Свято-Успенский Зилантов монастырь. Свято-успенский зилантов монастырь Казань

Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек.

Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. Самой почитаемой реликвией монастыря была икона Смоленской Божьей Матери, принесенная в Казань Иваном IV.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

Расцвет Зилантового монастыря в Казани

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска.

Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью. Расположен по адресу: г. Казань, Зилантова гора.

Святыня на Зилантовой горе основана Иваном Грозным в Казани в 1552 году. Ее появление ознаменовало взятие города русскими войсками. Изначально она расположилась недалеко от братской могилы русских воинов, погибших во время захвата города, но из-за того, что ежегодно место заливалось водой во время половодья, спустя семь лет святыня была перенесена на свою нынешнюю территорию. Существует версия, что храм начали отстраивать там, где погиб святой Иоанн Казанский, пострадавший от татар за отказ принять ислам.

Зилантова гора, или по-татарски Жилантау, названа в честь дракона, по преданиям обитавшего на ней. Сейчас его изображение нанесено на герб города.

Старинная легенда гласит, что когда-то в этих местах жило чудовище татарского эпоса с крыльями с именем Зилант. Сначала изображением с этим мифологическим существом была снабжена печать Казанского хана, а уже потом она появилась на гербе Казанской губернии. Позже коронованный дракон черного цвета с алыми крыльями был перенесен на герб Казани.

Ансамбль монастыря складывался на протяжении XVII — XVIII века. В него входили Успенский собор, храм Митрополита Алексия, храм Спаса Нерукотворного над могилой павших воинов, жилые и хозяйственные постройки. Некоторое время на территории обители располагалась Казанская духовная семинария.

После революции монахи и настоятель были расстреляны, а сама святыня пришла в запустение, все строения был практически полностью уничтожены. Сохранились только Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы) и Настоятельский корпус (XIX век). Большинство построек возведены уже после возрождения обители, на рубеже ХХ — ХХI веков. Это Собор Троицы Живоначальной (около 2000 года), церковь святого равноапостольного князя Владимира (примерно 2004 год) и несколько других строений. До революции Зилантов храм был мужским, сейчас он женский.

История

Будучи древнейшей святыней не только Татарстана, но и всего Поволжья, Зилантова обитель привлекает огромное количество приезжающих. Место уникально и самобытно, также оно имеет многогранную вековую историю.

Осенью 1552 года Иван Грозный находился в очередном походе на главный город Казанского ханства с целью увеличения границ Русского государства и открытия Волжского торгового пути, который впоследствии помог бы ему расширить торговлю с разными странами.

Благодаря тщательному планированию похода и хорошей подготовке дело завершилось окончательной победой русских войск и полным завоеванием города Казань. В память об огромном количестве погибших Иван Грозный основал мужской Свято-Успенский монастырь на месте размещения царской походной палатки и небольшой церкви.

Спустя семь лет вышедшая из берегов Волга стала представлять угрозу для деревянных стен монастыря, тогда для спасения религиозной святыни было принято решение переместить ее на возвышенное место и соорудить вокруг каменную стену. Так монастырь начал свою вторую жизнь на Зилантовой горе.

В 1732 году в святыне начала функционировать духовная семинария, позднее заработала школа. В то время в архитектурный ансамбль входили уже четыре церкви из камня, а на территории рядом был разбит прекрасный сад.

По прошествии века на месте воздвигли еще одно памятное строение с обителью во имя иконы Спаса Нерукотворного. Новое строение выросло над захоронениями павших под Казанью воинов.

В годы советской власти место, как и множество других святынь, было закрыто. Настоятель и 10 монахов были признаны виновными в открытии стрельбы по красногвардейцам без каких-либо на то оснований, их расстреляли во время штурма города, начавшегося с Зилантовой горы.

После этих печальных событий длительное время на месте святыни находились коммунальные квартиры, затем здесь расположились тюрьма и склады, под конец место стало пристанищем колонии. Спустя некоторое количество времени там была организована православная община, просуществовавшая до 1928 года, затем ее ликвидировали.

Место стало пустовать. Долгие годы заброшенная святыня служила мусорной свалкой, стены храма же были практически уничтожены.

Сейчас

В 1998 году обитель была возвращена церкви, в этот момент началось ее возрождение в качестве Успенского Зилантова женского монастыря города. На сегодняшний день строение является единственной женской обителью на территории Казанской епархии.

Сейчас место очень красиво: возведено несколько новых храмов и зданий для насельниц, территория рядом со строениями благоустроена и ухожена.

Чтобы оказаться в монастыре, туристы должны подняться на маленькую горку, на которой стоит колокольня святыни. По обеим сторонам центральных ворот гостей встречают иконы Небесных Архангелов: Михаила и Гавриила, колокольня же является домом для Михайловской надвратной церкви.

Оказавшись на территории Зилантьевской обители, в первую очередь сталкиваешься с красивыми колоколами, размещенными на постаменте. Территория женского монастыря насчитывает несколько храмов, на данный момент действующей является Владимирская святыня, которая была освящена в 2004 году. Постройка имеет купол небесно-голубого цвета и расположена слева от входа в монастырь. Здесь христиане молятся и ставят свечи. За церковью можно обнаружить памятный крест, посвященный воинам, отдавшим жизнь за православие и Родину.

По центру высится Троицкий храм ослепительно белого цвета, его освятили в 2006 году. Место в точности повторило одноименный собор, отстроенный в Троице-Сергиевой Лавре . Перед собором раскинулась внушительная площадь, в будние дни она пустует, а в праздники становится многолюдной.

