Самые важные узлы. Узлы используемые в альпинизме и горном туризме

В этой статье мы начнем показывать и рассказывать о веревочных узлах, их видах и разных способах их вязки, информация будет переводческий обновляется по мере отснятия новых видео-инструкций. Порой человека узлы преследуют на каждом шагу, выходя из дома, мы завязываем галстук и ботинки, в быту и на природе, нам приходиться вязать узлы. Любой рыбак или охотник уже умеет завязывать различные узлы для своих нужд. А в альпинизме или в морском деле, люди просто обязаны уметь завязывать с десяток узлов.

Узлы существую для разных целей и назначений, создание петель, которые затягиваются или нет, соединение веревок одинакового или различного диаметра, для привязывания веревки к различным объектам и т.д. Но чтобы правильно вязать узлы, нужна практика. И лучше отказаться от узла, и воспользоваться другим, если вы, хоть немного сомневаетесь в его вязке. Мы начнем с самых простых узлов и будем с каждым новым узлом приближаться к более сложным узлам.

Простой узел

Простой узел, служит для соединения веревок и является составным элементом многих узлов, также его можно завязать на конце веревки, для предотвращения ее распускания. Пожалуй, это самый простейший из всех узлов и самый маленький. Но при натяжении троса узел сильно затягивается и порой его трудно развязать. Простой узел сильно изгибает веревку, что уменьшает прочность троса более чем в 2 раза. Но, тем не менее, это самый популярный узел.

Прямой узел (Рифовый)

Прямой узел, служит для соединения веревок примерно одинакового диаметра. Связывать веревки разного диаметра этим узлом не безопасно, так как тонкий трос будет рвать более толстую веревку. Прямой узел был известен еще в пять тысяч лет до нашей эры в Египте. А древни греки и римляне, называли его Геракловым, потому что так мифический герой Геракл завязывал шкуру льва на своей груди. У прямого узла есть четыре варианта вязки, но достаточно знать и уметь вязать один из них. На коренных конца обязательны контрольные узлы.

Узел Хантера (Охотничий узел)

В 1968 году английский доктор Эдвард Хантер (Edward Hunter) случайно изобрел узел, который отлично держится на тросах и даже на синтетической леске. По существу это было удачное сплетение двух простых узлов завязанных на концах двух веревок. Это изобретение в определённых кругах вызвало сенсацию, а британские патентоведы выдали Эдварду за это изобретение патент. Узел Хантера держится на всех веревках в особенности на мягких, а также на лентах и лесках. Автор книги «Морские узлы» Л. Н. Скрягин дал этому узлу другое название — «Охотничий узел» так как Фамилия Hunter с английского переводиться как охотник.

Встречная восьмерка

Еще один из древнейших узлов для связывания двух веревок. У этого узла есть и другое название «фламандский узел». Это надежный и прочный узел, он практически не уменьшает прочность веревки. Для начала на конце одной из веревки вяжут восьмерку, а затем ходовым концом второй веревки повторяют все изгибы восьмерки на первой веревке и пропускают его в сторону коренного конца. После этого затягивают. Встречную восьмерку сравнительно легко развязать.

Узел Грейпвайн

Грейпвайн является самым прочным из узлов предназначенных для связывания веревок одинакового диаметра. Этот узел имеет наименьший коэффициент ослабления веревок в 5%, таких показателей нет у других узлов. При вязке узла Грейпвайн можно обойтись без контрольных узлов, он всё равно остается довольно безопасным.

Узел Штык

Этот узел представляет собой незатягивающуюся петлю, которая может держать нагрузку, действующую почти в любом направлении. Еще один главный плюс этого узла в том, что его можно легко развязать даже под нагрузкой, что очень удобно. Сделайте полтора оборота веревки вокруг дерева, столба или даже камня. Ведите ходовой конец поверх коренного конца, заведите его вниз и пропустите из-под коренного конца в образовавшуюся петлю (так у вас получился шлаг). Затяните и сделайте еще один шлаг, а в конце обязательно завяжите контрольный узел.

Узел Быстроразвязывающиеся

Следующий узел может носить названия: пиратский узел, ведерный узел. Этот узел достаточно надежный, если правильно завязан, также его можно очень легко и быстро развязать, если потянуть за ходовой конец. Рекомендуется для временного крепления, где нужно быстро развязать узел. Либо можно использовать в ситуациях при спуске, где нужно вернуть веревку после спуска, дёрнув за ходовой конец.

Схватывающий узел Прусика

Этот узел главным образом применяется в качестве страховки, при спуске или подъеме по веревке. В случае срыва человека во время спуска этот узел затягивается и предотвращает его падение. А при подъеме по веревке этот узел можно использовать как жумар. Подтягивая узел снизу вверх, при нагрузки узел затянется и будет держать человека. Узел был изобретен Карлом Прусиком президентом Австрийского Альпклуба в 1931 году и хорошо зарекомендовал себя в альпинизме и горном туризме. Но узел плохо работает на мокрой и обледенелой веревке.

Австрийский проводник

Узел применяется в тех случаях, когда нужно сделать петлю на середине веревке, для создания точки крепления в случае страховки или если нужно отделить перетертый участок веревки. У этого узла есть также и другие названия: Альпийская бабочка, Узел среднего, Срединный проводник, Срединный проводник.

Узел Булинь (Беседочный узел)

Это один из самых старых и популярных узлов. Булинь можно с уверенностью назвать «королем узлов» за его простоту и надежность. Этот узел вяжется на конце веревки и является надежной не затягивающейся петлей. Беседочный узел применяется в морском деле, альпинизме и туризме. Также очень полезно будет уметь завязывать это узел одной рукой, что может пригодиться вам в экстремальной ситуации.

