Финские дороги зимой. Как чистят дороги в финляндии Зимние дороги в финляндии

Как идет борьба со стихией в других странах. Это что-то невероятное!

Вконтакте

Однокласники

Финляндия

Автомобильными дорогами Финляндии занимается Управление дорог (фин. Tiehallinto) - ведомство, подчинённое министерству транспорта и связи. За сутки до предстоящего снегопада чиновники Управления собирают совещание и анализируют свои резервы.

Дорожная сеть разделена на пять классов зимнего содержания, для каждого из них установлены свои стандарты качества производства работ по ликвидации скользкости, высоте снежного покрова и равномерности слоя наледи.

Высший приоритет отдан наиболее загруженным магистралям и улицам. К началу рабочего дня уровень снега не должен превышать двух (!) сантиметров.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается.

Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него.Все центральные улицы Хельсинки с подогревом, система парковок отлажена. Но главное - это информирование и точный
расчет.

Хельсинки после снегопада:



Соль применяется в основном на 6 000 – 7 000 км (общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 78 000 км). В зонах близкого залегания грунтовых вод применяется замена хлористого натрия на биоразлагаемый противогололедный материал.

Одно из инновационных решений в уборке дорог от снега - применение снегоуборочных машин с двумя боковыми отвалами, что позволяет очистить от снега проезжую часть двухполосной дороги одной машиной, тогда как раньше для этого требовалось две машины.



С помощью современной техники финны чистят дороги со скоростью в 80-90 километров в час.За такими машинами крайне тщательно: хранят в отапливаемом ангаре, там же меняют оборудование и проводят техобслуживание. А ремонт - только на дилерской станции: дорого, зато и служат машины по два десятка лет.

Швеция

Ежегодно на содержание дорог из бюджета выделяется 200 миллионов евро.

В масштабе всей страны зимнее содержание дорог составляет 65% годового бюджета. И это довольно много.В зимний период на дорожных работах задействованы 2 600 снегоочистителей, 900 солеразбрасывателей, 1000 пескоразбрасывателей, 10 роторных снегоочистителей, а также грейдеры, автопогрузчики и сельско-хозяйственные тракторы.



В 2004 году в Швеции внедрили новый способ борьбы со снегом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа.Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах.

Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей.Вся территория Швеции опутана сетью метеостанций (сегодня это 770 станций), предоставляющих информацию о погодных условиях на дорогах.

На основе этих данных составляются карты - прогноз состояния дорог.

США и Канада

В Северной Америке уделяют большое значение системам оповещения.

В Штатах работает Система Clarrice объединяет данные со всех федеральных трасс, собранные от более чем 50000 отдельных датчиков на 2200 метеостанциях в 38 штатах. Система передает операторам информацию о погодных условиях на различных участках дороги, чтобы были приняты оперативные меры.

Вторым элементом является система поддержки принятия решений (MDSS). Она призвана помогать менеджерам по обслуживанию дорог в принятии своевременных решений, адекватных сложившимся дорожным условиям.

Исходными для нее как раз и служат данные, собранные системой Clarrice.Третий инновационный элемент информационной системы - это оперативное информирование водителей о дорожной обстановке, погодных условиях и возможных альтернативных маршрутах движения.

Американцы и канадцы используют один из самых эффективных способов уборки снега. Автомобиль со специальным прицепом и ковшом впереди едет по дороге, когда он разгоняется – его прицеп поворачивается поперек и таким образом очищается проезжая часть.



Для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше.

Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.

Снегопад в Канаде:


Япония

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь.В местах с горячими источниками в дороге встроены поливалки и вода постоянно льется во время снега, из-за чего он тает.

В тех районах, где такие методы малоэффективны – используют другой подход.Сначала в снежную толщь въезжает специальная машина с буром, которая пробивает дорогу для остальной техники.

За ней тут же следуют экскаваторы и снегосгребающая техника Снег с дороги засыпается на склоны и отвесно выравнивается ковшем экскаватора.

В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше.При этом дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег.

