География. География С их приходом зимой и весной бывают заморозки

Тема

«Атмосферная циркуляция»

Цель: Сформировать представление об особенностях атмосферной циркуляции на территории России.

Задачи:

1.Ознакомление обучающихся с особенностями циркуляции атмосферы в России;

2.Формирование универсальных учебных действий приемами технологии развития критического мышления;

3.Раскрытие значения атмосферной циркуляции в природе и жизни человека

Оборудование: мультимедийное оборудование, атласы, учебник (География 8 класс – Полярная Звезда)

Тип урока : комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент

Добрый

Добрый день ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и удачной работы.

Создает эмоциональный настрой

Слушают учителя, настраиваются на урок

II .Опрос домашнего задания

На прошлом уроке нами была изучена тема «Солнечная радиация». Сейчас мы проверим, как же вами усвоена данная тема.

Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной.

Что такое солнечная радиация? (Излучение солнцем тепла и света )

Что мы называем суммарной солнечной радиацией?

Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это……(радиационный баланс)

А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС

П-позиция

О-обоснование

П – подтверждение

С-следствие

Позиция : « Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере»

Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию

А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ребята! Перед Вами небольшой список утверждений. Вам необходимо их распределить на три группы:

Никогда

Иногда

Всегда

1.Чем больше широта местности, тем ниже солнце поднимается

над горизонтом ( всегда )

2.Радиационный баланс зависит от подстилающей поверхности

( всегда )

3.Поступление солнечной энергии в высоких широтах больше,

чем на экваторе ( Иногда – только летом, когда на полюсе

полярный день)

4. Чем ниже широта местности, тем больше различий между зимой и летом (никогда – на экваторе между зимой и летом практически нет отличий)

5. В пасмурный день можно хорошо загореть (никогда )

Ребята! Вы неплохо освоили данную тему, давайте подумаем, где

вам могут пригодиться данные знания?

1.Раздает карточки для индивидуальной работы для слабых обучающихся

(дифференцированный подход);

2.Фронтальный опрос для класса,

проверка усвоения пройденного материала.

3.Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС.

Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

Формулирует задание, учит анализировать.

Слушает и комментирует ответы учащихся

Формулирует вопрос, развиваю логическое мышления учащихся

Индивидуальная работа по

карточкам (Тест)

Отвечают на вопросы учителя,

осуществляют самопроверку

усвоения материала

Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление.

Зачитывают свои варианты ответов на задание.

Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать.

Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания

Отвечают на вопрос учителя

III .Изучение нового материала

    Стадия вызова

В природе постоянно происходят различные движения или перемещения. Приведите примеры таких движений

(океанические течения, круговорот воды в природе, течение рек, движение литосферных плит). В процессе всех перемещений возникают какие-либо последствия (какие?)

Сегодня на уроке мы поговорим о циркуляции воздушных масс

Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция»

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте поставим цель нашего урока

2 стадия: Осмысление содержания

По картам атласа давайте посмотрим, в каких климатических поясах расположена территория России

(арктический, субарктический, умеренный).

Мы с вами знаем, что в каждом климатическом поясе

формируются различные воздушные массы.

Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют над территорией России?

Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ?

Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого океанов проникнуть в глубь нашей страны?

Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс?

Так же на перенос ВМ влияет положение России относительно планетарных центров атмосферного давления.

Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение.

Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу?

Именно с этим термином связана резкая смена ВМ.

Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км.

Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами

Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача-составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй-холодный фронт.

Проверим, что у вас получилось.

Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри- циклоны и антициклоны.(Циклон - в переводе с греческого-вращающийся )

Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов.

Необходимо правильно расставить слова и фразы в правильные ячейки

Элементы сравнения

Циклоны

Антициклон

Давление в центре

Движение воздуха

Потоки воздуха

Погода летом

Погода зимой

Пониженное. Морозная безоблачная погода. Восходящие. Движение воздуха от центра - по часовой стрелке. Повышенное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки. Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода. Оттепель с осадками в виде снега. Сухая безоблачная погода без осадков.

А сейчас давайте проверим вашу работу

Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это….., антициклон- это….

Физкультминутка: Я прошу вас встать со своих рабочих мест. По моей команде вы должны изобразить движение воздуха:

Первый ряд- движение воздуха в циклоне;

Второй ряд- движение воздуха в антициклоне.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответьте пожалуйста на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека?

