Ямато линкор водоизмещение. Линкоры типа «Ямато» — бронированные монстры

7 апреля 1945 года самый крупный корабль императорского флота Японии и самый мощный из когда-либо построенных кем-либо линкоров - "Ямато" - погиб в безнадёжном бою с группой американских самолётов. Некогда самый смертоносный и неуязвимый из всех построенных на тот момент боевых кораблей совершил нечто вроде ритуального самурайского сэппуку, предприняв самоубийственную атаку на американское соединение у Окинавы. Корабль, являвшийся символом мощи японского флота, на строительство которого были потрачены огромные силы и ресурсы, оказался абсолютно бесполезным в той войне, поскольку командование не сумело грамотно распорядиться его возможностями. Лайф выяснил историю самого мощного и бесполезного боевого корабля в истории.

Золотой век линкоров

Линкоры были самыми крупными кораблями и доминировали на морях и океанах в годы Первой мировой войны. Сразу же после окончания войны между ведущими морскими державами развернулась настоящая гонка морских вооружений. Все пытались создать как можно более мощные корабли, чтобы доминировать на море в случае нового военного конфликта. Однако проектирование и создание новых кораблей, а также содержание огромных флотов требовало колоссальных средств, которые ложились на государственные бюджеты всё более тяжким бременем.

В конце концов по предложению американской стороны Британия, Франция, Италия и Япония, оказавшиеся на тот момент главными морскими державами, сели за стол переговоров с целью ограничения флотов. По результатам переговоров были установлены ограничения по линкорам, авианосцам и строительству военно-морских баз.

На несколько лет договорённости, достигнутые на Вашингтонской конференции морских держав, затормозили гонку вооружений. Но в начале 30-х годов мир изменился, в воздухе витало предчувствие новой войны и, не дожидаясь окончания соглашения, стороны начали проектировать новые корабли.

В то время в японском ВМФ господствовала доктрина "Кантай кэссен", или доктрина генерального сражения. Учитывая слабую ресурсную базу Японии и её промышленное отставание от главного соперника на Тихом океане - США, грядущая война должна была быть выиграна одним решающим сражением. Поскольку вышеперечисленные факторы не позволяли Японии рассчитывать на победу в долгой войне на истощение. Ожидалось, что могучий японский флот разгромит американский в одном сражении, что как минимум приведёт к временному доминированию японцев на море и как максимум - к деморализации противника и его выходу из войны.

Главной ударной силой, призванной уничтожить в генеральном сражении флот неприятеля, были линкоры. Существует популярное выражение, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, т.е. их мышление слишком инерционно и зачастую не поспевает за нововведениями. Уже в середине 30-х, в том числе и в руководстве японского флота, раздавались отдельные голоса, что самым перспективным средством на море являются не линкоры, а авианосцы. А японская доктрина слишком устаревшая и явно переоценивает мощь линкоров. Но к ним не прислушались. Нельзя сказать, что японцы слишком уж недооценивали авианосцы (к началу войны у них их было больше, чем у американцев). Скорее их главной ошибкой стало то, что в условиях крайне ограниченных ресурсов и средств они вложили большую их часть в строительство линкоров, которые в грядущей войне оказались скорее идеальными мишенями для самолётов, чем устрашающей и разрушительной силой.

Строительство гиганта

Разработка новых линкоров началась в Японии в 1934 году. Японцы изначально понимали, что по своим производственным возможностям и ресурсной базе они не в состоянии тягаться с США. Поэтому упор необходимо делать не на количество, а на качество. Линкоры типа "Ямато" должны были стать самыми большими боевыми кораблями из когда-либо построенных. Циклопических размером машины с непробиваемой броней и мощнейшей артиллерией. Каждый такой корабль шёл за два (а то и больше) корабля противника. Японцы полагали, что американцы не будут строить крупные корабли из-за их неспособности пройти через Панамский залив. Поэтому японские линкоры должны были обладать мощной броней и не менее мощной артиллерией, чтобы доминировать в артиллерийских дуэлях в условиях возможного численного превосходства противника.

Несколько проектов корабля было готово к 1936 году. Строительство первого линкора - "Ямато" - началось в феврале 1937 года на верфи в Куре. Японцы очень опасались того, что американцы узнают о грандиозном строительстве, поэтому соблюдали беспрецедентные меры секретности, чтобы сохранить его в тайне. Бюджетные ассигнования на строительство корабля маскировали различными расходными статьями, чтобы американская разведка ничего не заподозрила. Все рабочие на верфях были предупреждены о строгой секретности проекта и дали подписку о неразглашении. Каждый рабочий был тщательным образом проверен и сфотографирован, на верфи регулярно проходили проверки, в ходе которых рабочих сверяли с их фотографиями. Дошло до того, что японцы замаскировали все цеха, где шли работы, а сам корабль уже в процессе постройки закрывали специальными маскировочными сетями. Понимая, что даже все принятые меры всё равно не позволят вечно хранить тайну корабля, японцы пошли на фальсификацию документации по характеристикам корабля, дабы окончательно запутать потенциальных шпионов и занизить его характеристики на бумаге.

Строительство линкоров в принципе было очень затратным делом, а создание столь мощного корабля, превосходившего по своим характеристикам все существующие, и вовсе обошлось в совершенно космические суммы. Корабль был спущен на воду в 1939-м, а через несколько дней после атаки на Пёрл-Харбор введён в строй. Однако окончательно он достиг боевой готовности только в 1942 году.

Характеристики корабля действительно потрясали воображение. По большинству из них "Ямато" превосходил любые аналоги. Стандартное водоизмещение "Ямато" равнялось 63,2 тысячи тонн. Для сравнения: мощнейший линкор англичан - "Король Георг V" - имел только 42,2 тысячи тонн. Гордость немецкого флота "Тирпиц" - 42,9 тысячи тонн. Французский "Ришелье" - 37,8 тысячи тонн. Итальянская "Литтория" - 44,5 тысячи тонн. А мощнейший американский линкор "Айова" - 58 тысяч тонн.

Артиллерия главного калибра также выглядела внушительно. 460-мм орудий не имел ни один корабль в истории на тот момент. Мощнейшие американские и немецкие линкоры могли похвастать только 406-мм орудиями, итальянцы - 381-мм, французы - 380-мм, а у англичан стояли и вовсе 356-мм орудия.

"Ямато" также обладал беспрецедентной броневой защитой, с которой не мог тягаться ни один корабль. Толщина бортовой брони достигала 410 мм, а башенной - 650 мм. Все конкуренты значительно уступали японцам в этом параметре.

Однако мощнейший в истории линкор имел и некоторые недостатки. Из-за мощного бронирования и не самой могучей силовой установки он проигрывал несколько узлов в скорости хода практически всем конкурентам. Кроме того, японская сталь по качеству уступала западной и считалась чуть менее прочной. Наконец, серьёзное бронирование было установлено только на жизненно важных для корабля местах, тогда как в остальных частях он был достаточно слабо защищён.

К недостаткам также можно было отнести весьма среднюю зенитную артиллерию и полное отсутствие радаров. Впрочем, их на японском флоте к началу войны вообще не было.

Две ключевые ошибки

В ходе войны применительно к "Ямато" японцы совершили две ключевые ошибки, приведшие к тому, что из грозы морей и океанов этот гигант превратился в огромную и бессмысленную груду металла. Во-первых, японцы не использовали пропагандистскую мощь своего корабля. Они до самого конца удерживали все его характеристики в тайне и не предпринимали попыток припугнуть американцев. Между тем на первом этапе войны информация о наличии в японском флоте такого бронированного монстра могла бы сделать американцев куда более осторожными в операциях на Тихом океане. Однако секретность "Ямато" привела к тому, что американцы планировали операции значительно более агрессивно, поскольку не знали о столь мощном противнике.

