Не хочу учиться за границу. Иван борсенко о студенческой жизни в америке

Образование за рубежом - хорошая возможность для профессионального роста, и она ближе, чем кажется. «Теории и практики» совместно с проектом запускают серию материалов о тактике подготовки к образовательной поездке. В первом выпуске основатель проекта Ксения Соломатина объясняет, как понять, что пора ехать, как выбрать формат и чему, собственно, учиться.

Чтобы не переставать развиваться в профессиональном плане, важно находиться там, где есть возможности для роста. Такое место чаще всего обладает несколькими незамысловатыми характеристиками: во-первых, здесь живут и работают ведущие профессионалы интересующей области; во-вторых, здесь есть доступная инфраструктура для получения и передачи знаний. Как понять, что пришло время уезжать учиться за границу? Если там, где вы сейчас находитесь, возможности исчерпаны, а развиваться дальше хочется - надо ехать.

Но получать опыт можно по-разному. Новые знания могут быть упакованы в разные формы, процесс может быть более или менее динамичным, коротким или продолжительным. Образование - не самоцель, а средство достижения цели, которую нужно поставить. Чего не хватает? Теоретических знаний и целого набора навыков? Значит, подойдет магистратура. Теории хватает, а вот практический опыт отсутствует? Значит, нужно выбирать стажировку. Есть и теория, и практика, но хочется продолжать развиваться в выбранной сфере? Можно попробовать сразу найти работу. И в первом, и во втором, и в третьем случае это будет получением нового опыта, просто каждый формат работает на разные цели.

Ксения Соломатина

основатель проекта «Умная заграница»

«Чтобы принять верное решение (выбрать учебу, стажировку или работу), надо сначала понять, какой объем знаний вам необходим. Чтобы правильно этот объем определить, нужно посмотреть на то, чем вы занимаетесь, с точки зрения пользы для бизнеса и/или общества. Какие задачи компании или социального проекта вы решаете с помощью своих действий? Что будет показателем качества? Если вам уже сейчас хватает знаний и скиллов, чтобы делать нужные KPI, то можно смело искать работу. Либо стажировку - как трамплин к полноценному офферу. Вузу вы просто не сможете доказать, что вам необходима длительная учеба. А вот летние школы и профильные конференции вполне уместны. Если же вам явно необходимы глубокие теоретические знания, которые вы не можете самостоятельно получить за два-три месяца, то да, в этом случае нужна классическая учеба. И вы сможете объяснить это вузу и грантодателю - но только если изначально будете понимать, зачем вам учиться.

Нам, как жителям постсоветского пространства, часто сложно посмотреть на свою деятельность с точки зрения показателей. Нас никто не учил этому - намного привычнее просто «ходить на работу и что-то делать». Однако у вас будет намного больше шансов, если вы сможете качественно и количественно оценить свои действия. Самому поставить KPI довольно сложно: нужно, чтобы кто-то помог проанализировать ваш опыт, посмотрел незамутненным взглядом».

Но кроме оторванных от реальности желаний, существуют мировые тенденции. Есть новые профессии, где не хватает специалистов, есть приоритетные направления - у каждой страны они свои, но есть и пересечения. Если обобщать, то сейчас востребованные специальности - это образовательные, финансовые, коммуникационно-социальные, лингвистические, технические сферы и все, что связано с экологией. Если нужной специальности нет в списке, надо преломить вашу так, чтобы она касалась одной из этих приоритетных сфер, стала междисциплинарной. И зачастую это не будет компромиссом: самые интересные решения находятся на стыке.

Чаще всего, когда человек принимает решение отправиться учиться за границу, у него уже есть высшее образование, есть основная специальность и даже опыт работы. Все, что остается, - это понять, что делать с уже имеющимся опытом и куда идти дальше. Каких навыков не хватает? С принятием этого решения не стоит торопиться: это база, на основе которой будет строиться весь последующий процесс.

3 первых шага к образованию за границей:

Наш автор Ксения Кубасова уже делилась с читателями «Губернiи Daily» личным опытом о том, как можно бросить все и уехать в путешествие на другой конец света, и что для этого нужно сделать. В одной из своих заметок Ксения упомянула, что ее отъезду предшествовала учеба в Израиле, где она получила степень магистра. Наверняка многие студенты и выпускники задумываются над тем, как после окончания университета продолжить свое образование за границей. Поэтому мы и попросили Ксению рассказать, каково это — уехать учиться в чужую страну, что для этого нужно и зачем, в конце концов, это нужно!

