Свенский монастырь (Брянск): история и фото. Супонево


Свенский Успенский монастырь расположен на высоком крутом берегу реки Десны, у впадения в неё реки Свень. Он был основан в 1288-м году Черниговским князем Романом Михайловичем, на месте где по преданию князь молился доставленной из Киева иконе Богоматери Печёрской и прозрел после тяжёлого недуга. В середине XVI-го века в изначально деревянном монастыре развернулось каменное строительство, благодаря огромным вкладам Ивана IV Грозного. В XVI-XVII-м веках монастырь, находящийся на окраине Руси, многократно подвергался разорениям. В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары. Несмотря на это, к XVIII-му веку Свенский монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В течение более ста лет монастырь находился в ведении Киево-Печёрского монастыря. За это время строительство на территории обители было довершено. После революции 1917-го года монастырь разделил участь многих себе подобных. В 1930-м был взорван главный собор монастыря - Успенский, ведущий свою историю с 1566 года, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен. В 1992-м году монастырь передан Брянско-Севской епархии и сейчас это действующий мужской монастырь.


Свенский Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Брянска, при реке Десне, против реки Свены, или Свины. Основан в 1288 году князем Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта святая икона, написанная пр. Алипием (см. 17 августа), и испрошенная князем Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по реке Десне в городе Брянске, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против реки Свены, где на следующий день и была обретена сопровождающими ее: здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление князь Роман. Богоматерь на этой святой иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам трона преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. С того времени и поныне святая икона пребывает в Свенском монастыре, прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась святая икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен 1749 — 1756 году по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления города Брянска от нашествия неприятеля в 1812 году, совершается с чудотворною иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь. При соборном храме в особом здании находится келья, в которой в 1709 году жил император Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Сказание о зачатии пречистые печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы.

Первое знамение последствует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса бываем... исцеление от чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских. Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великий помы шляти послати в Печерскои монастырь посла своего по чюдотворный образ и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в монастырь и вдасть от князя архимандриту и братии милостину и проси-ша Пречистые чудатворнаго образа князю Роману Михайловичю на исцеление. Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставише прошение княже. И отпусти чудотворн... образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску.

С радостию великою и приплыша противо реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо ношь сию в Свине реце, ладия же поидоша с место и присташа ко брегу на десной стране. И прибыша ношь ту на утрие же восташе и поидоша на ладию восхоте помолитеся Пречистой чудотворной итти в путь съвои. И не обретоша образа Пречистой на ладии. Посланные же со дружиною начаша скорбети и слезы излияти: искати по горам и по дебрям и по пустыни. И преехав за Десну реку Свини реки и поидоша по горам. И обретоша чудотворной образ стояша на дубе высоце между ветвии. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичу исповедати чудо Пречистые Богородици чюдотворные. Вестник же пришед возвести великому князю все по реду. Князь великий же услышав от вестника таковое чюдо скоро вспрянул с одра своего с радостию великою. И пролияша слезы и повеле вскоре звонити по всем Божиим церквам, по всему граду и собратися собору всему, епископуии, архимандритом и игуменом и священником и диаконом и всему народу града того, от мала до велика, и окрест его всем людям живущим. И поидоша пеш князь великий Роман Михаилович и епископ и архимандриты и игумены и священники и диаконы и все людии града того от мала и до велика со свещами и кадилы. И где же стояша Пречистые чудотворные образ на древе, и приходящу ему, близ места того, Князь великий Роман Михаилович вздохнув из глубины сердьца своего со слезами и рече. О пречюдная Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего, дай же ми Госпоже прозрение очима и узрети свет и твои чюдотворный образ. Блика вдале узрю с места сего на все четыре страны. Толика придам к дому твоему и созижду, Госпоже, храм и обитель где ты возлюби места и в той же час увидеша мало стезю пред собой. И повеле на том месте крест поставити, и по сея времена на том месте крест. И от того места приидоша к древу на немже стоит чюдотворная икона. Князь великий же возопи вели гласом. О Пречистая Владычица и Госпоже Дева Богородица, услыши глас молитвы моеа со слезами. Глаголюше: дай же ми Госпоже прозрение очима моима. И събор и все люди тако ж молящиеся едиными усты. И в той час прозреша князь великий Роман Михаилович, но и паче яснейшаи первых очее и повеле епископу и архимандритом игуменом и всему притчу церковному, сняти с дърева образ Пречистые чюдотворцы образ и нача молебны пети. По отпетии ж нача сам князь великий Роман Михаилович свома руками на храм Божий Пречистой бревна рубити и всем людям повеле такожде. И соверхив храм вскоре. Во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и сланаго Ея Успения. И освещая повеле служити собором божественную литургею и отправив все по реду святое пение и огради монастырь. И поставиша игумона и повеле братию собирати и дав доволна злата и сребра на создание монастыря. Потом же поидоша во град с радостию великою.