Во-вторых, японцы слишком сильно верили в свою доктрину генерального сражения и берегли линкор до лучших времён, опасаясь, как бы чего не вышло. По мысли японцев, они должны были сойтись с противниками в одном сражении, которое предопределит ход войны. Сначала последовала бы ночная торпедная атака (их японцы отрабатывали годами), затем в бой вступала авиация с авианосцев, заодно обеспечивавшая превосходство в воздухе и, наконец, в качестве завершающего аккорда следовала атака "Ямато" и других линкоров.

Однако генеральное сражение всё никак не происходило. Напротив, тактика американцев сводилась к локальным стычкам с активнейшим использованием авианосцев. Поначалу силы ещё были равными, но постепенно японцы начали уступать. Американцы легко компенсировали свои потери (и даже увеличивали свои силы) за счёт гораздо большей промышленной мощи, а вот японцы не успевали за своими потерями. Их силы постепенно таяли, а "Ямато" всё стоял в порту, ожидая благоприятной возможности.

Ямато" находился в нескольких сотнях миль от места сражения и не участвовал в бою), после чего инициатива на Тихом океане перешла к их противникам.

"Ямато" два с половиной года простоял фактически без дела. К тому моменту, когда японцы наконец решились использовать его, он уже лишился значительной части своей мощи. На Тихом океане теперь доминировали авианосцы, и без прикрытия с воздуха линкор превращался в идеальную мишень для противника. Японцы уже понесли очень серьёзные потери в авианосцах за без малого три года войны и к тому же лишились самых опытных и лучших пилотов. Таким образом, японцы упустили удачный момент для использования своего чудо-корабля и вспомнили о нём в тот момент, когда его присутствие уже мало что могло изменить.

По сути, первым и единственным полноценным участием японского суперкорабля в боевых действиях стала битва в заливе Лейте. В октябре 1944 года американцы начали высадку на Филиппинах. Потеря Филиппин означала для японцев радикальное изменение сил на всём Тихом океане и перекрывала им доступ к важнейшим сырьевым ресурсам, а также отрезала 7-й фронт в Юго-Восточной Азии.

Японские авианосцы уже были сильно потрепаны, поэтому главной ударной силой императорского флота в грядущем сражении должны были стать линкоры. Был сформирован мощный ударный кулак, который должен был атаковать американский транспорт у острова Лейте.

На второй день сражения ударному соединению удалось выйти на практически беззащитные в артиллерийской дуэли авианосцы у острова Самар. Казалось, у японского флота появился шанс нанести американцам чувствительный удар.

"Ямато" и другие корабли обстреляли американцев с расстояния 27 километров, после чего американцы бросились наутёк. Японский флот отправился в погоню, американцы же наносили по преследовавшим их кораблям удары с воздуха, которые были гораздо эффективнее корабельной артиллерии. Однако сражение стало провалом для японцев. Из-за неудачных действий командующего соединением японцы прекратили погоню. Они не знали, что преследуют тихоходные эскортные авианосцы, и ошибочно посчитали, что им не удастся их догнать, тогда как в действительности скорость крупных японских кораблей позволяла это сделать.

Другая группа японских кораблей понесла очень серьёзные потери, и фактически это сражение поставило точку в войне на море. Отныне японский флот уже не мог составить никакой конкуренции американцам. С этого момента японцы больше не рассчитывали на мощь флота, сделав ставку на камикадзе. "Ямато", несмотря на свою мощь, так и не потопил ни одного вражеского корабля, при этом сам получил повреждения от атак американских самолётов и встал на ремонт.

Последний поход

1 апреля 1945 года американские войска начали высадку на Окинаве. Остров оборонял достаточно значительный японский гарнизон, к тому же тропическая местность затрудняла использование техники американцев. Но, несмотря на всё это, падение Окинавы было лишь вопросом времени.

Японское командование решило использовать "Ямато" для самоубийственной атаки на Окинаву. Этот шаг был продиктован отчаянием, корабль без прикрытия с воздуха не имел ни одного шанса выполнить задание. Вместе с небольшим эскортом он должен был попытаться прорваться к острову в условиях тотального превосходства американцев как на море, так и в воздухе. При этом никакого смысла в этом прорыве не было. Даже если бы он удался, корабль должен был выброситься на мель у острова и поддерживать гарнизон артиллерийским огнём. А экипаж корабля должен был влиться в состав гарнизона. Но и это не изменило бы ход битвы за Окинаву. Экипаж корабля был слишком незначительным по меркам этой битвы, американцы всё равно имели значительное преимущество и рано или поздно остров был бы взят. Фактически речь шла о торжественном сэппуку - ритуальном самурайском самоубийстве. Только в роли самурая на этот раз был огромный корабль со своим экипажем.

6 апреля 1945 года "Ямато" покинул порт, взяв курс на Окинаву. Величественный бронированный монстр начинал путь в один конец, о чём знали все до единого члены экипажа, включая командующего флотом Ито, который решил погибнуть вместе с кораблём. Даже топлива линкора хватало только на то, чтобы достигнуть острова, дорога назад не предусматривалась.

Как уже говорилось, "Ямато" не имел прикрытия с воздуха и двигался в сопровождении небольшой эскадры. В таких условиях он был абсолютно беззащитен против американских самолётов.

Американцы засекли японские корабли уже на следующий день и сразу же направили на их уничтожение самолёты. Первая волна, насчитывавшая 227 самолётов, атаковала японцев около полудня. Фактически это было избиение младенцев, японцы были абсолютно беззащитны. Зенитная артиллерия линкора была далеко не самым сильным его местом и в условиях такой массированной атаки совершенно ничего не могла противопоставить. Бомбы и торпеды одна за другой поражали огромную мишень.

Через 15 минут после начала атаки подошла вторая волна из 57 самолётов. После того как они отстрелялись, подошла третья - 110 самолётов. Они довершили разгром безоружного (против самолётов) соединения японцев.

Всё было кончено уже через час после начала атаки. Суперкорабль "Ямато" подтвердил, что в других условиях он мог бы оказаться весьма крепким орешком. Для его уничтожения потребовалось 10 попаданий торпед и 13 прямых попаданий авиационных бомб (в некоторых англоязычных источниках говорится об 11 точно подтверждённых торпедах и 6 бомбах и ещё 2 неподтверждённых торпедных и 2 бомбовых попаданиях). Только после этого он потерял управление и стал неуклонно крениться на бок.

Но ещё час после последней атаки он оставался на плаву, пока в 14:23 не взорвались пороховые погреба. Раздался один из мощнейших взрывов в доатомную эпоху, столб дыма и пламени возвышался на несколько километров и был заметен за сотни километров от эпицентра. Из более чем 3 тысяч членов экипажа спаслись лишь 269. Их подобрали подошедшие другие японские корабли.

Вместе с "Ямато" погиб ещё один лёгкий крейсер и четыре эсминца. Общие потери японцев превысили 4300 человек. Американцы потеряли всего 10 самолётов и 12 пилотов. Самоубийственная атака закончилась абсолютным разгромом и не нанесла американцам ни малейшего ущерба.

Так завершилась история самого мощного боевого корабля в истории человечества (на тот момент). Он появился, когда золотой век линкоров уже подошёл к концу. Он ещё мог принести пользу при его умелом и своевременном использовании, но японцы упустили этот момент. В итоге баснословно дорогой корабль превратился в бессмысленную груду металла, простоявшую без дела всю войну, и погиб в самоубийственной атаке, не нанеся практически никакого ущерба противнику (достаточно сравнить потерю 10 самолётов, при том что в сутки американцы производили примерно 200 штук, и огромный корабль, который строили несколько лет).

