Успенский храм на Покровке (не сохранился). Успения пресвятой богородицы на покровке, храм Сквер на месте храма успения покровке

17 декабря в Москве пройдет презентация общественной инициативы по восстановлению храма Успения на Покровке, одного из шедевров отечественного зодчества, погибшего в 1930-е годы. Об этом начинании наш сайт . А сегодня – слово экспертам и реставраторам, которым «Хранители Наследия» задавали только два вопроса: нужно ли это делать? и можно ли это сделать?

«Силуэт и образ обогатят нынешнюю Москву»

Владимир Козлов, историк, председатель Союза краеведов России:

Даже и не знал, что есть такая инициатива… Лично я – за. Я всегда за возвращение из небытия погибших шедевров. И пусть даже это будет пресловутый «новодел», если он сделан качественно и хорошо. Смогут ли современные реставраторы и строители справиться с такой задачей? Честно говоря, уверенности нет. Но в любом случае – силуэт и сам образ погибшего храма обогатят современный город.



«Шедевры XVI-XVII веков принципиально невосстановимы»

Владимир Киприн, исследователь исторической Москвы:

Этого ни в коем случае не нужно делать. Шедевры XVI-XVII веков принципиально невосстановимы. Там совершено другая, нежели в последующие времена, пластика стен, декора. Их нельзя воссоздать «по линейке» – получится в лучшем случае макет. Уж лучше построить новый храм – в память о прежнем. Тем более что по церкви Успения нет ни обмеров, ни фиксационных чертежей. Лучшее, что можно там сделать – это показать на местности план храма, открыть его археологические остатки, если они сохранились. А где-то по соседству устроить музей, рассказывающий о его истории. Так же я поступил бы и с церковью Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке.
Конечно, можно вспомнить о дворцах под Петербургом – но это уже XVIII век, это принципиально другая архитектура, ее можно восстановить «по линейке». К тому же там была подробная архитектурная документация, а также фотофиксация интерьеров. Можно вспомнить новгородскую церковь Спаса на Нередице - но там были хотя бы стены, сохранившиеся на треть высоты. И потом, военные жертвы – это все-таки было уже на нашей памяти, на памяти наших отцов.



«Реставраторы должны безвылазно сидеть на таком объекте»

Елена Одинец, реставратор, главный архитектор проектов ЦНРПМ:

Нужно ли воссоздавать? Если бы речь шла о типичном памятнике XVII века, у которого сохранилось много аналогов, близких по композиции и времени строительства, ответ был бы отрицательным. Но Успение на Покровке – совершенно уникальная церковь, которая выделяется из любого ряда. Это памятник, создававший переход к стилю Нового времени, важный для понимания самой истории развития отечественной архитектуры. Может быть, ради этого и стоит попробовать.
В принципе, это воссоздание возможно, но только если его будут осуществлять очень хорошие мастера, которые могут квалифицированно выполнить и кладку, и декоративное убранство. А рядом с ними на таком объекте должны просто безвылазно сидеть специалисты-реставраторы. Вот тогда что-то может получиться. Уж больно этот храм был изысканный, столько там было тонких деталей…
Проекты восстановления разрабатывались и ранее, конечно, многие мечтают увидеть этот храм не только на фотографиях. Собственно, элементы воссоздания присутствуют при любой реставрации. Мы восстанавливали, например, главу и декор на церкви Знамения на Шереметевом дворе , но там было проще, там были стены. А на Покровке – неизвестно, сохранились ли даже фундаменты. Не знаю, обмеряли ли храм Успения перед сносом, а для воссоздания памятника такого класса нужны очень полные и точные обмеры.

«Проблема подлинности важнее задачи воссоздания»

Владимир Седов, доктор искусствоведения, археолог:

Я эту идею не поддерживаю, никакого вопроса даже не может быть о нормальном воссоздании того, чего нет. И то, что было уничтожено так, что восстановить невозможно. Получится муляж. Идеальным в таком случае было бы обозначение храма на местности, музеефицирование основания, открытого археологами, привлечение внимания к тем деталям, которые остались и сохранились в интерьере кафе (Покровка, д.5). Для Москвы большее значение имеет проблема подлинности, чем задача воссоздания каких бы то ни было исторических зданий.