И нача монастырь строити и чюдотворную икону украсив облажи златом единым и сребром. И оттоле и до ныне великая милость и исцеление бывает от чюдотворнаго образа Пречистые всем приходящим с верою. И множества плененых от безверных избавляет и освобождает те же плененые люди приходяша молящиеся и работающе в монастыре по обещанию своему. Тако бысть и до сего дня. И на коем же древе стоя Пречистые образ на предреченном месте. И то древо с ветьем разотраша пилами ови на иконы на писмо ови на крест. Многу же времени минувши оклад чюдотворного образа злато и сребро обламишася. И того же монастыря Свинского игумен имярек с братиею взвестиша Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу с молением великим, чтоб Государь повелел оклад у Пречистые чюдотворные переделати. А государь тогда еще сущу младу. И влажися Пречитыя Государю в сердьце благую мысль. Скоро Государь повеле Пречистые чюдотворные образ принести к себе в царствующи град Москву. И повеле злато и сребра и жемчугу и камение драгого прибавити к сторому окладу и делаху мастеры по три лета. И украсив Государь чюдотворный образ Пречистые Богородицы. И пев молебны отпусти Пречистые образ в монастыр Свинеск. Дав Государь милостину и ругу годовую. И грамоты тарханные на учреждение монастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Камынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцев Онтоние и Феодосие печерьских. Строишася обитель и братия собрашися числом до 70. И соборы церковные и службы вседнивные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителях. И молят всемиластиваго Бога и Пречистую его Матерь и чудотворцев святых и всех святых. О здравии Государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца. И о его благочестиваи царицы княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чядех и царевичах князе Ивана и князя Федора Ивановичах. И за князя Владимера Ондреевича и о княгине и чад их. И за архиепископа (оборвано далее).

(Л. 7) Лета 7074-го мая в 19 на память святого священномученика Патрекея Прусскаго почать бысть ров копати на церковь Пречистые Печерские и великих чюдотворцев Антония и Феодосия Печерских Свинского монастыря. Того же месяца в 21 на память равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты свои бити на подошву. Того же месяца в 27 на память святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков. Июня в 9 день на всех святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Александрийскаго. И в той же день на память преподобнаго отца нашего Кирила белозерскаго новаго чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерски церковь, а под углами многих мощей Печерскаго монастыря Пречистые из Киева. А обложена бысть при благоверном и благочестивом царем великим князе Иваном Васильевичем всея Русии при благоверной царице великой княгине Марье и при благоверных царевиче Иване и царевиче Федоре. И при священо епископе Семионе смоленском и брянским. И при игумене Сергие, иже о Христе з братиею. А делал мастер Таврило Дмитриев сын Маков а тверитин.

(Л. 8, здесь другой почерк) Лета 7075 июля в 28 день на память святых апостол Прохора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свинскаго монастыря при игумене Сергии. И по грехом на тот день в вторые час дни обломился мост с каменем и с кирпичом, сверху до земли шесть сажен фрязскых да ту ж на том мосту обломился Тихон старец бывшие игумен того монастыря а с ним обломилося шестьнадесят человек церковных каменыциков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу, и старца игумена бывшаго Тихона изгнетоша, осыпаша его камень и кирпичь по пояс стоячего в тех (...) штинадесять человек церковных мастеров и делавцав и малых ребят уо всих главы испробища а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша. И Божьим милосердьем и молитвами Пречистые Печерские Владычицы нашея Богородице Приснодевы Марии и преподобных и богоносных отец наших Онтоние и Феодосия печерских Свинскаго монастыря бывшаго игумена старца Тихона и тех всех убившихся людии в церкви ни единаго их смертною язвою не уязвиша. Овии убившаяся сами из церкви изыдоша, а иных из церкви изнесоша, а камень и кирпич в дребезги избившася. И тоже месяца июля в 30 день игумен Сергеи повелел тот камень и крпич. Избившийся весь из церкви вычистить и повеле его изсыпати весь под овраг, а в церковноя дела тем кирпичом и каменем не благословил никоторого дела церковного делати и тогда... пев молебны вверху над алтарем и свети воду и кропив стены церковные и крестом осенив, и благословил церковных мастеров, и делавцев делати. аки... (далее рукопись обрывается).

Публикацию подготовил В. Носов. Материал из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск, составитель В. Скидан



Основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Это один из самых известных в древности монастырей России. Монастырь расположен у слияния двух водных путей - Десны и Свени. Самым величественным сооружением ансамбля Свенского монастыря был Успенский собор, освящённый в 1758 году. Впервые он возведён в 1567 году по приказу Ивана Грозного тверским зодчим Гавриилом Маковым. Варварски взорван в 1931 году. Самое древнее из сохранившихся сооружений Свенского монастыря - Сретенская церковь "на Святых вратах". Постройка её была закончена в 70-х годах XVII века. Обитель возвращена Русской Церкви в 1992 году. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы.