"Ямато" остался в японской истории не только как мощнейший по характеристикам корабль и не только как пример силы духа и самурайской решительности его экипажа, но и как образец бессмысленной траты колоссальных средств. Поскольку распорядиться его преимуществами японцы так и не смогли. Впрочем, отчасти это была не их вина. Появись "Ямато" на несколько лет раньше, он был бы бесспорным владыкой морей и океанов и кошмаром любого противника. Но он появился тогда, когда линкоры из "главного довода морских держав" превратились в огромные плавучие мишени для самолётов.

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.


Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.

Линкор в процессе постройки


Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Последний поход «Ямато»

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.


4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.

Линкор в бою, видно попадание в него бомбы


Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового , стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.

Взрыв линкора "Ямато"


Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.

Проект линейного корабля с индексом A-150, известный под условным названием «Супер-Ямато» , ведет начало еще из 20-х годов, когда в Японии проектировалась 480-мм морское орудие. Опытный образец этого орудия был разрушен при испытаниях, большинство материалов по нему были уничтожены перед капитуляцией, а сохранившаяся информация крайне скудна.

Несмотря на неудачу первоначальных работ, идея создания сверхмощного морского орудия не исчезла, более того, его теоретический калибр постепенно вырос до 510 мм, что было пределом для проектов линейных кораблей во всех странах.

Все началось с того, что в 1932 году, после прекращения работ над проектом «Замена Фусо», начальник 4-й секции МТД капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото представил в МГШ совсем уже безумный проект с двенадцатью 510-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях, расположенных в носовой части корпуса. К сожалению, в великолепной статье Евгения Пинака («Арсенал-Коллекция», № 2 за 2012 год) указано, что Фудзимото представил свой проект на конференции по строительству суперлинкоров 31 августа 1935 год – через девять месяцев после своей смерти. Судя по всему, здесь имеет место опечатка в дате – 1935 год вместо 1934-го. Тем не менее, по другим источникам проект Фудзимото датируется 1932 годом. К тому же летом 1934 года Фудзимото вряд ли имел возможность глубоко погрузиться в разработку суперлинкора – у него образовались иные проблемы…

При стандартном водоизмещении в 50 000 тонн (полное – 60 000 тонн) линкор Фудзимото должен был иметь длину 290 метров, ширину 38 метров и осадку 9,8 метра, 460-мм борт и 280-мм палубу. Машины мощностью в 140 000 л.с. обеспечивали бы ему скорость в 30 узлов. Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 155-мм орудий в восьми башнях, причем две из них располагались в самом носу, а остальные шесть – в центральной части корабля. Кормовая часть предназначалась для размещения трех катапульт и ангара на 12 гидросамолетов.

Понятно, что в заявленное водоизмещение вместить все это было совершенно нереально. Поэтому в альтернативном проекте контр-адмирала Хирага при стандартном водоизмещении в 62 000 тонн калибр орудий был гораздо меньше – 460 мм, а число орудий составляло либо восемь (в двух четырехорудийных башнях), либо девять (в трех трехорудийных). Зато средний калибр составлял 200 мм (три трехорудийные башни в корме) . Однако расчеты показали, что даже при девяти орудиях и машинах, необходимых для достижения скорости в 30 узлов, водоизмещение корабля достигнет 90 000 тонн, и осетра пришлось урезать.

Видимо, несколько позже появился проект ближайшего помощника Фудзимото, инженера Ивакити Эдзаки, по вооружению и общей компоновке напоминавший проект Хираги, но с несколько ослабленной артиллерией СК и УК. Известно, что существовал он в двух вариантах, отличавшихся водоизмещением – соответственно, у большего (67 000 тонн) была мощнее броня и ниже скорость. Интересно также, что проекты Хираги и Фудзимото предусматривали комбинированную дизель-турбинную силовую установку, а проект Эдзаки – чисто дизельную. Это, с одной стороны, увеличивало дальность плавания, с другой – позволяло обойти проблему предельной мощности одной турбины, которую могла создать японская промышленность, а заодно добиться наиболее плотной компоновки машинного отделения.

Все три проекта были рассмотрены в августе 1934 года на специальном совещании, посвященном проектированию суперлинкоров – и отложены в долгий ящик. Вновь о линкоре с 510-мм артиллерией вспомнили лишь несколько лет спустя. По одной версии (Гарцке и Далин) это произошло в 1938–1939 году, когда во время закладки «Ямато» и «Мусаси» японцы вдруг испугались, что их характеристики станут известны американцам, и решили вновь увеличить калибр пушек. По версии Лакруа все случилось только в 1940 году, когда начальник Отдела морских операций американского флота адмирал Старк в интервью журналистам вдруг заявил, что вновь заказанные линкоры типа BB-67 («Монтана») будут нести 18-дюймовую артиллерию. Японцы опять же перепугались и срочно начали составлять проект перевооружения уже строящегося «Ямато» под шесть 510-мм орудий. В следующем 1941 году морской арсенал в Куре наконец-то испытал такое орудие со снарядом весом в 1900 кг. Поскольку ручные манипуляции со снарядами и зарядами подобного веса были бы крайне тяжелы, велась работа над устройством автоматического заряжания. Так или иначе, проект получил индекс А-150 (предпроекты «Ямато» обозначались как А-140).

Не исключено, что действительности соответствуют обе изложенные выше версии – и Лакруа, и Гарцке/Далина, просто касаются они разных проектов. Есть информация (ее, в частности, приводит Е. Пинак) о том, что изначальный проект А-150 существовал в восьми- и девятиорудийной версиях с водоизмещением в 85 000 или 90 000 тонн и скоростью 31 узел, и лишь потом вернулся к базе «Ямато». Существует также карандашная схема с двенадцатью 460-мм орудиями, но ее происхождение не вполне ясно. Возможно, именно эти проекты имели в виду Гарцке и Далин, когда сообщали о разработках 1938–1939 годов; в таком случае «шестиорудийная» версия представляла собой просто возвращение к идее 510-мм линкора, которую ранее уже рассматривали и от которой отказались.

С другой стороны, достаточно хорошо известная современная прорисовка «восьмиорудийной» версии явно имеет одно и то же происхождение с «шестиорудийной» версией – по сути дела, это все тот же «Ямато», но с удлиненным корпусом и добавленной четвертой башней. Трудно сказать, является ли эта схема современной фантазией японского художника, вдохновленной 510-мм вариантом «Ямато» – либо в 1941–1942 годах проектировщики действительно вернулись к 90 000-тонному варианту уже на новом уровне.

Стандартное водоизмещение корабля проекта А-150 составило 64 000 тонн; по другим данным – 72 000 тонн. Длина по ватерлинии – 262 метра; максимальная ширина – 38,9 метров, как у «Ямато». Осадка при стандартном водоизмещении – 10,4 метров, тоже как у «Ямато». Ходовая часть состояла из 12 котлов и 4 турбин «Канпон» общей мощностью 150 000 л.с. Проектная скорость – 27 узлов, запас топлива – 6400 тонн, дальность плавания – 7200 миль на 16 узлах.