Шкотовый и Брамшкотовый узел

Эти узлы применяются для связывания веревок, как различного диаметра, так и одинакового. Узлы быстро и просто вяжутся. Также для этих узлов обязательны контрольные узлы.

Заячьи уши (Двойной проводник)

Это узел, который напоминает собой двойной булинь. Заячьи уши образуют две незатягивающийся петли. Этот узел не требует контрольных узлов, но после сильной нагрузки его сложно развязать. Применяется в основном в альпинизме и в случае, когда нужно транспортировать пострадавшего вниз на небольшую глубину.

Нижняя страховочная система из веревки

Предисловие

Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Узлов существует достаточно много. Как пишет Л.Н. Скрягин в книге «Морские узлы», американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости. Вообще, для многих людей вязание узлов – область далекая и не самая нужная; они прекрасно обходятся без этого. А с узлами сталкиваются, лишь когда завязывают ботинки или галстук. А раз нет потребности в узлах – нет и необходимости знать из различные виды.

Другие же, напротив, считают, что даже в быту умение вязать узлы дело все-таки полезное и нужное, и что это умение их не раз выручало. Эти люди охотно берут веревку в руки, умеют с ней обращаться, свободно вяжут на ней узлы, умело привязывают веревку к чему-либо, быстро связывают веревки между собой. И все это они делают красиво, уверенно и, главное, – надежно.

Вязать узлы – дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Одни узлы под нагрузкой затягиваются, другие – нет. Некоторые узлы могут «ползти» – медленно развязываться, а другие же затягиваются так, что развязать их не удается…

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

Некоторые найдут иные способы завязывания узлов – и, действительно, для некоторых узлов эти способы существуют. В этой книге варианты вязки узлов не приводятся. Исключение составляют узлы, которые можно вязать как петлей (кольцом), так и свободным концом веревки, что порой бывает очень важно при работе с ними.

К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Узлы должны:

завязываться просто (легко запоминаться);

не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия;

не затягиваться «намертво» без необходимости;

соответствовать своему назначению.

Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» – на 25%, узел «булинь» – на 30%, ткацкий – на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой (для капроновых веревок). Использование таких веревок для страховки недопустимо.

Несколько слов о названиях узлов, приведенных в книге. Некоторые из них называются здесь иначе, чем в литературе по морской практике. Автор оставил те названия, под которыми эти узлы известны большому кругу людей – туристам, альпинистам и др. Если кто-то считает, что другие названия более удачны, – переучиваться не стоит. Главное – не в названии узла, а в его назначении.

Книга, безусловно, будет полезна тем, кто в своей работе, увлечении без узлов обойтись не может. Это, конечно, альпинисты, моряки, охотники, рыбаки, скалолазы, туристы, яхтсмены и т.д. Но и другие читатели найдут также полезные для себя сведения. Так, раздел «Галстучные узлы» поможет выбрать подходящий способ завязывания галстука, а раздел «Декоративные узлы» – красиво оформить подарочную коробку. А женщины, увлекающиеся макраме, смогут использовать сведения из книги в своих практических занятиях.

Обозначения, принятые в книге:

(+) – положительные свойства узла;

(-) – отрицательные свойства узла;

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК

Прямой узел. Рифовый узел (а, б )

(+) – узел легко вяжется;

(-)

– самопроизвольно развязывается – «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;

(!)

– использование без контрольных узлов (см. раздел «Вспомогательные узлы»

) недопустимо;

– прямой узел с петлей называется рифовым узлом, который на практике используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой (например, для затяжки горловины рюкзака).


Ткацкий узел (в, г )

(+) – узел легко вяжется;

(-)

(!) – используется для связывания веревок одинакового диаметра;

– обязательны контрольные узлы;

– может использоваться для связывания рыболовных лесок.

Встречный узел

(+) – узел легко вяжется, хорошо держит;

– «не ползёт»;

(-) – под нагрузкой сильно затягивается;

(!) – используется для связывания веревок любого диаметра (а-г ), для лент (д ) и сочетаний лента-веревка;

– удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «встречная восьмерка»

(!) – надежный узел, хорошо держит;

– «не ползёт»;

(-) – вяжется медленно;

– сильно затягивается;

(!) – используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Шкотовый (а-в ) и брамшкотовый (г ) узлы

(+) – надежные узлы, легко вяжутся;

– под нагрузкой не затягиваются;

(-) – «ползут» при переменных нагрузках;

(!) – шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый – для веревок как одинакового, так и разного диаметров;

– обязательны контрольные узлы.

Узел «грейпвайн»

(+) – надежный и красивый узел;

(-) – для правильного вязания требуется практика;

– под нагрузкой сильно затягивается;

(!) – используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;

– удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

Узел Хантера

(+) – надежный и красивый узел;

– хорошо держит на мягких веревках и на лентах;

– сильно не затягивается;

(-)

– на жестких веревках недостаточно затягивается;

(!) – используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

Змеиный узел

(+) – очень надежный узел;

– «не ползёт»;

(-) – вяжется медленно;

– требует практики;

(!) – используется на тонких мягких капроновых веревках;

– на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

ПРИВЯЗОЧНЫЕ УЗЛЫ



Привязочный узел

(+) – узел легко вяжется;

(-) – «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) – для повышения надежности соединения используйте контрольный узел или закрепляйте свободный конец способом встречного узла (в-г ).

Выбленочный узел (а-в )

(+) – простой и надежный узел, легко вяжется;

– под нагрузкой не затягивается;

(-) – «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) – узел надежно работает при постоянной нагрузке;

– удобен для привязывания веревки к любому количеству опор (столбов, деревьев и т.п.);

– для повышения надежности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры (г ).