Чтобы развиваться, нужно учиться, работать над собой , узнавать новое, совершенствовать то, что уже умеешь делать и, главное, постоянно брать самого себя за шкирку и выходить из так называемой зоны комфорта. Один из наиболее простых и действенных способов развития — покинуть привычный круг общения и отправиться грызть гранит науки за рубеж. Именно так я и решила сделать, когда отправилась учиться в Израиль. И после почти года обучения там я могу много рассказать о том, почему стоит обязательно ехать учиться за рубеж. Тем более, что перед тем, как отправиться туда, у меня за плечами было семь лет обучения в одном из крупнейших вузов нашей страны — РУДН и несколько лет работы в коммерческом и некоммерческом секторе.

Помните знаменитую цитату из «Мастера и Маргариты» про то, что не барское это дел о — просить о чем-то? «Сами придут и сами всё дадут». Про нее лучше не вспоминать, если вы задумались о том, чтобы поехать учиться за рубеж. Уметь просить, а точнее, грамотно излагать свои желания, обосновывать амбициозные планы придется с самого же первого момента, еще тогда, когда вы сядете за мотивационное письмо, чтобы просто подать документы на выбранную программу. И даже когда вы уже будете приняты в вожделенный университет, вам никто не будет предлагать быть вашим ментором или пойти на какую-либо научную встречу. Инициативность — то, что ожидают от вас как от студента и то, чему нужно будет научиться, если вы хотите преуспеть в учебе и далее в жизни.

На экзамене по экономике. Женщина-наблюдатель справа контролирует время и отвечает за тишину в аудитории

Еще вы приобретете два еще очень важных навыка — умение задавать вопросы и умение выступать перед аудиторией. Не стоит думать, что лекция-семинар-заучивание теории-экзамен — это единственно возможный способ обучения. Это привычная для России схема (которая, к счастью, изживает себя), не предполагающая активного диалога между преподавателем и студентами. За рубежом схема обучения та же самая, но ее воплощение совершенно другое: профессора (именно так там называют преподавателей) ждут от студентов заковыристых и не очень вопросов, радуются и поддерживают, если кто-то хочет сделать дополнительную презентацию, адаптируют учебный план так, чтобы он включал последние тенденции относящейся к специальности профессиональной сферы и свежие данные научных экспериментов и открытий. То есть если вы пришли на лекцию и приготовились обдумывать планы на вечер — у вас вряд ли что-то выйдет. Неровен час, и из ваших дум вас выведет внезапный вопрос преподавателя: а как у вас в стране дела обстоят? Или какие способы вы можете еще придумать для решения данной задачи?

Скажу честно, мне потребовалось несколько месяцев, чтобы избавиться от ощущения того, что от меня чего-то ждут или постоянно оценивают, и начать самой, не стесняясь, проявлять инициативу, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией. И я могу сказать, что мне еще предстоит совершенствовать эти умения.

Мне кажется, в России пока недооценивается важность и серьезность образования. У нас принято начинать работать уже как минимум на последних курсах. Я устроилась на постоянную работу уже на втором курсе университета, и с каждым курсом количество часов, проведенных в офисе и на лекциях изменялось обратно пропорционально. За рубежом студенты себе позволить такого не могут просто потому, что обучение, подготовка домашних заданий, курсовых работ, участие в конференциях занимают все силы и время и максимум, на что их хватает — подрабатывать несколько часов в неделю в сфере туризма или обслуживания и очень редко когда по специальности. Да и все понимают, что учиться — тяжкий труд.

Первые два месяца в Израиле я удаленно продолжала работать . Спустя какое-то время я поняла, что это очень сильно повлияло на мои баллы в первом семестре (далеко не в лучшую сторону), и просто добавило больше стресса. Так что оставьте мысли о том, чтобы попытаться заработать вовремя учебы. Во-первых, получение образования — роскошь, доступная далеко не каждому, во-вторых, за эту роскошь нужно платить (если платите не вы, то как минимум платит ваш донор), в-третьих, когда, если не сейчас, вы сможете переживать только о том, как подготовить следующее домашнее задание, как оригинальнее представить свой проект и т. д. Поверьте, это основное, чем будет занята ваша голова, и это прекрасно! Даю вам стопроцентную гарантию, что за время обучения вы откроете в себе много новых талантов.

В библиотеке университета можно с комфортом готовиться к презентациям, проводить учебные встречи, пережидать перерыв между парами и даже поспать в специальной тихой комнате, заваленной креслами-грушами для уставших студентов.