Бронирование корабля соответствовало такому на недостроенном «Синано», то есть борт 400 мм с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 190 мм. По другим данным (72 000-тонный вариант) бортовое бронирование составляло 460 мм. Вооружение составляли шесть 510/45-мм орудий в трех башнях и столько же 155/60-мм орудий в двух башнях. Кроме того, корабль нес двадцать универсальных 100/65-мм орудий в десяти двухорудийных стабилизированных установках (как на эсминцах типа «Акицуки», только сильнее бронированных. Существует вариант, в котором за счет снятия обеих 155-мм башен число 100-мм установок увеличивалось до 14, то есть до 28 орудий.

«Восьмиорудийная» версия корабля, если верить имеющейся японской литературе, имела стандартное водоизмещение 86 730 тонн, длину по ватерлинии – 287,5 метра, максимальную ширину 39,9 метра и осадку при стандартном водоизмещении 11,2 метра. Мощность машин составляла 200 000 л.с., скорость 30,5 узлов. Дальность плавания достигала 8000 миль на 16 узлах при запасе топлива в 9700 тонн. Бронирование 420-мм пояс с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 210 мм. Помимо восьми 510/45-мм орудий в трех башнях корабль нес восемь 203/50-мм орудий в четырех башнях и тридцать шесть 100/65-мм орудий в 18 двухорудийных стабилизированных установках.

Не следует забывать, что информация по проекту А-150 в действительности крайне скудна. большая часть материалов была уничтожена японцами перед капитуляцией, а при использовании вторичных источников, даже японских, никогда нельзя точно знать, что лежит в их основе – реальные документы, реконструкция по обрывкам информации или же просто догадки и домыслы.

Так или иначе, два новых суперлинкора должны были получить порядковые обозначения № 798 и 799. Первый предполагалось строить после спуска «Синано» в том же доке в Иокосуке, второй – в Куре, в доке, где строился «Ямато». Стоимость постройки «Супер-Ямато», согласно смете от 19 июля 1941 года, должна была составлять 214 млн иен. Однако после битвы при Мидуэе работы над этим проектом были прекращены навсегда.

Иллюстрации:

Проект суперлинкора Фудзимото с тремя четырехорудийными башнями в носовой части корабля


Проект А-150, современная японская реконструкция

(позже увеличено до 12 × 2),
8 × 3 - 25-мм/60 (позже - 52 × 3),
2 × 2 - 13,2-мм пулемёта

Авиационная группа 2 катапульты,
7 гидросамолётов Медиафайлы на Викискладе

Проектирование

Численность линейных флотов США, Великобритании и Японии была закреплена на уровне 15:15:9 единиц соответственно Вашингтонским договором 1922 года , что лишало японский флот перспективы добиться численного превосходства над флотами вероятных противников; выход из этого положения японские адмиралы видели в организации качественного превосходства своих кораблей. Первые проекты новых линкоров были выполнены в инициативном порядке в конце 1920-х годов контр-адмиралом Хирага и капитаном I ранга Фудзимото. Все представленные проекты превышали договорное водоизмещение, имели мощное бронирование, а калибр артиллерии колебался от 410 до 510 мм.

В 1934 году японским руководством было принято секретное решение отказаться от соблюдения договорных ограничений (35 000 тонн ) и разработать проект, заведомо превосходящий иностранные. Считалось, что США не будут строить линейные корабли, неспособные проходить Панамский канал , а следовательно, их водоизмещение будет ограничено, по оценке японских специалистов, 60 000 т (фактически, как показало строительство линкоров типа «Монтана» , не проходящих в тогдашние параметры канала, эта оценка оказалась занижена). К созданию проекта приступили осенью 1934 года, и к началу 1936 года было представлено 24 варианта линкора. Водоизмещение колебалось от 52 000 до 69 500 тонн , энергетическую установку предполагалось сделать смешанной дизельно-паротурбинной, а вооружение большинства вариантов предполагалось в виде восьми-девяти 460-мм орудий, причём башни главного калибра размещались, как правило, в носу, по примеру британских линкоров типа «Нельсон ». В конечном счёте 20 июля 1936 года за основу был принят вариант A140-F5 , разработанный под руководством контр-адмирала Фукуда.

Окончательный вариант был утверждён в марте 1937 года и предусматривал замену смешанной установки на чисто паротурбинную. Это было связано с выявившейся ненадёжностью дизельных установок японского производства и трудностями демонтажа столь массивных агрегатов.

Японские адмиралы, считавшие линкоры главной ударной силой флота, полагали, что корабли этого типа, будучи построенными в достаточном количестве, обеспечат Императорскому флоту решающее преимущество в предполагаемом генеральном сражении с Тихоокеанским флотом США . Лишь авторитетный адмирал Ямамото Исороку придерживался мнения о решающей роли авианосцев и незначительном потенциале линкоров.

Эти корабли напоминают каллиграфические религиозные свитки, которые старики развешивают в своих домах. Они не доказали своей ценности. Это только вопрос веры, а не реальности… линкоры будут полезны Японии в будущей войне так же, как самурайский меч .

Строительство

В частности, пришлось модернизировать металлургические заводы, создать новые плавучие краны, буксиры , а для перевозки башен главного калибра построить специальное судно водоизмещением 13 800 тонн. Для обеспечения дальнейшего строительства серии японцы приступили к сооружению четырёх крупных доков, но полностью закончить работы не успели.

Следующие два линкора типа «Ямато» были заказаны по «Четвёртой программе пополнения и замены флота 1939 года». 4 мая 1940 года на верфи ВМС в Йокосуке был заложен линкор «Синано ». Строительство последнего корабля этого типа началось 7 ноября 1940 в Куре под № 111, но названия он так и не получил. Предполагался заказ ещё одного корабля такого типа под номером 797, однако до закладки дело не дошло. На этих линкорах планировалось резко усилить зенитную артиллерию за счёт установки двадцати 100-мм орудий в двухорудийных башнях вместо средних башен 155-мм орудий. Бронирование же, напротив, было решено несколько ослабить по сравнению с «Ямато».

Постройка «Синано» была остановлена летом 1942 года при 50 % готовности. Японский флот, потерпевший поражение при Мидуэе , гораздо сильнее нуждался в авианосцах , и линкор было решено переоборудовать в корабль этого класса. Строительство линкора № 111 было прекращено в марте 1942 года при 30 % готовности, его корпус разобрали на металл.

«Пятая программа 1942 года» намечала строительство ещё двух линкоров под номерами 798 и 799, являвшихся усовершенствованным в сравнении с «Ямато» типом. Их стандартное водоизмещение должно было составить 72 000 тонн , бронирование борта до 460 мм, а артиллерия состояла бы из шести 510-мм орудий в двухорудийных башнях. До заказа этих линкоров дело не дошло.

Конструкция

Корпус и архитектура

Как и все японские корабли, «Ямато» имел волнообразный при виде сбоку корпус. Такая форма была продиктована стремлением максимально повысить мореходные и скоростные качества при минимальном весе корпусных конструкций. При виде сверху линкор представлял собой грушевидный основной корпус с узким длинным носом. Это обеспечивало хорошие мореходные качества, но делало носовую конструкцию уязвимой для торпед . Одним из требований к разработчикам было обеспечение минимально возможной осадки, в силу чего мидель корабля получился почти прямоугольным. Тем не менее ходовые качества «Ямато» оказались весьма хорошими. Был проведён целый комплекс гидродинамических исследований, позволивший добиться значительных улучшений, в частности, путём установки носового бульба .

Корпус собирался на заклёпках, применение сварки было минимальным и не превышало 6 %. В качестве основного строительного материала применялась сталь DS (ducol steel) повышенной прочности. Характерной чертой новых линкоров стала палуба с минимумом оборудования, что требовалось для защиты от дульных газов орудий главного калибра. Командные посты располагались в основном в башенноподобной надстройке, возвышавшейся над верхней палубой на 28 метров. Хотя там находились крайне важные центры, надстройка была практически не бронирована, за исключением небольшой боевой рубки.

