Церковь иоанна воина на якиманке расписание. Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Вконтакте

Церковь Святого Иоа́нна Воина на Якиманке в Москве - православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка

Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор .

История

Низменности между современной улицей Большая Якиманка и , регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.

N. A. Naydenov , Public Domain

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1785-1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и С. -Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как талантливый проповедник.

В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.

NVO , GNU 1.2

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

Архитектура

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

Архитектор остался неизвестным; сходство с предполагает работу Ивана Зарудного.

Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Фотогалерея



Полезная информация

Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

г. Москва, ул.Б.Якиманка, д.46

Святыни

Южный придел храма - во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный - свт. Димитрия Ростовского; приставной - великомученицы Варвары

В храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.

В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами - в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» - пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.

Церковь Иоанна Воина расположена в Москве, на улице Большая Якиманка. Она была построена в XVIII веке. Храм никогда не закрывался и принимал христиан даже в годы гонений на церковь. Именно поэтому ему удалось сохранить атмосферу старой Москвы и преемственность поколений.

У этой церкви есть и еще одна особенность. Дело в том, что здесь хранится множество святынь из других московских храмов, которые в свое время были закрыты или разрушены. В частности, здесь можно увидеть храмовые иконы из церквей Иоакима и Анны и великомученицы Варвары.

История и строительство храма

Самое первое упоминание о церкви датировано 1625 годом. В то время в этом районе Москвы проживали стрельцы вместе со своими семьями. Своим покровителем они считали Иоанна Воина, а потому на свои средства построили в честь него храм.

Но после стрелецкого восстания и его подавления, оставшиеся в живых стрельцы, бежали из этих мест, прихватив с собой жен и детей. Поселение опустело, и вместе с ним опустела и церковь. А в 1708 году в этих краях произошло сильное наводнение, из-за чего храм фактически оказался затоплен.

В 1708 году мимо церкви проезжал Петр I. Он обратил внимание на людей, которые добирались до храма на лодках. Удивившись, царь приказал построить на возвышении новую церковь и выделил на ее строительство 300 рублей (огромную по тем временам сумму). Проект нового храма Петр I поручил разработать любимому архитектору Ивану Зарудному.

Строительство продолжалось 9 лет. В 1717 году церковь освятили и провели в ней первое богослужение. В честь этого знаменательного события царь прислал новому храму несколько подарков. Среди них были золотые сосуды для литургии, тяжелая гиря на массивной цепи и картина с надписью «Аптека, врачующая грехи». Гирю повесили прямо над входом, чтобы она постоянно служила напоминанием о порядках во время службы.

В 1812 году в Москву вошли войска Наполеона. Французы, которые непрерывно занимались мародерством, почему-то решили, что в церкви спрятан клад. Они разграбили храм, выломали в нем все двери и разбили полы, но никаких сокровищ, естественно, не нашли. Уходя из столицы, оккупанты устроили пожар, в котором погибло множество старинных зданий. Однако до церкви огонь, к счастью, не дошел.

После изгнания Наполеона храм начали потихоньку приводить в порядок. В нем заново освятили все престолы, отремонтировали поломанные двери и полы. К 1840 году, благодаря старанию прихожан, удалось полностью восстановить все внутреннее убранство.

В советское время церковь не закрывалась. Однако в 1922 году у нее конфисковали все имущество, включая иконостас и колокола. Настоятель храма, протоиерей Христофор Надеждин, был арестован по надуманному обвинению и вскоре расстрелян.

Позже церковь Иоанна Воина стала хранительницей святынь из закрытых и разрушенных храмов столицы. А также здесь находятся иконы из часовен московского Кремля.

Архитектура церкви

Имя зодчего точно неизвестно, но считается, что им был Иван Зарудный - любимый архитектор Петра Великого. В пользу этой версии свидетельствую характерные для Зарудного элементы декора и сходство храма с Меньшиковой башней также построенной этим архитектором.

Храм выполнен в стиле русского и украинского барокко. Однако в некоторых элементах можно усмотреть и европейское влияние, характерное для всей эпохи Петра.