Узел «удавка»

(!) – узел легко вяжется;

– после снятия нагрузки легко развязывается;

(-) – «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) – надежно держит при числе витков не менее четырех;

– надежен при постоянной нагрузке;

– узел запрещено использовать для организации навесных переправ (в туризме, альпинизме).

Узел «удава» (а-г ), двойной узел «удава» (д-ж )

(+) – очень надежные узлы;

– быстро и сильно затягиваются,

– «не ползут»;

(-)

– при сильных нагрузках затягиваются «намертво», что в ряде случаев является их положителным свойством (см. ниже);

(!) – для облегчения развязывания узла вяжется петля (г ) со свободным концом не менее одного метра, нагружая который, узел развязывают;

– незаменимы для связывания различных деревянных каркасов, в т.ч. каркасов плотов под углом в 90°. Жесткость достигается за счет способности узлов затягиваться «намертво»;

– могут использоваться для ремонта и связывания металлических каркасов у байдарок, катамаранов и т.п.;

– удобен для привязывания рыболовных крючков;

– если сделать не один, а два оборота свободным концом (д ) вокруг предмета, на котором вяжется узел, получится двойной узел «удава». Такой узел затягивается еще сильнее.

Узел «питона» (а-в ), двойной узел «питона» (г-д )

(+) – очень надежные сильнозатягивающиеся узлы;

– «не ползут»;

(-) – трудно запоминаются, требуется практика;

– при сильном нагружении развязать не удается;

(!) – назначение то же, что и у узлов «удава»;

– при двойном обороте свободным концом вокруг предмета (г ) получается двойной узел «питона».

Вязание деревянного каркаса с использованием узла «питона».

Шахтерский узел

(+) – надежный узел;

– «не ползёт»;

– легко развязывается;

(-) – трудно запоминается, нужна практика;

(!) – используется для привязывания веревки к дереву, столбу и т.п.;

– по своему назначению занимает промежуточное положение между выбленочным узлом и узлом «удава».

Пикетный узел

(!) – характеристика, область использования такие же, как и у шахтерского узла.


ШТЫКОВЫЕ УЗЛЫ:

– простой штык

– простой штык со шлагом

– рыбацкий штык

– штык с обносом

(+) – очень надежные узлы;

– легко вяжутся;

– никогда не затягиваются;

– способны работать под большими нагрузками;

(-) – несмотря на простоту завязывания, при накидывании полуштыков можно сделать ошибку. Следите за тем, чтобы конец, которым вяжут узел, шел либо под, либо над закрепленным концом (см. узел «простой штык», б );

– узлы «ползут»;

(!) – свободный конец необходимо или привязывать к закрепленному концу более тонким шнуром, или вязать контрольный узел;

– для повышения надежности узлов допускается использовать три полуштыка;

– используются для привязывания веревки, троса, каната к кольцам, проушинам, крюкам и т.п.;

– используя штыковые узлы, можно изготовить из веревки хороший буксировочный трос (например, для автомобиля) с петлей, которую при необходимости легко распустить даже после многократного использования;

– широко применяется в морской практике.

Узел «простой штык»

Узел «рыбацкий штык» (а )

(!) – незаменим для крепления троса к якорю.

Узел «простой штык со шлагом» (б )

(!) – используется при швартовке судна к причалу;

– применяется для крепления троса к крюкам (гакам), кольцам, петлям (огонам).

Узел «штык с обносом» (в )

(!) – при маятниковых нагрузках никогда не скользит вдоль предмета, вокруг которого завязан.

Паловый узел

(+) – простой надежный узел;

(!) – используется для крепления швартовных тросов к причальным устройствам (пал, тумба).

ПЕТЛИ




Простой скользящий узел

(+) – самый простой затягивающийся узел;

– позволяет быстро изменить размер петли;

– быстро развязывается;

(-) – затягивается слабо, «ползёт»;

(!) – используется только в быту: стягивание мешка, рюкзака и т.п.

Скользящая петля

(+) – простой узел, легко развязывается;

– позволяет регулировать размер сдвоенной петли;

(-) – «ползёт»;

(!) – используется только в быту для стягивания чего-либо.


Затягивающаяся петля

(+) – легко вяжется;

– позволяет быстро изменять размер петли;

(!) – используется на тонких шнурах, лесках – на них затягивается очень прочно;

– удобен для привязывания крючков, мормышек.

Регулируемая петля

(+) – дает возможность за счет схватывающего узла уменьшать или увеличивать длину петли;

(-) – вяжется медленно;

(!) – удобен там, где нужно быстро изменить длину соединительной веревки, например, подтянуть оттяжку палатки, бивачного тента;

– применяется в альпинизме как петля самостраховки.

Узел «проводник» (I – петлей; II – одним концом)

(+)

(-) – под нагрузкой сильно затягивается;

– «ползёт», особенно на жесткой веревке;

(!) – используется для крепления веревочной петли к чему-либо;

– при использовании узла для организации связок (в альпинизме) необходим контрольный узел;

Узел «восьмерка» (I – петлей; II – одним концом)

(+) – узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине;

– может вязаться одним концом;

– «не ползёт»;

(!) – удобен для образования надежной петли;

– применяется в альпинизме для организации связок и др.

Беседочный узел («булинь»)

(+) – простой и надежный узел;

– под нагрузкой сильно не затягивается;

(-) – «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) – применяется для крепления веревки к кольцам, проушинам и т.п., для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень и др.);

– широко используется в альпинизме для организации связок при отсутствии специальных страховочных поясов или систем (пояс + беседка). Зависание в такой грудной обвязке при падении в трещину или при срыве на скалах на время более 10 минут, даже при наличии беседки, крайне опасно для жизни из-за нарушения кровоснабжения;

– необходим контрольный узел.