Ксения Кубасова

Коммунисты внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Автором инициативы стал депутат от КПРФ Валерий Рашкин. Если документ будет принят, то государственные и муниципальные служащие не смогут устраивать своих детей в зарубежные школы и вузы на территории иностранных государств

Предполагается, что запрет на обучение за границей будет действовать, пока дети чиновников не достигнут совершеннолетия. В пояснительной записке к документу сказано, что правило должно распространяться и на топ-менеджеров госкомпаний.

Исключение — чиновники, которые по долгу службы живут за рубежом больше года. Запрет также не коснется филиалов зарубежных образовательных учреждений в России и филиалов российских школ и вузов за границей.

Депутат от КПРФ Валерий Рашкин говорит, что таким образом чиновники будут лично заинтересованы в улучшении системы образования у себя на родине.

Валерий Рашкин депутат Госдумы от КПРФ «В последнее время из всех источников, в том числе, из статистики исследования мы получаем информацию, что качество образования наших детей в школах ухудшается. Образование само по себе не просто хромает, мы теряем культуру, мы теряем качество, мы теряем традиции. Нас это беспокоит. Вот мы и подготовили закон, который бы обязывал, подталкивал госслужащих — всех, от кого зависит качество нашего образования в РФ в наших школах — чтобы они были заинтересованы в улучшении системы образования. У них есть дети, у госслужащих, и они сегодня, мы видим, хвалятся, что их чада учатся за границей, получая там более качественное, как они говорят, образование. И все двери для карьеры, для работы у них становятся открытыми. Почему госслужащему, от которого зависит это самое качество образования в России, позволительно, не работая, не улучшая качества нашего образования, отправлять своих детей за границу учиться? Вот этот закон и позволяет нам включить рычаг, при котором госслужащий задумается, а что он сделал или что он не сделал, находясь в кресле государственного служащего, чтобы наше образование было престижным и чтобы заграничные родители, родители из-за границы наоборот к нам детей своих приезжали устраивать в наши школы».

Поправкой-троллингом и популистской инициативой назвал законопроект коммунистов депутат ГД от «Единой России» Евгений Ревенко.

Евгений Ревенко депутат Госдумы от «Единой России» «Во-первых, это не первоочередная задача, которая стоит сейчас перед депутатами Госдумы федерального собрания седьмого созыва. В последнее время появляется много противоречивой и провокативной информации о личной жизни и о детях государственных служащих. И именно поэтому считаю, что вот это предложение — популистское и направлено, прежде всего, на повышение его личной медийной активности. И я бы назвал это поправкой-троллингом. В конце концов, личное дело каждого оценить возможные риски и преимущества от обучения своего ребенка за рубежом. И, безусловно, прежде всего, законодателям надо бы заняться повышением качества образования в нашей стране. А так, знаете, легче всего запретить и не пущать, а вы попробуйте, сделайте. Никакой здравой идеи я здесь не вижу. Подобного рода поправкой никакая проблема не решается».

Одни считают, что такой способ переезда за океан - вариант, который под силу осуществить только детям олигархов, другие уверены, что всё это чистой воды афера. А мы, исходя из практики, говорим вам: приехать в Канаду на учёбу, а затем остаться тут работать и жить - вполне реально и без миллиона в кармане!

Но только при грамотном планировании этого процесса. Консультанты O.W.L. помогут вам выбрать лучший вариант программы «обучение+иммиграция» на основании имеющегося опыта. Например, мы знаем о том, что...

Возможность обучения с последующей иммиграцией есть и у 17-летних, и у 50-летних!

Это действительно так. Причём нельзя сказать однозначно, кому же будет проще устроиться на новом месте. Например, вчерашнему школьнику обязательно нужно поступить в колледж или университет, чтобы получить соответствующее образование и специальность. Вероятнее всего, он захочет подрабатывать в свободное от учёбы время и в период каникул. Однако без опыта работы ему нужно будет и работу начинать с нулевой, самой низшей позиции. Зато в молодом возрасте проще адаптироваться. У людей в возрасте 30+ есть свои преимущества. Например, можно взять уже имеющееся высшее образование за основу и поступить в канадский университет на базе бакалавра, чтобы улучшить знания и повысить квалификацию. При этом можно выбрать всего лишь одно- или двухгодичную программу. Опыт работы также играет роль и может помочь получить хорошую должность с хорошей зарплатой уже во время учёбы.

