Монастыри грузинской православной церкви. Церкви и храмы грузии Монастыри грузии и их расположение

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

Знамениты святые места в Грузии

Бодбийский монастырь

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Патриарший собор Светицховели

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

Монастырь Самтавро

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро , состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Собор Сиони

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

Монастырь Джвари

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Другие грузинские святыни

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

Страницы: 1

Шио-Мгвимский монастырь я планировал посетить еще в свой первый приезд в Мцхету, но тогда таксист отговорил нас под предлогом, что после дождя 10 км грунтовки будут совсем мучительны, и вместо Шио мы попали в крепость Ананури. В этот же раз я сам был на колесах, поэтому отговорить меня было некому. Возле монастыря Самтавро, о котором был рассказ в посте про Мцхету, второстепенная дорога уходит в гору - это и есть единственный автомобильный путь к монастырю.


Дорога здесь одна, поэтому заблудиться не получится. Лишь в одном месте она раздваивается, но вторая часть ведет на какой-то режимный объект, огороженный шлагбаумом, это видно. Не знаю как тут во время дождей, но в сухое время мы легко одолели все 10 км на малолитражке.

Летом здесь, думаю, очень красиво:

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


В какой-то момент дорога идет вдоль Куры:

// vartumashvili.livejournal.com


И вскоре заканчивается прямо у ворот монастыря.

// vartumashvili.livejournal.com


Шио-Мгвимский монастырь - средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов.

// vartumashvili.livejournal.com


Уже на входе понимаешь, что монахи здесь не бездельничают. Словно в подтверждение этих мыслей я замечаю одного из них, несущего на себе в гору полную двадцатилитровую канистру.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Начну с того, что сразу бросается в глаза - большая церковь, необычной для грузинских храмов архитектуры. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.

// vartumashvili.livejournal.com


Вход. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. Хотя запрет легко обойти, скрывшись за одной из колонн, я все же не стал этого делать.

// vartumashvili.livejournal.com


У церкви есть балкончик. Наверное, там какие-то бытовые помещения.

// vartumashvili.livejournal.com


В окне виден популярный в Грузии крест из виноградной лозы (крест Св. Нины) и терновый венок:

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает здание, похожее на резиденцию какого-нибудь высшего церковного чина. Здание спрятано за воротами и заходить туда нельзя.

// vartumashvili.livejournal.com


А напротив церкви, предполагаю, расположены кельи. Так я решил, потому что больше им просто негде быть. Интересно, а где в славные времена жили 2000 монахов, если сейчас места хватит от силы на несколько десятков?

// vartumashvili.livejournal.com


Здания на территории монастыря построены будто ступенями - Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде.

Самая ранняя постройка на территории монастыря - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

// vartumashvili.livejournal.com


Роспись церкви. Здесь мне разрешили фотографировать.

// vartumashvili.livejournal.com


Под решеткой - яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский - анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве. Я не буду рассказывать о его жизни, иначе пост будет длинным.

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает трапезная, построенная между XII и XVII веками, и соединенная переходом с пещерой святого Шио.

// vartumashvili.livejournal.com


Вид от трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Украшение трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Вид на храм Иоанна Крестителя снизу, с "низшей ступени". Здесь позволю себе высказать свое "фи" тем, кто проводил (а заодно тем, кто заказывал, оплачивал и принимал) реставрацию монастыря. Черепица это, конечно, красиво, но здесь как раз тот случай, что не всегда: во-первых, такие объекты надо реставрировать в максимальном соответствии с тем, как оно было раньше, а, во-вторых, без этой черепицы церковь (как и остальные постройки) смотрелась куда солиднее и древнее.

// vartumashvili.livejournal.com


"Домик" для свечей на могиле возле старого храма:

// vartumashvili.livejournal.com


Когда святой Шио появился в этих местах и о монастыре еще никто и не думал, он поселился в одной из пещер в северной части монастыря у самого основания навесающей скалы. Впоследствии многие его последователи и монахи брали с него пример и жили здесь в пещерах.

Гру́зия (груз. საქართველო , Сакартве́ло) - государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица - Тбилиси . Государственный язык - грузинский.