«Уникальность воссозданию не подлежит»

Виктор Шередега, гендиректор Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ):

Мое мнение на тему возможного воссоздания церкви Успения на Покровке – негативное. Во-первых, я не понимаю, зачем это в принципе нужно. Историю вспять не повернуть. Имеющиеся в нашей практике примеры воссозданий вряд ли могут считаться удачными. Во-вторых, считаю, что прямо вот так взять и воссоздать, по-простому, конечно, не получится. Это объект высочайших художественных достоинств, с уникальной белокаменной резьбой, которую невозможно воспроизвести хотя бы уже потому, что она была именно уникальна. Уникальность не подлежит воссозданию. Затем - нет никаких технических и методических возможностей, нет специалистов и мастеров, которые могли бы повторить уровень работы мастеров рубежа XVII-XVIII вв. Их нет не только у нас, но и за рубежом. Я считаю, что даже в советские времена, когда наша реставрационная школа была на пике своего развития, такое воссоздание было бы крайне сомнительным.
То, что сейчас возник новый виток интереса к этой замечательной исторической постройке – хорошо. Но что бы я предложил? Сохранились фундаменты храма и некоторые его фрагменты. Можно было бы раскрыть фундаменты, создать над ними навес или некую легкую архитектурную форму. Я имею в виду не новое строительство, а именно создание некоего выставочного пространства на месте церкви. И там можно экспонировать фотографии, находки, документы – все, что связано с храмом Успения, с его историей и памятью о замечательной церкви.



«Место снесенного храма нужно расколдовать»

Борис Пастернак, архитектор, эксперт в области культурного наследия:

Мне кажется, что восстановление храма Успения на Покровке возможно. Именно из-за того, что снос этой церкви был знаковой утратой для московской архитектуры, одним из самых одиозных эпизодов сноса церквей 30-х годов. Поэтому и восстановление этой церкви приобретает определенное символическое значение. Тем более, что сохранился первый ярус колокольни и фрагмент лестницы на гульбище. Мы его отреставрировали в 2006 году внутри здания бывшей богадельни. Там сейчас ресторанчик, а внутри него подлинные части колокольни и парапета лестницы на гульбище с фантастической белокаменной резьбой. Я слышал, что и фундаменты целы, значит, можно воссоздать точно на прежнем месте. Конечно, это возможно только при условии, что были обмерные материалы, что это будет не подобие или стилизация, а научное воссоздание. Эффект будет определяться тем, насколько такое масштабное и сложное воссоздание будет научно и методически аргументировано.
Интересно, что, казалось бы, прошло уже столько лет, но место, где раньше стоял храм, так и не зажило новой жизнью. Кажется, что над ним до сих пор витает эхо драматических событий 1930-х годов. На месте снесенной церкви какой-то несуразный чахлый скверик. Люди через него ходят мало, все больше по тротуару, мамы с колясками не гуляют. Его надо как-то расколдовать. Есть два адреса, которые мы, специалисты по московской архитектуре, всегда держим в голове как невосполнимые утраты, во многом исказившие облик центра города - это храм Николы Большой Крест на Ильинке и церковь Успения на Покровке. Ну еще Сухарева башня, но это гражданская, а не церковная постройка. Также необходимо учитывать и градостроительный аспект такого воссоздания. Покровка сохранилась малоэтажной, поэтому воссоздание Успенской церкви, восстановление колоколен церквей Троицы на Грязях и Восресения в Барашах обогатит перспективы улицы, восстановит визуальный диалог градостроительных доминант.

«О храме Успения мы практически ничего точно не знаем»

Лидия Шитова, архитектор-реставратор:

Я несколько раз бывала в том здании, в котором сохранился фрагмент церкви Успения. И даже по этому крошечному остатку можно судить, насколько исторический храм был уникальным, сложным, с неповторимыми деталями. У нас нет всей необходимой полноты материалов для воссоздания столь сложного объекта. Имеющиеся чертежи и рисунки не дают исчерпывающего представления о нем. Кроме того, в основном это изображения фасадов, но ведь фасадами здание не ограничивается. В нем каждый ярус был особенным. Таким образом, источники условны, неточны и сомнительны. Я считаю, что воссоздавать столь роскошный и неповторимый храм, о котором мы практически ничего точно не знаем – это просто безобразие. Я убеждена, что такой сложности постройку сделать достоверно невозможно. Подлинные руины будут утрачены, а ничего сколь-нибудь достоверного, ценного мы не получим. Я считаю, что на месте храма должны быть проведены серьезные археологические работы. Нужно создать там некую экспозиционную площадку, включив в нее то здание, где сохраняются фрагменты подлинника. Нужно законсервировать, обработать и демонстрировать людям подлинные руины, а не сомнительное воспроизведение.