3 стадия: рефлексия (закрепление материала)

Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно-неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно

1.Самая большая часть территории России лежит в умеренном климатическом поясе (верно)

2.Изменение свойств воздушных масс называется циркуляцией

(неверно)

3.Атмосферный фронт-это переходная зона между ВМ с разными свойствами (Верно)

4.Затяжные, моросящие дожди приносит холодный фронт

(Неверно)

5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это циклоны

(верно)

6.Пришел антициклон: на улице стоит морозная солнечная погода

(верно)

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки.

А сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание

Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94.

Мотивация ребят на изучение нового материала

Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель

Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой

Учит работать с картой

Формулирует

вопрос

Создает проблемную ситуацию

Подводит обучающихся к выводу.

Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде, учит анализировать.

Подводит под понятие «атмосферный фронт».

Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему.

Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах.

Слушает и корректирует ответы учеников

Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение

Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы

Подведение под понятие «циклон»

Сообщает задание для физкультминутки.

Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке

Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок.

Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник.

Предполагают, высказывают свою точку зрения.

Формулируют цель урока: «Изучить особенности циркуляции атмосферы в России и выяснить последствия атмосферной циркуляции в природе и жизни человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы.

Анализируют карту

Отвечают на вопрос учителя

Анализируют физическую карту России и делают вывод.

Делают вывод.

Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления.

Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.

Анализируют текст учебника, составляют схему.

Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов.

Рассказывают об атмосферных фронтах.

Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу

Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо)

Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь

Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне.

Учатся делать правильное умозаключение.

Осуществляют самопроверку.

Слушают учителя.

Записывают задание в дневник.

Тема: Общая циркуляция атмосферы.

Цель: рассмотреть и изучить в ходе урока циркуляцию атмосферы и воздушные массы

Задачи:

    C формировать знания о движении воздушных масс по территории Казахстана; о влиянии на климат арктических, умеренных и тропических воздушных масс

    Обогащать словарный запас учащихся. Развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Совершенствование умений работы с картами атласа

    Воспитание интереса к изучению географии

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая и климатическая карты Казахстана, атлас 8-го класса, учебник

Ход урока:

I. Организационный момент

Называется тема и постановка цели урока

II. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

    Что называется климатом?

    Какие факторы влияют на формирование климата?

    Что такое солнечная радиация? Как она влияет на формирование климата?

    Сколько ясных и пасмурных дней бывает в Казахстане за год?

    В чем измеряется солнечная радиация? И чему она равна?

    Сколько процентов суммарной радиации отражает снег?

Задание 1. Заполнить кластер «Виды солнечной радиации». Заполните ячейки кластера и дайте определение всем видам солнечной радиации.

Задачи.

    Алматы и Владивосток расположены примерно на одной широте, однако t ° летом в Алматы выше. Чем во Владивостоке. Объясните, почему? (Удалённость Алматы от океана способствует сильному нагреву воздуха )

    Костанай и Москва расположены примерно на одной широте, однако зима в Москве мягче, чем в Костанае. Объясните, почему? Сделай вывод. (Казахстан более удален от океана).

    Какое влияние на климат Казахстана оказывает его географическое положение?

III. Изучение нового материала:

1.Объяснение учителя с опорой на имеющиеся у учащихся знания:

В тропосфере возникает постоянно движение воздушных масс.

Планетарная циркуляция – связана из-за потока океанических воздушных масс с запада на

восток, и за 2 – 2,5 суток они достигают территории Казахстана.

Зональная циркуляция – республика находится в центре Евразии.

Воздушные массы, приходящие с океана, постепенно при движении в глубь материка

начинают терять свои первоначальные свойства. Понижается температура воздуха,

давление, влажность, облачность.

2. Работа по климатической карте. (рассмотреть направление ветров и распределение

количества осадков на территории республики)

Воздушные массы:

- арктические – формируются над Северным Ледовитым океаном. Характерны низкие

температуры и зимой, и летом. Вторгаются на север Казахстана и устанавливают

антициклонную погоду. Они формируют сухую ясную погоду: зимой – морозную, а летом –

жаркую. С их действием связаны весенние и осенние заморозки.

Умеренные – формируются в средних широтах материка. Преобладают воздушные

умеренные широты. Приходят с запада, с Атлантического океана, воздушные массы

называются морскими умеренными. Теряют много влаги, доходя до Казахстана, но все

равно приносят часть осадков.