Крупнейшие города

  • Батуми
  • Кутаиси

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь , груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია ) - автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес - главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов. Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI-VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI-XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 - 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года - Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [- Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святые

Святыни

Храмы

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი - животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898-1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е - передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Монастыри

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь

«На склоне высочайшей вершины Грузии - горы Казбек находится Бетлемская пещера, в которой расположен знаменитый монастырский комплекс Бетлеми. Первым заметил возле вершины горы вход в пещеру, зак...»

«Возле подножья Казбека, на высоте 2170 метров над уровнем моря в окружении великолепной природы находится Дарьяльский монастырь - одни из древнейших в Грузии духовных центров. Есть легенда, согл...»

«Сиони является главным историческим храмом Тбилиси и вторым по значению в Грузинской православной церкви. Его назвали в честь горы Сион, а освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен...»

«В исторической части Тбилиси находится построенная в XIII столетии армянская церковь Святого Георгия. Она является одной из самых старых армянских церквей грузинской столицы, а к настоящему времени &n...»

«Из правобережной части Старого Тбилиси лучше всего видна желтовато-серая скала, отвесно обрывающаяся к реке. На ней красиво смотрится построенная в XIII столетии Метехская церковь, ставшая для многих...»

«На проспекте Руставели, напротив здания парламента находится православная церковь Святого Георгия - Кашвети. Она строилась в 1904-1910 годах по проекту местного архитектора Леопольда Бильфельда,...»

«В юго-западной части Тбилиси находится гора Мтацминда (что означает «святая гора»). Такое название за горой закрепилось примерно в X столетии. На её вершине находится купольная церковь Мам...»

«В Тбилиси на Мтацминда (Святой горе) находится пантеон, где похоронены общественные деятели, национальные герои, артисты, учёные и литераторы Грузии. Этот некрополь находится на склоне горы Мтацминда,...»

«Недалеко от Кутаиси, возле живописного ущелья, на поросшей бурной растительностью горе прячется монастырь Моцамета, хранящий останки мучеников Константина и Давида, которые погибли за веру в Христа. М...»

«Церковь Карапи, посвящённая святому Георгию, находится в Клдисубани - одном из старейших районов Тбилиси. До 1991 года она относилась к Армянской апостольской церкви, а затем перешла под контрол...»

«Неподалёку от древнего города Мцхета расположен столь же древний Шио-Мгвимский монастырь, стоящий в узком ущелье между известняковых скал на северном берегу Куры. Отсюда около 30 километров до Тбилиси...»

«Между Ахалцихе и Боржоми находится уникальная архитектурная достопримечательность - Зелёный монастырь, построенный в начале X столетия. Это одно из самых древних мест для поклонения в Грузии. Н...»

«С каждым годом растёт число паломников, направляющихся в монастырь Святого Креста - Джвари. Находится он на вершине горы в живописной местности Мцхеты. В отзывах туристов упоминаются строки поэт...»

«В Кахетии в паре километров от Сигнахи стоит православный монастырь Бодбе, в котором хранятся останки Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии. Она умерла в 347 году в возрасте 66 ...»

«Изначально расположенный в Тбилиси Девичий монастырь подчинялся Армянской апостольской церкви, но в конце прошлого века его присвоила себе Грузинская православная церковь. Построен он был по инициатив...»

«Этот действующий храм является кафедральным собором для Лазской и Батумской епархии Грузинской православной церкви. Изначально это был католический собор, который в 1903 году на свои средства построил...»

Монастырь был открыт в июле 2010 года по благословению Его Святейшества Блаженнейшего Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Поводом для этого послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, что бы для них проводилась Литургия на родном Ассирийском-Арамеийском языке.

На территории монастыря стоят два Храма: в центре Церковного двора стоит маленький Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме происходило много чудес. Многие, приходя в него с просьбой об исцелении тяжелых болезней, были исцелены. В честь этого благодатного Храма была написана икона Божьей Матери, названная «Кандовская».