Использование узла «булинь» в морской практике

(!) – применяется для обвязывания туловища человека растительным или синтетическим тросом диаметром не менее 25 мм в качестве страховки при работе на высоте или за бортом, для вытаскивания человека, упавшего в воду;

– для связывания двух тросов любого диаметра и их комбинаций (стальной + растительный, синтетический + растительный и т.п.). Тросы соединяются петлями. Такое соединение одно из самых надежных,

– петля на тросе, завязанная «булинем», используется для швартовки.

Узел «двойной булинь»

(+) – надежный узел;

– позволяет делать петли как одной, так и разной длины;

(-) – для правильного вязания нужна практика. Чтобы рисунок узла получался верным, нужно петлю «А» полностью вытянуть в противоположном от петель «Б» направлении (1), после этого затянуть узел (2);

(!) – удобен для крепления веревки путем накидывания петель на опору, крюк и т.п.;

– применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги);

– в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

Эскимосская петля (а-в ).

(+) – узел легко вяжется, «не ползёт»;

– позволяет быстро регулировать размер петли в узле;

– под нагрузкой не затягивается;

(!) – удобен для оттяжек палаток;

– позволяет выставить вертикально, например, мачту телеантенны на земле или на крыше дома при помощи четырех растяжек;

Рыбацкая петля (г )

(+) – узел легко вяжется, надежно держит;

(!)

– может быть использован в альпинизме вместо «проводника» и «восьмерки»;

– удобен для привязывания рыболовных крючков.

Узел «австрийский проводник»

(+) – надежный узел;

– вяжется как на конце веревки, так и в середине;

– под нагрузкой не затягивается;

– меньше ослабляет прочность веревки, чем «проводник» и «восьмерка»;

(-) – трудно запоминается, требует практики;

(!) – удобен для вязания веревочной лестницы, прочной петли;

– применяется в альпинизме для организации связок.

Узел «заячьи ушки»

(+) – образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв;

– «не ползёт»;

(-) – под нагрузкой сильно затягивается;

(!) – может использоваться везде, где нужна прочная петля;

– применяется в альпинизме для организации связок, для транспортировки пострадавшего на небольшую глубину (в этом случае длина петель – 40 см).

Обвязочная петля (I)

(+) – надежный узел;

– просто вяжется;

– под нагрузкой не затягивается;

(-) – «ползёт» при переменных нагрузках;

(!) – применяется там, где нужна надежная петля;

– требуется контрольный узел;

– может использоваться как вариант узла для вязания грудной обвязки в альпинизме (II).

Казачий узел (а-е ). Калмыцкий узел (г )

(+) – надежные узлы, «не ползут»;

– в варианте с петлей (калмыцкий узел) развязывается быстро;

(-) – трудно запоминаются, нужна практика;

(!) – используются там, где требуется надежная петля;

– калмыцкий узел может быть использован в альпинизме для организации спуска последнего участника.

Жилковая петля (два оборота петлей «а-б », три оборота «в »)

(+) – простой прочный узел;

– затягивается очень сильно;

(-) – на веревках и шнурах более 5 мм в диаметре затягивается плохо;

(!) – используется на тонких шнурах, капроновых нитях и рыболовных лесках.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ



Маркировочный узел

(+) – простой удобный узел;

– позволяет держать веревку в компактном состоянии при помощи марки (марка – несколько оборотов концом веревки вокруг сложенных колец);

(!) – незаменим при транспортировке веревки;

– короткие веревки удобно маркировать способом (I), длинные веревки – способом (II);

– вяжется на любых веревках, лентах.

Контрольные узлы: скользящий (а-б ), глухой (в-д )

(+) – простые вспомогательные узлы;

– препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов;

(!) – всегда, когда есть сомнения в надежности какого-то узла (особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках), надо вязать контрольные узлы;

– для предотвращения сползания контрольного узла к основному, используйте глухой контрольный узел.

Веревочная цепочка

(+) – позволяет временно укоротить веревку в 3-3,5 раза;

– при необходимости веревка расправляется в считанные секунды;

– не боится нагрузки;

(!) – используется на соревнованиях по горной технике.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЗЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В АЛЬПИНИЗМЕ


Схватывающий узел («пруссик»)

(+) – узел свободно перемещается;

– при нагружении затягивается;

– после снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние;

(-) – для свободного вязания требуется практика;

– плохо держит на жестких веревках, совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» рывков на них, т.к. из-за проскальзывания витки узла могут оплавиться;

(!) – используется в альпинизме для организации самостраховки, узел вяжется веревкой d = 5-6 мм на веревке d = 9-12 мм.

– при использовании узла на обледенелых веревках нужно закончить вторую (верхнюю) половину узла одним оборотом.

Узел Бахмана (а-в ). Карабинный узел (г-д )

(+) – узлы несложно вяжутся;

– при нагружении хорошо держат;

– при снятии нагрузки легко развязываются;

– можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой веревках;

– можно вязать на одинарной и на сдвоенной веревках;

(!) – используются для организации самостраховки, навесной переправы;

– надежны в работах по транспортировке пострадавших.

Узел «стремя»

(+) – универсальный узел;

– легко вяжется;

– просто развязывается;

(!) – петли узла используют в качестве опоры для ног при подъеме по закрепленной веревке (самовылаз из трещин и т.п.) – I;

– хорош при спасательных работах для торможения веревки и вязки носилок из подручных средств;

– может использоваться для самостраховки – II.

Узел УИАА

(+) – простой узел, используемый для страховки (в т.ч. для динамической) и торможения веревки при спуске пострадавшего);

(!) – при динамической страховке применим только на эластичной веревке;

– не применять жесткую веревку;

– для спуска пострадавшего можно использовать два узла УИАА.