- тропические – приходят летом с территории Средней Азии и Ирана (иранские) и

распространяются на южные районы Казахстана.

3 . Используя текст учебника и рассказ учителя, учащиеся заполняют пропуски в таблице.

Типы воздушных масс

Где формируются

Влияние на погоду

Арктические (АВМ)

Морские- умеренные (УВМ(М)

Над Атлантическим океаном

Континентальные (УВМ(К)

Зимой приносят похолодание

Тропические (ТВМ)

Над Ираном

Модельный ответ:

Типы воздушных масс

Где формируются

Влияние на погоду

Арктические (АВМ)

На Северном Ледовитым океаном

Воздух холодный и летом; сухой- весной и осенью. Вызывает внезапные заморозки и выпадение снега

Морские- умеренные (УВМ(М)

Над Атлантическим океаном

Весь год приносит осадки. Летом смягчают жару. Зимой смягчают морозы

Континентальные (УВМ(К)

Приобретают свои свойства над Центральной Азией и Сибирью

Зимой приносят похолодание

Тропические (ТВМ)

Над Ираном

Летом приносят жару и засуху, зимой- оттепели

ІҮ . Закрепление

    Что такое воздушные массы?

    Какие воздушные массы преобладают на территории Казахстана?

    Трансформация воздушных масс (устно):

Вопросы:

Модельный ответ:

    Какие изменения происходят с морским воздухом умеренных широт зимой в результате его трансформации над поверхностью суши?

При продвижением над сушей ВМ становятся менее насыщенными влагой.

    Как изменяется у ВМ:

Относительная влажность

Понижается

Температура воздуха

Понижается

Атмосферное давление

Понижается

Облачность

Уменьшается

V. Итог урока:

Выставление оценок с комментированием.

Рефлексия (методика неоконченных предложений)

Сегодня на уроке я узнал….

Для меня было интересным…..

Самым трудным было…..

Теперь я могу объяснить, почему…..

Домашнее задание: §21, стр. 85-87, пересказ

Циркуляция атмосферы (урок обобщающего повторения)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме « Атмосфера» .

Задачи урока : обучающие: - в ыявить причинно-следственные связи между атмосферными явлениями Земли.

Продолжать формировать навыки и умения: анализировать картографические материалы, вести работу над общеучебными умениями сравнивать и обобщать, слушать товарищей.

развивающие: - развивать познавательный интерес к вопросам географии, самостоятельность мышления .

воспитательные: - в оспитывать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование: карты : климатическая мира, климатические пояса и области мира, политическая, физическая карта м и ра, атласы, учебники.

Тип урока : обобщающего повторения

Форма : фронтальная беседа

Метод : объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный, частично поисковый.

Ход урока:

I Организационный момент.

Сообщение целей урока.

II Основная часть.

Мы знаем, что воздух нагревается от Земли, а от каких причин зависит нагрев самой земной поверхности? (от угла падения солнечных лучей).

Сделайте рисунок и покажите эти разные углы освещения на разных широтах.

Назовите среднюю температуру воздуха в январе и в июле, которые наблюдаются на восточном побережье Австралии; на юге Африки; На юге Северной Америки. Как мы будем действовать?

Как называется линия, соединяющая точки с одинаковой температурой? (изотерма) .

Назовите абсолютные рекорды температуры воздуха, отмеченные на севере Африки, на юге Южной Америки, на Антарктиде. Объясните, что они означают.

Итак, нагрев земной поверхности, а, следовательно, температура воздуха над ней зависят от высоты солнца и разного угла падения солнечных лучей. Но при этом температура воздуха на одной и той же широте различается. Почему? (разная подстилающая поверхность)

Работа с учебником стр.35 . Давайте вспомним, что такое воздушная масса?

Какие воздушные массы формируются над Европой?

Почему происходит изменение свойств УВМ ?

Выпишите в тетрадь новое слово - трансформация и что оно означает.

Расскажите, как изменяется количество осадков вдоль 30 Ю.Ш. Австралии и укажите, в каких климатических поясах она расположена.

Пользуясь климатограммой городов Манаус и Икитос на стр. 184

Назовите типичные признаки экваториального климата, в каких странах они находятся?

