Население камчатского края. Население камчатки Какая площадь камчатки и численность населения

Численность населения Камчатского края по состоянию на 01.01.2018 года составила 315,6 тысяч человек, увеличившись за год на 828 человек, произошло это впервые за последние 27 лет (с 1991 года). Но при этом, численность населения полуострова на данный момент равна численности, которая была зафиксирована в 1972 году, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Камчатстате.

По данным статистиков, увеличение численности населения на 66% обусловлено миграционным притоком, на 34% естественным приростом.

На данный момент доля городского населения Камчатки составляет 78,2%, сельского населения – 21,8%.

По состоянию на начало 2018 года в крае проживало 157,4 тысячи мужчин и 158,2 тысячи женщин (соответственно, 49,9% и 50,1% в общей численности населения), на каждую 1000 мужчин приходилось 1005 женщин (в 2016 году 1009 женщин).

Численность горожан на полуострове в 3,6 раза превышает сельское население, при этом более двух третей городского населения – это жители краевого центра (73,4%).

Удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) на 01.01.2018 года составил 18,8%, доля лиц пенсионного возраста – 20,6%, доля населения трудоспособного возраста - 60,6%. По сравнению с 1 января 2017 года численность молодежи и населения пенсионного возраста увеличилась, при этом население в трудоспособном возрасте каждый год уменьшается.

В последние годы наблюдается большая диспропорция между работающим населением и иждивенцами, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан – кто-то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечивать государственные структуры страны. По состоянию на начало 2018 года на каждых 10 камчадалов трудоспособного возраста приходилось в среднем 7 иждивенцев (детей и пенсионеров), в среднем по России 8 человек.

В 2017 году в Камчатском крае родилось 3752 ребенка – это на 305 малышей меньше, чем в предыдущем году.

«Снижение рождаемости наблюдается в крае третий год - мы начинаем «пожинать плоды» демографического провала «девяностых», когда из-за разного рода социально-экономических и политических проблем рождаемость резко снизилась. Это привело к тому, что «детей девяностых» просто мало. Соответственно, значительно меньше мы сегодня имеем и женщин репродуктивного возраста», - сказали в Камчатстате.

В 2017 году в крае родились 58 двоен и одна тройня.

Число родившихся мальчиков превысило число родившихся девочек на 3,4%, составив 1907 и 1845 детей, соответственно (в 2016 году - на 7,6%, составив 2103 и 1954 ребенка, соответственно).

Естественную убыль населения Камчатка преодолела в 2011 году. Тем не менее, в течение последних пяти лет и абсолютные и относительные показатели естественного прироста имеют устойчивую тенденцию к снижению.

В 2017 году в крае продолжилось снижение общего коэффициента рождаемости. По сравнению в 2016 годом он снизился на 1,0 промилле, по сравнению с 2015 годом – на 1,2 промилле. В среднем по России коэффициент рождаемости составил в 2017 году 11,5 промилле.

Рождаемость имеет в районах края различную интенсивность. В шести муниципальных образованиях уровень рождаемости превышает среднекраевой, в остальных он ниже. Среди районов, где рождаемость выше краевой три из четырех районов Корякского округа. Максимальное значение зафиксировано в Пенжинском районе (21,3‰), самая негативная ситуация – в Алеутском районе (7,1‰).

Также неравномерна рождаемость по месяцам в течение года. В 2017 году чаще всего мальчики рождались в январе, а реже всего в феврале. Девочки чаще появлялись на свет в августе, а реже всего в декабре.

В 2017 году самой молодой маме на Камчатке было 14 лет, а самой взрослой - 48 лет.

На Камчатке коэффициент смертности в течение последних семи лет держится на уровне ниже среднероссийского. В 2017 году общее число умерших в Камчатском крае составило 3468 человек, что ниже данных 2016 года на 4,7%.

Горожан умерло в 2,8 раза больше, чем сельских жителей, мужчин на треть больше, чем женщин.

Коэффициент смертности в Камчатском крае в 2017 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,5 промилле.

Самые высокие показатели уровня смертности по районам края зарегистрированы в Олюторском (20,2 случая на 1000 населения), в Быстринском (17,7 случая) и Карагинском (15,6 случая) районах края. Самый низкий уровень смертности зафиксирован в Соболевском районе – 9,6 человека на 1000 населения.

По сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшилась смертность среди населения в возрасте моложе трудоспособного (с 54 человек в 2016 году до 39 человек в 2017) и в трудоспособном возрасте (с 1301 человека до 1105 человек), но при этом увеличилась смертность в возрасте старше трудоспособного (с 2284 человек до 2321 человека).