"Воссоздание храма - благородная задача. При условии целевого финансирования"

Александр Берташ, священник :

Успенская церковь - знаковое сооружение, как известно, восхитившее даже Наполеона. При условии целевого финансирования ее воссоздание - благородная задача. Если же, конечно, гипотетически представить себе выбор между тем, потратить ли имеющиеся средства на консервацию разрушающихся сельских церквей или усадеб (на мой взгляд, самая актуальная задача в вопросах охраны наследия) или построить заново храм в центре Москвы - конечно, я выбрал бы первое. Но вопрос так обычно не ставится - деньги, выделенные и потраченные, например, на воссоздание храма Христа Спасителя невозможно было бы перераспределить на реставрационные нужды. Что касается критериев, то, в первую очередь, это достоверность воспроизведения внешних форм на период перед уничтожением здания. При ограниченной иконографии, особенно интерьеров, требовать чего-то большего невозможно.

Издревле в этой местности (угол улицы Покровка и Потаповского переулка) жили котельники, изготовлявшие котлы, казаны и вообще металлическую посуду. В 1652-1656 гг. здесь выстроили трехпрестольную Успенскую церковь. Спустя сорок лет было решено построить новую, невиданную по красоте и величине. Нижний храм освятили в 1697 г. во имя святителя Петра, митрополита Московского. Верхний храм Успения Пресвятой Богородицы закончили строительством в первые годы XVIII века.

Стройный, необычный, богато отделанный храм на Покровке поражал современников своей красотой. Историк Москвы И.М. Снегирев в 1857 г. писал: «Величественная и великолепная, единственная в своем роде церковь Успения Божией Матери на Покровке составляет украшение не только Покровской улицы, но и древней нашей столицы. На нее постоянно устремлялось внимание любителей и знатоков храмового зодчества, соотечественников и чужестранцев. Славный в свое время архитектор и академик Баженов, высоко ценя достоинства сего священного здания, отдавал ему преимущества перед другими московскими церквами».

В 1857 г. в храме были поновлены иконы, стены украсил живописью Г. Козлов, были возобновлены резьба и позолота иконостасов, вместо деревянной сделали мраморную солею. Верхний Успенский храм имел старинный, семиярусный, барочный, деревянный иконостас. В алтаре над горним местом два ангела из белого мрамора держали корону. Храм имел уникальную, увенчанную небольшими декоративными шатрами колокольню.

Летом 1935 г. Моссовет принял решение о сносе Успенской церкви. Спустя несколько месяцев приступили к разборке этого архитектурного шедевра. На его месте разбили небольшой сквер.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696-99 годах купцом Сверчковым, проживавшим в сохранившихся доныне древних палатах. Между палатами и храмом располагался сад с прудом (на его месте теперь школьное здание), из сада в храм вела открытая парадная лестница. Второе похожее крыльцо было обращено к Покровке. Успенской церковью восхищался Расстрелли, Баженов ставил ее в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько хороша, что согласно легенде, даже Наполеон, распорядившийся пустить на воздух весь Кремль, выставил возле нее специальную охрану. Дмитрий Лихачев вспоминал, что в детстве, впервые увидав Успение, был потрясен настолько, что немедленно задумался о карьере академика. И даже чиновники ленинского правительства не смогли остаться равнодушными, переименовав один из соседних переулков по имени строителя храма Петрушки Потапова, а другой — по имени заказчика Сверчкова.

Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна.

В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать.

С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками. Сейчас Центр археологических исследований проектирует музеефикацию фундаментов храма, а Управление охраны памятников занимается срочной постановкой памятника на госохрану.

Статья подготовлена и написана Александром Можаевым. http://moskva.kotoroy.net/histories/38.html

Общественные деятели выступили за воссоздание
Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

27 ноября 2014 года дан официальный старт общественной инициативе по воссозданию утраченного памятника культурного наследия - Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Инициативу уже поддержал ряд общественных деятелей, политиков и ученых.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, одна из самых знаменитых приходских церквей старой Москвы, прозванная современниками «Восьмым Чудом света». Церковь была построена в 1696-1699 годах. Разрушена в 1936 году, под предлогом расширения проезжей части на улице Покровке, чего в последствии не произошло.

