Село Лаки – партизанская Хатынь Крыма. Деревня Лаки — Крымская Хатынь Лаки крым как добраться

Актуальность: Во время планирования маршрута экспедиции, информация о селе Лаки была обнаружена в интернете случайно и судьба этого села привлекла нас не столько трагической историей расстрела жителей в Великой Отечественной войне, сколько своей послевоенной историей и заброшенностью, а также символичностью уцелевшего храма святителя Луки.

Цель: Проследить трагическую историю жизни села (Лаки) Горянка.

Задачи:

    Изучить литературные источники

    Организовать радиальный выход в село Горянка во время весенней экспедиции по Крыму.

    Попытаться выяснить, почему с этим селом власти поступили столь жестоко – уничтожили полностью, не оставив даже фундаментов домов

    Выяснить, что сейчас происходит на месте исчезнувшего села (сфотографировать, побеседовать с людьми) и каковы его перспективы.

    Собрать материал для включения в путеводитель по святым местам Крыма

Методы:

    Поиск информации в Интернете

    Наблюдение

    Фотографирование

    Беседа с местными жителями

Село Лаки (Горянка)

И сегодня обидно пожилому человеку, что "перекопали все, не оставив даже фундаментов - свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делись люди". Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает.

Чудо, что сельский храм, несмотря на все катаклизмы тяжелого ХХ века, выстоял. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 году на месте старой деревянной церкви 16 века. Над главным входом дата "год 1904" и надпись на новогреческом, слова Христа: "Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и аз упокою (вас)". Поврежден алтарь, купол, колокольня, но сохранились фрески. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчеркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.

Это храм-памятник, его израненные своды словно поддерживают души сожженных людей. Храм не смогли разрушить ни большевики, ни немцы, ни безбожники. Он выстоял, чтобы донести до нас печаль и трагедию греческого села Лаки.

История окончательного исчезновения села

После насильственной высылки с территории полуострова крымских татар настала очередь других национальных групп. 29 мая 1944 г. народный комиссар внутренних дел Л.П. Берия докладывал И.В. Сталину: «После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выявлению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента, проческа и пр. На территории Крыма учтено проживающих в настоящее время болгар - 12 075, греков - 14 300, армян - 9919» (в 1939 г. среди жителей полуострова насчитывалось: болгар 15 353 - 1,4% ко всему населению, греков 20 652 - 1,8%, армян 12 873 - 1,1%1). О греках Берия сообщал следующее: «Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т. д.». Вот и все «обвинения»!

Вывод Берии был следующим: «НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян». Это относилось и к партизанам, подпольщикам, к лицам, совершенно не запятнавшим себя сотрудничеством с оккупантами. 2 июня 1944 г. И.В. Сталин подписывает постановление Государственного комитета обороны № 5984, согласно которому НКВД обязывалось «дополнительно к выселению по постановлению ГКО № 5859сс от 11 мая 1944 г. крымских татар выселить с территории Крымской АССР 37 тыс. чел. немецких пособников из числа болгар, греков и армян», которых «направить для расселения в сельском хозяйстве, в подсобных хозяйствах и на промышленных предприятиях следующих областей и республик: Гурьевская обл. Казахской ССР - 7000 чел., Свердловская обл. - 10 000 чел., Молотовская обл. - 10 000 чел., Кемеровская обл. - 6000 чел., Башкирская АССР - 4000 чел.». В апреле 1944 года жители уже начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал .

Операция по выселению болгар, греков, армян, иноподданных прошла 27 июня 1944 г. Людям давалось несколько часов на сборы, а далее в товарных вагонах под дулом автоматов их отправляли в неведомые края. 4 июля Берия доложил Сталину, что выселение из Крыма татар, болгар, греков, армян закончено. Всего выселено 225 009 чел., в том числе татар - 183 155, болгар - 12 422, греков - 15 040, армян - 9621, немцев - 1119, иноподданных - 3652 чел. «При проведении операции по выселению на местах и в пути происшествий не было». Положение спецпоселенцев, особенно в первые годы, было крайне тяжелым. Им зачастую приходилось жить в неприспособленных помещениях, скудно питаться, страдать от болезней и т.п. Как результат - высокая смертность. С момента первоначального вселения на новые места до 1 октября 1948 г. смертность крымского контингента (высланные с полуострова всех национальностей) была выше рождаемости в 6,8 раза. За 1945-1950 гг. из числа спецпоселенцев-крымчан умерло 32 107 человек.