Более половины смертей жителей Камчатского края обусловлены болезнями системы кровообращения – 52,4% от всех умерших (в 2016 году - 51,1%).

Второе место стабильно удерживают смерти от новообразований - 15,6% всех умерших в 2017 году (в 2016 году - 15,8%). На 100 тысяч камчатских жителей при-шлись 172 смерти от различных опухолей (в среднем по России - 200).

На третьем месте – смертность от внешних причин. От них в 2017 году погибли 387 человек или 11,2% от всех умерших (в 2016 году - 420 человек или 11,5%). Среди скончавшихся за год в крае каждый девятый погиб от внешних причин. В 2017 году на каждые 100 тысяч жителей края пришлось 123 случая неестественной смерти (в сред-нем по России – 104).

В целом эти три основных класса причин смерти обусловливают более 79,2% смертей на полуострове.

Демографические перспективы Камчатки, по прогнозным оценкам Федеральной службы государственной статистики (средний вариант), рассчитанным от итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, стали более утешительными, но не по всем показателям.

Общая численность населения будет продолжать снижаться. К 2036 году численность населения Камчатского края снизится до 306 тыс. человек.

Горожан станет 263 тыс. человек (увеличение на 1,6 тыс. человек), на селе она снизится до 43 тыс. человек (минус 2,6 тыс. человек).

Согласно прогнозу мужчины опять будут доминировать в численности, и на 1000 мужчин будет приходиться 991 женщина.

При сохранении современных социально-экономических условий в крае коэффициент рождаемости сократится с 11,9 промилле в 2017 году до 10,3 промилле в 2035 году, но сократится и коэффициент смертности – с 11,0 промилле до 9,6 промилле и естественный прирост станет положительным (+0,7 промилле). Суммарный коэффициент поднимется до 1,909.

Коэффициент демографической нагрузки поднимется до 680 человек (+42 человека).

Фото из открытых источников

Камчатка - один из наименее заселенных российских регионов. Средняя плотность населения очень низка: 16 кв.км. территории на одного человека, а если учесть, что около 85 % - это городское население, то фактическая плотность еще ниже.
На полуострове можно встретить представителей 176 национальностей , народностей и этнических групп. Большой процент населения составляют русские, за ними следуют украинцы, белорусы, татары, мордва, малочисленные народы севера и другие национальности. Коренное население представлено коряками, ительменами, эвенами, алеутами и чукчами.
Общая численность населения Камчатки – около 360 тыс. человек , большая часть из них проживает в городе Петропавловске-Камчатском. Более всего заселены долины рек Авача и Камчатка. Остальная часть населения живет главным образом на побережьях, что обусловлено не только благоприятными условиями этих районов, но и рыбной специализацией экономики Камчатки.

Наиболее древними обитателями Камчатки являются ительмены , название народа означает «живущие здесь».
Южная изначальная граница расселения - мыс Лопатка, северная - река Тигиль на западном и река Ука на восточном побережье. Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево.
Когда в конце XVII - начале XVIII вв. русские землепроходцы появились в срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии распада первобытнообщинных отношений.
Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Часть рыбы вылили в виде юколы, часть заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы.
Равнозначным занятием у этого народа была охота - на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях - на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. Ели ительмены много рыбы, предпочитая запеченную (чуприк) и рыбные котлеты (тэльно); использовали в пищу молодые побеги шеломайника, морковника (купыря) и борщевика шерстистого - пучки (пока он не приобрел обжигающие свойства); употребляли в качестве противоцинготного средства кедровые шишки с сушеной икрой лососей, запивая чаем; сдабривали пищу нерпичьим жиром - любимой приправой всех северных народов.
Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении». Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

Коряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от «хора» - «олень». Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами – «обитателями оседлых селений». Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя чавчувенами , т.е. «оленными людьми».
Для чавчувенов оленеводство было основным, если не единственным, занятием. Олень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения.
Для нымыланов основным типом хозяйства было рыболовно-охотничье. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков. В море выходили на байдарах, обтянутых шкурами, в нерпу, лахтака и, главное, кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали китов копьями с каменными наконечниками. Шкуры морских животных использовали для обтягивания лодок, обшивали ими ляжи, шили из них обувь, мешки и сумки, изготовляли ремни.
У коряков хорошо развиты домашние промыслы - резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир паренские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Эвены ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством.
Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами , т.е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами , т.е. «оленными людьми». Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Северными соседями коряков были чукчи – «оленные люди» (чаучу), часть их переселилась на Камчатку.
Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство.
Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также и военным оружием.
Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки.
Чукчи - отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком». Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями.