Начиная с 90-х годов ни раз возникала дискуссия о необходимости воссоздания утраченного памятника. Однако до реализации проекта дело не доходило. Очередные обсуждения появились после обустройства пешеходной зоны на Покровке, главной достопримечательностью которой в свое время была церковь. 14 октября 2014 года, на праздновании Дня Басманного района, Председатель Комиссии по строительству, реконструкции и благоустройству, депутат Евгений Будник предложил объединить всех, кто поддерживает инициативу по воссозданию Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке на одной площадке и совместными усилиями реализовать амбициозный проект. Уже заработал сайт инициативы http://www.hramnapokrovke.info/ . 17 декабря 2014 года состоится публичная презентация инициативы с приглашением представителей общественности, исполнительных и законодательных органов власти, а также экспертов, историков, архитекторов.
Также сформирована рабочая группа по продвижению инициативы. В нее вошли:
1. Рудов Сергей , член Общественной палаты Российской Федерации;
2. Аничкин Геннадий , Глава муниципального округа Басманный;
3. Дионисий , архимандрит, благочинный храмов Богоявленского округа города Москвы;
4. Гришунин Александр , Исполнительный директор Благотворительного фонда Святителя Василия Великого;
3. Будник Евгений , Депутат муниципального округа Басманный, Председатель Комиссии по строительству, реконструкции и благоустройству;
4. Абрикосов Андрей , кандидат технических наук;
5. Хутарев-Гарнишевский Владимир , Председатель совета Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры, кандидат исторических наук;
6. Кондрашов Андрей , Заместитель председателя совета Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры.

Комментарии членов рабочей группы:

Рудов Сергей Юрьевич, член Общественной палаты Российской Федерации
« Для нас, жителей Москвы, восстановление Церкви Успения Богородицы на Покровке - это не просто один из этапов восстановления ценных архитектурных объектов. Для нас это, прежде всего, воссоздание исторического облика любимого города, который являлся отражением побед нашего народа, его духовности. Все это вплетено в прекрасные архитектурные формы храма - поистине Восьмого чуда света, восхищавшего современников. Считаю, что пришло время собирать камни, и необходимо объединить усилия москвичей в деле воссоздания значимых для города и его истории памятников, таких как Чудов Монастырь в Кремле, Церковь Успения Богородицы на Покровке, Красные Ворота».

Хутарев-Гарнишевский Владимир Владимирович, к.и.н., председатель Совета Московского городского отделения ВООПИиК
«У каждого города есть свои архитектурные, духовные и высотные доминанты, собирающие рыхлое городское пространство смешанной застройки в единую организованную, наполненную смыслами гармоничную систему. Одной из таких доминант Москвы являлась церковь Успения Персвятой Богородицы на Покровке. Большая часть отечественной архитектуры имперского периода была в той или иной степени заимствованием или подражанием западноевропейским направлениям в архитектуре. Церковь Успения относилась к чисто русскому московскому стилю нарышкинского барокко - не имеющему аналогов самобытному явлению именно нашей культуры. Это был не только шедевр зодческого искусства, но и часть уникального историко-культурного кода столицы.
Московское отделение Всероссийского общества охраны памятников инициировало и организовало воссоздание храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в начале 1990-х. Это был первый восстановленный в России храм. Мы очень осторожно относимся к любым новодельным постройкам. Однако кроме подлинности конкретного здания большое значение имеет восстановление исторической городской среды. Тем более, что сохранились подлинные фундаменты храма Успения на Покровке. Логика преемственности с исторической Россией требует от нас возрождения её наиболее значимых символов. Мы полностью поддерживаем инициативу восстановления храма
храма».

Аничкин Геннадий Викторович, глава муниципального округа Басманный
« 14 октября 2014 года, в День Покрова Пресвятой Богородицы, мы впервые отметили День Басманного района. Инициатива об его учреждении была вынесена жителями района на рассмотрение Совета депутатов муниципального округа Басманный. Вопрос о том, когда отмечать этот праздник, был задан самым разным людям, тема стала поводом для широкой общественной дискуссии, результаты которой и были обобщены на прошедшей 9 сентября в Московском доме национальностей научно-практической конференции «День района Басманного района. Актуальность. Содержание. Дата».
В разговоре приняли участие ученые, краеведы и искусствоведы, руководители высших и средних учебных заведений, библиотек и музеев, представители общественных организаций, а также писатели, художники и рядовые жители района. В ряду главных исторических ценностей района упоминалась и утраченная на сегодняшний день Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.
В итоге всех обсуждений выбор пал на 14 октября, когда отмечается великий и любимый в народе праздник Покрова Пресвятой Богородицы, наложивший особый отпечаток на историю и современность района. Одной из целей учреждения Дня района, как было отмечено в резолюции научно-практической конференции, является сохранение богатейшего исторического и культурного наследия нашего Басманного района. Восстановление Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке как нельзя более соответствует и этой задаче, и самой идее отмечать День Басманного района в праздник Покрова. Данное начинание потребует, безусловно, длительной и кропотливой работы многих людей, наших совместных действий и усилий, но дело того стоит!»

