате и прочих учреждениях города и штата. Детройт долгое время считался образцом расовой гармонии. Но внезапно выяснилось, что за фасадом благополучия скопилось много взрывчатого вещества.

Все началось в воскресенье 23 июля 1967 года. Полиция заявилась в бар, нелегально торговавший алкоголем. Подобные заведения еще со времен антиалкогольных кампаний XIX века называли «слепыми свиньями». К удивлению полицейских в этой «слепой свинье» оказалось не два десятка черных, как они предполагали, а примерно в четыре раза больше - люди пришли отпраздновать возвращение двух солдат с вьетнамской войны.

Полицейские забрали всех. Когда арестованных увезли, успевшая собраться толпа начала бить стекла, переворачивать машины и грабить магазины. Беспорядки постепенно охватили весь город, и Детройт запылал. В подавлении бунта участвовала национальная гвардия и федеральные войска. Правда, с войсками вначале возникла заминка. Президент Линдон Джонсон заявил, что пошлет военные подкрепления, только если губернатор Мичигана Джордж Ромни квалифицирует происходящее как восстание. Позже выяснилось, что Джонсон подзабыл конституцию - войска он имел право послать и без «восстания». Нерешительность президента понятна - он, столько сделавший для десегрегации и защиты гражданских прав, никак не ожидал от черных такой «черной» неблагодарности.

Бунт был подавлен через пять дней. Результат: 43 убитых, 467 раненых, 7231 арестованный, 2509 сожженных или разграбленных магазинов, 388 семей без крова, 412 зданий, подлежащих сносу. Общий ущерб - от 40 до 80 миллионов долларов (в сегодняшних ценах - от 250 до 500 миллионов). Но самое главное - бунт значительно ускорил бегство белого населения в пригороды (которое началось еще в 1950-е годы), вызвавшее цепную реакцию: резкое сокращение налоговых поступлений в городскую казну и соответственно урезание всех социальных и градостроительных программ, что, в свою очередь, привело к еще большему оттоку белого населения. Отношение к черному бунту у белых жителей города разное. Одни объявляют черное большинство нецивилизованным и неспособным к самоуправлению сбродом. Характерный пример - песня подпольной городской рок-группы «Рассерженные арийцы»:

«В этом городе видишь только почерневшее гетто -
Вот что бывает, если ниггеров выпустить на свободу,
Они жгут свой город и убивают друг друга,
Сжигают дотла брошенные дома».

Это 4-этажное здание было построено по проекту Альберта Кана в 1920-х как городская почта, но вскоре превратилось в склад школьных учебников и пособий

Другие усматривают в поведении черных заговор. Первому чернокожему мэру Детройта (1974–1993) Колману Янгу приписывают лозунг: «Белые - вон из города!» В стенограммах его выступлений действительно слова «Вон из города!» отыскались, правда, относились они не к белым, а к «жуликам и грабителям, неважно с черной или белой кожей». К 1980 годам белое население из Детройта практически исчезло, а оставшиеся черные наконец осознали, что живут в руинах, далеко от заводов (которые тоже к этому времени выехали за пределы города), без шансов найти работу, без социальных услуг и медицинского обслуживания, с разрушенной системой образования, без будущего. Надо было найти виновных. И сегодня большинство черного населения города пребывает в убеждении, что нынешняя ситуация - результат заговора белых.

На самом деле обе теории заговора являются коллективными фантазиями. У бунта 1967 года не было организаторов и вдохновителей, он вспыхнул стихийно, но отнюдь не беспричинно - рост дискриминации, сегрегации (расового разделения), агрессивности полицейских (преимущественно белых), ограничения при приеме на работу, при поступлении в учебные заведения и тому подобное переполнили чашу терпения черного населения.

Бегство белых в пригороды тоже не было ни запланированной акцией, ни уникальным детройтским феноменом. По мнению некоторых исследователей, это реакция части белых на десегрегацию и особенно на знаменитое решение Верховного суда США по делу «Браун против Совета по образованию» (1954), фактически поставившее вне закона сегрегацию в школах. С другой стороны, черные активисты справедливо напоминают, что бегство белых в пригороды стало возможным только потому, что федеральное правительство вкладывало начиная с 1950-х годов огромные деньги в строительство системы хайвеев. Нельзя также не согласиться с французским социологом Лоиком Ваканом, который, увидев развалины Детройта, заметил: «Это не естественный процесс. Этому позволили произойти - в Европе такое было бы невозможно. Если бы 80% жителей Детройта были белыми, а не черными, то что-то было бы сделано, так или иначе средства бы нашлись».