В целом же церковь вполне соответствует канонам московской архитектуры того времени. Она построена в форме «корабля» и состоит из трех частей: самого храма, трапезной и колокольни, которые вытянуты с востока на запад. При этом храмовая часть выполнена в виде «восьмерика на четверике», что тоже характерно для русской храмовой архитектуры. Однако Зарудный спроектировал и декорировал храм так, что издалека он напоминает ротонду - круглую беседку.

Церковь отличается декором, тщательно продуманным для каждого яруса. Окна храма обрамлены белокаменными ветвями и орнаментом в виде цветов, поэтому храм выглядит очень нарядным.

К храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. В ее конструкции использовался все тот же «восьмерик на четверике», но вместо привычного для той эпохи шатра, она увенчана необычной главкой на восьмигранном барабане. Декор у колокольни довольно скромный, и единственное ее украшение - это роспись «в шахмат» на куполе и одном из четвериков.

Церковь окружена небольшим живописным двориком. Он огорожен старинной кованной оградой, которую украшает причудливый орнамент из вьющихся ветвей с листьями. Ограда относится к елизаветинскому барокко и считается настоящим шедевром художественной ковки.

Святыни храма

Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:

Святыни храма




А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.

Социальная и миссионерская деятельность

При храме работает воскресная школа, в которую принимают детей от шести лет. В ней дети знакомятся со Священным Писанием, с православной символикой и культурой, участвуют в экскурсиях и в различных праздничных мероприятиях.

Для прихожан постарше в церкви организован молодежный клуб. Его участники совершают паломнические поездки в другие города, слушают лекции и устраивают литературно-музыкальные вечера.

Приход активно занимается благотворительностью. В частности, он взял шефство над коррекционной школой-интернатом в городе Кашине (Тверская область), где учатся полторы сотни детей. Прихожане оказывают школе материальную и финансовую поддержку, собирают для детей продукты, одежду, игрушки и книги.

Работа храма Иоанна Воина

Адрес церкви: город Москва, улица Большая Якиманка, дом 46, строение 1.

Проще всего добраться до церкви от станции метро «Октябрьская». Выйдя из метро, нужно перейти на другую сторону улицы и пройти мимо «Школоданицы», банка «Открытие», кафе Панчо Вилья и кафе Ichiban Boshi. Сразу за этими кафе будет виден храм Иоанна Воина на Якиманке.

Расписание богослужений.

Расписание служб может меняться в зависимости от времени года.

Престольные праздники (даты указаны по новому стилю):

  • Иоанна Воина - 12 августа.
  • Гурия, Самона и Авива - 28 ноября.
  • Дмитрия Ростовского - 10 ноября, 4 октября и 1 августа.

Обязанности настоятеля храма временно исполняет протоиерей Геннадий Героев.

Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).

Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).

По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас - современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.

Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе - окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).

В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.

В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.

Святыни: иконы - Владимирская Божией Матери с клеймами, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина с житием, праведных Иоакима и Анны с клеймами - из одноименного разрушенного храма (в отдельном киоте у южной стены Димитриевского придела); икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, икона св. Василия Блаженного, образы Спаса Смоленского и свт. Николая Чудотворца из разрушенных часовен при Спасских воротах Кремля; преп. Анны Кашинской с частицей мощей; преп. Серафима Саровского, частицы мощей 150 свв. угодников Божиих в ковчегах и иконах, аналойная икона расстрелянного священномученика Христофора (Надеждина), быв. настоятеля храма (в 1906-22 годах), прославленного в лике святых на Архиерейском соборе 2000 года.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, библиотека.

Объект культурного наследия федерального значения.

Иоанна Воина на Якиманке впервые упоминается в 1625 г. Только не было тогда еще местности «Якиманка», да и само имя святого звучало несколько иначе: Иван Войнственник.

Св. Ивана, покровителя воинов-стрельцов, живших в ту пору рядом, была первоначально деревянной и находилась ниже, «у Крымского двора на берегу». При разливе река часто затапливала , поэтому стрельцы на собственные средства в 1671 г. перестроили из камня.

Фото 1881 г.