Официальный сайт паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии.http://www.palomnik.crimea.ua/

Серман Б. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963 г. http://koechto-o.narod.ru/pages/articles/books/zakaldaev_track/route8.html

Обновлено: Авг 2, 2013


Деревня Лаки. На карте не ищите!

Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки (Горянка) — деревни удивительной и героической истории.

Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар Ялта и Ай-Илья.
Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. Сколько лет этим сооружениям — сто, триста, шестьсот?… Считается, что название Лаки, или Лака, в переводе с греческого и означает бассейн .

Места эти обитаемы с давних времён. В районе д. Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы — небольшой крестово-купольной церкви XIII — начала XIV вв., представляющей по форме куб с равными ветвями креста, тремя апсидами и четырьмя стоящими восьмигранными колоннами, а недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом .
Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, построенной в 1904 г. Святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, но в особенности греками, которым он, тоже грек по национальности, хотя и уроженец Сирии, был особенно близок. Тем не менее, странно, что лакский храм был единственным храмом во имя св. Луки в Крыму . Апостол Павел называл св. Луку врачом. Кроме этого св. Лука знал искусство живописи.

Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола.


Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

Теперь нет этой деревни.
Не найти ее на картах и в путеводителях. Нет ее и на земле, под нависшими над садами скалами.
«К сожалению, нет уже с нами тех людей, кто помнил запах этой земли, вид этих гор в любое время года, цветение табака, аккуратные домики с палисадниками, маленький магазинчик, у которого судачили женщины и дымили трубками старики, церковь, улочки, на которых стояли кувшины с бекмесом — яблочно-грушевым напитком. Это — для всех. Подходи любой, пей, пожалуйста!»
Но не только бекмесом угощали здесь друг друга и гостей. Добрые люди жили в Лаках: стол — полная чаша, и хозяева всегда радовались гостям.
Не только знойно-синее небо, крутые, словно специально обтесанные скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Жили в ней вольнолюбивые, свободные люди. Много замечательных людей выросло на лакской
земле.

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит.

Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже более 60 лет:
В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова. Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Крымская Хатынь называлась Лаки.
Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.

…«Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки . Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли.» Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского.

«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963 г.).

Еще одним свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.
«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»
Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.
Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь.

(Новости Крыма) 23 марта исполняется 74-я годовщина уничтожения фашистскими карателями и их прислужниками – «хиви» из деревни Коуш греческой партизанской деревни Лаки в Бахчисарайском районе. Эта карательная акция осуществлена в 1942 году и всегда останется в памяти поколений и как жесточайший акт геноцида, и как несмываемое пятно позора, лежащее на палачах его осуществивших.

Первым населенным пунктом, с которого началась реализовываться одна из самых бесчеловечных форм геноцида в Крыму –сожжение населенных пунктов с мирным населением, был рабочий поселок Чаир в Бахчисарайском районе, уничтоженный 4 февраля 1942 года. Вторым стало село Лаки. На поселке Чаир и деревне Лаки карателями оттачивали практику последующего уничтожения десятков населенных пунктов Крыма с его жителями.

Захват и уничтожение

История гибели деревни Лаки описана достаточно подробно. Вспомним ее еще раз в этот памятный день: «Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны?» Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича СПАИ, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда… Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком… «23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос… в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай…» в село Биюк-Онлара (ныне поселок Октябрьское https://www.krimoved.crimea.ua/region5.html).