И все-таки «позволили произойти» и «заговор» - совсем не одно и то же.

Ренессанс

Попытку возродить былое величие Детройта власти предприняли сразу после подавления бунта. В 1977 году было закончено строительство Ренессанс-центра по проекту Джона Портмана. Сооружение, выдержанное в типичном для этого архитектора стиле, представляет собой 73-этажный цилиндр гостиницы (это самая высокая гостиница в мире), окруженный четырьмя 39-этажными башнями офисов. Позднее к нему были добавлены еще две 21-этажные башни. Сегодня это один из самых больших в мире офисных комплексов общей площадью 511 000 м2.

Но как попытка возрождения городской среды проект не состоялся. Сегодня он производит странное впечатление: среди руин высится гигантская неприступная крепость в стиле хай-тек. Привлечь в город капитал тоже не удалось. Единственными инвесторами, откликнувшимися на призыв, оказались владельцы казино. Но игровой бизнес не решил ни одной из проблем. Белые жители пригородов стали приезжать в центр, но с самим городом они старались соприкасаться как можно меньше - парковались на охраняемых стоянках, оставляли свои деньги в охраняемых казино, а потом быстро уезжали обратно в свои пригороды. Не пополнили казино и городской бюджет. Почти все они принадлежали иностранцам или жителям других штатов, так что доходы уходили на сторону.

Значит ли это, что Детройт обречен на вымирание? С одной стороны, ясно, что города так называемого «ржавого пояса» Америки никогда не вернутся во времена расцвета 1950-х, главным образом из-за глобализации. Кризис 2008 года показал, что, если бы не государственное вмешательство, американская автомобильная промышленность с большой вероятностью вообще бы исчезла с лица земли. С другой стороны, какие-то признаки возрождения появляются. И здесь есть смысл упомянуть проект Хайдельберг.

Естественная реакция городских властей на руины - все снести и построить заново. Поэтому когда местный художник Тайри Гайтон попытался превратить руины улицы Хайдельберг в то, что критики назвали политическим метакомментарием, власти быстро ликвидировали этот «комментарий» бульдозерами.

Объект, созданный Гайтоном, был одновременно и живописью, и скульптурой, и дизайном, и инсталляцией. Заброшенные дома, ржавые автомобили, брошенные телевизоры, пылесосы и холодильники складывались в причудливые композиции и раскрашивались в яркие цвета. Хайдельберг стал привлекать туристов - своих и иностранных, а сам автор получил несколько международных наград. Этот проект разрушает традиционные представления о конфликте черных и белых. Тайри Гайтон - черный. В совете директоров проекта больше белых, чем черных. Главные защитники проекта - международная художественная элита. Среди противников - местное черное население, которое хотело бы жить в нормальных, отреставрированных, а не раскрашенных в дикие цвета домах.

Сейчас городские власти и Тайри Гайтон заключили перемирие. Проект Хайдельберг не только восстановлен, но и стал распространяться на близлежащие улицы. Не исключено, что он создаст больше проблем, чем решит, и все-таки - если город сумеет взять на вооружение то позитивное, что несет в себе проект Тайри Гайтона и его друзей, возрождение Детройта, возможно, станет реальностью. Не будем забывать, что лозунг города Speramus meliora, resurget cineribus, впервые прозвучавший в 1827 году, означает: «Надеемся на лучшее и воскреснем из пепла».


Детройт — единственный из современных городов, который пытается продавать свои развалины Голливуду в качестве фона для различного рода антиутопий и мрачных сцен преступлений.
Детройт - самый неблагополучный город в США.
По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать — в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает.

В Детройт-сити проживает около 900 тысяч жителей, из которых 82% - тёмнокожие, 11% - белые товарищи и немного представителей других цветов кожи. Население медленно, но верно убывает. В городе процветает преступность (в 2002 году Детройт был одним из самых криминальных городов в Штатах). От Канады, которую прекрасно видно вдали, его отделяет лишь река Детройт с островком Бель Айл Парк посередине.