Абрикосов Андрей Ильич, Кандидат технических наук
« Еще в далеком детстве и юношестве, рассматривая старые почтовые открытки из семейного архива с изображением старой Москвы, меня охватывало чувство невосполнимой утраты по ушедшему прошлому, по разрушенным памятникам архитектуры любимой моей Москвы. Помню, что более всего тогда "расстраивало" отсутствие в Москве Храма Христа Спасителя и храма Успения на Покровке. Мой отец рассказал мне старую московскую легенду о том, что Наполеон, увидев храм на Покровке был так поражен его величаем и красотой, что даже поставил охрану, чтобы уберечь храм от разрушения и разграбления. А вот в 36 году его взяли и уничтожили ничтоже не сумляше.
Сегодня, с технической точки зрения, - восстановить любой ранее разрушенным храм, даже памятник архитектуры - это не проблема. Была бы воля и желание людей. Восстановленный Храм Христа Спасителя, восстановленный Храм Казанской Иконы Божией Матери на Красной площади - яркие тому примеры.
Мой прапрадед Алексей Иванович Абрикосов, - основатель крупнейшей российской кондитерской компании "Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей" (после революции фабрика им. Бабаева) был 27 лет до самой своей кончины в 1904 году бессменным церковным старостой храма Успения на Покровке.
Мой прадед Николай Алексеевич, - основатель и издатель популярного до революции журнала "Вопросы философии и психологии" и мой дед Хрисанф Николаевич, секретарь Л.Н. Толстого, а в последствия известный пчеловод, молились в этом храме. Возможно молился в детстве в нем и мой отец.
Очень хотелось бы верить, что и я, и мой сын и мои внуки тоже будем молиться в храме Успения на Покровке. Восстановить храм с технической точки зрения - не проблема. Была бы воля людей».

Будник Евгений Александрович, депутат, председатель Комиссии по строительству, реконструкции и благоустройству
« Я с рождения живу у Покровских ворот, но о том, что на улице Покровка стояла Церковь Успения Пресвятой Богородицы, узнал только в конце девяностых, когда увидел её на старой фотографии. Меня так поразил её облик, что я сразу начал собирать всю информацию о ней.
История Церкви Успения на Покровке подтверждает то, что это особенная утрата для нас и нашего города, но есть надежда, что мы снова увидим её на своем месте.
Во-первых, удивительно то, что место, где размещалась Церковь, не застроили в Советские времена и даже в лихие девяностые. Во-вторых, в 2014 году были проведены дорожные работы на Покровке, скорректированы границы проезжей части и тротуара. Это позволит без проблем возвести её на прежнем месте. Ну и в-третьих, слова «Дело рук человеческих», оставленные зодчим Петрушкой Потаповым на колонне при входе в Храм, возможно, были посланием тем, кто должен его восстановить. Просто пришло время объединиться всем, кто ратует за воссоздание Церкви и тогда у нас всё получится. Как говорится «Дорогу осилит идущий!»

Сайт инициативы

В Московской патриархии формируется список церквей, находившихся в центре города и снесенных в 1930-х годах, «которые возможно и целесообразно восстановить». Об этом стало известно после публикации на сайте благочиния Богоявленского округа Москвы циркулярного письма , разосланного благочинным Центрального викариатства.

В письме, подписанном заведующим канцелярией секретариата Центрального викариатства г. Москвы протоиереем Алексеем Муравейником, говорится, что распоряжение о подготовке этого списка отдал первый викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством г. Москвы митрополит Истринский Арсений.

«Настоящим сообщаю Вам, что Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством г. Москвы, благословил подготовить предложения по восстановлению разрушенных храмов, которые возможно и целесообразно восстановить на территории вверенного Вашему попечению церковного округа» , - говорится в письме.

Документ также содержит сроки исполнения поручения: «Необходимые сведения следует направить рапортом на электронный адрес управления викариатства не позднее 20 июня с. г.»

Сайт «Хранители наследия» со ссылкой на неназванные источники в церковных кругах сообщает , что, возможно, о начале реализации программы восстановления утраченных храмов в центре Москвы может быть объявлено уже осенью этого года, например, в День народного единства 4 ноября - при условии согласования необходимых формальностей со всеми заинтересованными сторонами.

В сообщении отмечается, что приоритет будут иметь те храмы, которые располагались на незастроенных участках. Кроме того, проекты восстановления должны быть реалистичными с технической точки зрения. Важное значение также будет иметь фактор отсутствия городских строительных обязательств на том или ином конкретном участке.


Возвращения из небытия. Какие московские храмы могут быть восстановлены?

В феврале 2017 года сообщалось, что в Министерстве культуры обсуждался вопрос воссоздания в Москве пяти старинных храмов, полностью разрушенных в прошлом столетии.