Пользуясь климатограммой города Антофагаста, назовите типичные признаки тропического климата, в какой стране он расположен?

Что является причиной однообразия климата основных климатических поясов? (одна воздушная масса)

Амазонка - самая полноводная река мира. Как вы это объясните?

Сахара - величайшая пустыня мира. Как можно объяснить эту особенность?

Какой из океанов - Атлантический или Тихий оказывает большее влияние на климат северной части Южной Америки?; умеренных широт Евразии? Объясните свою точку зрения.

Внимательно посмотрите свои записи в тетрадях по теме и назовите, какие причинно - следственные связи между атмосферными явлениями Земли мы рассмотрели?

1 .угол падения солнечных лучей - нагрев земной поверхности

2.подстилающая поверхность - температура

3.температура - давление

4.давление - осадки

5.давление - ветер .

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание: урок 12


Технологическая карта урока

ФИО

Место работы

Должность

Предмет

Класс

Тема и номер урока

Уразов Александр Александрович

МКОУ Верхнехавская СОШ №1

Учитель географии

География

7

«Общая циркуляция атмосферы»

Урок № 14/6

УМК

География 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.

под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М.:

Просвещение, 2013. (Полярная звезда)

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания о типах воздушных масс; раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;
сформировать умение работать со схемами и с климатической картой.

Развивающая: развивать умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; практические умения и навыки получать и анализировать

информацию из картографических источников; продолжить формирование навыков коллективной работы.

Воспитывающая: прививать умение слушать и аргументировать свою позицию, интегрироваться в группу и строить продуктивное

взаимодействие; формировать экологическое, культурологическое и социальное мировоззрение.

Задачи урока: анализировать схему общей циркуля­ции атмосферы; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систе­матизировать знания

о господствую­щих ветрах, показать взаимосвязь между формой Земли, температурой, атмосферным давлением и постоянными ветрами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии обучения: деятельностная, проблемная, кейс-стади

Формы организации: групповая работа; фронтальная работа

Межпредметные связи: литература, обществознание, МХК

Средства обучения:

Мультимедийная презентация, учебный атлас «География. 7 класс», электронное приложение к учебнику «География. 7

класс», учебник, карточки с заданиями группам.

Мультимедийное оборудование:

мультимедийный проектор, ПК.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Активность при выполнении работы. Умение приводить примеры и отстаивать свою позицию.

Умение находить взаимосвязи между температурой, давлением и ветрами . Интерпретировать и обобщать информацию. Использовать сред­ства информационных технологий

Знание о системе постоянных ветров на Земле и причинах её образования;

понятий «пассаты», «воздушные массы», «циркуляция атмосферы»;

определять направление и название постоянного ветра в зависимости от географической широты местности и атмосферного давления;

Структура и ход урока

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 .Организационный момент

Приветствует обучающихся, организует рабочее место

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

2. Целеполагание

Слайды с эпиграфом урока и вопросами на знание общих закономерностей атмосферы.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока,

выдвигают цели и задачи урока.

3. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения

Предлагает вниманию обучающихся проблемный вопрос.

Ребята! Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма «Дон Кихот» по произведению Мигеля Сервантеса:

Вы увидели, как герой Дон Кихот принимает ветряные мельницы за отряд рыцарей и вступает с ними в бой с плачевными для себя последствиями.

Внимание, вопрос!

Почему метафора «сражаться с ветряными мельницами» означает бессмысленную борьбу с вымышленным врагом?

Разбивает класс на группы и выдает карточки с заданиями.

Определяет время на выполнение задания.

Осмысливают поставленный вопрос-проблему.

Получают задания.

Распределяют работу в группе.
Находят необходимые

источники информации.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует

самостоятельную работу

обучающихся.

Применяя различные
методы, используя дополнительные источники информации, отвечают на

поставленные вопросы,

делают выводы.

5.Контроль усвоения

Заслушивает сообщения.
Обращает внимание на
допущенные ошибки,
корректирует ответы.

Делают краткие сообщения по теме, дополняют и корректируют ответы

одноклассников. Сопоставляют физичес­кую карту и схемы, пояса увлажнения, осадков, тепловые. Сопоставляют форму Земли с тепловыми поясами, поясами атмосферного давления, увлажнения и постоянными ветрами.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия

Подводит итоги урока. Дает домашнее задание.

Ребята, вернёмся к проблемному вопросу.