Энергетическая установка

Энергетическая установка включала в себя 4 турбозубчатых агрегата и 12 котлов, все марки «Кампон». Каждый котёл и турбина устанавливались в отдельном отсеке. По оценке американских специалистов, силовая установка была технически отсталой и имела слишком большие габариты. Тем не менее, японцы не жаловались на машины своих линкоров. Каждый котёл вырабатывал пар давления 25 кг/см² и температурой 325 °C для 12 500 л. с. Мощность установки составляла 150 000 л. с.

Силовая установка была рассчитана на форсирование, при котором мощность достигала 165 000 л.с. , а скорость - 27,7 узла. Экономичный ход обеспечивался мощностью всего 18 000 л.с. Характерной для линкоров чертой было строгое ограничение в применении электричества - везде, где только возможно, применялись паровые машины. Таким образом, при утрате источников пара корабль был обречён.

Бронирование

Формально имея самую толстую среди линкоров броню, фактически «Ямато» не являлся самым защищённым. Японская металлургия 1930-х годов отставала от западной, а ухудшение англо-японских отношений сделало невозможным доступ к новейшим технологиям. Новая японская броня типа VH (Vickers Hardened) была разработана на базе британской VC (Vickers Cemented ), производившейся в Японии по лицензии с 1910 г. По мнению американских специалистов, исследовавших эту броню после войны, её защитная эффективность оценивалась коэффициентом 0,86 по отношению к американской броне класса «A» . Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, то есть для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA .

Отставание в качестве броневого материала в сочетании с огромными размерами проектируемых линкоров привело конструкторов к идее решения проблемы защищённости «в лоб», то есть за счёт максимального наращивания толщины брони. Линкоры типа «Ямато» бронировались по схеме «всё или ничего », подразумевавшей создание броневой цитадели, защищающей жизненно важные центры корабля, обеспечивающей запас плавучести, но оставляющей незащищённым всё остальное. «Ямато» и «Айова», отличались самыми короткими по отношению к длине корпуса цитаделями: 53,5 % и 53,9 % соответственно .

Опыт войны показал, что «мягкие» оконечности могут быть превращены буквально в решето даже без прямого попадания, причем поперечные водонепроницаемые перегородки не ограничивают затопления, поскольку сами могут быть легко пробиты осколками .

Задавшись целью защитить линкор от любых снарядов, разработчики расположили рекордный по толщине бортовой пояс (410 мм) под углом 20°. Теоретически на дистанциях свыше 18,5 км он не пробивался никакими иностранными орудиями . Придавая особое значение попаданиям с недолётом, японцы разместили ниже главного ещё один броневой пояс толщиной 200 мм.

Принятая система противоторпедной защиты проектировалась и была испытана для противодействия заряду тротила массой 400 кг . Но вся защита находилась в пределах бронированной цитадели, с одной стороны увеличивая и без того надежную защиту жизненных частей корабля, а с другой снижая её в оконечностях . Такой подход понятен, поскольку главным смыслом существования линейного корабля, по взглядам японских и американских адмиралов и специалистов, являлась его главная артиллерия. Анализ повреждений кораблей подтверждает их хорошую устойчивость к воздействию бомб и торпед при попаданиях в среднюю часть корпуса . Однако даже одиночные попадания в оконечности приводили к значительным затоплениям - это характерная особенность новейших японских и американских линкоров заложена в самой схеме защиты .

Толщина броневых траверзов была существенно меньше пояса, поскольку они располагались под углом 30°. Получившийся в итоге броневой ящик накрывался главной бронепалубой, имевшей также рекордную толщину - 200 мм в центральной части и 230 мм на скосах. Так как выше располагались лишь отдельные бронированные участки (перед передней и кормовой башнями), то судьба корабля при попадании бомб зависела лишь от единственной бронепалубы.

Совершенно фантастической выглядела броневая защита башен главного калибра. Толщина их лобовой плиты, наклонённой под углом 45°, составляла 650 мм. Считалось, что такая броня не может быть пробита даже при стрельбе в упор, однако американцы имеют на этот счёт своё особое мнение . Очень сильную защиту получили также крыши башен и барбеты . Остальные части корабля, за исключением боевой рубки и отделения рулевых машин, практически не бронировались.

Обобщённая оценка качества брони и её сборки на последних линкорах Японии оставляет желать лучшего. Это объясняется, прежде всего, масштабностью проблем, поставленных перед создателями самых больших в мире линейных кораблей… качество бронирования в целом оказалось посредственным, то есть хуже, чем могло бы быть при столь больших габаритах и толщине брони.

Вооружение

Главный калибр

При разработке проекта было уделено особое внимание обеспечению огневого превосходства над любым противником. На выбор были представлены лишь два варианта: 410-мм и 460-мм (в соответствии с калибрами, принятым на японском флоте для линкоров типа «Нагато» и разработанными для линкоров кораблестроительной программы 20-х годов, так и не построенными в результате подписания Вашингтонского договора). Было известно, что до вступления в силу этого договора США и Великобритания разработали несколько моделей 18-дюймовых (457-мм) орудий, в силу чего уже существующие 410-мм орудия были сочтены недостаточно мощными, и решение было принято в пользу 460-мм. Разработка этих орудий была начата в 1934 году и закончена к 1939. В целях сохранения секретности они именовались «四五口径九四式四〇糎砲 Yonjūgo-kōkei kyūyon-shiki yonjussenchi-hō 40 см/45 Тип 94 морское орудие ». Конструкция, в силу преемственности от разработки начала 1920-х годов, представляла собой сочетание современной скреплённой технологии с архаичной проволочной навивкой. Длина ствола составила 45 калибров, вес орудия с затвором - 165 тонн; всего было произведено 27 стволов. Заряжание производилась при фиксированном угле +3°, скорострельность в зависимости от угла подъёма ствола составляла полтора - два выстрела в минуту. Вращающаяся часть каждой из трёх орудийных башен весила 2510 тонн .

С точки зрения баллистики была принята комбинация относительно лёгкого для такого калибра снаряда и высокой начальной скорости. Бронебойный снаряд «тип 91» имел вес 1460 кг и содержал 33,85 кг TNA . Его особенностями были специальный наконечник, позволявший сохранять траекторию движения в воде, и необычайно большое время замедления взрывателя - 0,4 секунды (для сравнения, взрыватель американского бронебойного снаряда Mk8 имел замедление 0,033 с .) Снаряд рассчитывался на поражения вражеских кораблей при недолётах, но был не очень эффективен в обычных условиях, особенно при попаданиях в небронированные части кораблей. Тем не менее благодаря огромному весу и хорошим баллистическим характеристикам снаряд обладал высокой бронепробиваемостью. Начальная скорость составляла 780 м/с, максимальная дальность - 42 050 для 45 градусов (для самого орудия - чуть больше 42 110 метров при 48 градусах возвышения) .

Ещё более необычным был снаряд «тип 3» весом 1360 кг. Фактически он являлся зенитным снарядом и содержал 900 зажигательных и 600 осколочных поражающих элементов. Впрочем, американские пилоты считали его «скорее эффектным, чем эффективным» .

Оба снаряда были слишком специализированы. Некоторые источники сообщают о существовании фугасного снаряда («тип 0» с массой 1360 кг и 61,7 кг ВВ) для 460-мм орудий, но данных об этом в архивах не сохранилось, и японские линкоры не использовали такие снаряды в боях. Парадокс истории: лучшие японские линкоры оказались в положении русских в период русско-японской войны 1904-1905 - без фугасных снарядов и с облегчёнными бронебойными.