В числе этих храмов были названы Успенский собор на Покровке, на месте которого сейчас находится сквер, храм Николы на Ильинке, церковь Фрола и Лавра на Мясницкой, церковь Похвалы Богородицы рядом с Храмом Христа Спасителя и церковь Воскресения Словущего на Остоженке.

Больше всего шансов на воссоздание у Воскресенской церкви на Остоженке . Проект его возрождения был разработан уже несколько лет назад и получил поддержку патриарха Кирилла. В этом процессе активно участвует Зачатьевский монастырь, поскольку церковь Воскресения Словущего была приписным требным храмом обители.

Церковь закрыли в 1933 году. Решение о ее сносе приняли в связи со строительством первой линии метро. На Остоженке прокладка велась открытым способом, и это стало поводом для сноса церковного здания, которое, как тогда говорили, было «тяжелым», и туннель метро мог не выдержать нагрузки. Церковь снесли в январе-феврале 1935 года.

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева хранятся фотоснимки, на которых можно видеть церковь Воскресения Словущего в последние дни своего существования.


Фото: Котов А.Б. (CC by-sa 3.0) Наиболее значимым событием с точки зрения воссоздания архитектурного облика столицы может стать восстановление Успенского собора на Покровке .

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Покровке называли восьмым чудом света. Эта церковь являлась символом Москвы, была любимой церковью Ф.М. Достоевского. По преданию, знаменитый советский архитектор А.В. Щусев решил выбрать эту профессию после того как увидел храм на Покровке.

В истории сохранился известный факт: когда Наполеон распорядился поджечь Москву, он приказал охранять от огня церковь на Покровке, назвав ее русским Нотр-Дамом.

Успенский собор был последним из тех, что построили в XVII веке и самым высоким сооружением на улице.

Храм разобрали в 1936 году. Спустя много лет после сноса выяснилось, что у храма и дома, который был пристроен к собору в XIX веке, одна общая стена. Сегодня в строении находится ресторан. Во время реконструкции здесь обнаружили кирпичную кладку и фрагменты резного белокаменного декора снесенной колокольни.

Храм Николы на Ильинке , также известный как «Никола Большой Крест» , был построен в конце XVII века и снесен в 1934 году. Его главный престол был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел - во имя Николая Чудотворца. Храм являлся шедевром строгановского барокко, одним из красивейших храмов Москвы.

Эта московская церковь служила своего рода патрональным храмом для работников приказов, а позднее - судов. В храме приводили к «крестному целованию» - присяге - людей, ведущих судебные тяжбы.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках впервые упоминается в 1475 г. Она находилась на Волхонке, на Алексеевском холме, и примечательна тем, что была единственным московским храмом в честь праздника Похвалы Богородицы.

По соседству с церковью позднее был построен храм Христа Спасителя. Церковь была разрушена в 1932 году во время расчистки строительной площадки для возведения Дворца Советов.

Ситуацию с воссозданием этого храма осложняет его расположение в одном из самых привлекательных для застройки районов Москвы. Сейчас в непосредственной близости от места, где раньше располагалась Похвальская церковь, ведется строительство элитной гостиницы площадью около 19 тыс. кв. метров.

До недавнего времени наиболее реальным казалось восстановление храма св. мучеников Флора и Лавра у Мясницких ворот . Церковь была построена не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта - там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров переулок).

Воссозданию храма Флора и Лавра был посвящен целый ряд документов: постановление правительства Москвы, решение Научно-методического совета Москомнаследия, резолюция Общественного градостроительного совета при мэре Москвы, протокол Регламентного совета Москомархитектуры. Проект воссоздания получил благословение патриарха Алексия II (1921-2008).

Однако после обращения к мэру Москвы Юрию Лужкову художественного руководителя московского театра “Et cetera” Александра Калягина ситуация поменялась. А. Калягин выступил против воссоздания храма.

«Идея воссоздания храма святых мучеников Флора и Лавра в его исторических границах абсурдна»; «полнейшая нелепица, когда театр, торговый дом и церковь стоят на одном пятачке»; «в этом есть элемент богохульства: в церкви отпевают покойника, а в это время совсем рядом в театре играют комедию. С другой стороны, звон колоколов церкви, находящейся в двух метрах от театра, непременно будет мешать зрителям», - такую аргументацию использовал руководитель театра.

В результате от воссоздания храма отказались, а на его месте началось строительство новых зданий театра “Et cetera”.

Всего в XX веке в Москве, по оценкам историков, были полностью разрушены 369 храмов.