Шёл 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский, как доносит легенда, стал слепнуть. Всё печальней были его думы о будущем, всё чаще с грустью он вспоминал о днях минувших... Брянский князь Роман, сын убитого в Орде черниговского князя Михаила, слыл храбрым воином, умным дипломатом, мудрым полководцем. Поселившись в Брянске, он поладил с татарами, стал энергично укреплять своё княжество. Были разорены, разграблены, сожжены Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Владимир, а Брянск процветал, строился. Брянское княжество с третьей четверти ХIII века стало одним из самых сильных в юго-западной части Руси. Роман Брянский возвёл на Покровской горе дубовые стены крепости. Но не крепость, не дремучие леса и непроходимые болотные топи спасали город от разорения. Князь вёл мудрую, дальновидную политику. Он не портил отношений с Золотой Ордой, торговал с Литвой. Брянск вскоре стал крупным культурно-религиозным центром юго-западной Руси.

Город над Десной привлекал к себе купцов, бояр, кузнецов, гончаров, крестьян. Но когда враг подходил к границам княжества, на его защиту поднималась дружина вместе с мужественным Романом Михайловичем. Когда пришёл недуг, в княжеских хоромах вспомнили о "чудотворной" иконе Богоматери из Киево-Печёрского монастыря, якобы не раз исцелявшей от болезней. Предания гласили, что она написана Алимпием, иконописцем печёрским, учившемся мастерству у константинопольских живописцев. "Святая" икона прославилась своими "чудесами". За чудотворной иконой в Киев вниз по Десне отбыл сам архимандрит Брянский с группой священников. Как повествует древнее сказание, киевские монахи просьбу князя уважили, "отпусти чудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплы в ладьях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостью великою проплыша противу реки Свени". Но здесь произошло удивительное событие: "... стала ладья на едином месте среди реки Десны". Гребцы так и не смогли сдвинуть лодку с места, решили заночевать на левом берегу у места слияния речки Свени с Десной. Утром киевские монахи икону в лодке не обнаружили, о чём поспешили сообщить князю Роману. Вскоре со своими приближенными он нашёл её на противоположном берегу. Она висела на дубе. Князь произнёс молитву и сразу стал лучше видеть. Поражённый свершившемся "чудом", Роман Михайлович взял топор и стал рубить мощные деревья для закладки нового храма. Так возник знаменитый впоследствии Свенский монастырь. Церковная легенда об основании монастыря не оригинальна. На Руси, как правило, с подобными "чудесами" икон связывали возникновение крупных монастырей. Летописи подтверждают факт поездки в Киев за иконой брянских священников, но многие события, связанные с ней, обросли фантастическими подробностями. По пути в Брянск икону сопровождали киевские монахи. Возможно, что они и были творцами "чуда" с иконой, так как им вряд ли хотелось возвращаться в разорённый татарами Киев. После ещё не раз влияние иконы связывалось со многими событиями. Считалось, что она помогала защищаться от многочисленных врагов. Но когда город или монастырь подвергались разгрому, "чудотворную" икону прятали в лесу, умалчивая о её божественной силе. Однако "чудотворную" икону церковная братия усиленно прославляла. В монастырской рукописи сказано, что дуб, на котором была найдена икона, епископ тогда же разделил на части и раздал всем желающим для получения исцеления от недугов.

На месте явления иконы до 1854 года стоял древний каменный столп. В середине ХIХ века вместо него была устроена чугунная часовня, а "оставшийся в столпе 566-летний пень дуба... окончательно разобран...". В ХIII-ХIV веках постройки монастыря над Десной были деревянными. Земляная крепость, обнесённая валом и частоколом из заострённых кверху брёвен, прикрывала подступы к городу с юга. В центре крепости возвышалась деревянная церковь, вокруг которой располагались постройки обители. После разгрома литовцами строений Свенского монастыря Иван Грозный повелел построить каменную церковь. Через несколько лет её свод рухнул. Произошло это тогда, когда участники молебна вышли из церкви. Монахи воспользовались случившимся, чтобы ещё раз попытаться доказать особую силу иконы. Они утверждали, что Богоматерь не дала своду церкви обвалиться во время богослужения. Шли годы, десятилетия, столетия... Монастырь ветшал и перестраивался. Его территорию украсили каменные Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, Сретенская, Преображенская церкви, колокольня. Строения обители были обнесены каменной стеной, которая возводилась почти тридцать лет. Она имеет форму неправильного восьмиугольника и повторяет из соображений обороны рельеф местности. По углам располагались шесть башен, три из которых сохранились до наших дней. Их высота от 8 до 12 метров. Высота каменных стен - 5,5-7 метров, а их длина почти 800 метров. Стена монастыря не отделяет его постройки от окружающего пейзажа, а наоборот подчёркивает его единство с природой и окружающим ланшафтом.