Алеуты - древнее население Алеутских островов, их самоназвание «унанган», т.е. «прибрежные жители».
Не позднее 1825 г. Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга первые 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства.
Основным традиционным занятием алеутов была охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) и рыболовство. На зиму в качестве продукта питания алеуты заготовляли яйца с птичьих базаров.
На острове Беринга привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а на острове Медном для хождения зимой по горам алеуты использовали короткие и широкие лыжи.
Жилища командорских алеутов представляли собой полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т.п. применяли сивучьи пузыри.

Полуостров Камчатка в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: , проживающие в северной и центральной частях полуострова; , населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); , которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; , в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); , проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

К концу XIX века основой хозяйства стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, катып , нипко , с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки.

Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф отмечал кузнечество.

В качестве жилища использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных , эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую "натаскать" на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов, носили не "глухую", а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося под дошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - . Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10–12 тысяч лет назад.

Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева; обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- и двухвесельные байдарки. также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.

Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пилу, а так называемый "алеутский" топорик был популярен у русских.

Традиционная одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими необитаемых островов, открытых в 1741 году экипажем судна "Святой Петр" во главе с , связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 году и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам (с острова Медного) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору), и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории , в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

Несколько слов следует сказать о мифологии чукотско-камчатской группы народностей. Космологические концепции палеоазиатов представляют собой обычное деление на верхний (облачная земля), средний и нижний миры. Верхний мир населен верхним народом (чукотский чаргоррамнын ), к этим существам относятся: Творец, Рассвет, Зенит, Полдень, Полярная звезда и Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их понимании представляются людьми.

Мифологической моделью мира также является и жилище, в особенности стоящий посреди него "столб-лестница", символизирующий связь верхнего и нижнего миров.

В и мифологии большую роль играют так называемые "облачные люди". По чукотским представлениям, на небе в некоторых местах обитают определенные категории мертвецов. Коряки считают, что после смерти человека одна из душ поднимается на небо, к верхнему существу, а другая (тень) отправляется в нижний мир.

Сравнительный анализ космогонических представлений, преданий и сказок о вороне в фольклоре Чукотско-Камчатского региона показывает, что центром наибольшего распространения вороньего цикла предстает не Чукотка, а именно Камчатка. Именно в и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя - Творца Вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый Творец превращается в шута, обманщика и обжору.

Представления народов севера Камчатки о рождении, болезни и смерти были тесно связаны с мировоззрениями на природу и человека. Как и другие народы, сохранявшие до недавнего времени анимистические представления во взглядах на природу, они считали всю окружающую природу одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила и прочие элементы мертвой природы осознавались как живые организмы, действующие и мыслящие подобно людям.

Вселенную населяли различные существа, которые, в зависимости от их отношения к человеку, олицетворяли доброе и злое начала. Добрые, как правило, помогали людям, хотя, рассердившись на них по какому-либо поводу, могли причинить и вред, злые же посылали всевозможные болезни и даже смерть.

Несмотря на сверхъестественные способности перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть невидимыми и тому подобное, как добрые, так и злые существа осознавались вполне материальными. Они чаще всего представлялись в антропоморфном виде, обитали в таких же жилищах, как и люди, среди сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей, пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.

Благожелательные существа помогали людям, но судьба последних в большей степени зависела от действия вредоносных существ (злых духов). По заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли основную роль, например, в религиозных верованиях и их культе.

Личные охранители имелись у каждого , и пр. Они нашивались на одежду маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов, часто нападающих на детей во время сна.

Сведения о душе суммарны и отрывочны. Например, коряки полагали, что у человека имеется несколько душ. Одна - главная, или основная, другие души добавочные, или второстепенные, которые имели связь с понятиями "дыхание" и "тень". К сожалению, исследователям не удалось выяснить соотношение этих двух душ для человека.

Душа - жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни или навсегда, вследствие смерти, и только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже после смерти человека, отняв ее у злых духов.

Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.

Исследователи отмечают, что у и отсутствует четкое представление о естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.

"Паренцы, - пишет К. Бауэрман, - верят, что смерть - временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынел-су )".

По материалам , коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.

Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.

Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.

В поле зрения исследователей теперь попадают в основном предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.

Публикуется с сокращениями
по сборнику "Камчатка (справочник туриста)"
(Петропавловск-Камчатский, 1994).


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Коряки - коренное население Камчатского края.

Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900

Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Коряки сушат рыбу, 1901

Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой.

Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Коряки у своего традиционного жилища.

Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Яранга - традиционное жилище коряков.

Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Во время одного из обрядовых праздников.

Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


Народные игры коряков Магаданской области.

С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом - круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой.

В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Коряки исполняют национальный танец.

Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

|
население камчатского края на, население камчатского края россии
Численность населения края по данным Росстата составляет 317 269 чел. (2015). Плотность населения - 0,68 чел./км2 (2015). Городское население - 77,52 % (2015).

Самая большая численность населения в Камчатском крае была зафиксирована в 1991 году и составляла 478 541 человек.

  • 1 Динамика численности населения
  • 2 Национальный состав
  • 3 Общая карта
  • 4 Примечания

Динамика численности населения

Численность населения
1959 1970 1979 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995
220 753 ↗287 612 ↗378 491 ↗466 096 ↗476 911 ↗478 541 ↘475 987 ↘458 899 ↘439 750 ↘421 582
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
↘406 393 ↘397 007 ↘388 255 ↘380 481 ↘372 308 ↘366 400 ↘358 801 ↘357 917 ↘354 714 ↘352 148
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
↘349 240 ↘347 123 ↘345 669 ↘343 539 ↘322 079 ↘321 659 ↘320 156 ↗320 549 ↘319 864 ↘317 269

100 000 200 000 300 000 400 000 500 000 1990 1995 2000 2005 2010 2015

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
17,5 ↗17,7 ↘16,8 ↘16,2 ↘12,5 ↘9,1 ↗9,2 ↗9,2 ↗9,6
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘9,1 ↘9,0 ↗9,2 ↗10,4 ↗10,8 ↗11,1 ↘11,0 ↗11,0 ↗11,3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗11,7 ↗11,9 ↗12,1 ↗12,4 ↗13,0 ↗13,0 ↗13,2
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
6,7 ↘6,4 ↗7,0 ↘5,9 ↗6,3 ↗11,2 ↘10,4 ↘9,5 ↘9,4
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗10,3 ↗10,6 ↗11,4 ↘11,1 ↗12,2 ↗12,2 ↗12,6 ↘11,3 ↘11,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗11,4 ↗11,8 ↗12,6 ↘12,0 ↘11,5 ↘11,4 ↗11,5
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,8 ↗11,3 ↘9,8 ↗10,3 ↘6,2 ↘-2,1 ↗-1,2 ↗-0,3 ↗0,2
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘-1,2 ↘-1,6 ↘-2,2 ↗-0,7 ↘-1,4 ↗-1,1 ↘-1,6 ↗-0,3 ↗0,1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗0,3 ↘0,1 ↘-0,5 ↗0,4 ↗1,5 ↗1,6 ↗1,7
при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
65,9 ↗66,9 ↘64,9 ↘61,6 ↘60,4 ↗61,0 ↗62,3 ↗63,8 ↗64,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘63,5 ↘63,3 ↘62,9 ↗63,4 ↘63,1 ↗63,6 ↘63,5 ↗65,2 ↗66,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗66,4 ↘66,1 ↘65,8 ↗66,6 ↗67,3 ↗68,0

По данным всесоюзных и всероссийских переписей:

Национальный состав

1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 220753 100,00 % 471932 100,00 % 358801 100,00 % 322079 100,00 %
Русские 176136 79,79 % 382423 81,03 % 290108 80,85 % 83,56 % 252609 78,43 % 85,92 %
Украинцы 14852 6,73 % 43014 9,11 % 20870 5,82 % 6,01 % 11488 3,57 % 3,91 %
Коряки 5319 2,41 % 7190 1,52 % 7328 2,04 % 2,11 % 6640 2,06 % 2,26 %
Ительмены 985 0,45 % 1441 0,31 % 2296 0,64 % 0,66 % 2394 0,74 % 0,81 %
Татары 2921 1,32 % 5837 1,24 % 3617 1,01 % 1,04 % 2374 0,74 % 0,81 %
Белорусы 2420 1,10 % 7353 1,56 % 3489 0,97 % 1,00 % 1883 0,58 % 0,64 %
Эвены (ламуты) 1113 0,50 % 1489 0,32 % 1779 0,50 % 0,51 % 1872 0,58 % 0,64 %
Камчадалы 1881 0,52 % 0,54 % 1551 0,48 % 0,53 %
Чукчи 1072 0,49 % 1530 0,32 % 1487 0,41 % 0,43 % 1496 0,46 % 0,51 %
Корейцы 6740 3,05 % 1952 0,41 % 1749 0,49 % 0,50 % 1401 0,43 % 0,48 %
Азербайджанцы 1117 0,24 % 1311 0,37 % 0,38 % 1270 0,39 % 0,43 %
Чуваши 799 0,36 % 2322 0,49 % 1292 0,36 % 0,37 % 807 0,25 % 0,27 %
Армяне 227 0,10 % 948 0,20 % 948 0,26 % 0,27 % 748 0,23 % 0,25 %
Узбеки 627 0,13 % 267 0,07 % 0,08 % 646 0,20 % 0,22 %
Мордва 3075 1,39 % 2356 0,50 % 1170 0,33 % 0,34 % 630 0,20 % 0,21 %
Молдаване 167 0,08 % 1324 0,28 % 662 0,18 % 0,19 % 479 0,15 % 0,16 %
Немцы 234 0,11 % 1039 0,22 % 707 0,20 % 0,20 % 430 0,13 % 0,15 %
Алеуты 332 0,15 % 390 0,08 % 446 0,12 % 0,13 % 401 0,12 % 0,14 %
Башкиры 148 0,07 % 959 0,20 % 575 0,16 % 0,17 % 363 0,11 % 0,12 %
Буряты 295 0,06 % 223 0,06 % 0,06 % 335 0,10 % 0,11 %
Удмурты 1242 0,56 % 989 0,21 % 503 0,14 % 0,14 % 307 0,10 % 0,10 %
Киргизы 199 0,04 % 63 0,02 % 0,02 % 264 0,08 % 0,09 %
Казахи 212 0,10 % 675 0,14 % 343 0,10 % 0,10 % 235 0,07 % 0,08 %
Осетины 698 0,15 % 286 0,08 % 0,08 % 225 0,07 % 0,08 %
Марийцы 164 0,07 % 471 0,10 % 307 0,09 % 0,09 % 222 0,07 % 0,08 %
Таджики 212 0,04 % 141 0,04 % 0,04 % 194 0,06 % 0,07 %
Лезгины 161 0,03 % 160 0,04 % 0,05 % 186 0,06 % 0,06 %
Поляки 267 0,12 % 471 0,10 % 277 0,08 % 0,08 % 153 0,05 % 0,05 %
Грузины 442 0,09 % 266 0,07 % 0,08 % 149 0,05 % 0,05 %
Якуты 75 0,02 % 92 0,03 % 0,03 % 142 0,04 % 0,05 %
Аварцы 108 0,02 % 131 0,04 % 0,04 % 120 0,04 % 0,04 %
Евреи 1065 0,48 % 711 0,15 % 248 0,07 % 0,07 % 112 0,03 % 0,04 %
Езиды 26 0,01 % 0,01 % 97 0,03 % 0,03 %
Айны 94 0,03 % 0,03 %
другие 1262 0,57 % 3106 0,66 % 2151 0,60 % 0,62 % 1678 0,52 % 0,57 %
указали национальность 220752 100,00 % 471924 100,00 % 347199 97,40 % 100,00 % 293995 91,28 % 100,00 %
не указали национальность 1 0,00 % 8 0,00 % 11602 3,23 % 28084 8,72 %

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Петропавловск-Камчатский Елизово Вилючинск Мильково Ключи Усть-Камчатск Палана Усть-Камчатск Коряки Оссора Усть-Большерецк Эссо Соболево Озерновский Октябрьский Тиличики Козыревск Апача Тигиль Никольское Каменское Атласово Седанка Усть-Хайрюзово Ачайваям Хаилино Анавгай Манилы Населенные пункты Камчатского края

Примечания

  1. 1 2 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год). Проверено 18 марта 2015. Архивировано из первоисточника 18 марта 2015.
  2. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год)
  3. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Проверено 10 октября 2013. Архивировано из первоисточника 10 октября 2013.
  4. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям. Проверено 14 октября 2013. Архивировано из первоисточника 14 октября 2013.
  5. Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  6. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2010 года
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  9. Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населённых пунктов
  10. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  11. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  12. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2014 года. Проверено 13 апреля 2014. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2014.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  14. 1 2 3 4
  15. 1 2 3 4
  16. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  17. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  18. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  19. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  20. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  21. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  22. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  23. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  24. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  25. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  26. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  27. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  28. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  29. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, год, значение показателя за год, все население, оба пола
  31. 1 2 3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  32. Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств
  33. Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года
  34. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по регионам России: Камчатская область
  35. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России: Камчатская область
  36. Всероссийская перепись населения 2002 года: Население по национальности и владению русским языком по субъектам РФ
  37. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  38. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.

население камчатского края латвии, население камчатского края на, население камчатского края россии, население камчатского краят

Население Камчатского края Информацию О