Памятник богдану хмельницкому, киев. Памятник Богдану Хмельницкому

>> памятник богдану хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому является самым знаменитым памятником города, своеобразным символом Киева. Установлен он в честь гетмана Богдана Хмельницкого, который вошел в историю Украины как выдающийся полководец, государственный деятель, возглавивший восстание украинского народа против господства Речи Посполитой. Также известен Богдан Хмельницкий благодаря Переяславской Раде, сделавшей союзниками Московию и Украину.

В середине 19 века у украинских деятелей культуры возникла мысль установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе. Однозначного ответа на вопрос, кому первому пришла в голову эта идея, нет. Авторство делят между собой два профессора: Михаил Максимович и Николай Костомаров. Осуществление задуманного стало возможным благодаря Михаилу Юзефовичу, тоже профессору, являвшемуся главой Киевской археографической комиссии. Проект будущего монумента должен был разработать очень известный в то время живописец и скульптор Михаил Микешин.

Первый проект памятника Богдану Хмельницкому был выполнен с грандиозным размахом. На гранитном постаменте, по форме похожем на курган, на гарцующем коне восседал гетман. Под копытами коня предполагалось изобразить распластанное тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом лежали звенья разорванных цепей. Сбитые скачущим конем, летели со скалы фигуры польского пана-шляхтича и еврея-арендатора. Внизу, перед скалой располагались еще 4 фигуры – слепой кобзарь и его слушатели: белорус, малоросс, великоросс и червоноросс. Барельефы должны были изображать эпизоды Битвы под Збаражем и Въезд войска Хмельницкого в Киев.

Средства на памятник предполагалось собрать по благотворительной подписке, но пожертвования поступали плохо. Политические мотивы и недостаток средств привели к тому, что композиция утвержденного памятника стала намного скромнее. Были отвергнуты попранное польское знамя и антисемитская тематика, заодно исчезли с памятника фигуры кобзаря, его слушателей, а также барельефы.

Морское ведомство пожертвовало на строительство памятника 1600 пудов (25,6 т.) старой корабельной меди. В 1877 году, наконец-то, была изготовлена гипсовая модель, а в 1879 году в Санкт-Петербурге, на литейно-механическом заводе Берда, при участии скульпторов Пия Адамовича Велионского и Артемия Лаврентьевича Обера, композицию отлили из металла.

Место для установки памятника гетману Богдану Хмельницкому определилось после долгих споров – было решено, что это будет Софийская площадь. Но неожиданно из Петербурга пришел запрет. Дело в том, что памятник, установленный на Софийской (Софиевской) площади, располагался бы между алтарной стеной Киевского Софийского (Софиевского) собора и зданием Михайловского Златоверхого собора. Ориентирована статуя была так, чтобы гетманская булава была направлена с угрозой в сторону Польши. Соответственно, выходило так, что конь Богдана Хмельницкого был обращен хвостом к алтарной стене Софийского собора, и именно это будут видеть вместо христианской святыни многочисленные богомольцы, устремляющиеся к собору. Кроме того, закрывался вид на собор со стороны Михайловского монастыря и Крещатика. Это вызвало возмущение киевского духовенства, и оно написало жалобу в Синод. Некоторое время он стоял на Бессарабской площади.

Восемь лет простоял готовый памятник Богдану Хмельницкому во дворе Старокиевского полицейского участка, так как денег на строительство гранитного постамента не хватило. Киевляне шутили, что гетмана арестовали за то, что "прибыл без пашпорта". Наконец, в 1886 году из городской казны было выделено 12000 рублей, а управа Киевской крепости отдала для памятника 30 кубических саженей гранита, которые остались от строительства опор Цепного моста, после чего архитектор Владимир Николаев спроектировал и построил постамент для памятника. Киевский архитектор работал бесплатно, а деньги, которые удалось сэкономить, потратил на установление изгороди с фонарями вокруг памятника.