Финские дорожные строители достигли высот в нелегком деле создания качественных дорожных покрытий. С точки зрения водителей многих стран финские дороги почти идеальны. Но все равно – езда по этим дорогам в зимний период требует определенного мастерства.

Финляндия находится в той части суши, где больше полугода происходит столкновение теплых воздушных масс из Атлантики и ледяных ветров Севера. Даже в разгар зимы может неожиданно начаться оттепель, которая сменится так же быстро снегопадом и морозами.

Здесь постоянно встречаются природные явления, потенциально опасные для автомобильного движения. Поэтому финская национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог, предупреждению водителей об опасности и разрабатывает правила пользования транспортными средствами в тех или иных условиях.

Эта коварная температура

Часто на обочинах финских дорог можно увидеть специальные термометры. Они показывают температуру воздуха (ilma ) и дорожного покрытия (tie ). Финские водители, увидев, что температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше сами снижают скорость - они знают, что в этих условиях возможно образование на дороге «черного льда».

Так называют тонкую ледяную корку на дорожном покрытии, которую образ ует влага, которая конденсируется на холодной дороге. Этот лед практически незаметен на дороге - и дорогу мокрую от заледеневшей отличить очень трудно. Машина, попав на полосу «черного льда» мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

Другим опасным явлением зимой следует назвать ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха остывают до температуры ниже нуля, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой капли мгновенно замерзают, образуя тоненькую ледяную корочку. Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и деревьев и изменившийся стук капель по ветровому стеклу - он становится жестким.

Ради безопасности

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега и обрабатывают солью в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки. Дороги высшей категории чаще всего всю зиму стоят без снега, а вот второстепенные и проселочные дороги к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой.

Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Так же крошкой посыпают самые сложные участки - въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки в общем те места, где происходит изменение скорости движения и обязательные перестроения машин.

Следует помнить, что какой бы не была дорога, но все равно за безопастность в Финляндии отвечает водитель. В случае аварии сложные дорожные условия могут быть сопутствующим фактором, но не причиной аварии. Ведь сказано в правилах, что водитель должен выбирать скорость движения соразмерно дорожным условиям. Именно поэтому следует следить и за техническим состоянием своего автомобиля - в частности за его шинами.

Время зимних шин

По распоряжению Финской дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, в Финляндии необходимо использовать зимние, желательно шипованные, шины. Шипованные шины рекомендуется в этот период использовать всем неопытным водителям. В остальное время применение зимних шин с шипами разрешается с 1 ноября по 31 марта, а при наличии соответствующих погодных условий и дольше.

К тому же шипованные шины наиболее эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. А вот на асфальте польза от шипов снижается. Поэтому финские шинники предлагают водителям новое поколение так называемых фрикционных шин. Эти шины не шипуются, а обладают специальным резиновым покрытием, которое может менять свои свойства в зависимости от температурных условий, и обладает повышенным коэффициентом трения, в том числе и по отношению ко льду.

Например, финская Hakkapeliitta R уступает шипованным шинам на голом льду, зато выигрывает на асфальте, покрытом кашей из снега, соли и воды. Большой плюс - ее можно использовать и в Финляндии, где зимой желательно ездить на шипах, и в Германии, где шипы запрещены. Финские шинники гордятся тем, что новая шина имеет сниженное сопротивление качению, при сохранении тормозных характеристик.

Однако фрикционные свойства покрышки ухудшаются по мере ее износа, поэтому покупая покрышки еще раз поинтересуйтесь, какая высота протектора считается для шины критической, что бы ее использовать в качестве зимней резины.

О погоде на дороге, о дорожных работах и о многих важных вещах можно узнать на сайте Финской дорожной Администрации.

На сайте по-фински, по-английски и частично по-русски вы можете получить оперативную сводку погоды и даже самим увидеть дороги Финляндии с помощью сети дорожных видеокамер. А что касается правил Дорожного движения, то рекомендуем посетить сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии.

Если надо оказать в экстренных случаях первую медицинскую помощь вызывайте Службу спасения по телефону 112. Английский - рабочий язык этой службы. Если произошла авария и нет жертв то обращайтесь в местную полицию по телефону 118.