В 50-х годах XX века Детройт был одним из главных центров машиностроения в США и в ту пору продвигал на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы страны (Ford, General Motors, Chrysler), и город переживал бум своего развития — он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки.

После 1950 года цветущий город стал образцом «миграции-на-окраины». На заднем плане субурбанизации Детройта, помимо всеобщей автомобилизации, существовал также, расовый конфликт. Между 1940 и 1960 годами количество чернокожих жителей достигло трети от общего числа населения. Белый «средний слой», преисполненный предубеждения по отношения к черному «низшему слою», перетекал на периферию. В 1998 году 78% жителей предместий были белыми, 79% жителей «внутреннего города» - черными. В то же время, средний доход в пригородной области, почти вдвое превышал аналогичные показатели «внутреннего города».

Взлет автопромышленности, случившийся после окончания Второй мировой войны, привел к тому, что все больше чернокожих рабочих прибывало в Детройт. В 40-е - 50-е годы чернокожее население увеличилось от 150 000 до 500 000. По большей части оно ютилось в бедных районах Lower Eastside. Но белые обитатели рабочих кварталов не желали мириться с образом жизни новоприбывших. И только в 50-е, 500 000 белых детройтцев покинуло центр, чтобы осесть на периферии; на сегодняшний день 85% населения центральных районов города - чернокожие.

Все ухудшающиеся условия жизни в комплексе с возрастающим самосознанием привели к социальному бунту в 1967 году. В 1974 году в Детройте был избран первый в США чернокожий мэр.

В 1973 году в результате нефтяного кризиса, а также под воздействием возросшей конкуренции со стороны иностранных производителей Chrysler, Ford и General Motors понесли неизмеримые убытки. После чего закрыли старые заводы, продолжив производство на более современных предприятиях, расположенных к тому же в «низкозарплатных» странах. Только в промежутке 1970-1980 Детройт потерял 208 000 рабочих мест.

Объединенный Театр Искусств
Этот красивый театр в готическом стиле был построен в 1920-х годах и закрыт в 1970-х.

В то время как 127 коммунальных образований пригородной области процветали, «внутренний город» начал постепенно разрушаться. Между 1978 и 1998 годами в Детройте произведено 108 000 сносов - против 9000 санкционированных новостроек или реконструкций. Сиротливо пустуют тысячи жилых домов, многочисленные магазины, офисы и кинотеатры. Под роскошным лепным потолком кинодворца Michigan Theater с 1977 года находится обыкновенная автопарковка.

В свете своей социальной проблематики случай Детройта давно уже рассматривается как безнадежный. Вандализм в такой ситуации - явление обыденное. Следует упомянуть ритуал под названием «Бесовская Ночь» (Devil`s Night). Год за годом во время Хеллоуина (ночь с 31 октября на 1 ноября) в Детройте поджигаются пустые здания и машины. Своей высшей точки это движение достигло в 1985 году, когда в течение немногих часов в огне оказалось 297 зданий, а также нагромождения автопокрышек и крупногабаритного мусора.

На протяжении нескольких последних лет в центральных районах даунтауна обнаруживается хоть ограниченное, зато постоянное инвестиционное оживление. После того, как социальное и политическое напряжение между «внутренним городом» и предместьями пошло на спад, Детройт получил возможность так или иначе наживать на своей старой роли «Моторграда» символический капитал. Но медленное городское выздоровление наблюдается только в даунтауне. В остальных частях «внутреннего города» упадок расширяется. Одиночными островками возникают там охраняемые скопления семейных коттеджей. Так предместье оккупирует «внутренний город». В Детройте наблюдается самый высокий в США уровень преступности, город занимает второе место по числу безработных.

Даже в самой развитой стране мира (США) существует призрачный город - Детройт. Еще несколько десятилетий назад это был успешный и динамично развивающийся мегаполис с современной инфраструктурой - мировая столица автомобилестроения. Но что же произошло? Почему Детройт - город-призрак? Во всем этом нам предстоит сегодня разобраться.

Знакомство с "голливудским городом"

Хотите ли вы приобрести недвижимость в Америке всего за пару-тройку долларов? Это не шутка. Из-за неплатежеспособного населения, которого и без того здесь мало, большинство домов (если не все) выставлены на аукционе недвижимости по крайне низким ценам.

Покупателей здесь нет. Редкое явление - это выкуп собственного жилья у муниципалитета города. И это дешевле, чем платить налоги. Последнее же не является пополняемой пошлиной местных жителей.