Впрочем, главное, что и молодёжи, и студентам+ после стационарного обучения в местных вузах Канада гарантированно предоставляет право на работу и возможность подать документы на иммиграцию.

Кроме того, диплом, полученный в Канаде, позволит вам получить достойную работу практически в любой стране, включая США и Великобританию. Согласитесь, что это - отличный бонус!

Учебное заведение должно быть с аккредитацией

Очень важный момент: для того, чтобы воспользоваться преимуществом в виде работы и шанса на ПМЖ, необходимо стать студентом одного из учебных заведений, аккредитованных Министерством Иммиграции Канады – Designated learning institution (DLI). То есть, нужно подавать документы только в те колледжи/университеты, которым разрешено принимать иностранцев. Тогда вы получите Study Permit - право на учёбу, что автоматически позволяет работать во время учебы по 20 часов в неделю и без ограничений - во время каникул.

Уровень зарплаты зависит от уровня английского

Большинство украинских студентов в Канаде стремятся использовать возможность работать параллельно с учёбой. Насколько перспективными и материально выгодными окажутся эти стремления - зависит от профессиональных навыков студента. Но самый главный фактор - уровень английского. Чем лучше вы знаете язык - тем лучше работа. Вот примеры из практики. Наша соотечественница, преподаватель английского, которая с помощью компании Open World Learning отправилась повышать квалификацию в канадский вуз, сейчас параллельно с учёбой подрабатывает на кафедре в том же университете, где учится. Выпускник Киевского политехнического института, который перед поездкой в Канаду три года отработал программистом, учится в колледже и одновременно трудится в IT-компании. Один из наших молодых клиентов без опыта работы в данный момент получает специальность пилота в ванкуверском колледже, а по вечерам выполняет обязанности официанта в ресторане. Все они зарабатывают от 2 тысяч канадских долларов в месяц. Этой суммы хватает, чтобы покрыть часть расходов на проживание и питание. Поэтому мы акцентируем ваше внимание на знании английского. Если уровень низкий - для начала отправляйтесь

Финансовый вопрос можно корректировать

Конечно, обучение в Канаде стоит денег. Сумма зависит от многих факторов. Например, двухлетняя учёба в колледже обойдётся дешевле, чем четырёхлетний курс в университете. Да и сами учебные заведения делятся на рейтинговые и дорогие, а также те, которые большинству вполне по карману. Кроме оплаты за обучение, нужны деньги на проживание в кампусе или в съёмной квартире, на еду, транспортные расходы, учебники и пр. Однако, расходы можно сократить! Во-первых, как мы уже говорили, никто не мешает вам подрабатывать в свободное от учёбы время, что даст возможность покрыть расходы на проживание и питание, а работая в каникулярное время многие успевают заработать и на оплату учебы, во-вторых, если будете прилежно учиться - имеете все шансы получить стипендию или хорошую скидку на оплату курса, а в-третьих, после получения образования некоторые вузы возвращают выпускникам часть средств - речь идёт о 20-30% суммы, которую вы предварительно внесли за обучение! В общем, есть много вариантов, как получить отличное образование в Канаде с максимальной выгодой для себя и без нарушения законов.

Чем дольше учишься - тем больше шансов на ПМЖ

Иностранные граждане, которые получили образование в канадском учебном заведении, могут рассчитывать на открытое разрешение на работу - Post-graduation Work Permit. Срок действия такого разрешения сопоставим со временем обучения, но не может превышать трёх лет. Например, если человек проучился два года, то он может получить право на работу в Канаде на аналогичный срок; если учеба длилась один год, то и разрешение будет годичным. И пока действует открытое разрешение на работу, работодатель вправе трудоустраивать выпускника без каких-либо ограничений. После того, как вы отработаете год на должности, соответствующей специальности, сможете подать заявление на постоянное место жительства в Канаде.

В Манитобе - проще, в Британской Колумбии - интереснее и перспективнее

В разных канадских провинциях требования к иностранцам, которые хотят учиться, работать, а впоследствии получить гражданство, отличаются. Потому что каждой из них нужны определённые специалисты, в соответствии с экономическим потенциалом территории. То есть, где-то нужны разнорабочие, а где-то финансовые аналитики. Это значительно увеличивает шансы украинцев не самых популярных возрастов и профессий на реализацию мечты об иммиграции.