    Почему бороться с ветряной мельницей, ветром бессмысленно? (движение атмосферы остановить невозможно)

    Почему ветряная мельница, ветер – вымышленный враг? (энергия ветра - альтернативный источник энергии для человечества; по мнению экспертов: за ветроэнергетическими установками - будущее )

    PS (задание на дом): Когда отмечается Всемирный день ветра? Для чего организован этот праздник?

Находят решение проблемной ситуации.

Оценивают собственную деятельность внутри каждой группы.

Задания группам для самостоятельной работы

Группа №1 .

    Каким образом нагревается воздух?

    Чем объясняется изменение температуры воздуха на Земле?

    Что такое изотерма?

    Почему границы поясов освещённости и тепловых поясов не совпадают?

Группа № 2

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание.

1.Существует ли взаимосвязь между температурой и атмосферным давлением?

2. Сколько поясов атмосферного давления выделяют на Земле?

3.Объясните механизм образования поясов атмосферного давления?

4.Назовите основную причину образования поясов атмосферного давления?

Группа № 3

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание.

    Что такое атмосферные осадки?

    С чем связано распределение облачности и осадков на Земле?

    Сопоставьте карту осадков в атласе с физической картой мира.

    Каким образом это связано с распределением поясов атмосферного давления?

Группа № 4

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание и заполнить таблицу.

    Что такое ветер и от чего он зависит?

    Что называют воздушными массами?

    Какие типы воздушных масс вы знаете?

    Каким образом воздушные массы оказывают влияние на погоду?

    От чего зависит образование воздушных масс?

Тип воздушной массы

Температура

Влажность

АВ

ВУШ

ТВ

ЭВ

Группа № 5

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание

    Какие существуют постоянные ветры?

    Каков механизм их образования?

    Название каких ветров переводится как «благоприятствующие переезду», почему?

    Заполните таблицу, указав области распространения и отличительные черты господствующих ветров.

Пассаты

Муссоны

Западные

  • Давление от экваториальной зоны растет к субтропикам, а затем падает к субполярным широтам
  • Антициклоны, возникающие в условиях западного переноса умеренных широт, при своем движении с запада
  • По периферии субтропической зоны высокого давления, обращенной к экватору, т.е. в тропиках, барический
  • Распределение давления меняется в тропиках в течение года незначительно. Поэтому пассаты обладают большим
  • Пассаты обоих полушарий разделены переходной зоной с неравномерными, часто слабыми, но иногда и
  • Муссоны. Муссоны – это устойчивые воздушные течения сезонного характера, которые меняют свое направление
  • Африка. В январе над Сахарой прослеживается отрог Азорского антициклона, над Южной Африкой
  • Особенно мощные тропические муссоны действуют над полуостровом Индостан. Объясняется это тем, что сезонные
  • Тропические циклоны, их возникновение и перемещение. Тропические циклоны – это исключительно интенсивные по
  • 3.Приход более холодного воздуха на сильно разогретую поверхность создает неустойчивость температурной стратификации, возникают
  • Сформировавшийся тропический циклон напоминает огромную воронку. «Стенки» ее толщиной от десятка до сотни
  • Живет тайфун недолго – в среднем около 7 суток, но бурно. Проносясь со
  • Часто циклон движется не по «стандартной» траектории, а по очень запутанной и сложной.
  • 3.Местные ветры. Под местными ветрами понимают ветры, характерные для определенных географических районов. Происхождение
  • Дневной бриз несколько понижает температуру над сушей и увеличивает относительную влажность, особенно резко
  • Горно-долинные ветры. Днем ветер дует из межгорной долины к горам и вверх по
  • Ледниковые ветры. Этот ветер дует вниз по леднику в горах, не имеет суточной
  • Фён. Фёном называют теплый, сухой и порывистый ветер, дующий временами с высоких гор
  • Бора. Борой называют сильный холодный и порывистый ветер, дующий с низких горных хребтов
  • 4. Возникновение и развитие циклонов. В конце
  • В 40-х годах 20 века советскими учеными Х.П. Погосяном и Н.Л. Таборовским была
  • Адвективно-динамическая гипотеза соединила процессы возникновения и развития циклонов и антициклонов с изменением атмосферного
  • Жизнь каждого циклона и антициклона характеризуется тремя стадиями: возникновения, развития и старения. Продолжительность
  • Первая стадия возникновения циклона. Центр каждого циклона лежит на фронте. Распределение температуры в
  • ОБЩАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ

    1. Закономерности атмосферной циркуляции.