Город-призрак в США Детройт - это еще и голливудская площадка для съемки апокалиптических сцен к фильмам. Достаточно просто приехать сюда со съемочной командой - никаких декораций не понадобятся. Здесь все так, будто жители спешно покинули город, который превратился в призрак спустя много лет.

Как выглядит город-призрак?

Свыше 80 тысяч заброшенных зданий, превратившиеся в руины, небоскребы с выбитыми стеклами, ветхие и заросшие травой дома. Это самый опасный и преступный американский город. Тем не менее, число убийств за последние годы сократилось. На одной из конференций мэр города ответил на вопрос о падении преступности, заявив, что просто больше некого убивать.

Местные жители в шутку называют свой город, который превращается в пустырь - прериями, степями Северной Америки, подчеркивая всю упадочность и трагизм города.

Обратимся к истории и выясним, почему Детройт город-призрак. Фото этого мистического города представлено ниже.

Из истории минувших веков

Город был основан в 1701 году французским деятелем Антуаном Ломе, именно он дал название этому поселению. В переводе с французского языка "детройт" ("детруа") означает "пролив". Здесь велась торговля пушниной с индейцами. Около века этот город принадлежал Канаде, но в 1796 году перешел в собственность США - Детройт превращается в крупный американский транспортный узел, благодаря удачному расположению озер и развязке транспортных трасс. Экономика города зависела в то время от кораблестроения.

До середины XIX века Детройт был столицей штата Мичиган.

Развитие Детройта

Сейчас многие задаются вопросом о том, почему Детройт - город-призрак? Еще век назад этот город переживал расцвет своего развития. Здесь строились величественные здания, небоскребы, офисные здания и роскошные особняки. Именно в Детройте открылся первый "Форд", а затем "Кадиллак", "Додж", "Крайслер" и "Понтиак". Детройт стал местом мирового автомобилестроения, его называли Западом Парижа. Именно здесь создавалась мода на автомобили, выпускались новые образцы, становясь предметом восхищения и подражания.

Большая занятость населения и стремительное развитие инфраструктуры способствовали экономическому подъему. Как следствие - выросли и остальные сферы городской жизни. В связи с ростом экономики, увеличивается и местное население. Жизнь в Детройте бьет ключом.

Причины опустошения города

Но у экономического бума была и оборотная сторона медали - сюда начинает съезжаться дешевая рабочая сила. Белое смешивается с чернокожими, предлагающими свои услуги за гроши в отличие от коренных жителей города.

Здесь и кроется ответ на вопрос о том, почему Детройт город-призрак. Постепенно местные жители, не желая жить рядом с переселенцами, переезжают на окраины города. Средний класс, привыкший к хорошим автомобилям и красивой жизни, все меньше пользуется услугами магазинов города. Из-за упадка клиентопотока бизнесмены устремились к тем местам, где живут их потенциальные покупатели.

Последствия оттока платежеспособного класса

Когда банкиры, инженеры, владельцы магазинов и врачи стали покидать Детройт, у города начался экономический кризис. Количество афроамериканцев продолжало расти, поэтому малоимущих в городе становилось все больше.

Автомобильные заводы, вслед за остальными отраслями бизнеса, начинали закрываться. Приехавшие иммигранты стали терять свои рабочие места. Денег у них не было, чтобы переехать из некогда богатого Детройта, а ныне опустошенного и мрачного. Бедность и нищета поработили город, а муниципальная казна не досчитывалась налогов.

Ниже город-призрак Детройт - фото до и после краха экономики.

Жизнь в Детройте остановилась

Из-за бедности и отсутствия рабочих мест город стал самым преступным и криминальным местом в США. Оставшиеся жители конфликтовали с иммигрантами из Африки. Постоянно велись межрасовые столкновения, преступность набирала обороты. Кульминация событий - который вошел в учебники американской истории- "Волнения на 12-й улице". В июле того года произошли серьезные противостояния, которые вылились в самые жестокие беспорядки и продолжались пять дней. Бунтари поджигали машины, магазины, дома, опустошали и грабили все, что попадалось на пути. Весь Детройт был охвачен пожарами и хаосом.