Счастливого вам пути!

Особая благодарность за консультации - Финской дорожной администрации и г-ну Паули Хайми.

Текст: Константин Ранкс

Зимние ограничения скорости

Зимой в Финляндии действуют особые ограничения. Максимально допустимая скорость на трассе - 80км/ч, на скоростной магистрали - 100 км/ч.

По оценкам агентства по транспоту Финляндии, зимние ограничения ежегодно спасают 14 жизней.

С финскими правилами дорожного движения можно ознакомиться на русском языке на финской "Организации по просвещению в области безопасности дорожного движения "Лиикеннетурва".

Следите за термометрами

Погода в Финляндии любит «баловать» водителей неприятными сюрпризами. Поэтому национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог и предупреждению водителей.

На обочинах устанавливают термометры, которые показывают температуру воздуха (ilma) и дорожного покрытия (tie). Если температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше, водители сами снижают скорость: они знают, что в этих условиях возможно образование «черного льда» - тонкой корки, в которую превращается влага, конденсируясь на холодной дороге.

Этот лед практически незаметен, и мокрую дорогу трудно отличить от заледеневшей. Машина, попав на полосу «черного льда», мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

О температуре воздуха (ilma) и дороги (tie), а также о трафике можно узнать on-line, на сайте дорожного ведомства alk.tiehallinto.fi (изображения со 146 видеокамер, установленных на дорогах Финляндии).

Другое опасное явление - ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха, остывают до минусовой температуры, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой они мгновенно превращаются в ледяную корку.

Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и изменившийся стук капель по ветровому стеклу — он становится жестким.

ПАМЯТКА финских властей о Правилах дорожного движения на русском языке

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки, которые к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой. Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Также крошкой посыпают самые сложные участки — въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки - в общем, те места, где машины перестраиваются и меняют скорость.

Шипы

По распоряжению дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, ездить по Финляндии надо на зимних, желательно шипованных, шинах. Шипованные шины эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. Применение фрикционной резины ("липучки") или всесезонной допускается, но финны предпочитают использовать зимой именно шипованную резину, так как считают ее самой надежной.

Зимние шины (или шины, предназначенные для круглогодичного пользования, без шипов). Обязательное применение с 1.12. по 29.02. Применение зимних шин без шипов допускается круглый год. Глубина узора не менее 3 мм. Это касается всех зарегистрированных за границей легковых а/машин и пикапов общей массой не более 3500 кг.

Применение шипов допускается только в период времени с 1.11. по 31.03 или до второго понедельника после Пасхи, если этот понедельник не приходится на число более раннее, чем 31 марта. Исключение составляют случаи, когда применение зимней и/или шипованой резины обусловлено погодными условиями. За несоблюдение правила забывчивый водитель может поплатиться штрафом, весьма высоким .

Летние шины
Применение допускается с 01.03. по 30.11. Глубина узора не менее 1,6 мм. Иногда на границе финны меряют протектор, и из-за сезонного несоответствия шин вас могут просто не пустить в страну.

Стиль вождения

Финский стиль вождения удивляет россиян своей размеренностью. И он дает результат: смертность на дорогах Финляндии в три раза ниже, чем в России.

В Финляндии существуют специальные курсы, на которых водители изучают особенности зимнего вождения. Вкратце они сводятся к известным правилам:
всегда старайтесь предусмотреть развитие ситуации;
сбавляйте скорость до въезда в поворот;
не предпринимайте резких движений рулём, газом, тормозом; не совершайте непродуманных обгонов.

Зимой следует особое внимание уделять снегоуборочным работам. Снегоуборочные машины загораживают большую часть проезжей части, и обгон такой машины на обычной дороге часто заканчивается столкновением с встречной машиной. Иногда есть смысл подождать, когда снегоуборщик зайдет в «карман» на автобусной станции и пропустит «хвост» машин.

Помните, что аварийный сигнал в машине установлен не только для того, что бы обозначить остановку в неположенном месте или после столкновения. В случае, если вы чувствуете себя неуверенно, если возможна потеря управления, в любой неопределенной ситуации включайте «аварийку», демонстрируя окружающим, что с вами не все в порядке.