Чтобы не оскорблять чувства верующих, скульптурную композицию развернули, после чего булава стала грозить скорее в сторону Швеции, чем в сторону Польши. Вопреки расхожему мнению, в сторону Москвы булава не была направлена никогда. О сопричастности к России говорили лишь надписи на постаменте: "Хотим под царя восточного, православного" и "Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия". В 1919 и 1924 годах эти надписи сменили на "Богдан Хмельницкий. 1888", которая сохранилась по наши дни.

11 июля 1888 года, во время празднования в Киеве 900-летия крещения Руси, памятник Богдану Хмельницкому был окончательно установлен и освящен.

Сам памятник Богдану Хмельницкому производит сильное впечатление своей динамичностью. Как будто всадник, на полном скаку осадил коня, чтобы обратиться к народу. Довольно точно передано портретное сходство с прототипом, а также детали одежды. Постамент скульптурной композиции относительно невысок, кроме того, она доступна для кругового обзора, что дает возможность подробно рассмотреть все детали композиции, которые проработаны очень тщательно.

В рамках празднования 900-летия Крещения Руси . Является одним из символов Киева, произведением искусства XIX века .

Памятник
Памятник Богдану Хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
50°27′12″ с. ш. 30°30′59″ в. д. H G Я O L
Страна
Местоположение Киев
Скульптор Михаил Микешин
Архитектор Владимир Николаев
Дата основания
Строительство
Материал бронза
Памятник Богдану Хмельницкому на Викискладе

История

Идея создания памятника возникла в обществе по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. После получения разрешения от императорского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем - профессором университета, главой Киевской археографической комиссии . Первый проект памятника, созданного известным скульптором Михаилом Микешиным , был весьма резким - конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича , еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря . Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем , Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антиеврейского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома . Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича .

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешёвый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости . Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал ещё изгородь с фонарями.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору . Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава , которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции . А вот на Москву , вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Волим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

В Киеве сосредоточено огромное количество памятников и других достопримечательностей. Моими безусловными фаворитами являются скульптуры, ведь, будучи посредственным художником, я всегда восторгаюсь ими. Вот только не все современное искусство могу оценить по достоинству...

Памятник, о котором пойдет речь в этой статье, построен в честь казацкого гетмана Богдана (Зиновия) Михайловича Хмельницкого – самого популярного и любимого всеми гетмана Украины. Его четкий силуэт на фоне неба можно увидеть в центре Софийской площади. Однако я не уверен, что конная статуя гармонирует с очертаниями Софийского собора, который высится неподалеку. Мне все же кажется, что собор перетягивает взгляд и только вблизи можно оценить работу Микешина по достоинству.

На мой взгляд, этот памятник, по сути, единственное, что материально увековечивает память о гетмане. Могилы его нет.

Композиция и архитектурные особенности

Бронзовая скульптура всадника установлена на постаменте в форме холма, облицована большими гранитными глыбами.

Гетман Украины изображен верхом на лихом вздыбленном коне. В правой, отведенной назад руке, Б. Хмельницкий крепко держит булаву, которой будто указывает на север. На мой взгляд, очень реалистично воспроизвели черты лица гетмана и детали его одежды. Выразительный силуэт вставшей на дыбы лошади, изгибы ее ног и шеи особенно меня впечатлили. В общем, довольно динамичная композиция.

Памятник, рассчитанный на обзор со всех сторон с близкого и дальнего расстояния, стал своеобразной эмблемой Киева. Без сомнения, среди малочисленных конных скульптур эта является наиболее гармоничной. Туристы охотно фотографируются возле памятника.

Как добраться

По центру города я всегда хожу пешком или передвигаюсь на двухколесном транспорте. Чего всем и рекомендую. Но вот еще варианты:

  • На своих двоих от метро. Ближайшие станции – Золотые Ворота (нужно пройтись по ул. Владимирской до Софийской площади) и Майдан Независимости (по Софийской улице до конца).
  • Общественным транспортом. От станции метро "Майдан Независимости" нужно проехать всего одну остановку на 6, 16 или 18-м троллейбусе.
  • На машине. При поездке на этом виде транспорта по центру Киева (в будни дни) учитывайте две небольшие сложности: пробки и проблемы с парковкой. В выходные с этим попроще. На Софийской площади есть множество платных парковок (один час обойдется в 10 гривен).