Храм Успения на Покровке по праву считают вершиной развития допетровского церковного зодчества и одним из краеугольных камней русской архитектуры нового времени. В 1936 году он был уничтожен под предлогом того, что выступающая на тротуар галерея мешает движению пешеходов. Казалось, что шедевр утрачен безвозвратно и в начале 2000-х уже велись разговоры о строительстве гостиницы на его месте. Но в 2004 году в составе соседнего дома была обнаружена прекрасно сохранившияся стена нижнего яруса церковной колокольни…

Материалы реставрации фрагментов колокольни, выполненной «Центром историко-градостроительных исследований», публикуются впервые.

Пояснительная записка к эскизному проекту реставрации дома причта церкви Успения Пресвятой Богородицы, расположенного по адресу улица Покровка № 5/16, стр. 5-6.

Проект разработан ЦИГИ, генеральный директор В.И.Шередега. Авторы проекта: Б.Е.Пастернак, Т.С.Борисова, при участии А.В.Кузнецова и А.В.Можаева.

Краткая историческая справка

Сохранившееся здание дома причта, непосредственно примыкавшее к колокольне церкви, сформировалось в результате нескольких строительных периодов.
Одним из наиболее древних графических изображений территории церковного комплекса является «Петров чертеж» 1600-х годов, на котором показаны две церкви. Известно, что в 1652 году была дана благословенная грамота на постройку нового каменного храма на месте прежних, «но и он простоял недолго».
В 1696-1699 годы на исследуемой территории была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы «что в Котельниках» с колокольней. Строительство велось на средства купца И.М.Сверчкова. Среди колонн портала церкви сохранялась резная надпись: «Лета 7204 года октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». В облике храма присутствовали явные элементы голландской архитектуры, и скорее всего Потапов не зодчий-самородок, а автор кружевной белокаменной резьбы.

Храм имел симметричную композицию. Основной четверик был перекрыт куполом с центральным световым барабаном. Другие четыре барабана располагались по углам четверика между высокими фронтонами, завершающими стены. С восточной и западной сторон храма были поставлены симметрично два восьмерика, также завершавшиеся световыми барабанами. На одной оси с храмом (возможно, с использованием более ранних конструкций), была выстроена трехъярусная колокольня, завершавшаяся пятью шатровыми башенками и соединенная с основным объёмом крытым переходом. С трех сторон церкви на уровне второго яруса было устроено гульбище на аркадах. На гульбище поднимались две лестницы, расположенные с северной и южной сторон колокольни.

Храм был пышно декорирован в стиле «нарышкинского барокко» и являлся одним из ярчайших образцов этого стиля. Он по праву стоит среди наиболее значительных произведений московской архитектуры конца XVII века.
Живописная выразительность и динамика архитектурных форм церкви Успения привлекли внимание Ф.-Б.Растрелли, и некоторые архитектурные приемы были использованы им при строительстве Андреевской церкви в Киеве (1747 г.). В Варшавской библиотеке сохранились собственноручные зарисовки Растрелли церкви Успения на Покровке. В.И.Баженов считал этот храм одним из красивейших зданий Москвы и ставил его в один ряд с храмом Василия Блаженного.

Наиболее ранний обнаруженный план церковного владения относится к 1757 г. Границы владения к этому времени полностью сформировались. На чертеже показана часть церкви, обнесенная оградой, небольшая часовня, пристроенная к церкви с западной стороны и примыкающая к ней богадельня.
К 1781 году на месте часовни было построено двухэтажное каменное здание богадельни, частично сохранившееся в основе современного строения 5-6. При пожаре Москвы 1812 года церковь и строения на территории ее владения пострадали незначительно.

Сведений о дальнейших кардинальных перестройках части дома причта, обращенной на Покровку, в архивном деле отсутствуют, однако данные проведенного натурного обследования свидетельствуют, что в 20-30-е годы XIX века была заново выстроена часть восточной стены здания на уровне второго этажа. Об этом свидетельствует однородная кирпичная кладка, в которой были обнаружены клейма этого времени. Аналогичные клейма были обнаружены на торцевой стене здания на кирпичах, из которых выложен голубец среднего окна второго этажа. Однако, в результате неоднократного изменения первоначальных габаритов оконных проемов кладка этой стены неоднородная. Закладка части одного из более ранних оконных проемов с фрагментом лучковой перемычки указывает на совершенно иной характер расположения проемов. Местоположение и габариты первоначальных оконных проемов предполагается уточнить на последующей стадии натурных изысканий, когда появится возможность сплошного снятия штукатурного слоя по фасаду здания.