Успенский Свенский монастырь в прошлом - это не только комплекс архитектурных сооружений, которые мы сейчас относим к категории памятников, но и многочисленные административно-хозяйственные здания, выполнявшие разнообразные функции, связанные с жизнеобеспечением обители. Из описи 1861 года, составленной при передаче монастыря Киево-Печёрской Лавре, известно, что в нём насчитывалось двадцать девять келий, в которых жили более девяноста монахов и прислуга. "Послушная грамота" описывает монастырские запасы: "... девятнадцать осетров вялых, десять осетров вялых прутовых, да просоленной осетрины полбочки, пять белуг, сто сазанов, семь сот пластов сухой рыбы, сто пуков визиги, икры зернистой два пуда, шесть кулей грибов сухих; хлеба в житницах и ямах: ржи 1035 четвертей, пшеницы сорок пять четвертей, овса сто четвертей, масла коровьего десять пудов, мёду сорок пудов, воску двадцать восемь пудов, кроме свеч восковых, 14 коней на стойлах, (вероятно для начальственных разъездов) сто коней надворных, рабочих, кроме шестнадцати жеребят. Карета "властительная", рыдван, две коляски, четверо саней красных. Пятьдесят семь коров". На территории монастыря существовал конный двор (две избы, сушило, конюшня с сушилом, пять сараев рубленных"). В 1764 году он располагался с "восточной стороны внутри монастыря" и на нём были слудующие постройки: каменная изба для кучеров, кормовой амбар, каретный сарай, навесы и конюшни. На конном дворе находился колодец "глубиной до воды 18 сажен". Рядом с ним в 1892 году ставится здание квасоварни (12 аршин длиной, крытое тесом). Монастырский кислый квас был традиционным и популярным напитком. "В полуверсте от обители находилось монастырское озеро. Возле него стояла караульная изба и братская баня. В 1855 году около бани запрудили пруд, а "близ монастыря под горою" устроили "сажелку" - питомник для разведения рыбы. В давние времена окрестные леса были богаты дичью. В заливах и лесах водились бобры и по грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1614 года так называемые "бобровые гоны" были предоставлены в пользу монастыря. В описи 1897 года говорилось о просфорне, братских кельях (в двух южных башнях), кухне и ледниках в других башнях. Есть упоминание о кузнице, что находилась в северо-восточной башне. Монастырскую территорию в прошлом оживляли сады, которые располагались не только за стенами, но и внутри монастыря. В документах за 1791 год отмечено четыре сада - "сливовый, братский, новый и настоятельский". В 1864 году на месте проведения Свенской ярмарки за западными воротами был разведён также обширный фрутовый сад. У здания церковно-приходской школы, которое не сохранилось, за пределами монастыря рядом с каменными выездными воротами были разбиты плодовый питомник и сад, где выращивались яблони, груши, вишни, сосна, ель, кедр, каштаны, розмарин. Немалый доход монастырю давала ярмарка, в том числе пошлинные сборы (до их передачи государству), плата за лавки и торговые места.

Почти по всему монастырю, а также на территории ярмарки, тянулись подземные каменные галереи. Все они раньше соединялись одним общим ходом и имели несколько наружных входов. Снабжённые верхним светом, они состояли из больших и малых помещений, которые служили складами под ярмарочные товары. Купцы, приезжавшие торговать, останавливались в кельях, что давало обители дополнительные средства. "Гостинный двор, а на нем горница с комнатою на жилых подклетах, да сени с чуланами, да сарай рубленый большой" упоминаются уже в описи за 1681 год. В документах за 1801 и 1833 годы упоминается о планах строительства гостиницы "вне монастыря". Опись 1897 года сообщает о значительном расширении существующего гостинного двора и о строительстве "близ монастыря" странноприимного дома и флигеля для приходящих богомольцев. В 1749 году за монастырём числилось 15 276 душ крестьян. На одного крестьянина приходилось от 0,3 до 1,5 десятин земли. Крестьяне обрабатывали монастырские пашню и посевы, убирали сено, рубили лес, строили и ремонтировали церкви, перевозили на своих лошадях грузы. Несколько раз в неделю они ходили на барщину, а кроме того платили оброк мёдом, маслом, сукном, холстом, грибами, рогожными мешками. Из соседнего села Супонево каждое лето монастырь требовал триста пеших и конных работников, по двадцать два плотника, каменщика, кирпичника, четырнадцать пильщиков, шестнадцать углежогов.

Свенский монастырь был богат и широко известен. Его посещали знатные люди. Сюда шли прихожане и богомольцы. В монастырскую казну вносились богатые дары. О них делались памятные записи в книге вкладов. В ней зарегистрированы многочисленные дары Ивана Грозного. Среди подарков немало воинских доспехов, оружия, переданного в 1750 году в Брянский арсенал. Вкладная книга сохранила имена многих представителей знатных родов - князей Трубецких, Воротынских, Мстиславских, Серебряных, Мосальских, Мещерских, Салтыковых, Тютчевых, Воейковых, Брусиловых и многих других. Некоторые лица родовитых фамилий были похоронены в монастыре. Среди них Тютчевы, князь Мещерский, Небольсины, Е. М. Салтыков, А. Похвиснев, Г. Е. Верёвкин и другие. В монастыре была своя монастырская библиотека. В своё время она располагала достаточно ценным книжным собранием, интересными архивными документами. Так, в церковной описи за 1893 год в библиотеке было зарегистрировано около 1300 книг, а также большое количество рукописей, старопечатных книг ХVII-ХVIII вв., службы святым, поучения отцов церкви, минеи, библии, Евангелия, служебники, месяцесловы, книги по истории церкви России и Византии, книги по богословию, философии, медицине, земледелию, уставы, в том числе устав Петра I, уставы различных монастырей и духовных учреждений. Для хранения книг в монастыре были созданы хорошие условия. Библиотека располагалась в сухом помещении на хорах Успенского собора. Одним из важнейших источников пополнения монастырской библиотеки, особенно до середины ХVII века, были вклады, наиболее богатые из которых делали цари, бояре, церковные иерархи. Об этом свидетельствуют записи в монастырской вкладной книге.