«Так будет со всяким, кто действует против немцев»

Благодаря рассекреченным архивам МВД СССР, удалось узнать и одну неизвестную ранее страницу истории уничтожения этого села. Из протокола допроса старшей переводчицы Севастопольского отделения «СД» ОБИДОВОЙ-ХАЛИЛОВОЙ от 14 октября 1947 года было установлено, что «летом 1943 года МАЙЕР (начальник немецкой службы безопасности в Севастополе, штурмшарфюрер СС. – Авт.) был вызван в Симферополь с командой добровольцев-татар. По возвращению (…) МАЙЕР рассказал мне, что по указанию оберштурмбанфюрера ЦАПП (…) командира полиции и службы безопасности Крыма (…) и при прямом его, МАЙЕРА, участии за содействие партизанам ими были расстреляны все жители деревни Лаки Бахчисарайского района и деревня сожжена до тла.

Добровольцы-татары Мамедов Айдер Сеид Али и Мамедов Белял рассказывали мне об этом более подробно. Они говорили, что кроме них в деревню Лаки были стянуты еще части «СС», солдаты которых вырывали у женщин из рук маленьких детей и бросали их в горящие избы.На глазах у стариков солдаты эсэсовских частей расстреливали их сыновей и дочерей (так, давая подобные показания татары-каратели спасали свою шкуру, обвиняя в преступлениях своих сообщников. – Авт .).После истребления всего населения и сожжения деревни, немцы прибили кругом щиты с надписью на немецком и русском языках: (…) «Так будет со всяким, кто действует против немцев». (Следственное дело № 234 по обвинению немецких военных преступников: 1.Еникке Эрвина … и других в количестве 12 человек в преступлении, предусмотренном ч. 1-й Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 апреля 1943 года. МВД СССР. Севастополь. Октябрь-ноябрь 1947года. До воссоединения Крыма с Россией — Архив Главного управления СБУ Украины в АР Крым.д. 2262. Т.1. л. 21).

Пусть память о прошлом вас не тревожит?

А как же сейчас обстоят дела с увековечиванием памяти трагедии партизанской деревни Лаки и партизанского поселка Чаир в Бахчисарайском районе?У районных чиновниках память об этих «хатынях» не в чести. О них не просто забыли, создается впечатление, что ВЛАСТИ ИХ СОЗНАТЕЛЬНО ЗАМАЛЧИВАЮТ! Так, Бахчисарайский райсовет и администрация района, организаторы проходившего 11 декабря 2015 года круглого стола в Бахчисарайской райадминистрации, в его названии — «72 годовщина трагедии сел Бахчисарайского района, сожженных нацистами в годы ВОВ…» хронологически исключили уничтожение населенных пунктов Чаир(4 февраля 1942 года) и Лаки (23 марта 1942 года), сдвинув начало гитлеровских карательных акций на год позже. Правильно – 73-я годовщина!!! А редакция районной газеты «Слава труду» в двух публикациях повторила эту ошибку, и исправлять ее на поступившее замечание от историков, так же как и Бахчисарайский районный совет,категорически отказалась (!)

В этом году памятные дни гибели этих населенных пунктов на уровне района не отмечались, никаких официальных мероприятий организовано не было.Никакой информациио существовании таких памятных дней партизанских поселка Чаир и села Лаки в идеологическом рупоре района –газете «Слава труду» и других средствах массовой информации района — не было опубликовано.

Получается, что для бахчисарайских чиновников нет в истории места уничтоженным гитлеровцами партизанскимхатыням? Этот вывод корреспондируется и с тем фактом, что к памятному дню сожжения поселка Чаир –4 февраля — в вестибюле Бахчисарайской районного совета и администрации района развернули выставку, посвященную уничтожению в годы Великой Отечественной войны… деревни Синапное (бывш.Улу-Сала), которое произошло22 декабря 1943 года.Кому выгодно такое вызывающее противопоставление двух трагедий с замалчиванием драматической истории поселка Чаир?

Неудобные вопросы чиновникам

Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 18 мая 2011 года №369-6/11территория бывшей греческой деревни Лаки в Бахчисарайском районе объявлена культурно-историческим памятником местного значения «Деревня Лаки» и даны конкретные поручения по его реализации Совету министров Крыма, Бахчисарайской районной государственной администрации со сроками их исполнения.