Например, в Манитобу приезжают те, у кого мало денег на учёбу и нет опыта работы. В этой провинции можно год проучиться в недорогом колледже, получить рабочую визу на год и через полгода после получения образования подавать на провинциальную поддержку, а значит, быстрее получить статус резидента.

Британская Колумбия с непревзойдённым Ванкувером - он трижды был признан самым лучшим городом Земли, больше подходит молодым и перспективным иностранцам, которые могут себе позволить дорогое образование. Соответственно, и рынок труда здесь другой, высококвалифицированные сотрудники - в цене.

Так что выбирать, где именно жить и учиться - вам. А наша задача - помочь сделать правильный выбор и достигнуть цели - Вы можете бесплатно на территории Украины и Канады: звоните, пишите, приходите!

Более подробную информацию об иммиграционных программах для иностранных студентов и выпускников канадских вузов, читайте на сайте канадского правительства Citizenship and Immigration Canada !

Что может дать образование за границей

Передовые научные разработки и технологические стартапы, работа в лучших компаниях и возможность путешествовать по всему миру - образование за рубежом открывает множество новых дверей. И вот почему.

1. Высокий уровень подготовки

В США, Европе и некоторых азиатских странах работают лучшие в мире школы и вузы. Дипломы большинства российских университетов мало что скажут иностранному работодателю - в отличие от диплома Сорбонны, Кембриджа или MIT. Есть и менее известные учебные заведения с отличной репутацией: в Louisiana State University лучшие в мире курсы по финансовому аудиту и нефтяной промышленности, а в University of Massachusetts Boston - одна из топовых бизнес-школ. Некоторые предметы уже в школе можно изучать на университетском уровне. Частные школы привлекают к работе лучших преподавателей: в St. Johnsbury Academy , например, 70% учителей имеют научные степени в университетах Brown, Harvard, Dartmouth и Johns Hopkins.

2. Доступные стажировки и отличные карьерные перспективы

Образование за границей - первый шаг к построению яркой международной карьеры. Зарубежные университеты сотрудничают с ведущими мировыми компаниями: из Washington State University можно отправиться на стажировку в Boeing, Microsoft и Amazon.com, а из Goldsmiths University of London - в Yahoo! и BBC. Студенты института Les Roches получают в среднем по 3 приглашения на стажировку за семестр и после выпуска легко находят работу в лучших компаниях индустрии. Выпускники итальянского института Polimoda в 88% случаев находят работу в течение полугода после окончания вуза - и не где-нибудь, а в Dior, Cavalli и Giorgio Armani.

Занятия по робототехнике, Florida International University

3. Специальности, которым (почти) не учат в России

Бизнес-образование, гейм-дизайн и мультимедиа, альтернативная энергетика и нейробиология - в отечественных вузах эти направления пока развиты слабо или не развиты совсем. По оснащенности лабораторий и близости к переднему краю науки зарубежные университеты находятся далеко впереди наших. Например, в университете UMass Lowell , который является частью MIT, действуют уникальные научные программы по инженерному делу в сфере пластика и метеорологии, во французском L’Institut Superieur des Arts Appliques занимаются созданием мультимедиа и цифрового искусства, а студенты The University of Illinois in Chicago проводят эксперименты по биоинженерии.

4. Образование для жизни

Если в России школьники и студенты осваивают массу теоретических знаний, то в США и странах Европы действует другой подход. Здесь главная цель образования - польза, а не эрудиция, статус или диплом. Все обращают внимание не только на оценки, но и на то, как вы собираетесь применять свои знания. Студенты Hult International Business School уже во время обучения создают проекты по социально-экономическому развитию регионов - победитель конкурса получает 1 млн долларов на реализацию своих идей. А один из студентов University of Central Florida недавно основал проект Limbitless Solutions и теперь создает бионические протезы для детей-инвалидов прямо на базе университета.

5. Гибкая система выбора специальности

В старших классах американской школы ученики могут сами создавать свою учебную программу и заранее подготовиться к поступлению. Можно изучать программирование, статистику, ведение бизнеса, живопись и многое другое: у ребенка есть всё, чтобы попробовать свои силы в самых разных занятиях. Например, ученики британской Lincoln Academy проводят морские исследования, работают над цифровыми медиа и создают инженерные проекты. Даже после поступления в университет можно сменить специальность на любом годе обучения - или просто прослушать самые интересные курсы на соседних факультетах.

Образование за границей нужно не только для построения успешной карьеры. Оно учит не бояться неудач, правильно расставлять приоритеты и шире смотреть на мир.