2 мая 1888 года состоялось празднование 600-летия основания Свенского монастыря. Состоялся крестный ход из Свенского монастыря в Брянск, парад войск и молебен, по кончании которого для нижних чинов было подано угощение - по чарке водки и пирогу, а для духовенства и господ офицеров - обед в зале Городской Думы на 200 персон. Приглашённые получили на память по книге по истории монастыря покойного архимандрита Иерофея, с приложением литографированного вида церквей и стены монастыря со стороны главного входа. Городская Дума ассигновала 500 рублей в расположение монастыря. В 6 часов вечера 4 мая состоялись проводы святой иконы из города в Успенский Свенский монастырь. Что касается знаменитой Свенской ярмарки, то она в ХVII - первой половине ХVIII вв. по своему значению не только занимала второе место в России, но и была важным центром международного товарооборота, что характеризует её как ярмарочный торг всероссийского значения. Свенская ярмарка, упоминаемае ещё в 1632 году, просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. 31 августа - 1 сентября 1985 года, в год тысячелетия Брянска, традиция проведения Свенской ярмарки была возрождена.

Вскоре после Октябрьской революции Свенский Успенский Печерский мужской монастырь перестал существовать как духовное учреждение. Монастырские земли и имущество были изъяты, из монахов сформирована трудовая коммуна. Затем на его территории расположилось воинское подразделение, а впоследствии карательный отдел ГИК. 6 июля 1920 года Брянский ГИК постановил: "В связи с громадным недостатком помещений в Брянске, помещения Свенского монастыря передать в ведение Губнаробразования с условием, что в течение месяца все детские колонии будут переданы из города в организуемую в монастыре колонию имени Некрасова". Тем не менее до лета 1924 года верующие близлежащих к монастырю мест могли пользоваться церковным имуществом и проводить богослужение в Успенском соборе и церкви Антония и Феодосия. Но уже 8 июля 1924 года все церкви монастыря были окончательно закрыты. В 1922 году Губкомиссия по изъятию церковных ценностей по Брянской области докладывала в Брянский ГИК следующее: "Изъятие церковных ценностей в количестве более 222 пудов серебра, 11 фунтов, 79 золотников, 48 долей золота; до 8 тысяч разных драгоценных камней; более 6 фунтов жемчуга; 433 рубля 35 коп. серебряных монет и невыясненнного металла весом до 5 пудов. Всего 42 ящика брутто - 254 пуда. 15 июня с. г. эти ценности были сданы в Госхранилище в Москве в распоряжение и фонд ЦК ПОМГОЛ ВЦИК по акту. В июле 1924 года монастырь повторно был ограблен специальной комиссией Брянского ГИК во главе с Мамочкиным - политруком Губрезерва. Среди них значились: серебряный киот иконы Свенской Богоматери весом 12 фунтов, серебряный оклад той же иконы весом в 30 фунтов, (бриллиантовая корона и золотая риза оклада были изъяты в 1922 году), напрестольное Евангелие в серебряных окладах, серебряные кресты, церковные сосуды и.т.д. Тогда же "распределили" и другое монастырское имущество: в губернскую РКИ было передано шесть дорожек, большой ковёр, шторы; в Губисполком - семь дорожек, 4 ковра, 13 аршин красного сукна, в милицию - шкафы; в Тимоновскую ячейку РКП (б) - мебель. Новый владелец монастырского ансамбля - детская колония во главе с администрацией внесла огромный "вклад" в превращение памятников архитектуры в "отхожие места".

19 декабря 1924 года был проведён осмотр и обследование состояния имущества в бывш. Свенском монастыре "Комиссией Главнауки Наркомпроса", в состав которой входили И. Э. Грабарь, В. А. Безобразов, П. Д. Барановский. Комиссия установила следующее: "На территории бывшего монастыря расположено такое значительное число сооружений высокой историко-художественной ценности, что все они представляют один из замечательнейших древнерусских архитектурных ансамблей ХVII-ХVIII вв, подлежащих безусловной и всемирной охране... ". После того, как в бывшую обитель вселилась детская колония, монастырь был подвержен разрушению. Во всех церквях стёкла были выбиты, дети стали забираться по водосточным крышам на крыши церквей, оттуда проломав потолок... испражнятся внутрь. Домик Петра I превращён ими в настоящую уборную. В церкви Сретенской и Преображенской сломаны, несомненно при участии администрации, древние иконостасы. В Преображенской не осталось и следа от внутреннего убранства, иконы этой церкви, славившиеся замечательным письмом, были просто исколоты и сожжены. Весь архив и библиотека, находящиеся на хорах оказались разбросаны по всей территории монастыря, многие пошли на растопку печей. В конце концов колония была переведена из монастыря. Бывший Свенский монастырь с земельными угодьями и годными постройками был передан в ведение окружного отдела ОГПУ. 23 июня 1930 года Президиум Брянского Окрисполкома Западной области принял окончательное решение о судьбе замечательных памятников монастырского ансамбля, заслушав информацию о состоянии построек б. Свенского монастыря на основании произведённого представителями Главнауки, приняв во внимание полнейшую бесхозяйственность и разрушенность построек б. монастыря, счёл нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию зданий, в том числе и бывшего Успенского собора и его приспособления для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства.