После стрелецкого восстания 1682 года множество бунтовщиков было выслано из Москвы вместе с семьями, и опустел.

Очередное наводнение 1708 г. сильно затопило его. Об этом затоплении храм есть легенда, что сам Петр Великий, увидев храм, к которому люди добирались на лодках, заинтересовался им, а узнав, что освящен он в честь св. Иоанна Воина, воинственный царь самолично повелел отстроить новый в другом, более безопасном месте. Говорят, в 1709 г. он даже прислал готовый чертеж и пожертвовал 300 рублей на возведение каменной церкви, посвятив ее памяти победы в Полтавском сражении.

Вот так и появилась на Якиманке (к тому времени местность уже обрела это название в честь св. родителей Богородицы Иоакима (Якима) и Анны, храм которых находился неподалеку) Ивановойновская . Правда, легенда легендой, а только идея строительства храма выше прежнего места существовала давно, поскольку земля под него из числа стрелецких была приобретена еще в 1702 г. На месте же старой церквушки поставили часовню, как было принято в те времена, но она была разобрана в 1920-е гг. и до нас не дошла.

Икона Иоанна Воина

Точно неизвестно, чей именно был тот чертеж, присланный Петром I, но многие историки сходятся во мнении, что архитектора Ивана Зарудного, уж очень храм схож с Меншиковой Башней (храмом Архангела Гавриила). Традиционный восьмерик, точнее – два восьмерика, на двусветном четверике оформлены так, что зрительно нижний восьмерик выглядит как ротонда. Трапезная с колокольней стандартны для того времени. Церковь является прекрасным образцом петровского барокко, соединяющим в себе черты московского, украинского и европейского барочного зодчества.

Строительство велось быстрыми темпами, возможно, благодаря заинтересованности самого Петра I, так что в 1711 г. был уже освящен придел свв. Мчч. Гурия, Самона и Авивы. К 1712 г. здание храма было практически завершено, началось его украшение и благоустройство. Великое освящение состоялось в 1717 г. К нему царь прислал золотые церковные сосуды для богослужений, пудовую гирю на цепи (подвешена была над входом в напоминание о порядке на службах) и картину с надписью «Аптека, врачующая грехи».

Фрагмент ограды

Дошел до нас практически не измененным, только в 1759 г. (якобы с соизволения дочери Петра Елизаветы I) был пристроен второй придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Примерно в то же время храм окружили великолепной узорной кованной оградой на каменном основании (в 1984 передвинута на нынешнее место). Стенные росписи кисти Гавриила Доможирова и иконостас Василия Баженова, к сожалению, не сохранились, но поскольку Иоанновоиновская церковь не закрывалась, то в 1920-е гг. в нее стекались святыни из закрывавшихся храмов. Таким образом, оказался здесь великолепный резной иконостас с позолотой (1708), перенесенный сюда из храма Трех Святителей у Красных Ворот (храм не сохранился).

Иконостас из храма Трех Святителей у Красных ворот

В 1812 г. храм стал свидетелем чуда: французы искали в его подвалах сокровища, но найти так и не смогли, а устроенный ими пожар потух, достигнув церковной ограды.

Колокольня церкви Иоанна Воина на Якиманке имела особое звучание и поэтому церковь относилась к «слушавшим» кремлевский благовест. К сожалению, некоторые из колоколов отдали в переплавку после революции 1917 г., остальные – в театр (МХАТ). «Театральные» колокола вернула храму Татьяна Доронина в 1990-е годы. Один из нынешних колоколов (голландский, ХVI в.) снят с закрытого храма. Сейчас колокольный ансамбль снова радует слух москвичей своим звоном.

Не закрывался в годы самых тяжких гонений, его настоятель Христофор, расстрелянный в 1922 г., причислен к лику Новомучеников Российских. В храме сосредоточено множество святых икон, принесенных сюда из пострадавших храмов. Среди них Владимирская икона Божией Матери с клеймами, икона мч. Варвары с частью ее перста и перстнем из храма ее имени на Варварке, икона Иоакима и Анны из храма, давшего имя Якиманке и многие другие.