Система управления огнём

Огнём главного калибра управляла наиболее сложная и, возможно, наиболее совершенная система доэлектронной эры «тип 98». Она включала в себя следующие компоненты:

  1. пять дальномеров , из них четыре с рекордной базой - 15 метров. Качество японской оптики соответствовало мировым стандартам;
  2. два директора, выдававшие данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки;
  3. прибор слежения за целью;
  4. устройство производства стрельбы;
  5. электромеханический вычислитель, являвшийся «изюминкой» системы. Входившие в его состав три блока не только позволяли рассчитывать данные о курсе цели и углах наведения собственных орудий, но и позволяли вводить всевозможные поправки, включая даже географическую широту и зависимость от дня календаря.

В целом система была весьма эффективной и в условиях хорошей видимости ничуть не уступала аналогичным американским, основанным на применении радаров. Однако при плохой видимости, и тем более ночью японцы оказывались в крайне невыгодном положении, особенно под конец войны. После войны американские специалисты внимательно изучили эту систему.

По их заключениям, изученные приборы были далеки от совершенства, неоправданно сложны, имели многочисленные недостатки, но… обладали высокими потенциальными возможностями. Начав «за упокой», артиллерийские спецы закончили «во здравие», порекомендовав принять их на вооружение «ввиду очевидной выгоды».

Артиллерия среднего калибра

Артиллерия среднего калибра по проекту включала двенадцать 155-мм орудий с длиной ствола 60 калибров в 4 трёхорудийных башнях. Это вооружение было «пристроено» на линкоры после переоснащения тяжёлых крейсеров типа «Могами» на 203-мм артиллерию. Такое решение предопределило достоинства и недостатки вооружения. С одной стороны, каждая башня получила 8-метровый дальномер, что было весьма необычно для второстепенного, по линкорным меркам, калибра; при этом эффективность системы на огромном и устойчивом линкоре, конечно, была выше. С другой, башни получились очень тесными и крайне слабо бронированными. Но главным недостатком второго калибра стала невозможность стрельбы по воздушным целям, что существенно снижало силу ПВО кораблей.

Сами же орудия были весьма мощными для своего калибра, отличались завидной дальнобойностью, но невысокой скорострельностью (5-6 выстрелов в минуту). Однако пострелять по морским или береговым целям им не пришлось, и в итоге бортовые башни заменили на более востребованные 127-мм зенитки.

Зенитная артиллерия дальнего действия

Зенитная артиллерия ближнего действия

Зенитную батарею ближнего действия можно оценить как удовлетворительную. Основным зенитным автоматом являлось 25-мм зенитное орудие тип 96 , которое, в свою очередь, было японским вариантом французского орудия фирмы «Гочкисс». Большинство этих орудий располагалось в строенных установках, исходно - в основном в закрытых (прежде всего для защиты расчётов от чудовищной ударной волны при выстрелах из главного калибра). Добавленные позже строенные установки были по большей части открытыми. Вместо двух эшелонов автоматической зенитной артиллерии, имевшихся на кораблях флота США, - 40-мм «Бофорсов» и 20-мм «Эрликонов» , - японский линкор имел только один.

Сами орудия располагались в строенных и одинарных установках. Последние не имели никакой системы наведения, будучи полностью отданы "на откуп" расчёту.

Смысл их существования заключался разве только в моральном воздействии на лётчиков, да и на собственную команду - в момент воздушной атаки гораздо спокойнее, когда сам занят делом и вокруг стреляют свои пушки.

Боевая карьера в 1942-1944 годах

«Ямато» был заложен 4 ноября 1937 г., спущен на воду 8 августа 1939 г., и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовным корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. В качестве флагмана Объединённого флота он формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев.

28 мая 1942 года «Ямато» перебазировался на остров Трук , где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота . 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской ПЛ «Скейт» (Skate ) и принял в пробоину около 3000 тонн воды. Боеспособность корабля серьёзно пострадала из-за затопления погреба кормовой башни главного калибра. В январе - апреле 1944 года «Ямато» прошёл ремонт и модернизацию в Куре.

В июне 1944 года «Ямато» принимал участие в сражении в Филиппинском море , причём соединение, включавшее также «Мусаси» и ряд других тяжёлых кораблей, действовало впереди своих авианосцев. 19 июня «Ямато» впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию - по счастью, неэффективно.

«Мусаси» был заложен 29 марта 1938 г., спущен на воду 1 ноября 1940 г., и вступил в строй в августе 1942 г. До конца 1942 года линкор проходил испытания, дооборудование и боевую подготовку в японских водах. 22 января 1943 года он прибыл на Трук и стал новым флагманом Объединённого флота. В мае 1943 года был включен в состав соединения, предназначенного для срыва Алеутской десантной операции флота США, но японцы промедлили с развёртыванием своих сил, и операцию пришлось отменить.

29 марта 1943 года «Мусаси» вышел из бухты Трука, уклоняясь от атаки американской палубной авиации, но в море был атакован подлодкой США «Танни» (Tunny ) и получил попадание торпеды в носовую часть. Было принято 3000 тонн воды, потери составили 18 человек. Ремонт проводился в Куре до конца апреля. 19-23 июня «Мусаси» вместе с «Ямато» участвовал в сражении в Филиппинском море, но не добился никаких результатов.

Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. В реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но изнурительных стычек, в которых силы японского флота таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у японских моряков того времени поговоркой о «хасирском флоте» (по месту базирования кораблей): «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“».

«Ямато» и «Мусаси» в сражении за Филиппины

В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины , и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства . Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.

Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения - главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты . В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте . Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры , следовавшее проливом Суригао.

Бой в море Сибуян

22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян , начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси». В течение первых трёх часов линкор получил не менее трёх торпедных и ряд бомбовых попаданий. Крен удалось выправить контрзатоплением, но корабль уже принял слишком много воды, имел большой дифферент на нос и постепенно терял скорость. После 15 часов линкор вновь подвергся мощным атакам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков и получил множество торпедных и бомбовых попаданий. Хотя после 16 часов атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из под контроля. Вице-адмирал Курита, видя отчаянное положение «Мусаси», приказал ему выброситься на берег. Но выполнить приказ не удалось - в 19.36 линкор перевернулся и затонул. Всего «Мусаси» получил попадания 11-19 торпед и 10-17 авиабомб. Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём. Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.

Несмотря на потерю «Мусаси», соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, так как остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Тем не менее, Курита колебался и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила свою роль приманки - главные силы 38-го оперативного соединения ринулись на неё, оставив северные проливы без охраны. Американский командующий переоценил достижения своих пилотов, рапортовавших о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил прямой приказ от главнокомандующего Объединенным флотом - «Соединение должно атаковать с верой в божественное провидение!» - и двинулся вперёд.

Бой в заливе Лейте

Соединение ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Около 6:45 японцы обнаружили американские корабли. Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев , 3 эсминца и 4 эскортных миноносца . На «Ямато», ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой. «Ямато» впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу «Уайт Плэйнс» (White Plains ), и артиллеристы считали, что добились попаданий.

В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника. В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.

Это было единственное сражение в истории, когда линкоры и крейсера держали в прицелах авианосцы, а те в ответ подняли в воздух свои самолеты. Шанс свой японцы упустили, проиграв финальный бой со счётом 1:3 (за один авианосец пришлось заплатить потерей трех тяжёлых крейсеров). Такой результат, несмотря на всю его нелогичность (слишком многое определила растерянность японского адмирала), стал достаточно символичным - вооружённые бомбами и торпедами самолеты оказались сильнее самой мощной артиллерии.