Узел Гарда

(+) – несложный узел;

– используется для страховки и торможения веревки при спуске пострадавшего и при транспортировке груза;

– применяется при любом состоянии веревки;

– хорошо фиксирует нагруженную веревку;

(!) – силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.

УЗЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЫБНОЙ ЛОВЛЕ



Лесочные узлы (I, II)

(+) – очень надежные узлы;

– «не ползут»;

– затягиваются «намертво»;

(-) – вяжутся медленно;

(!) – используются для связывания тонких капроновых нитей, рыболовных лесок.


Варианты привязывания рыболовных крючков



Узел «удавка для крючков» (а-в )

Способ завязывания: – сделать петлю, под темную её часть поместить цевьё крючка (а );

– сделать 4-5 оборотов концом лески вокруг петли с крючком (б );

– узел затянуть (в ).

Затягивающая петля для крючков (г-е )

Затягивание узла: – вначале тянуть по направлению стрелки 1, затем – стрелки 2.

Привязывание крючков с лопаткой узлом «питона»

Способ завязывания: – завязать простой узел и сделать в узле еще один оборот концом лески – получилось кольцо (а );

– потянуть за концы лески одновременно в разных направлениях (1), затем скручивать концы (2) – кольцо свернется в восьмерку, вставить цевье крючка (б ), узел затянуть (г );

– для придания узлу большей прочности можно на этапе (а ) сделать три оборота концом лески. В скрученном состоянии узел примет вид (в ).

Привязывание крючков с лопаткой узлом «удава» (а-в )

Привязывание крючков с колечком узлом «питона» (г-д )

ГАЛСТУЧНЫЕ УЗЛЫ



Простой узел


Двойной узел


Нью-классик


Виндзор


Полувиндзор


Крестообразный узел

ДЕКОРАТИВНЫЕ УЗЛЫ


Для оформления подарков, нарядной отделки элементов одежды и т.п. могут быть использованы декоративные узлы, похожие на цветы. При искусном завязывании ленты можно создать удивительно точную копию розы, способную заменить даже оригинал, например, в оформлении свадебного автомобиля.

Для декоративных узлов используют отечественные цветные атласные ленты шириной до 5 см и более жесткие (в основном импортные) упаковочные цветные ленты шириной до 2 см.

1. Перед работой ленту желательно прогладить утюгом.

2. Собранные кольца на ленте нужно туго стягивать прочными нитками.

3. При сшивании и стягивании лент используйте нитки того же цвета, что и лента.

4. Концы атласных лент лучше обрезать под углом в 45°, тогда лента не будет распускаться.

5. Чем лента шире, тем больше и пышнее будет «цветок».

6. Меньшее число оборотов на широких лентах создает эффект распустившихся цветов с крупными лепестками, а большее число оборотов – с неполностью распустившимся бутоном.

7. При наматывании колец лицевая сторона ленты должна быть внутри.

1. Сделать шесть или более оборотов, снять с пальцев (а ).

2. Вырезать ножницами канавки по пунктирной линии (б ) в центре сложенных колец (в ).

3. Туго связать нитками ленту по центру выреза (г ).

4. Поочередно снимать кольца и закручивать по часовой стрелке на 180° и 360° в зависимости от жесткости ленты (д ).

Завязывание декоративных узлов с использованием жестких лент

а – воткнуть иглу с ниткой ушком в ластик;

б – выбрать размер петли (лепесток «цветка») и надевать петли одна за другой на иглу;

в – «цветок» снять, закрепить ниткой.


Завязывание декоративных узлов с использованием атласных лент


«Распустившаяся роза»

а – сделать на четырех пальцах 10 оборотов;

б – связать туго кольца внизу;

в – снять десятое кольцо вправо;

г – снять девятое кольцо влево. Снятые кольца вывернуть внутрь по стрелкам.

д – поочередно снять и вывернуть внутрь все четные кольца вправо, нечетные – влево;

е

«Нераспустившаяся роза»

а – сделать 3 оборота на двух пальцах, 10 оборотов на трёх пальцах, 10 оборотов на четырех пальцах, аккуратно снять кольца и туго связать их внизу;

6 – поочередно снять и вывернуть внутрь все четные кольца вправо (влево), нечетные – влево (вправо), последнее же кольцо остается нетронутым – это центр «цветка»;

в – готовый «цветок». Крепится к ленточному узлу на подарочной коробке.

«Розочка» для отделки одежды

а – сшить два куска ленты шириной 1 см под углом в 90°;

б – поочередно загибать каждый конец 6-8 раз;

в – стопку аккуратно обхватить ладонью и не сильно потянуть за конец «А» по стрелке – получится маленькая розочка;

г – основание «цветка» стянуть ниткой.


Варианты обвязывания подарочных коробок:


крестом по центру (а-б ),

смещенным крестом (в ),

полуромбом (г ),

ромбом (д-е ).

Декоративный цветок крепится к ленточному узлу (е ).

Список использованной литературы

1. Библиотека экстремальных ситуаций. Сборник №5. М. ГИПП «Аэрогеология», 1995

2. Винокуров В. К. и др. Безопасность в альпинизме. М. ФиС. 1983

3. Голдобин В. и др. Узлы. «Рыболов», 1989, № 4

4. Горный туризм. Сост. Тятте Я. Таллин, Ээсти Раамат, 1980

5. Захаров П. П. Инструктору альпинизма. М. ФиС, 1988

6. Ивнев П. В. С крючком, мормышкой и блесной. Н. Новгород. ГИПП «Нижполиграф», 1995

7. Кузьмина М. А. Макраме. М. ПК «Алтай», 1994

8. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Пер. с болг. Коренькова А. М. М. ФиС, 1981

9. Скрягин Л. Н. Морские узлы. М. Транспорт, 1994

10. Тальгейм И., Надольны Г. Галстуки. Пер. с нем. Иванова И. М. Лик Пресс. 1996

11. Школа альпинизма. Сост. Захаров П. П., Степенко Т. В. М. ФиС, 1989

12. Энциклопедия туриста. Гл. ред. Тамм Е. И. М. Научное издательство «БРЭ», 1993

13. Bergsteigen I., Munter W., Hallwag A.G. Bern, 1982

June 1st, 2016

Вспомнил и перечитал тему про . А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).