По всей видимости, в июле-августе 1930 года Успенский собор был взорван, т.к кирпичная кладка ХVIII века разборке не поддавалась. Недавно в Брянский государственный историко-революционный музей поступили фотографии, посвящённые взрыву собора, предоставленные Алексеем Брабиным. На фото зафиксирован момент взрыва собора, вид его руин после взрыва, а также непосредственные исполнители - судя по подписям под одной из фотографии взрывные работы осуществляла бригада подрывников под руководством Якова Петровича Рыхлова. При взрыве пострадали церковь Антония и Феодосия, шатровая колокольня и "домик Петра". Все они были разобраны на кирпич. Так печально завершилась история самых выдающихся архитектурных памятников ансамбля Свенского монастыря.

Из книги: "Памятники Брянщины" Свенский монастырь. Издательство: Творческо-производственное объединение "Автограф". Брянск, 1990 г.

Свято-Успенский Свенский монастырь - мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области, один из древнейших русских монастырей. Обитель находится в пяти километрах от областного центра, на правом высоком берегу Десны при впадении в нее реки Свень.

Ансамбль Свенского монастыря - уникальный памятник архитектуры. Удивительно его единство с окружающим природным ландшафтом, органична связь с необъятными деснянскими просторами, неповторимо своеобразие свободного, широкого размещения зданий и сооружений, подчеркивающих рельеф местности.

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В середине 16 века на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым был заложен Успенский собор, законченный в 1578 г.

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 в. не раз подвергался разорениям, в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к началу 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киевско-Печерской лавры до 1786 г.

Новый период каменного строительства приходится на вторую треть 18 в., в результате чего появляется большое количество каменных зданий, частично сохранившихся до наших дней. Строительство было продолжено и во 2-ой половине 19 в., когда были сооружены хозяйственные и служебные постройки.

В петровскую эпоху был издан ряд указов, направленных на подъем промышленности и торговли в городе. Значение монастыря во многом определялось знаменитой, одной из крупнейших ярмарок России - Свенской ярмаркой, известной с 1-ой половины 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г- с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду и железные изделия. Сюда привозили и волжскую рыбу и сибирскую пушнину. Существовали "греческие" ряды с лавками поляков, греков, украинцев, литовцев, молдаван, сербов. Также торговали книгами, привозимыми из Киева. Ярмарка постоянно расширялась и приобретало все большее значение, в 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла около 2 млн.руб, в 1860-х- до 3 млн. руб.


Основание монастыря связно с одной из Святынь Руси - почитаемой Иконой Божией Матери Свенской (Печерской). Вот как предание гласит об этом событии. В 1288 году Черниговский и Дебрянский (ныне Брянск) Великий князь Роман Михайлович (Старый), неожиданно потерял зрение. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями.

Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он пообещав в случае прозрения основать здесь монастырь и обратился с молитвой к Богородице. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришел прямо к дереву.

Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился:

О, Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я узрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Когда он окончил молитву, в ту же минуту зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, тогда же был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Вот подошли к самой св. иконе. Князь пал на землю и опять воззвал к Богородице с сокрушением сердечным:

Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим.

Когда он произнес это, то стал видеть еще лучше. По его приказанию епископ снял икону с дерева и поднес ее князю. Последний благоговейно облобызал ее. Примеру князя последовали и все присутствующие. Затем, отслужив молебен пред иконой Богоматери. Затем “нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими руками на храмъ Божии Пречистои бревна рубити и всемъ людем повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя...Успения...И огради монастырь..."

Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери - 3/16 мая, а позже и 17/30 августа.

Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней. Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли. Цари - Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами.


Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе сохранившийся доныне храм свв. Антония и Феодосия Печерских.

В 1679 году возведена Сретенская церковь (сохранилась). По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

В 1681-1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930).

После возвращения монастырю статуса самостоятельного, он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году. В 1930 году значительная часть монастырских построек, были взорваны: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды.

Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный , Феодор Иоаннович , Борис Годунов , Михаил Феодорович , Алексей Михайлович , Феодор Алексеевич , Петр I , императрица Елизавета Петровна , патриархи Филарет и Иосиф , бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.

Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор , храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия , а также каменная колокольня .

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время , во время продолжительной осады города в году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в году царем Михаила Феодоровича Романова .

Связь с Афоном и Молдавией выразилась в том, что со Свенским монастырем связано немало учеников и последователей преподобного Паисия (Величковского) . Среди них - иеромонах Афанасий (Степанов) , схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров) , иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский , бывший в – годах послушником Свенского монастыря.