Слева от Успенского храма стоит большой Храм в честь тринадцати святых Ассирийских Отцов. Он построен в 2013 году под руководством схиархимандрита Серафима Бит-Хариби. Именно он направил молодежь к храму и его строительству, привел в Церковь многих людей. Строительство Храма финансировали благочестивые люди - Годердзи Осипов, Заали Ильяев и Любовь Хошабаева.

Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианети, E60, село Дзвели Канда.

Тел.: +995 790 320 698, +995 558 444 888

Мужской монастырь святых Давида и Константина (Моцамета)

В начале VIII века здесь находилась церковь. Во время нашествия арабской армии Мервана Глухого арабы сожгли церковь. Вся область Лихского хребта тогда называлась Аргвети, ей управляли мтавары Давид и Константин, резиденцией которых была крепость Шорапани. Они вышли с армией против арабов, но были разбиты и захвачены в плен. По какой-то причине Мерван захотел обратить их в ислам и переманить на свою сторону, но братья (или просто близкие родственники) отказались. Их мучили 9 дней, затем утопили в реке Риони. Когда их тела были найдены на берегу, люди услышали Божий голос, который велел нести их на восток до того места, где процессию застанет рассвет. Этим местом оказались руины сожженной церкви - примерно в 3 километрах от Риони. Там Давид и Константин были захоронены. В середине XI века здесь построили большой храм и основали монастырь "моцамета" (мученики). Примерно тогда же было составлено "Мученичество Давида и Константина".

Ковчег с мощами Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста.

Адрес: Грузия, Кутаиси, село Моцамета.

Мужской монастырь Джвари (Мцхета)

Джва́ри - грузинский монастырь и храм VII века, один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия. Джвари (груз. ჯვარი, досл. «крест») расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла крест святая равноапостольная Нина.

Адрес: Грузия, около Мцхеты, асфальтовая дорога от Тбилиси

Проезд: При всей своей популярности Джвари неудобен для посещения. Рейсовый транспорт сюда не ходит, трасса проходит в стороне и она скоростная. Мцхетские маршрутки проходят сильно в стороне. Приходится или брать такси, или автобусом выбраться на трассу, выходить под горой и потом лезть вверх по крутому склону. Задача для трудолюбивых и усидчивых. Что касается такси, то в Мцхете их великое множество и они будут осаждать вас со всех сторон.

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь

Дави́д Гаре́джа- комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Адрес: Гора Гареджи, Кахетия, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.

В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).

В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).

Марткопский мужской монастырь

Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония.

Сегодня Мартмкопи - действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви.

Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси - 32 километра.

Адрес: Норио, Гардабанский р-н, Грузия

Проезд: Попасть в монастырь можно через село Норио. Туда ходят маршрутки (1 лари 30 тетри) и автобусы (1 лари) от метростанции Самгори. Маршрутки ходят часто. Норио надо пройти насквозь (можно зайти в музей) до северной окраины и там пройти еще 4500 метров извилистой трассы. Часть пути от села - не очень ровный асфальт, часть - гравийка. Легковые проходят спокойно.

Шио-Мгвимский мужской монастырь

Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио).

Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

Адрес: Мцхета, Мцхета-Мтианети

Мужской монастырь Зедазени

Монастырь Зедазени расположен северо-восточнее Мцхета на склоне покрытой густым лесом горы. Начало ему было положено в VI веке деятельностью одного из 13 ассирийских отцов - Иоанна Зедазнели. По преданию это место бывшего капища было им выбрано для отшельничества и он не пожелал оставить обитаемый им малый скит даже тогда, когда его ученик Тате чуть пониже возвел «настоящий» монастырь. В «житии» святого сказано, что он пожелал, чтобы его усыпальница была на месте его деятульности, и он действительно был здесь погребен. Через некоторое время над его могилой была построена малая церковь, которуя в конце VIII века была включена в церковь св. Иоанна Крестителя, которую возвел Каталикос Клемент.

И сейчас в монастыре стоит эта церковь. Она представляет собой трехнефную базилику с двумя парами опорных колон, возведенную из колотого камня и кирпича. Восточная часть северного нефа возведена из тесанного камня с подковообразными арками - сохранилась от первоначальной церкви. Здесь же у северной стены находится могила св. Иоанна Зедазнели.