    2. Господствующие ветры (пассаты, муссоны, тропические циклоны).

    3. Местные ветры.

    4. Возникновение и развитие циклонов.

    5. Возникновение и развитие антициклонов.

    6. Циркуляция вышележащих слоев атмосферы.

    1. Закономерности атмосферной циркуляции.

    Неравномерное распределение тепла в атмосфере приводит к неравномерному распределению атмосферного давления, а от распределения давления зависит движение воздушных масс или воздушные течения.

    На характер движения воздушных масс относительно земной поверхности влияют отклоняющая сила вращения Земли, в нижних слоях атмосферы – сила трения. Всю систему воздушных течений на Земле называют общей циркуляцией атмосферы. Общую циркуляцию атмосферы усложняют местные ветры, такие как бризы, горно- долинные и т.д. Общая циркуляция атмосферы отличается большой сложностью из-за постоянного возникновения и движения циклонов и антициклонов. Циклоническая деятельность играет большую роль в формировании погоды и климата на земном шаре.

    При посредстве циклонов и антициклонов происходит обмен воздуха. Расчеты на ЭВМ показали, что ежегодно из одного полушария в другое в результате сезонных изменений перераспределяется 4 триллиона (4х1012) тонн воздуха, главным образом, с муссонными ветрами. Летом атмосфера «тяжелеет» на 1 триллион тонн. Ученые объясняют этот процесс активизацией биохимических процессов, связанных с активизацией свободных газов.

    Несмотря на значительную сложность и разнообразие общей циркуляции атмосферы характерны устойчивые особенности, повторяющиеся из года в год. Рассмотрим зональное распределение давления и ветра у земной поверхности.

    Низкое давление на экваторе и высокое давление на полюсах обусловлено термическими причинами, т.е. условиями нагревания земной поверхности на экваторе и охлаждения ее на полюсах.

    Давление от экваториальной зоны растет к субтропикам, а затем падает к субполярным широтам и снова растет к полюсам. При этом меридиональный барический градиент направлен от субтропиков к экватору, от субтропиков же к полярным широтам, и от полюса к субполярным широтам. Направление барического градиента несколько раз меняется.

    Причины образования зон высокого давления в субтропиках и зон низкого давления в субполярных широтах заключаются в динамических причинах, особенностях циклонической деятельности.

    В умеренных широтах существуют как теплые, так и холодные воздушные массы, образуются циклоны и антициклоны, которые под действием силы Кориолиса отклоняются к 30 и 600 с. и ю.ш.

    Антициклоны, возникающие в условиях западного переноса умеренных широт, при своем движении с запада на восток в то же время смещаются к более низким широтам (к 350 с. и ю.ш.), и там усиливаются. Они образуют в каждом полушарии субтропическую зону высокого давления с осью около 35 параллели.

    Циклоны, возникающие также в умеренных широтах, при своем движении к востоку отклоняются к более высоким широтам и сосредотачиваются там, образуя субполярную зону низкого давления с осью около 65 параллели. Такая сепарация циклонов и антициклонов зависит от изменения отклоняющей силы вращения Земли с широтой. В циклонах и антициклонах отклоняющая сила больше в той части вихря, которая ближе к полюсу. В циклонах эта сила направлена от центра и перемещаются они на север, а антициклоны – наоборот.

    По периферии субтропической зоны высокого давления, обращенной к экватору, т.е. в тропиках, барический градиент направлен к экватору, что в совокупности с отклоняющей силой создает восточный перенос, охватывающий всю тропическую зону.

    По обращенной к полюсу периферии субтропической зоны в средних широтах создается западный перенос. Он простирается до оси субполярной зоны низкого давления, т.е. до 60 – 65 широты. Таким образом, в средних широтах наблюдается западный перенос, наиболее четко он выражен над океанами (особенно в южном полушарии).

    Наиболее низкое давление у земной поверхности и в нижней тропосфере обнаруживается в субполярных широтах, вблизи 60 – 65 широты. Отсюда, по направлению к полюсу, давление растет. Следовательно, барический градиент направлен от полюса к субполярным широтам, что создает в полярном районе также восточный перенос.