Несколько интересных фактов

  • Изначально на постаменте были слова о России неделимой, но после революции их заменили. Нынче там можно увидать только надпись: "Богдан Хмельницкий. 1888".
  • По первому авторскому замыслу статуя должна была быть дополнена другими скульптурными деталями. Конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтичя, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Очень уж шовинистический был бы этот проект. Это точно сделало бы его слишком резким и очень некорректным с политической точки зрения (к тому же денег, которые долго собирали с миру по нитке, катастрофически не хватало). Фигуры "врагов" и "друзей" гетмана, барельефы которых предусматривал скульптор, не стали дополнением к центральной фигуре из-за тех же финансовых соображений. Изначальный вариант памятника можно увидеть в музее городской скульптуры Санкт-Петербурга.
  • Морским ведомством на памятник было пожертвовано 25,6 т металлолома.
  • Конную статую, отлитую из меди, доставили из Петербурга. Но до того, как была установлена скульптура, ей пришлось восемь лет пролежать во дворе полицейской управы. По этому поводу киевляне шутили: "Богдана арестовали еще до въезда в город", а еще были еще шутки про отсутствие паспорта.
  • Всерьез думали об установке статуи на Бессарабской площади. Но, поскольку в то время это была неприглядная окраина Киева (и этом случае булавой Богдан Хмельницкий указывал бы на кабак), городская власть вовремя отклонила этот вариант.
  • Но просчитались в другом случае. Когда сначала установили памятник, то обнаружили, что он повернут задней стороной к Михайловскому собору, поэтому пришлось чуток развернуть (чтобы не обижать чувства верующих). Теперь он смотрит куда-то севернее (в сторону Швеции), а не Польши (как было изначально задумано).
  • Городской архитектор В. Николаев, который проектировал и строил постамент для памятника, работал безвозмездно, а сэкономленные деньги потратил на установку ограждения и фонарей.

  • Однажды произошла непредвиденная ситуация. С шапки гетмана исчезло бронзовое перо. Пошли слухи, что таким образом отомстили польские футбольные фанаты. Но скульпторы, которые реставрировали памятник, объяснили все окислением места стыка и полости внутренней части. Якобы упало вовнутрь. Как знать, может, так все и было.
  • Благодаря отечественным 3D технологиям это был первый "временно оживший" памятник в Украине.
  • В 2005 году в композицию был добавлен камень, на котором запечатлено избрание гетманом Украины тогдашнего президента страны Виктора Ющенко. Впоследствии он от титула отказался, а камень так и стоит по сей день.


    Памятник Богдану Хмельницкому: Памятник Богдану Хмельницкому (Белая Церковь) Памятник Богдану Хмельницкому (Донецк) Памятник Богдану Хмельницкому (Збараж) Памятник Богдану Хмельницкому (Киев) Памятник Богдану Хмельницкому (Кировоград) Памятник… … Википедия

    Памятник украинскому историческому и политическому деятелю, гетьману Богдану Хмельницкому. Торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900 летия принятия христианства. Является одним из символов Киева … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Памятник Александру II. Памятник Памятник Александру II Памятник Александру II Страна … Википедия

    Памятник Памятник гетману Мазепе Пам ятник гетьману Мазепі Страна Украина … Википедия

    Город, столица УССР (с 1934). Один из крупнейших промышленных, культурных и научных центров СССР; центр Киевской области. Крупный узел железнодорожного, шоссейного и воздушного путей сообщения. Расположен на живописных берегах среднего… … Большая советская энциклопедия

    В Донецке числится 262 памятника истории и культуры, к ним относятся скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски. 18 посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9 гражданской войне, 30 искусству, 30 труду, 37 братских могил,… … Википедия

    Столица Украины. Название Киев впервые упоминается в летописи под 860 г. Структура названия позволяет видеть в нем притяжательную конструкцию, образованную от др. русск. личного имени Кий (палка, дубинка) с помощью суффикса ев и понимать его… … Географическая энциклопедия