Статистика

  • С XVI в. - обитель имела шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать - в Батаговской волости, шесть - в Пьяновской.
  • Ок. - помимо церквей обитель имела 29 келий с 90 монахами и послушниками; конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами; две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку; в библиотеке монастыря 115 книг.
  • - обители принадлежало 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян; подворья в Брянске и Карачеве .
  • - в библиотеке монастыря 338 книг.
  • - в библиотеке монастыря 1300 книг.
  • нач. 1900-х - 100 монахов; 80 десятин распашной и луговой земли, семь десятин фруктового сада (главный источник дохода); основной капитал обители - 40 980 рублей.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в году, и с него началась история обители.

Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас , высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны , кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

Сретенский надвратный храм

На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под годом, а окончательно достроенный в году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.

Преображенский надвратный храм

Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня . Когда он пришёл в ветхость, 10 июня года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Монастырь

Свенский монастырь


Вид на Святые ворота монастыря в начале XX века.
Слева направо: угловая башня; церковь Антония и Феодосия; надвратная Сретенская церковь; колокольня; другая угловая башня; Успенский собор
Страна Россия
Село Супонево (Брянская область)
Координаты 53°12′20″ с. ш. 34°19′41″ в. д.  /  53.20556° с. ш. 34.32806° в. д.  / 53.20556; 34.32806 (G) (Я)
Конфессия Православие
Епархия Брянская
Тип Мужской
Дата основания 1288?
Статус Действующий монастырь
Сайт
памятник архитектуры (федеральный)

Све́нский Свя́то-Успе́нский монасты́рь - мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области .

Основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем . Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой - Печерской иконой Божией Матери . Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень , куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский .

Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами , в - крымскими татарами .

Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко . В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I . Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века , а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус.

Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

    10.Святое Благословение.Супонево 2013.JPG

    Сохранившаяся надвратная церковь

    117.Свято-Успенский Свенский монастырь.Супонево 2014.jpg

    Строительство соборного храма (лето 2014)

Настоятели монастыря

  • Настоятели Свенского монастыря по годам в книге: Строева П.
  • игумен Иона
  • игумен Игнатий - второй в синодике 1626 года
  • Наместник иеромонах Иоанн Максимович - 1681 ? - 1695
  • Афанасий (Миславский) (до 1 февраля 1700 года)
  • игумен Амвросий - ок. 1822

Напишите отзыв о статье "Свенский монастырь"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru

Отрывок, характеризующий Свенский монастырь

Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.

Свень, высятся на берегу стены монастыря, получившего от неё своё название и известного как мужской Свято-Успенский Свенский монастырь. Основанный в 1288 году, он является одним из наиболее древних и известных в России.

Недуг благочестивого князя

С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг - начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям - Боже упаси! - крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.

Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье - закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью - времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.

Чудо, явленное на речном берегу

Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть - ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.

Утром же хватились - нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив - отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра - князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.

Кстати, любопытная деталь - в давние времена река Свень, давшая имя монастырю, называлась Свинь, и обитель, соответственно, именовалась Свинской, что было весьма неблагозвучно и подавало повод для неуместных острот. Чтобы исправить положение, в XVII веке было решено изменить одну лишь букву в её названии, но при этом пришлось переименовать и всю реку. С тех пор и появилась на картах река Свень, а вместе с ней и Свенский монастырь.

Творение преподобного Алипия

Икона, столь чудным образом исцелившая князя, стала главной святыней вновь образованной обители. На деревянной доске размером 68х42 см изображена Пресвятая Богородица, сидящая на троне и держащая на руках Предвечного Младенца, воздевшего в благословении правую руку. По обеим сторонам трона изображены святые Печерские чудотворцы Феодосий и Антоний.

Авторство иконы приписывается преподобному Алипию, обучавшемуся у византийских мастеров, работавших в 1088 году в Киево-Печерской Лавре. Эти подробности известны благодаря тому, что икона после революции попала в собрание Третьяковской галереи и сохранилась до наших дней.

Свято-Успенский Свенский монастырь, образованный среди дремучих стал колыбелью для многих отшельников-пустынножителей. Известно, что десятки его иноков, испросив у настоятеля благословения, затворялись от мира в непроходимых чащобах, построив себе убогие кельи и проводя жизнь в постах и молитвах. В обители они появлялись лишь для исповеди и причастия. Эта форма религиозного подвижничества получила широкое распространение в начале XVIII века и сохранилась затем на долгие годы.

Покровительство грозного царя

Первым каменным сооружением монастыря, а заодно и окрестностей Брянска, стал Успенский собор, построенный по повелению Ивана Грозного. Известно, что в натуре царя бесовская жестокость удивительным образом сочеталась с крайней религиозностью. Придавая лютой казни невинных людей, он мог после этого выстаивать ночи напролёт в их душ.

Готовясь к Ливонской войне, набожный государь не скупился на вклады в святые обители. Не обошёл он стороной и Успенский Свенский мужской монастырь, являвшийся в то время и укреплённым фортификационным сооружением, и важным духовным центром. До наших дней сохранились архивные документы, свидетельствующие о неоднократно вносимых им пожертвованиях. В частности, в 1561 году Свенский монастырь (Брянск) получил от него значительную сумму по случаю кончины его жены Анастасии. Чуть позже им были внесены деньги на строительство храма в честь Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.