Восьмерка

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.

Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!

Рыбацкий штык

За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Читать на Don"t Panic: http://dnpmag.com/2016/05/29/10-samyx-poleznyx-morskix-uzlov/

Стопорный узел

Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Вязать узлы человек учится с самого детства. Научившись завязывать шнурки, ребенок вяжет свой первый узел. На протяжении всей жизни трудно даже представить, в каких ситуациях могут пригодиться знания в вязке узлов.

Узел самозатягивающийся - что это

Большинство видов узлов и способов их вязки пришли в современный мир из флота, хотя в этой сфере он применяется нечасто из-за своей ненадежности. Дело в том, что самозатягивающийся узел крепко держится лишь при постоянной нагрузке, в момент ослабления он вполне способен развязаться. Несмотря на это, имеются сферы для его применения.

Это самый простой оригинальный узел и в целом представляет собой одну из простейших видов удавки. Этот узел надёжно выдерживает большой вес и тягу, пропорциональную прочности троса или другого материала, из которого изготовлен. Но нужно быть аккуратным при его использовании, следя за тем, чтобы нагрузка на узел не ослабевала.

Для лучшей надёжности существует несколько вариаций этого узла.

Вязка узла

Способы вязки данного узла относятся к самым простым и быстрым. Всё, что нужно для его создания, это верёвка с ходовым концом и опора. Рыбаки для такой цели используют шпулю.

Конец веревки обматывается вокруг опоры, сформировав, таким образом, открытую петлю. На конце веревки или лески нужно сформировать петельку. Предварительно сделайте вокруг неё обмотку за ходовым концом и заведите закрытую петлю. Ходовым концом петли нужно произвести несколько оборотов и вывести через основную петлю. Потяните за него, узел затянется и при нагрузке проявит всю свою мощь.

Для улучшения прочности самого узла при вязке используется самозатягивающийся узел с полуштыками. Выполняется он не сложнее стандартного. После выполнения основной техники вязки формируется два полуштыка со стороны утяжеления. Максимального эффекта этот вид достигает при выполнении определенных условий:

  • если формируется не по центру;
  • если ходовой конец должен быть направлен в сторону предполагаемого груза.

Где применяется

Во всех сферах жизнедеятельности он найдет свое место. Его часто используют в альпинизме, на складах (их применяют для подвешивания тяжёлых предметов). Рыбаки используют во время вязки снастей для рыбалки с берега.

Популярностью пользуются узлы амортизирующие. Они формируются на дополнительной верёвке, которая используется для объединения запасного крепления в случае разрушения основного. Также существуют самозатягивающиеся узлы для транспортировки грузов или для различных спасательных работ. К таким относятся тормозящий узел, «ремни» и mariner.

Существует два вида креплений - простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Крепление

Крепление зачастую пользуется популярностью у рыбаков. Хотя опытные рыбаки предложили завязывать самозатягивающийся узел для лески без дополнительных деталей, но их использование существенно облегчает жизнь. Крепление помогает фиксировать петли во время вязки, не дает узлу резко самораспуститься, упрощает процесс вязания. На прилавках рыбных магазинов сейчас можно увидеть катушки со стопором для крепления плетенки. Многие рыболовы наматывают леску, которую удерживает шпуля, без лишних креплений, но лишь те, которые набили руку за время многолетнего опыта.

Виды

Всего существует 18 видов самозатягивающихся узлов, но с использованием одной верёвки только 4 вида:

● Классический «прусик».

● Перекрестный.

● С карабином «арб».

● Узел Бахмана (с карабином).

Количество витков нестабильно, при необходимости его можно увеличить.

Необходимо выделить один из самых сильных узлов - узел констриктор. Он получил свое название от зоологического названия удава - Boa constrictor, который одерживает победу над своей жертвой при помощи удушения. Этот с

амозатягивающийся узел для веревки надежен, выполняется с применением закругленных предметов вместо опоры. Как только опора исчезает, он самораспускается.

Использование узла рыболовами

Активно используется рыбаками самозатягивающийся узел для макушатника. Он представляет собой конструкцию из бруска макухи с грузиком. Связать такую снасть довольно просто.

Для этого понадобится леска, двойной поводок и грузило. Специальное грузило необходимо приобрести в магазине, иначе всё приспособление может стать неудачным. Чаще всего она похожа на подкову с отверстием по центру изделия. Брусок макухи затягивается при помощи самозатягивающегося узла и обвешивается крючками.

Для оформления снасти берется леска 4 мм в диаметре и до 50 см в длину. Леска просовывается через отверстие в грузила до середины, после чего она выводится наверх. На неё надевается изоляция, и делается петля. После этого формируется самозатягивающийся узел, на который крепится макуха. Изоляция служит креплением для длинного поводка со стороны свободного конца лески, на который крепится вертлюга, чтобы защитить от перекручивания леску на течении. Закрепив брусок жмыха с крючками, вы можете считать, что задача выполнена. Заготовка крепится с помощью карабина к основной леске. Приманка готова к забрасыванию. Попадая в воду, она постепенно намокает, и рассыпающийся жмых из макухи распространяется в водоеме, завлекая желаемую рыбу.