Прошло пять лет. Вопрос к первым должностным лицам Республики Крым и Бахчисарайского района: как реализуется это постановление? НИКАК!!!Ни один из пунктов указанного постановления не выполнен.

Включено ли создание культурно-исторического памятника «Деревня Лаки» в разрабатываемый проект схемы территориального развития Республики Крым? – По тем документам, которые выложены в интернете,НЕТ!!!

Включен ли культурно-исторический памятник «Деревня Лаки» в разрабатываемый проект схемы территориального развития Бахчисарайского района Республики Крым и в разрабатываемую Стратегию социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2030 года? – НЕТ!!!

Включена ли реализация культурно-исторического памятника «Деревня Лаки» в разрабатываемую Стратегию социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2030 года? – НЕТ!!!

И еще один факт. В Бахчисарайском районе впервые в Российской Федерации (на уровне районов) разработан в первой редакции Военно-исторический календарь Бахчисарайского района, который до последнего времени публиковался частями в газете «Слава труду». А сейчас по необъяснимым причинам эта публикация прекратилась…

Вот так в Бахчисарайском районе реализовывается Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493.

Для всех честных людей и патриотов России

Трагическая гибель партизанской деревни Лаки 23 марта 1942 года — не только символ вечной скорби и печали о понесенных жертвах, но и символдоблести, мужества, героизма, несломленной духовной силы, гордости за наших героических предков, выстраданную народную победу над фашизмом. И никакие бюрократические противодействия чиновников не сотрут память о нашей великой истории.

Заслуженный архитектор Республики Крым, Почетный гражданин города Бахчисарая В. Н. БОРИСОВ

Новости партнеров

© Все права защищены. Читайте "Крымские Новости" в

Горный Крым богат на удивительные места. Одно из них, в междуречье Качи и Бельбека , в эпоху княжества Феодоро вполне могло бы носить загадочное имя «край часовен». Эта долина находится в горах, на высоте в полкилометра над уровнем моря. Она со всех сторон окружена холмами, поросшими лесом. Чтобы найти к ней путь, за точку отсчета можно взять Сюйреньскую крепость: ниже по склону раскинулось село Куйбышево. От этого села путь лежит вверх, по извилистой тропе на север, и конечную цель вы ни за что не пропустите: подъем резко закончится, и вы замрете от восторга при виде открывшейся внизу панорамы.

Когда-то в Средние века здесь было городище с крепостью Керменчик, теперь это село Высокое (самый высокогорный крымский поселок). Сама крепость стоит выше метров на 200, и находится в 500 метрах от села. С южной стороны крепости была башня-донжон, а общая протяженность оборонительной стены — около 250 метров. До сих пор никаких серьезных раскопок здесь не было, это стандартный замок-убежище того времени.

Итак, ничего уникального в этой крепости нет. Что же здесь такого, что так удивляет и поражает? Дело в том, что на очень скромной по размерам территории, включающей ближайшие окрестности Керменчика и деревни Лаки (ее сейчас нет), находится 14 часовен и церквей . Сейчас это всего лишь остатки бывших храмов, когда-то разбросанных по всей долине.

Известны даже названия некоторых церквей: к сожалению, их только девять. Восемь из них – это церковь Святой Троицы (она была главной в Керменчике), Успения Богородицы, Космы и Дамиана, Иоанна Предтечи; еще известны церкви Святой Евфимии, Феодора Тирона, Максима и Феодора Стратилата. Все они небольшие, и сейчас от них остались лишь развалины, но где еще в нашей стране вы найдете подобное?