Адрес: Монастырь расположен на левом берегу Арагви (Зедазенский хребет), к северо-востоку от Мцхета.

Мужской монастырь Алаверди

Алаверди - монастырь и собор в Ахметском районе Кахетии. Монастырь Алаверди - обиходное название. Официально - монастырь св. вмч. Георгия Победоносца.

Слово «Алаверди» (ალავერდი) имеет турецко-арабское происхождение и переводится как «дарованный Богом». У слова есть еще одно значение - во время грузинского застолья тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост.

Адрес: с. Алаверди, Ахметский район, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 - от Ахметы. При этом он находится в стороне от основных трасс - в 9 километрах от трассы Телави - Ахмета.

Мужской монастырь Атенский Сион

Монастырь Атени Сиони (ატენის სიონი) построен в первой половине VII века армянским зодчим Тодосаком, по образцу Джвари (тетраконх).

Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

На храме сохранилась надпись зодчего, гласящяя: «Я, Тодосак, строитель этой святой церкви». По другим сохранившимся надписям видно что под руководством Тодосака в Атене трудились, еще несколько каменотесов-армян.

Храм несколько раз подвергался разграблению захватчиками вторгавшимися в регион. Уцелели в нем росписи 1080 года, а также видны следы пожара от нашествия шаха Аббаса I (который разжег в храме костер).

Адрес : село Атени (10-12 км к югу от Гори), Грузия

Мужской монастырь Бетания

Время основания неизвестно, однако есть сведения, что к XI в. обитель уже существовала как усыпальница княжеского рода Орбели, владевшего обширными территориями в Квемо Картли. Местное предание гласит, что первоначально ктиторы намеревались строить монастырь по другую сторону пещеры Самадло, на плоской вершине высокой горы, откуда открывался вид на все окрестности, и уже начали свозить туда камни, как к утру в недоумении обнаружили их исчезновение. Найдя свои строительные материалы глубоко внизу на дне ущелья сложенными вместе, строители решили возвести храм в указанном Богом месте. Другое предание повествует, что в древности здесь была крупная и богатая Лавра, и св. Тамара, последние годы жизни подвизавшаяся в пещерном монастыре Вардзиа, часто приезжала сюда летом для уединения и молитвы. Территория монaстыря в древности была окружена массивной стеной, остатки которой сохранились до наших дней. Среди леса на склонах горы сохранились небольшие ямы с грудой камней - остатки монашеских келий. Известно, то в средние века монастырь пришел в запустение и был усыпальницей рода Бараташвили.

Адрес: Монастырь расположен в 16 км от Тбилиси, в ущелье р. Вере ок. с. Самадло.

Мужской монастырь Сапара

Монастырь Сапара (საფარის მონასტერი), иногда так же пишется «Сафара», был основан не позднее X века; в XIII веке он принадлежал владетелям Самцхе - князьям Джакели. Здесь была одна из их резиденций а также усыпальница.

Самое раннее сооружение монастырского комплекса – это однонефная Успенская церковь X века, известная своим иконостасом, увенчанным великолепными рельефными скульптурами (в настоящее время его фрагменты хранятся в музее искусств им. Ш. Амиранашвили национального музея Грузии). Эта церковь интересна и сама по себе – возведенная из прекрасно обтесанного камня с искусно выполненным наличником окна в алтаре, с навесом и первоначальным карнизом, она впечатляет строгими пропорциями интерьера, который расчленен пилястрами и имеет с западной стороны патроник (хоры).

Адрес: Ахалцихе, Самцхе-Джавахети, Грузия

Бодбийский женский монастырь

По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель.

Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра.

Адрес: Грузия, в 2-х км. к югу от г. Сигнахи, ок. с. Кедели

Женский монастырь Ахали Шуамта

Монастырь Ахали Шуамта (ახალი შუამთა) основан в XVI веке около монастыря Старая Шуамта.

Существует легенда, что эту обитель построила кахетинская царица Тина. Когда она была ребенком, ей приснился сон, что она строит прекрасный православный храм. Тогда же она увидела незнакомую местность, где должно было возвышаться здание церкви. Спустя много лет, Тина вышла замуж за кахетинского князя Левана. Во время путешествия по просторам царства, она узнала приснившуюся ей местность и основала монастырь. Через некоторое время Тина сама приняла постриг в монастыре.