    Столица УССР (с 1934). Расположена на живописных берегах среднего течения р. Днепр. Основан в VI VII вв. как центр восточно славянского племени полян. Название связывают с именем легендарного основателя Кия. В русских летописях впервые… … Художественная энциклопедия

    I губернский город Киевской губернии, на восточном ее краю, на правом берегу Днепра, под 50°27 северной широты и 0°12 восточной долготы от Пулково, в 1554 верстах от СПб., в 945 верстах от Москвы и в 612 верстах от Одессы (по железной дороге).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Столица Украины (с 1934), город герой, центр Киевской области, порт на р. Днепр. Железнодорожный узел. 2630 тыс. жителей (1996). Центр машиностроения (в том числе станкостроение, транспортное машиностроение, точное приборостроение, электротехника … Энциклопедический словарь

Месторасположение:

Г. Киев, пл. Софийская.

Царь, герой или полководец, восседающий на коне, - популярная тема в мемориальном искусстве. Самые известные в художественном плане изваяния такого рода – Медный всадник или скульптурное изображение Петра I, установленное на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году, и памятник Иоганну Саксонскому, возвышающийся над Театральной площадью Дрездена. Но! Растущий интерес к Украине заставляет организаторов туристических путешествий по-новому взглянуть на одну из давних достопримечательностей Киева. Речь идет про памятник Богдану Хмельницкому, появившийся на Софийской площади в 1888 году.

Это – редкий в своей красоте и решительном динамизме памятник гетману Войска Запорожского, одной из самых ярких и спорных фигур в современной украинской истории. Почему спорных? По инициативе Богдана Зиновия Хмельницкого низовые земли Сечи, часть левобережной Украины в Среднем Поднепровье и сам Киев «разорвали» связи с Польско-Литовским государством и вошли в состав Русского царства.

Мемориальное произведение представлено изображением самого гетмана, который на полном ходу резко осаживает взмыленного коня. Гетман одет в то, что сегодня бы назвали «парадной формой» - шаровары «шириною в целое Черное море», сафьяновые сапоги, дорожный плащ и шапку с пером, демонстрирующие общественный статус главного поджигателя и инициатора козацкого восстания, впоследствии перешедшего в национально-освободительную войну, против Речи Посполитой 1648-1654 года.

В правой руке полководец держит булаву, задающую направление движения людям, довершимся энергии этого человека. Остановленный на полном скаку конь, поставлен на относительно невысокий камень. Его форма имитирует степной курган.

Все детали скульптуры – конь, всадник и его одежда, тщательно проработаны, статуя имеет портретное сходство с Богданом Хмельницким, поэтому композиция производит грандиозное впечатление на зрителя практически с любого ракурса.

Считается, что одна из самых мощных достопримечательностей Киева в скульптурной форме изображает встречу Богдана Хмельницкого с жителями города сразу же после победы над Пилявцами.

При этом доподлинно известно, что первоначальный замысел идеи монумента сильно отличался от того, что мы видим сейчас. Вполне серьезно рассматривался вариант, при котором Богдан Хмельницкий должен был при помощи коня топтать и сталкивать со скалы польского шляхтича и иезуита, падающих на труп убитого еврея. При этом рука с булавой Хмельницкого должна была быть развернута в направлении Москвы. У подножия скалы должен был сидеть кобзарь с ликом Тараса Шевченко. Естественно, кобзарь пел, а ему внимал белорус, червоноросс и малоросс, наделенные характерной внешностью.

Точно известно, что заставило отказаться скульптора – Михаила Микешина, от первоначального замысла. В 1870 году начался всероссийский сбор средств на актуальный проект памятника, по подписке. Собрали всего 37 тысяч рублей. Поэтому генерал-губернатор Юго-Западного края – Александр Дондуков-Корсаков, предложил убрать антипольский и антисемитский компонент из композиции. В весьма «урезанном» варианте статую Богдана Хмельницкого с конем в 1877 году отлили в Петербурге, на заводе Берда. Морское ведомство города пожертвовало для этого 25,6 тонн металлолома.