Набеги иноземных супостатов

Но видно, не благословил Господь пожертвования царя-душегуба - в 1583 году литовцы, с которыми он вёл войну, захватили Свенский мужской монастырь, и, разграбив всё, что можно было вынести, сожгли. Чудом сохранилась лишь Свенская икона Божьей Матери. Долгими и тяжкими трудами возрождалась после этого обитель, но в 1664 году вновь обрушился на неё Божий гнев - на этот раз стала она добычей крымских татар.

На этот раз поднимать из пепла монастырские стены было легче, так как ещё за три года до этого обитель приписали к Киево-Печерской Лавре, и оттуда на Брянщину шла посильная помощь. Благодаря ей на территории монастыря в 1679 году возвели надвратную Сретенскую церковь, пережившую века и сохранившуюся до наших дней.

Визиты коронованных особ

Возрождённый из пепла Свенский монастырь помнит визиты многих царственных особ. Известно, что в 1708 году в нём побывал Пётр I и даже останавливался на ночлег. Дом, в котором государь провёл ночь, дожил до революции, и его показывали всем приезжающим как историческую достопримечательность. Другой свидетель царского посещения - дуб, посаженный монахами в честь этого события, стоит и по сей день, также привлекая внимание многочисленных паломников и туристов.

Во время одного из своих путешествий побывала в стенах Свенского Успенского монастыря и государыня императрица Екатерина II. Застав главный его храм в весьма ветхом и требующем немедленного ремонта состоянии, она пожертвовала шесть тысяч рублей, на которые он в скором времени был полностью перестроен. Для него было выбрано более удобное, сухое и высокое место в центре монастыря.

До начала XX века Свенский Успенский монастырь (Брянск) дожил в мире и благополучии. По-прежнему в его казну поступали щедрые пожертвования от боголюбивых граждан и особ царствовавшего дома. Возле стен обители шумела ярмарка, являвшаяся одной из самых крупных в западной части России, а боголюбивые иноки возносили молитвы за царя и отечество. Так продолжалось до 1917 года.

Пришествие лихих времён

С начала двадцатых годов пришедшие к власти большевики приступили к постепенному, но планомерному закрытию монастыря. Когда по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей, направленная якобы на борьбу с голодом, из обители вывезли всё, что представляло интерес для новой власти.

Из храмов выносилась церковная утварь, собранная там за многие века, снимались и отправлялись в переплавку колокола, а с икон безжалостно обдирались золотые и серебряные оклады. Казалось, что вернулись времена литовских и татарских захватчиков. Систематическое разграбление продолжалось до 1926 года, после чего Свенский монастырь был закрыт.

Смертный грех капитана Рыхлова и всех, кто был с ним

Очередной этап уничтожения этого исторического и культурного памятника наступил в 1930 году, когда по распоряжению городских властей большая часть монастырских построек была снесена. Был взорван и Успенский собор, так удачно перестроенный на пожертвования Екатерины II. Взрывная волна повредила и находившийся рядом храм Печерских чудотворцев, оставив от прежней постройки лишь нижний ярус. Свенский Успенский монастырь (Брянск) перестал существовать.

Этот акт вандализма был совершён группой советских подрывников. История сохранила фамилию их командира - капитан Рыхлов. За давностью лет его нет в живых, и можно лишь надеяться, что в смертный час послал ему Господь раскаяние в содеянном и не дал отойти в иной мир с душой, отягощённой этим страшным грехом.

Руины, возвращённые людям

Но колесо истории не стоит на месте. Прокатившись по стране всеми тяготами, выпавшими на её долю в XX веке, под конец оно ввергло Россию в бурный океан перестройки. В 1992 году Свенский монастырь (Брянск) был возвращён в ведение Церкви. К этому времени из всех прежних построек сохранились лишь требовавшие капитального ремонта Сретенская и Преображенская церкви, а также остатки монастырских стен и несколько бывших хозяйственных сооружений, находившихся в аварийном состоянии.

Прочие же сооружения были разрушены, и от большинства из них не осталось даже следов, а в сохранившихся руинах трудно было узнать прежний, известный по архивным документам Свенский монастырь (Брянск). Фото, публикуемые в статье, дают представление о масштабах проведённых работ.

Богослужения в возрождённых храмах

Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.

Паломничество в обитель

Постепенно монастырская жизнь возвращается в его древние стены. Как и в прежние годы, спешат сюда паломники, желающие поклониться святыне, которой по-прежнему для православных людей является Свенский монастырь (Брянск). Как доехать к нему, можно узнать в данной публикации.

Рекомендуется от железнодорожного ехать на троллейбусе №1 до «Телецентра» и далее на автобусе №7 до монастыря. Другой вариант: от автовокзала на автобусе №7 или на маршрутных такси № 45, 36 до остановки «Свенский монастырь». Фото, приложенные к статье, помогут безошибочно узнать цель поездки.