Монастырский комплекс включает защитную ограду, большой храм и колокольню.

Адрес: Грузия, Телавский р-он, монастырь Ахали Шуамта

Проезд: Монастырь обнаружить весьма просто. Прямо на телавской трассе существует указатель, от которого менее ста метров до самого монастыря. При этом ехать нужно на юго-запад от Телави, не доезжая 2 км. до Старой Шуамты.

Успенский пещерный мужской монастырь (Вардзиа)

Ва́рдзиа (груз. ვარძია) - пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.

На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

Адрес: Грузия, Аспиндзский район, с. Вардзиа

Проезд: По шоссе около 70 км к югу от Боржоми

Свято-Успенский мужской монастырь (Зарзма)

Зарзма (ზარზმა) - вообще говоря, это такой поселок в Адигенском районе, но в последнее время под Зарзмой часто понимают находящийся в поселке Преображенский монастырь. Это один из древних и оригинальных монастырей Джавахетии. Его не надо особенно искать, он хорошо виден со всех окрестностей и с трассы, что ниже поселка.

Монастырь был основан во время существования царства Тао-Кларджети (точный год не известен). Основателем был Серапион, известный как Серапион Зарзмский. Князь Георгий Чорчанели подарил монастырю землю, первый храм построил архитектор Горбнели, но она не сохранилась. Вообще, мы ничего не знаем о внешнем виде монастыря в ранние эпохи его существования. Самый старый кусок - это арка звонницы, на которой сохранилась надпись X века.

Адрес: Грузия, край Самцхе-Джавахети, Адигенский муниципалитет, с. Зарзма

Проезд: Монастырь Зарзма - последняя архитектурная древность на пути из Ахалцихе на запад (по трансаджарской дороге). За селом Зарзма начинается глухая горная трасса, которая остается глухой до самого Хуло в Аджарии. Это километров с 50. До Адигени всего 4 километра относительно сносного асфальта.

Икалтойский мужской монастырь

Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.

В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.

В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.

Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.

Свято-Никольский мужской монастырь (Кинцвиси)

Известно, что монастырь в основном построен около 1200 года, хотя небольшое строение храма Святой Марии даритуется X веком.

Основной храм - Святого Николая - построен еще при жизни царицы или же в самые последние годы её существования. Сохранились фрески того времени.

Фресок XIII века в Грузии очень мало, так что ими монастырь и знаменит.

Позже был пристроен еще один небольшой храм и западный придел. И это все, что известно об истории храма. Он находился на земле князей Цицишвили (Верхнее Сацициано), однако мы почти ничего не знаем о роли монастыря в истории рода Цицишвили.

Неизвестно, когда монастырь был заброшен.

В 1997 митрополит Иов востановил его как женский, а с 2001 его преобразовали в мужской.

Сейчас там живут 6 монахов.

Адрес : Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, Кинцвиси

Свято-Успенский мужской монастырь в Мартвили (Чкондиди)

Основание монастыря относят к концу VII века. Название происходит от мегрельского слова "чкони" (ჭყონი) - дуб. То есть, это "Большой дуб" - Чкони-Диди. Первый храм был построен именно в ту эпоху и представлял собой популярный в те годы тетраконх. Возможно, это был последний тетраконх той эпохи, построеный уже после Джвари и Атенского Сиона.

Неизвестно, на что он был похож первоначально и как перенес арабское нашествие 736 года. Основной храм монастыря был перестроен абхазским царем Георгием II (929-960). Сейчас видно, что при перестройке сохранили фундамент и пытались воспроизвести стилистику храмов типа Джвари. Жаль, что мы не знаем, как выглядел первый храм и не может понять,что оставили, а что поменяли при перестройке.