Также существует точка зрения, что из-за большого замедления (см. выше) перед разрывом японских снарядов, снаряды тяжелых японских орудий пронзали насквозь небронированные оконечности американских кораблей, и взрывались далеко за ними, что и привело к низким потерям американцев, несмотря на высокий процент накрытий.

Последний поход «Ямато»

«Ямато» вернулся к берегам Японии только 22 ноября 1944 года и был сразу поставлен на ремонт и модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года и оказалась для него последней. Между тем война переместилась к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве . Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать «Ямато» для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.

Утром 6 апреля 1945 года соединение в составе «Ямато», 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море для участия в операции «Тен-ити-го» («Небеса-1»). Перед соединением была поставлена задача - «атака неприятельского флота и судов снабжения и их уничтожение». В случае затруднений с возвращением на базу «Ямато» предписывалось выброситься на отмель у побережья Окинавы и поддерживать армейские части артиллерийским огнём. Предполагалось также, что этот рейд отвлечёт палубную авиацию противника и облегчит намеченные на 7 апреля массированные атаки камикадзе на десантные средства американского флота у берегов Окинавы. План с самого начала носил самоубийственный характер.

Японское соединение было обнаружено противником рано утром 7 апреля. Начиная с полудня «Ямато» и его эскорт подверглись мощным атакам американских палубных самолётов (всего 227 машин). Через два часа линкор, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, вышел из строя. В 14.23 по местному времени произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего «Ямато» затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3061 член экипажа погиб. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.

Оценка проекта

Готовясь к войне за господство на Тихом океане, японское руководство не могло рассчитывать на численное превосходство своего флота хотя бы в силу того, что Япония уступала США по доступным производственным мощностям. В результате курс был взят на качественное превосходство, и линкоры типа «Ямато» были заказаны именно в рамках этой концепции.

Сравнительные ТТХ линкоров постройки 1930-1940-х гг .
характеристики «Кинг Джордж V» «Бисмарк» «Литторио» «Ришелье» «Норт Кэролайн» «Саут Дакота» «Айова» «Ямато»
принадлежность /57 540 63 200 /72 810
Артиллерия главного калибра 2×4 и 1×2 - 356-мм/45 4×2 - 380-мм/47 3×3 - 381-мм/50 2×4 - 380-мм/45 3×3 - 406-мм/45 3×3 - 406-мм/45 3×3 - 406-мм/50 3×3 - 460-мм/45
Артиллерия вспомогательного калибра 8×2 - 133-мм/50 6×2 - 150-мм/55, 8×2 - 105-мм/65 4×3 - 152-мм/55, 12×1 - 90-мм/50 3×3 - 152-мм/55, 6×2 - 100-мм/45 10×2 - 127-мм/38 8×2 - 127-мм/38 4×8 - 40-мм/40 8×2 - 37-мм, 12×1 - 20-мм 8×2 и 4×1 - 37-мм, 8×2 - 20-мм 4×2 - 37-мм 4×4 - 28-мм 7×4 - 28-мм, 16×1 - 20-мм 15×4 - 40-мм, 60×1 - 20-мм 8×3 - 25-мм
Бронирование борта, мм. 356 - 381 320 70 + 280 330 305 310 307 410
Бронирование палуб, мм 127 - 152 50 - 80 + 80 - 95 45 + 90 - 162 150 - 170 + 40 37 + 140 37 + 146-154 37 + 153-179 35 - 50 + 200-230
Бронирование башен главного калибра, мм. 324 - 149 360 - 130 350 - 280 430 - 195 406 - 249 457 - 300 432 - 260 до 650
Бронирование боевой рубки, мм 76 - 114 220 - 350 260 340 406 - 373 406 - 373 440 до 500
Энергетическая установка, л. с. 110 000 138 000 130 000 150 000 121 000 130 000 212 000 150 000
Максимальная скорость, узлы 28,5 29 30 31,5 27,5 27,5 32,5 27,5

Проект воплотил идею превосходства над аналогичными американскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие условия прохождения через Панамский канал ограничены полным водоизмещением 63 000 т. Однако эта задача была решена не в полной мере. По совокупности артиллерийской мощи и защищённости «Ямато» превосходил и линкоры европейских стран, и даже новейшие американские линкоры типа «Айова», однако уступал строившимся в это время линкорам типа «Монтана» . Тот факт, что «Ямато» не пришлось встретиться с последними в бою, обоснован лишь тем, что их строительство было прекращено, как только падение значения линкоров стало очевидно; большая скорость и численное превосходство линкоров типа «Айова» также могли свести на нет качественное преимущество японцев. Тем не менее, японские гиганты вошли в историю как самые большие и самые сильные артиллерийские корабли.

… Сближение с «Yamato» было смертельно опасно для любого противника, включая ЛК «Iowa», «South Dakota» и «Richelieu», не говоря уже о «Bismarck». Трудно даже представить, какие повреждения получили бы корабли до выхода на дистанцию 14-16 км.

Следует однако подчеркнуть, что рассматривать дуэльную ситуацию «Ямато» - американский линкор было бы некорректно. Японцы и строили сверхмощные корабли потому, что не могли состязаться в количестве линкоров. За годы войны Япония ввела в строй 2 новых линкора, США - 10, и здесь соотношение сил выглядит очевидным.

Разумеется, проект не был лишён недостатков. К ним, прежде всего, относилась не вполне удачно сконструированная противоторпедная защита. Что касается недостатков японских радаров и зенитных систем, то здесь уже сказывалось и общее технологическое отставание от США и недооценка этих средств в частности (радары не импортировались из Германии, к примеру). Системы же управления огнём, баллистический вычислитель - верх инженерной мысли своего времени. Орудия главного калибра были самыми дальнобойными и мощными, но с весьма низким ресурсом и ненамного более тяжелым, чем у американских оппонентов снарядом.

Кроме того, в 30-х годах, США и Англия всячески стремились помешать доставке в Японию стратегического сырья, в особенности - цветных металлов, необходимых для производства высококачественной броневой стали. Поэтому при изготовлении броневых плит, японцам пришлось использовать за образец те плиты, которые были им поставлены англичанами ещё в 1918 году. В результате, броня кораблей была самой толстой среди линкоров, но не самого лучшего качества по снарядостойкости.

Каждое оружие хорошо настолько, насколько его используют. В этом плане японским адмиралам похвастаться нечем. Все решающие битвы первой половины войны прошли без участия «Ямато» и «Мусаси». Японское командование не использовало даже возможность устрашить противника характеристиками кораблей. В итоге, суперлинкоры были брошены в бой в ситуации, где их сильные стороны оказались невостребованными. Говоря о гибели линкоров, нет смысла вести разговор о недостаточной живучести или слабости зенитных средств. Под такими атаками не уцелел бы ни один корабль, и то, как долго они сумели продержаться под градом ударов, делает честь их строителям.

Было ли ошибкой строительство линкоров типа «Ямато»? Возможно они должны были бы быть ещё больше (как не парадоксально это звучит в отношении и без того наибольших в истории линкоров), с большим количеством (а возможно и большим калибром) орудий главного калибра, с лучшей противоминной и противовоздушной защищенностью, чтобы максимальными размерами компенсировать количественные и качественные показатели. Несомненно, Япония получила бы значительно больший эффект, вложив деньги истраченные на линкоры в авианосцы и авиацию. Однако, учитывая разрыв в военно-промышленных потенциалах Японии и её противников, приходится признать - любое другое решение также не привело бы японцев к их целям. Ошибкой было само решение Японии начать войну.