Девятая церковь с названием – это храм Святого Луки (к счастью, сохранившийся после уничтожения фашистами в 1942 году села Лаки и его жителей). Он самый целый из всех, потому что был возведен в 1904 году (до него на этом месте стояла деревянная церковь шестнадцатого века). Главный вход в храм – западный. Прямо над входом на портале надпись «ETOΣ 1904» (год 1904). Если поднять глаза выше, можно увидеть фразу из несколько слов, вырезанных полукругом, — «NAOΣ TOY AГIOY КAI EYAГГEЛIΣ TOY ЛOYKA», что означает в переводе с новогреческого «Храм Святого и Евангелиста Луки».

Внутри храма в советское время ободрали штукатурку с росписью. Тем не менее, некоторые изображения можно различить: частично сохранились фрески евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они изображены символически, соответственно как ангел (посланник в мир Сына Божия), лев (символ могущества и царского достоинства Иисуса), орел (высота и Божественные тайны учения евангелистов) и телец (жертвенное искупительное служение). Сейчас местность, прилегающая к церкви, наводит трепет своей тишиной. Есть один только маленький скит, где живут и молятся монахи-отшельники.

Если возникнет желание, можно полюбоваться замечательным видом Лакинской котловины и окрестностей, в том числе огромного скального массива, на северо-запад от бывшего села Лаки. Панорама эта открывается с горы Святого Ильи и с ее склонов.

Как добраться

Если вы решили ехать в Лаки общественным транспортом, то удобнее всего начинать свое путешествие от города Бахчисарай. В Бахчисарае есть остановка автобусов до села Синапное. Из автобуса надо выйти за селом Баштановка, где вы увидите поворот с основной дороги направо. На этом месте стоит указатель «Лаки 8 км». Выходите здесь, и двигайтесь дальше по направлению указателя (кстати, следующий населенный пункт за Баштановкой — это самый ближайший к долине поселок Машино, в 8 километрах).

Идти к селу Лаки придется все время в гору. Асфальтированная дорога, по которой вы начнете путь, в конце упирается в воинскую часть: туда вам не нужно. Свернуть с нее налево надо практически сразу за мостом, так вы выйдете на грунтовую дорогу. Идите дальше по ней, и через десять километров вы увидите перевал. Взгляните на карту: место, где было село Лаки, находится на седловине перевала. Посмотрев налево, вы увидите гору святого Ильи с развалинами часовни святой Троицы, а направо, – гору Татар-Ялта. Если будет желание искупаться, то за перевалом есть несколько озер.

Автомобилем, если погода сухая, можно добраться по грунтовке. Для этого надо свернуть с шоссе Бахчисарай – Синапное между Баштановкой и Машино. Так же, только с другой стороны, можно добраться от села Высокое.

О МЕСТАХ СИЛЫ

Местами силы являются особые территории, разбросанные по всей планете. Они отличаются яркими особенностями и сильным воздействием на человека. Чаще всего, места силы, которые имеют природное происхождение, выразительно выделяются на общем фоне. В их число могут входить горы-одиночки или целый массив, который можно отличить из другой массы по целому ряду признаков (Килиманджаро, Белуха, Кайлас), источники воды, озера, водопады. Древние цивилизации приписывали таким местам огромную сакральную значимость. Возводились особые постройки, которые усиливали позитивное влияние на окружение и человека в частности. Это и пагоды, и пирамиды, и дольмены, и каменные круги и многое другое.


раньше в этой долине было небольшое греческое село Лаки, теперь же остатки разрушенной церкви и старое кладбище


Удивительная природа..здесь тихо...ты остаешься один на один с собой


Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века.


Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке "Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою". А на нижней арке надпись: "Храм святого евангелиста Луки".


Церковь Св. Луки – типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток.


Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Орнаментальная роспись пилонов утрачена. Главный западный вход в храм оформлен порталом.


Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом изображен евангелист Матвей, львом символизируется евангелист Марк, евангелисты Лука и Иоанн изображением орла и тельца.




А деревни в которой раньше стояла эта церковь уже нет..как и жителей
Их убили фашисты


Убили зверски...Их сожгли..Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.


Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

– Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел". Такое забыть нельзя...

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю "черную" работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге "Греки Крыма" приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь.

После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.


Я посетил эти места в апреле 2008 года. Как раз на пасху