В ходе этих беспорядков полицейские забирали всех подряд. В подавлении бунта принимали участие и национальные федеральные войска. По окончанию восстания были подсчитаны убытки: сожжены и ограблены 2,5 тысяч магазинов, около 400 семей остались без домов, свыше 7 тысяч арестованных, около 500 человек были ранены и 43 убиты. Экономический ущерб составил от 40 до 80 миллионов долларов (или 250-500 миллионов долларов по ценам сегодняшнего времени). Фото города-призрак Детройт (один из домов) ниже.

Это стало точкой в жизни города. Малый и средний бизнес полностью ушли из города. Нефтяной кризис в стране, который разразился в 1973 году и продержался шесть лет, окончательно пошатнули автомобильный бизнес американского автостроения. Прожорливые все меньше покупались. Было принято закрыть и последние заводы в городе. Рабочие переехали из города со своими семьями. А кто не смог - остался здесь.

Администрация Детройта объявило о финансовых проблемах, с которыми справиться собственными силами не представлялось возможным. Все вышеупомянутые причины явились ответом, почему Детройт стал городом-призраком.

Автомобильные надежды жителей

Причина заключалась не только в наплыве африканских эмигрантов, но и в несоответствии надежд автомобильных трасс, которые возлагали жители. Заявленные требования по комфортному перемещению на детройтских дорогах стали трудновыполнимыми. Настал такой момент, когда всем просто не хватило место на дорогах для всех желающих, чтобы обкатать свой транспорт.

К слову, общественный транспорт здесь был развит очень слабо, ведь изначальный девиз для горожан звучал так: "Каждой семье - по отдельному автомобилю". Это еще одна из причин, почему Детройт - город-призрак. Отток населения начался раньше, а иммигранты ускорили его процесс и углубили проблему.

Детройт сегодня

Сегодня в городе проживает менее 700 000 человек. Из них менее 20% населения - американцы, 80% - афроамериканцы. По статистике, только 7% детей школьного возраста могут бегло читать и писать.

Многие пытаются продать свои дома, но покупателей здесь нет. Да и денег, чтобы уехать из города-призрака, тоже нет. В таком замкнутом круге живет население. Если сегодня посмотреть на пустой центр города с апокалиптическими пейзажами, становится понятно, почему Детройт называют "город-призрак".

У администрации города нет денежных средств, чтобы восстановить его, правительство США не раз принималось за возрождение Детройта, но все попытки оказались тщетными. Некоторые владельцы зданий не оставляют надежд, что когда-нибудь в Детройт вернется жизнь, а земля и недвижимость здесь подорожают.

Тысячи заброшенных зданий и офисов становятся мишенью местных вандалов. С начала 80-х годов прошлого столетия у местных жителей появилась традиция поджигать дома. На Хэллоуин в городе начинаются массовые поджоги. Почему примету из города-призрака Детройт (фото ниже) подхватили и другие жители штатов, остается непонятным. Но факт остается фактом.

Художественный взгляд на Детройт

Не только голливудские режиссеры интересуются этим мрачным местом, но и художники черпают здесь вдохновение. Что и говорить, место весьма необычное, есть возможность построить траектории развития современного постапокалиптического периода. Например, американский художник Тайри Гатон стал привлекать туристов в город своим творчеством на детройтских руинах. Он создал объекты, которые одновременно являются и живописью, и предметом скульптуры, и объектом дизайна, и оригинальной инсталляцией. ржавые автомобили и предметы бытовой техники он выкладывал в причудливые композиции и разукрашивал их яркими красками. Улица Хайдельберг, на которой творил художник, привлекал не только американских, но и иностранных туристов, а сам Гатон получил за свои творческие достижения несколько международных наград.

Как правительство США планирует возрождение Детройта?

Как уже писалось ранее, власти Америки неоднократно предпринимали попытки восстановить город. Но ввиду множества причин до сих пор это сделать не удалось. Одна из идей местного управления заключалась в открытии двух казино в городе. Но и они не оправдали надежд на экономический подъем Детройта.

Процесс банкротства в Детройте длился с 2013 по 2014 гг. В этот период времени не было возможности сносить ветхие здания, которые были запланированы правительством страны для восстановления города. Когда процесс был документально завершен, власти приняли решение о сносе почти одной четверти зданий в городе. По мнению властей, это помогло бы привлечь новых инвесторов и в будущем закрыть старые долговые обязательства, которые на тот момент составляли сумму свыше 20 миллиардов долларов.