Морской

Первоначально самозатягивающийся узел для веревкисоздавался моряками для крепления парусов и различных предметов на палубе. Надежные узлы - залог успеха, ведь моря и океаны такие неспокойные. В период расцвета мореходства существовало более 500 видов узлов. Вязка морских узлов - это целая наука. Но с внедрением парового двигателя необходимость в парусах пропала, узлами стали пользоваться меньше. Да и изменение состава материалов тросов и верёвок послужило тому, что некоторые узлы утратили свою эффективность.

Самозатягивающийся узел в морском деле использовали для крепления к цилиндрическим предметам. Его попросту называют удавка, так как петля для висельников завязалась по такому же принципу. В случае отсутствия нагрузки или при переменной тяге ходовой конец выскальзывает, распуская весь узел. Это и стало причиной отказа от его применения. Поэтому на флоте начали использовать узел констриктор и самозатягивающийся с полуштыками. Особенность его вязки в том, что сам узел размещается со смещением, так чтобы ходовой конец был направлен в сторону груза. За счёт этого он не будет так быстро выскальзыва ть.

Преимущества

Узел самозатягивающийся получил своё признание в первую очередь благодаря простоте вязания и высокой эффективности. Несмотря на ненадежность, его часто используют, но в том случае, когда уверены в наличии постоянного утяжеления. При формировании узла не требуются дополнительные материалы или приспособления. Основная задача, с которой он блестяще справляется - выдержать нагрузку, пропорциональную плотности троса (верёвки, лески, троса), из которого узел вяжется.

При наличии постоянного утяжеления узел не способен развязаться самостоятельно, только вручную, что также не доставит хлопот. Он так же просто развязывается, как и завязывается. Такое преимущество оценили рыбаки и альпинисты, для которых каждая секунда дорога. Это свойство выводит данный узел в лидеры.

Научиться вязать удавку может даже ребенок, а правильное использование способствует максимальной реализации ожидаемого результата - надежному удерживанию большого веса.

Искусство вязания узлов может пригодиться во многих случаях. Существует множество нюансов при работе с веревкой, бечевкой, канатом, фалом и тросом из-за различной толщины материала и прочности, от которой, в конечном счете, может зависеть ваша безопасность и даже жизнь. Веревка всегда должна находиться в снаряжении туриста, охотника или рыбака.

При необходимости выживания в природе, с ее помощью можно изготовить: одежду, обувь или «болотоступы» для преодоления заболоченной местности; переправиться через реку и горную расщелину; перевязать рану и наложить шину; сделать плот; шалаш и т.д.

Узлы и обвязки при передвижении и преодолении препятствий

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Успешность применения веревки во многом определяется умением правильно вязать узлы и обвязки.

Узлы для связывания двух веревок

Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом прямым («морским») или ткацким (фото 1, 2) . При разной толщине веревок применяют прямой (фото 3, 4) и брамшкотовый узел (фото 5, 6, 7) .

При вязке узлов не следует забывать о том, что на концах связанных веревок необходимо делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы, при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в саморазвязывающемся варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Фото 2 Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6 Фото 7

Узел для петель и обвязки.

Применяется для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания человека при организации страховки.

Наиболее распространенный узел «проводника» (фото 8, 9) . Данный узел прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.

При страховке эти узлы используются обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.

Обвязка-седло вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.

Фото 8
Фото 9

Вспомогательные узлы

«Схватывающий» узел (фото 10, 11) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т.п. Своеобразие узла состоит в том, что будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки или петлей. При вязке узла на обледенелой веревке, вторую половину узла следует закончить лишь одним оборотом, т.е. сделать узел асимметричным.

Узел «удавка» (фото 12, 13) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Фото 10
Фото 11

Фото 12
Фото 13

Узлы для прочего использования

Трос, продетый в небольшое отверстие, нередко приходится утолщать с одной стороны, чтобы избежать проскальзывания. С такой необходимостью можно столкнуться при крепеже веревки к саням, при изготовлении поводка для собаки и т.д. При буксировке автомобиля вручную, этот узел станет хорошим упором для рук.

Очень быстро вяжется, но развязать его довольно затруднительно, особенно если он туго затянут. Кроме того, он нередко портит трос. Если же трос обрывается, то обычно именно в том месте, где был узел (фото 14, 15) .

Фото 14
Фото 15

Если лишний раз продеть конец троса в петлю, получится узел восьмерка . Он развязывается гораздо легче предыдущего. Он надежен везде: на струне гитары, на ручке к ведру и т.д., его вполне можно использовать и как стопор в блоке. При этом он значительно меньше портит трос (фото 16, 17) .

Фото 16
Фото 17

Многократная восьмерка получится, если сложить трос вдвое, несколько раз обвив его поперек узором восьмерки. Он пригодится в качестве ручки к собачьему поводку и т.п. (фото 18, 19, 56, 57) .

Фото 18
Фото 19

Фото 56
Фото 57

Как и простой, быстро вяжется, но трудно развязывается. Хорошо держится на растительных тросах, а на синтетических тросах и леске «ползет» (фото 20, 21) .

Фото 20
Фото 21

Вяжется на основе восьмерки. Он надежен, не портит трос, хорошо развязывается. Крепко держит даже на рыболовной леске.

Выполнив одним тросом восьмерку, концом второго повторите первое сплетение, но навстречу ему, затяните (фото 22, 23) .

Фото 22
Фото 23

Рифовый узел (прямой) повсеместно применяется в быту для связывания двух веревок. Вяжут его несколькими способами: бытовым, морским и ткацким.

В быту Рифовый узел вяжется поочередно. Так удобнее крепить бинт на ране или стягивать бечевку. В морском варианте трос продевается вовнутрь и по кругу назад. Недостаток этого узла является то, что он плохо держит на леске (фото 24, 25) .