Если стоять на площади, повернувшись к Троицкому собору, по левую руку окажется храм святых мучеников Адриана и Наталии белого цвета, справа же будет невероятной красоты Успенский собор, когда-то носивший название Всехсвятского. Позади него возвышается Малая Колокольня, окружает ее огромное количество цветов.

Вся монастырская территория отличается чистотой и аккуратностью. Храмы и сестринские корпуса окружены цветочными клумбами, что в сочетании с небесно-золотыми святынями выглядит просто великолепно.

Богослужения

Верующие чтят Зилантову обитель, и почти каждый христианин хочет оказаться в этом умиротворенном и красивом месте. Помимо проводимых здесь богослужений на территории храма можно увидеть мощевик, содержащий частицы мощей большого количества святых. Здесь же функционирует церковная лавка и воскресная школа, также туристы могут заглянуть в библиотеку и трапезную.

По субботам проводят Панихиду, усопших поминают и по древнему заупокойному синодику. По средам во время молебна читается Акафист перед иконой Успения Божьей Матери. Каждый месяц часовня становится местом проведения молебна 14 тысячам убитым младенцам в Вифлееме. Богослужения проводятся каждый день.

Как добраться до Свято-Успенского Зилантова монастыря в Казани

Доезжают до места на маршрутках, проходящих по Кировскому району, другим вариантом является электричка, следующая до станции «Адмиралтейская слобода» . До остановок «Льнокомбинат» и «1-ое Мая» курсируют автобусы

По воскресеньям сюда ходит бесплатный автобус, который стартует от остановки «Речной техникум» в утренние часы (08.15, 08.30 — отправление, возвращение назад — 10.50).

Желающим ездить с комфортом следует воспользоваться местными службами такси или вызвать машину через популярное приложение Яндекс. Такси, Максим, Gett или Uber.

Казань. Зилантов монастырь. Из цикла . Предыдущая серия называется .

1.Казань. Успенский Зилантов монастырь

3.Собор Троицы Живоначальной. Казань. Зилантов монастырь
4.Церковь Владимира Равноапостольного
5.Зилантов монастырь. Впечатления от посещения
6.Казань. Вокруг памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Казань. Успенский Зилантов монастырь

В Зилантовом монастыре повторили трехчастный растительно-крестчатый пояс, точно такой же, как в Лавре.


Мы зашли внутрь церкви и убедились, что стенопись – тоже копии подлинника в Сергиевой Лавре. Есть даже чудо явления Пресвятой Богородицы святому Сергию.

Зилантов монастырь. Церковь Владимира Равноапостольного

Владимирская церковка больше походит на часовню, она совсем невелика и весьма молода – построена в 2004-м году.

Нам очень понравилось убранство двери.

Голубое полотно входа словно оплетено виноградной лозой.

Зилантов монастырь. Впечатления от посещения

В Всехсвятском соборе узнали о праве фотографирования (вот откуда взялись наши снимки). Монахини (или послушницы) нам растолковали, что на улице можно фотографировать сколько угодно, снимать нельзя только в храмах. Больше нам ничего и не надо было, мы досыта наснимали панорам монастыря.


Территория обители обихоженная, но не вылизанная до казарменного лоска. Много зелени. Весь ансамбль дивный и гармоничный. Даже в голову не приходит, что гуляешь между новыми постройками. Да, новизна заметна, но в глаза не бросается. Территория обители хоть и невелика, но вокруг каждой церкви есть пространство, их можно обойти, можно рассмотреть издали, можно оценить в отдельности и в общем архитектурном окружении.






Места хватает и для моих любимых грядок и парников, клумб, цветников и милого декоративного водоёма.


Я остановилась у интересного хвойного дерева. Кажется, это пиния?


Не обошлось и без отца-эконома. Мы не видели ни одной обители, где бы за порядком не приглядывал зоркий и строгий глаз.


С требами в Зилантовом монастыре дело обстоит весьма печально – полугодовая не дороже, чем в нашей , 500 рублей, а сорокоуст дороже, чем в Москве – 350 рублей.

Монастырь нам очень понравился. Да и какой из наших монастырей вызывает другие чувства? Таких я пока не видела. Даже от многолюдия и не убывает особого благоговейного духа и дивной атмосферы. А что уж говорить о небольших потаённых обителях и скромных пустынях? В этом знаменитом, но столь спокойном месте чувствуешь накатившую вдруг радость и душевное тепло. Мы хоть и не паломники, а туристы-любопытствующие, но тоже «понятие имеем».

Казань. Вокруг памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Когда пересекали мост через реку Казанку, Начальнику вдруг захотелось остановиться у монумента храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, его ещё называют храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Почему мы не подумали об этом на пути в монастырь? Потому что цель была другая. А когда главное дело сделано, то почему бы не доставить себе удовольствие?
Совет путешественникам: лучше остановиться на мосту на пути к Зилантову монастырю, удобнее парковаться.
Впрочем, разворот близко. Парковка на мосту небольшая, могут поместиться только пяток машин. Нам досталось место, остальные желающие видимо – рыбаки.


Дорога к памятнику не обустроена. Приходится идти по грунту и по песку.




Я, было, хотела подойти ближе к берегу, да не рассчитала, ступила в мокрый песок, ступня завязла в нём, след быстро наполнился водой. Но я всё же выскочила сухой из воды.


Мы восхитились городскими видами.


Они менялись каждую минуту. Солнце выглядывало лишь на доли секунды, только дразнило. Мы едва успели “щёлкнуть” храм-монумент, засиявший в коротких обманчивых лучах солнца.


Это была единственная удача, сколько мы ни ждали, кроме этого кадра ничего больше не получилось.

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)