Адрес: Грузия, Самегрело и Земо-Сванетия, г.Мартвили

Проезд: Мартвильский монастырь расположен на вершине холма в пределах города Мартвили. Если вы попали в город Мартвили, то его видно из любого места. Добраться до монастыря можно по канатной дороге (в низкий сезон канатка может быть закрыта). Стоимость проезда - 0,5 лари. Вход в монастырский комплекс - свободный, можно посетить в любое время года. Из Батуми до Мартвили ездят маршрутные такси, далее можно добраться самостоятельно, с попутчиками или на такси.

Свято-Успенский мужской монастырь в Шилде (Некреси)

Монастырский комплекс Некреси - уникальное место сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно отсюда начало свое распространение по всей Грузии христианство. Во-вторых, в Некреси расположена старейшая церковь страны. И в-третьих, с вершины горы, на которой стоит монастырь, открывается потрясающий вид на Алазанскую долину.

Адрес: Грузия, Кахетия, Кварельский муниципалитет, близ с. Шилда, монастырь Некреси

Проезд: Добираться до монастыря удобнее всего на маршрутке Телави - Кварели (или наоборот). Время в пути: около 30 минут. Выходить нужно у поворота рядом с указателем на монастырь. Спустя 2 км дорога приведет к КПП. Здесь можно приобрести сувениры, свечи, еду и вино (бутылка стоит 8 GEL), набрать воды. Непосредственно к обители ведет серпантин, преодолеть который придется или самостоятельно, или на микроавтобусе: поездка туда-обратно стоит примерно 2 лари.

Введенский мужской монастырь (Питарети)

Монастырь Питарети был построен в то же время, что Цугругашени и монастырь Кватахеви, и эти храмы иногда называют храмами "кватахевского типа". Их отличие - много резьбы по камню и немного вытянутые своды. Архитекторам остался один шаг до готики, но они не успели его сделать.

Храм монастыря был построен при царе Гиорги Лаши. Позже, в XIV веке, появилась большая надпись на правой стене крыльца. Одно время было принято думать, что этот храм - постройка именно XIV века. Потом академик Чубинашвили изучил его потщательнее и пришёл к выводу, что это всё же XIII.

Долгое время монастырь принадлежал князьям Бараташвили. Каким-то образом он пережил все нашествия XVI и XVII веков и дожил до XVIII, и в седенине века его практически уничтожили дагестанцы. Монастырь закрылся, но храм остался. Пространство вокруг собора заселили осетины и до 1990-х годов храм считался Храмом Рождества Богоматери, и 21 сентября осетины устраивали тут праздники.

Потом осетины выехали во Владикавказ, но до сих пор приезжают сюда время от времени. Посёлок пришёл в упадок и исчез. Сейчас на его месте - кельи монахов.

В конце 90-х собор был освящен как Введенский и храмовым праздником стало 4 декабря. Но по сей день храмовых праздников тут как бы два - осетинский и грузинский.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, муниципалитет Тетри-Цкаро, с.Питарети

Архангельский женский монастырь (Самцериси)

Архангельский монастырь в Самцериси - один из недавно основанных монастырей Карельского района, расположенный недалеко от райцентра Карели на территории старинного замка князей Цицишвили. Важно понимать, что замок весьма старый, а монастырь - новый, и в истории не упоминался никогда. Кроме этого замка-монастыря существует ещё маленький храм VII века, который называется точно так же.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Карельский район, село Самцериси

Проезд: Монастырь сейчас хорошо видно с батумского автобана - в том месте, где он огибает село Агара. Трасса проходит в 1200 метрах от монастыря. Но чтобы попасть в него, надо выбраться из райцентра Карели по дороге на Дзамское ущелье и пройти 3200 метров до развилки: прямо дорога пойдёт в ущелье, а направо дорога по мосту переходит реку Дзаму и через 1700 метров буквально упирается в подножие монастырского холма. Самцерисский храм даже ближе - в 1300 метрах от развилки. Ориентироваться на местности легко, здесь открытая безлесная местность.

Женский монастырь святой Нины в Мцхете (Самтавро)

Первая церковь на этом месте, как считается, построена ещё в IV веке царём Мирианом III. По свидетельству Вахушти Багратиони, «Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен». Церковь Самтавро стала усыпальницей: «и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь». Благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

Храм многократно разрушали и восстанавливали. В первой половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса-патриарха Мелхиседека I храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом, аналогов которому нет в грузинском зодчестве. Украсили также храмовый интерьер.