Фото 24
Фото 25

Имеет восемь переплетений и не портит даже стальные тросы, не затягивается и не ползет. Перед приложением сильной нагрузки сначала затяните его руками, чтобы в дальнейшем он не перекручивался (фото 26, 27) .

Фото 26
Фото 27

Прочно держит две поперечные рейки даже без помощи гвоздей. Используется для удержания округлых стержней, полок, поднятия тяжестей, для упаковки емкостей (фото 28, 29) .

Фото 28
Фото 29

Удавка (с полуштыками) при всей своей незатейливости с успехом применяется для подъема значительных тяжестей – рельс, бревен и т.д. Сначала вяжутся два полуштыка, затем трос обносится вокруг предмета и 3-4 витка укладываются внутри петли, способствуя самофиксации удавки. Сам узел укладывается в стороне от середины бревна. Без полуштыков подъем тяжестей недопустим (фото 30, 31, 54, 55) .

Фото 30
Фото 31

Фото 54
Фото 55

Проста и надежна. Сложенный вдвое трос вяжется одним быстрым движением простым узлом. Петля не ползет даже на синтетической леске, но затягивается слишком туго и ослабляет трос, перегибая его.

Дубовая петля, связанная в середине троса, используется как петля проводника у альпинистов, для прикрепления к одному тросу нескольких человек в связку. Она удобна и для уменьшения длины троса в случае сомнения в его прочности (фото 32, 33) .

Фото 32
Фото 33

Вяжется на основе восьмерки. И хотя она немного сложнее, но зато развязывается гораздо легче и не ослабляет трос (фото 34, 35) .

Фото 34
Фото 35

Бурлацкие петли вяжутся, когда надо впрячься в трос, сделать деревянную лестницу и т.д. Сделав виток, подвиньте один из его краев на трос. Просунув ладонь под трос, вытяните верхний конец на себя. Перед использованием петли проверьте ее, натягивая, так как бурлацкая петля может немного ползти вдоль, пока не зафиксируется (фото 36, 37) .

Фото 36
Фото 37

Беседочный узел (булинь) удобен для спуска с высоты и широко используется альпинистами. Вяжется за несколько секунд, даже в полной темноте, разными способами. Например, оберните себя по талии тросом и проденьте в петлю свободный конец снизу вверх. Обведя ходовой конец вокруг коренного, заведите его снова в петлю вниз и к себе. Потянув за концы одновременно вверх и вниз, зафиксируйте узел (фото 38, 39) .

Фото 38
Фото 39

Внизу (фото 59-64) изображена пошаговая хронология вязания «беседочного узла» . Данный узел идеально подходит при завязывании на тросах, в том числе не толстых стальных, когда необходимо буксировать транспортное средство. «Беседочный узел» также легко развязывается, как и вяжется.

Фото 59 Фото 60 Фото 61
Фото 62 Фото 63 Фото 64

Применяется для спуска или подъема даже безвольно обвисшего, потерявшего сознание человека. Одну из петель можно сделать больше другой, тогда в одной можно будет сидеть, а другая будет находиться под мышками, не сковывая движение рук. Если обе петли одинаковы, то тогда в них опускаются обе ноги, а под мышками вяжется один или два полуштыка. Этот же узел можно использовать и для переноски длинных предметов (фото 40, 41) .

Фото 40
Фото 41

Если на тросе необходимо завязать петлю, не используя самого троса, вяжется лиановый узел . Он хорошо держится под нагрузкой на сухом тросе, особенно, если завязан веревкой немного меньшего диаметра, чем основной. Но на обледенелом или мокром тросе он может соскользнуть. Связанную вкруговую веревку вяжут глухой петлей, оборачивая вокруг троса дважды. Далее остается лишь вывести петлю и зафиксировать узел в нужном месте. В петлю навешивают груз или используют ее как ступеньку (фото 42, 43) .

Фото 42
Фото 43

Для простейшей затягивающейся петли одним круговым движением вяжется бегущий простой узел . Проведите трос сквозь петлю и получите простой узел для крепления конца троса, связывания тюков и т.д.

Более надежен бегущий узел на основе восьмерки . Он затягивается плавно и развязывается проще, чем предыдущий. Ходовым концом просто «нарисуйте» восьмерку (фото 44, 45) .

Фото 44
Фото 45

В случае, когда петля должна быть переброшена на какое-то расстояние (на берег, лодку, через расщелину), то ее утяжеляют эшафотным (висельным) узлом . Если масса петли все равно окажется маловатой, достаточно будет вымочить ее в воде. Сложите веревку втрое и обвейте круговым движением вверх на нужное количество «этажей». Конец проденьте в петельку и потяните за правое крыло петли, фиксируя его (фото 46-49).

Фото 46
Фото 47

Фото 48
Фото 49

Для быстрого развязывания двух тросов используют двойной рифовый или фалевый узел (фото 50, 51) . Он широко используется в быту под названием двойной бантик .

Фото 50
Фото 51

Если вам на привале придется стреножить лошадь, пригодится специальный стреножный узел . Он состоит из трех сплетений рифового узла. Для стреноживания узлы не затягиваются слишком туго, чтобы конь мог немного двигать передними ногами. Для вязки в этом случае практичнее использовать мягкий поясок из натуральной кожи (фото 52, 53) .

Фото 52
Фото 53

В конце статьи добавлены ссылки на два видео. На видео слева Владислав демонстрирует использование узлов и »Многократная восьмерка» . С их помощью перетаскивается полено весом около 70 кг. А на втором видео (справа) демонстрируется завязывание и развязывание ‘‘беседочного узла» для буксировки транспортного средства.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: [email protected]