Линкоры этого типа ознаменовали собой пик и одновременно тупик развития линкоров. Роль главной ударной силы на море перешла к авианосцам

.
  • 07.09.1943 - 25.01.1944 - капитан I ранга (с 05.01.1944 - контр-адмирал) Такэдзи Оно .
  • 25.01.1944 - 25.11.1944 - капитан I ранга (с 15.10.1944 - контр-адмирал) Нобуэ Морисита
  • 25.11.1944 - 07.04.1945 - капитан I ранга (посмертно - вице-адмирал) Косаку Аруга .
  • «Мусаси»:

    1. 05.08.1942 - 09.06.1943 - капитан I ранга (с 01.11.1942 - контр-адмирал) Каору Арима.
    2. 09.06.1943 - 07.12.1943 - капитан I ранга (с 01.11.1943 - контр-адмирал) Кэйдзо Комура.
    3. 07.12.1943 - 12.08.1944 - капитан I ранга (с 01.05.1944 - контр-адмирал) Бундзи Асакура.
    4. 12.08.1944 - 24.10.1944 - капитан I ранга (с 1.5.1943 - контр-адмирал) Тосихиро Иногути.

    Следуя примеру Гитлеровской Германии, правительство Японии в 1934 году перестало соблюдать Версальский мирный договор и Лондонскую конвенцию об ограничении вооружения, предписывающую стране не иметь больших военных кораблей, классом выше крейсера. Государственные чины постановили, что более не стоит слушаться навязанной извне политики и пора следовать собственным курсом, согласно которому предстояло начать разработку и немедленное строительство крупных боевых кораблей класса линкор.

    Программа по строительству новейших боевых кораблей была названа «Марусаи» и контролировалась лично императором. В качестве образца японцы взяли американские линкоры этого же класса, стараясь превзойти их по мощи и оснащению. Судостроительный проект находился в строжайшем секрете, тайну строительства знали лишь немногие высшие правительственные чины, кто же именно владел ею не известно до сих пор.

    Конструкторы и инженеры, принимавшие участие в постройке заучивали чертежи наизусть, получая их лишь отдельными частями. Весь задействованный в постройке персонал давал подписку о неразглашении и уведомлялся об ответственности, которую предстоит понести за выдачу шпионам секретной информации. Судостроительные верфи, на которых были заложены линкоры японцы огородили высоким забором, подойти к которому из-за колючей проволоки было практически невозможно. В целях обеспечения полной безопасности также и с воздуха, базу покрыли непроницаемой защитной пленкой, а окна близлежащих высотных домов, выходящие на верфи, замуровали.

    Японский линкор «Ямато»

    Предпринятые меры предосторожности были столь серьезными, что о начатом строительстве известно стало лишь после спуска первого линкора, получившего название «Ямато» на воду. Данному линкору предстояло сталь флагманским кораблем адмирала Ямато и принять участие в предстоящих боевых действиях против Америки и ее союзников.

    Длина линкора составляла более 263 метра, ширина, практически 40 метров, осадка превышала 10 метров, а водоизмещение было свыше 72 тысяч тонн. Движение «Ямато» осуществлялось за счет паровой турбинной установки, имеющей четыре вала. Линкор был способен развить скорость свыше 27 узлов, что было для времени его постройки практически максимальным значением, поскольку даже самые современные американские линкоры, из-за необходимости следования через Панамский канал были способны развить скорость, не превышающую 23 узлов в час.

    На вооружении японского линкора стояли обычные и зенитные артиллерийские установки, а также гидросамолеты, использующиеся в основном для разведывательных миссий. Спуск на воду «Ямато» произошел в августе 1939, но в строй как боевой корабль он вступил только в декабре 1941, спустя чуть более недели после нападения Японии на американскую базу Перл-Харбор. Прежде чем приступить к боевому патрулированию, линкор прошел через целый ряд тренировочных испытаний и только в мае 1942 года был признан годным к выполнению боевых задач кораблем.

    Впрочем, японцам не удалось похвастаться ни его величиной, ни огневой мощью, за 8 лет с момента закладки первой заклепки в обшивку «Ямото» изменилось очень многое и прежде всего – военные технологии, линкор настолько устарел, что не смог справляться ни с воздушными, ни с подводными атаками.

    Являясь флагманом японского флота «Ямото» принимал участие в операции у атолла Мидуэй, но лишь формально, поскольку не сделал в этом бою ни одного выстрела. В конце декабря 1943 года линкор получил повреждения, в результате попадания торпеды, его трюмы были сильно подтоплены, а дальнейший ход корабля затруднен, из-за чего он был вынужден встать на долгосрочный ремонт, продлившийся практически целый год.


    Крупное морское cражение у атолла Мидуэй

    Летом 1944 года «Ямато» вызвали для участия в сражении у Филиппинских островов, вблизи которых линкор произвел свои первые выстрелы по врагу, который, как позже выяснилось, в этом районе даже не показывался, и потому, как выяснилось позже, «Ямото» нанес серьезные повреждения своей же эскадре.

    Неожиданная неудача пыл японского командования не охладила, но среди моряков японского флота назрела мысль о том, что от линкоров точно такая же польза, как и от пирамид Египта, изучение которых интересно, но никакой существенной выгоды человечеству не приносит.

    В октябре 1944 года после очередного обследования и ремонта «Ямато» в очередной раз был отправлен на Филиппины, чтобы в составе эскадры, куда входил еще один линкор этого класса «Мусаси» помешать высадке американских войск. Силы японцев во многом превосходили американский флот, но у последнего помимо крейсеров, броненосцев и линкоров, имелись достаточно хорошо вооруженные авианосцы, защититься от которых японские корабли были просто не в силах.

    У Филиппин произошло сразу два морских сражения с участием «Ямато» – бой в море Сибуян и бой в заливе Лейте. В обоих боях линкор принимал активное участие, ведя огонь по авианосцам противника, но как показали дальнейшие исследования, ни одного точного выстрела команде «Ямато» сделать не удалось, все снаряды проходили мимо. В отместку американцы подняли в воздух самолеты и практически полностью разгромили японский флот, «Ямато» чудом удалось спастись и вернуться на ремонт в Японию .


    Бой в море Сибуян линкора «Ямато»

    В апреле 1945 года американцы начали высадку на японский остров Окинаву , с целью воспрепятствовать их действиям с ремонта был отозван линкор «Ямато», ему предназначалось атаковать десантировавшиеся американские войска, что было не просто глупо, но самоубийственно, так как американская авиация не позволила бы предпринять в этом направлении ни одного шага. 6 апреля «Ямато» и еще 9 кораблей, в том числе линейный крейсер и эсминцы должны были начать атаку на флот и вспомогательные суда противника, пытаясь отвлечь силы авиации на себя, в то время как американцев будут атаковать японские камикадзе. Если же этот маневр оказался бы провальным «Ямато» предписывалось выброситься на отмель и оттуда продолжить огневое прикрытие японских военизированных соединений.

    Утром, следующего за поступлением приказа, дня «Ямато» и возглавляемая им эскадра была обнаружена американцами на подступах к Окинаве, ее немедленно атаковали с воздуха и потопили большую часть кораблей, в том числе и флагманский. Из более чем 3 тысяч человек команды выжить удалось чуть более двумстам матросам. Потери же американской стороны не превысили и 10 самолетов, сбитых экипажем «Ямато» и это при том, что огневая мощь его была рассчитана на сотни подобных самолетов.

    Такова была последняя миссия лучшего линкора японского флота, его собрат – «Мусаси» был потоплен американской авиацией за несколько месяцев до событий у Окинавы.