Адрес: Davit Aghmashenebelis qucha, Мцхета 383400, Грузия

Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори)

В не очень известное время на этой горе была построена крепость, которая прикрывала Тбилиси со стороны юга.

В начале XVII века во время нашествия шаха Аббаса крпость была разрушена. Царь Ростом восстановил её.

В тяжлые дни XVIII века крепость несколько раз занимали то турки то персы, и только в 1748 году царь Ираклий II отвоевал ее обратно.

Адрес : Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия

Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе.

Успенский женский монастырь (Дирби)

Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, село Дирби

Проезд: Современный батумский автобан пересекает реку Проне восточнее Руиси. Здесь у моста нужно свернуть на север к селу Брети, где находится монастырь Пироса Бретского. Если проехать еще 3 километра за Брети, то слева будет видна зеленая низина реки Проне, а за ней на краю плато - село Дирби. Монастырь расположен прямо на скате. Часть построек монастыря находится на горе, а Успенский храм - под горой. С юга к монастырю ведет очень плохая гравийка. Удобнее заезжать с севера, со стороны дороги на Двани.

Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви)

По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем.

Адрес: Gomi-Sachkhere-Chiatura-Zestaponi, Tsopa, Грузия

Проезд: Монастырь легко найти - он находится сразу за выездом из Чиатуры на Сачхере.

Пещерный мужской монастырь Ванис-Квабеби

В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186 - 1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован - в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал.

Адрес: Khertvisi-Vardzia-Mirashkhani, Грузия

Проезд: Ванис-Квабеби находится на восточном берегу реки Куры, между замком Тмогви и монастырем Вардзия, ближе к Тмогви. Если вы едете со стороны Хертвиси на Вардзию, то вам надо проехать село Нокалакеви, увидеть справа на скалах Тмогви, и дальше примерно через километр будет поворот влево вверх и маркер. Подъем к монастырю бетонный и очень крутой, но машины одолевают.

Важный нюанс. Монастырь смотрит фасадом на запад, поэтому утром он в тени, а вечером на солнце. Так что если тратить день на изучение окрестностей, то надо утро потратить на Вардзию, а вечер - на Ванис-Квабеби.

Монастырь Джумати (ჯუმათი) - монастырь Архангелов Михаила и Гавриила - небольшой монастырь на одной из вершин Чохотаурского хребта, немного севернее города Озургети. Относится к Шемокмедской епархии, некогда был центром православной жизни западной Грузии.

Адрес: Georgia, Guria, Lanchkhuti, ს.ძირიჯუმათი

Проезд: Добраться до монастыря достаточно сложно. Сначала надо попасть в село Джумати. Туда ходит маршрутка из Озургети, но ходит раз в день (13:30), и запросто может внезапно отмениться. В селе кое-где есть указатели на монастырь, так что можно примерно сориентироваться в направлении. Но от села придётся идти 3 или 4 километра вверх по серпантину. Спуск от монастыря до трассы Озургети-Ланчхути занимает часа полтора, а подъём, соответственно, два часа и больше.

Монастырь Самеба (ხაშმის წმ. სამების მონასტერი), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или монастырь Кацарети - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века.

Адрес: Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, Хашмийская Самеба

Проезд: Сначала надо попасть в село Хашми - туда ходят маршрутки. От северной окраины села начинается грунтовка, по которой надо пройти пешком 6 километров. Два километра дорога идёт по долине реки Иори, петляя среди кустов, потом начинает подниматься на горку. Следующие 4 километра - пологий спуск через лес. Дорога на этом участке ужасающа. Лесовозы продавили в ней глубокую колею, так что если вы решили прорываться на колёсах, то выбирайте сухую погоду.

Монастырь Хирса (монастырь святого Стефана, Степан-цминда) - мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI веке.

Монастырь был основан в VI веке одним из ассирииских отцов Стефаном Хирским.

Монастырский храм много раз перестраивался.

Значительная часть церкви сегодня всё ещё находится под землёй - там ещё не проводились археологические раскопки.

Адрес: Тибаани, Кахетия, Грузия