На литографии О.Кадоля 1825 года, изображена церковь Успения на Покровке с прилегающими строениями. Дом причта показан в немного иной объемной конфигурации со стрельчатыми окнами на главном фасаде.
В 1874 году дом причта расширен, со стороны двора к нему примыкала двухэтажная деревянная галерея. В 1893 году в здании располагалась булочная с пекарной печью. К этому времени дом был достроен до современных габаритов, со двора к нему было пристроено крыльцо и летний вход в булочную. В объем дома полностью вошла западная стена колокольни.
В 1936 году церковь Успения и колокольня были разобраны. (Резной портал и пара наличников были перенесены на территорию Донского монастыря, часть резьбы экспонируется в музеях Коломенского, сохранились также фундаменты храма.) В 1930-1950-е годы к восточному фасаду здания была сделана каменная пристройка. С тех пор объем строения не менялся.

В 2004 г. начались земляные и общестроительные работы, выполняемые хозспособом без контроля со стороны архитекторов-реставраторов. Было установлено монолитное междуэтажное перекрытие по металлическим балкам, перерезающее арку портала колокольни; разобрана поперечная стена 18 века с арочным проемом на 1-ом этаже; не была произведена фиксация декора первого яруса колокольни, замазанного цементной штукатуркой по металлической сетке; начаты работы по понижению уровня пола 1-то этажа. Работы подводились в рамках несогласованного проекта капитального ремонта и перепланировки.
Осуществленная конфигурация кровли носит вынужденный характер, так как уже были заказаны и установлены стропильные фермы. Первоначальный проект предусматривал выявление фрагмента колокольни в структуре кровли отдельным вальмовым завершением.
После вмешательства общественности работы были остановлены, выполнены исследования и проект реставрации. Сейчас в доме причта располагается кафе «4 angels», отреставрированный фасад колокольни обращён в зал второго этажа, декор крыльца обращён на вновь устроенную лестницу, ведущую в летний зал кафе.

Материалы натурного исследования памятника

В процессе натурных изысканий 2004-го года были частично обследованы фасады и внутренние помещения здания, раскрытые в связи с начатой реконструкцией стены.
Разборка деревянной пристройки и позднейшей лестницы на второй этаж со стороны дворового фасада позволили выявить фрагмент подпорной стены и ограждения северной лестницы на гульбище утраченной церкви Успения. К стене примыкала часть лестницы XIX в. с доломитовыми ступенями, ведшей на второй этаж дома причта (впоследствии разобрана).

От внешнего ограждения крыльца церкви сохранилось основание промежуточного столба, декорированное двумя ширинками, также виден фрагмент белокаменного профиля нижней части обрамления. Часть лестничного ограждения видно из помещения второго этажа, здесь над карнизом сохранился фрагмент уникального белокаменного резного декора. Об общем характере резного декора ограждения северной лестницы можно судить по сохранившимся фотографиям, сделанным до разборки церкви в 1930-х.

Таким образом, в интерьере дома причта уцелели фрагменты двух массивных столбов, поддерживавших разобранный цилиндрический свод, и западная стена первого яруса колокольни с порталом и фрагментами арочного завершения входа.

В уровне первого этажа на южной стене колокольни был обнаружен фрагмент срубленного кирпичного декора ширинки, что позволило составить представление о характере нижнего яруса, в основном скрытого цементной штукатуркой (при реставрации сохранён в зондаже).
На уровне второго этажа были выявлены фрагменты полуциркульной перспективной арки, выложенной фигурным кирпичом. По сторонам от нее сохранились белокаменные вставки от срубленных резных элементов, над аркой сохранились промежуточный и междуэтажный белокаменные карнизы, местами срубленные. На обоих столбах колокольни сохранились ширинки. Ширинка северо-западного столба находится в лучшей сохранности, несмотря на то, что часть стены в этом месте была заложена в советское время. В центре ширинки можно видеть частично срубленный резной декор округлой формы. Также сохранился валик, окаймлявший ее по периметру.

На углу северо-западного столба в хорошем состоянии сохранился белокаменный профилированный карниз и фрагмент валика, обрамлявшего ширинку на северной стороне столба. Возведенная в 1930-е годы внешняя стена включает в себя части разобранного арочного проема притвора колокольни.
Выявленные фрагменты декора в основном не соответствуют внешнему оформлению церкви, которое можно видеть на исторических фотографиях. Есть две версии этого несоответствия: либо в объем церкви Успения была включена часть колокольни церкви, начатой постройкой в 1650-х, либо в самом начале строительства нового храма произошла «смена проектировщика», а заодно и исполнителя работ.

Также необходимо добавить, что открытый фрагмент западного фасада скрылся за пристройками давно, и о его архитектуре не было совсем ничего известно. Последние исследования позволяют реконструировать первоначальный облик памятника во всей его полноте.

Материалы эскизного проекта реставрации

И наконец, вид верхней части сохранившегося яруса колокольни после реставрации.