Необходимо следить и за состоянием машины - в частности «дворники» должны быть исправны и очищены от ледяных наростов, в резервуар для поливки ветрового стекла должна быть залита незамерзающая жидкость.

Сайт Финской дорожной администрации www.tiehallinto.fi

Сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии www.liikenneturva.fi (есть страницы на русском языке).

Номер дежурного дорожной службы Финляндии 0200 2100 (английский язык).

В случае ДТП вызывайте службу спасения по телефону 112 (английский язык).


февраль 2012


Мы с мужем подготовили небольшую заметку о дорогах в Финляндии, так как сами очень любим путешествовать на автомобиле. Даня (мой муж) в Финляндии был около 10 раз. Чаще всего - на машине. В этой нашей совместной записи Даня рассказывает о дорогах Финляндии (кратко и сухо, как настоящий мужчина), дает полезные советы бывшим и будущим путешественникам, говорит о парковках и элементарных правилах... в общем, делится опытом. А я немножко добавляю женских мыслей:)

Использование ближнего света, противотуманок

Ближний свет на автомобиле должен быть включен во время движения всегда.

Противотуманки разрешается использовать только, когда они действительно необходимы (в тумат, снег).

Анти-радары

Запрещены как класс, в случае обнаружения при проходе через границу большой шанс эту самую границу не перейти.

Скоростной режим

Стандартный скоростной режим - населенный пункт 50 км/ч, вне населенного пункта 80 км/ч. Знаки с указанием разрешенной скорости стоят часто, очень часто.

Контроль скорости на дорогах

Во многих местах установлены камеры фиксирующие скорость и делающие фотографию машины в случае нарушения. О них честно предупреждают знаки, висящие за 200-300 метров до места установки камеры. Но так же висят и совершенно незаметные и неафишированные камеры. Если вы увидите вспышку, это почти 100% значит, что вы что-то нарушили.

Меняющиеся знаки скорости в зависимости от условий

В зависимости от дорожных условий скорость может быть автоматически ограничена. На крупных автострадах знаки, ограничивающие скорост,ь - электронные и могут менять свои цифры.

Парковка на трассе

Парковка на обочине не разрешается - специальные паркинги сделаны по всей трассе примерно через десятки километров.

Парковатся вне населенных пунктов на дороге со знаком "главная дорога" - запрещено, для парковки есть специально предназначенные для этого места, обозначенные буквой P. Это может быть просто уширение проезжей части, а может быть отходящая в сторону от главной дороги дорога с площадкой в конце, туалетами, беседками, скамейками, информацией о регионе.

Дороги зимой

Дороги более скольские, но более чистые. По ощущениям дорожное покрытие более скользкое, особенно в городе. Соли на дорогах нет, они посыпаны гранитной крошкой. Зато омывайкой пользовались раза 2 за всю дорогу. После возвращения на территорию России бачок омывателя кончился на 100 километрах.

Пешеходы

Пешеходы - это святое! Могут и не смотреть когда переходят дорогу. В Финляндии нет переходов на дорогах со скоростью движения более 60. Пешеходов то ли очень любят, то ли очень боятся. Нам не встретилось ни одного пешеходного перехода на трассе, где разрешенная скорость движения была больше 60 км/ч. Если все же необходим переход через шоссе, то за несколько сот метров от него ставится знак, ограничивающий скорость до 60. Вне населенных пунктов очень часто встречаются переходы с островком посередине, и, когда темно, этот островок подсвечивается.

Круговое движение

Много перекрестков равнозначных дорог организованы в виде кругового движения. Это довольно удобно. Главный тот, кто уже на круге, а не тот, кто на него въезжает.

Левая полоса

Никто не едет по левой полосе - она только для обгона.

При движении на дорогах с двумя полосами в одну сторону (честно говоря, не встречали дорог с тремя полосами) левая полоса всегда свободна, по ней никто не едет, она только для обгона. Обогнал и назад в правую полосу.

Поворотники придумали трусы?

Все и всегда пользуются поворотником. К сожалению в Росии пользоваться им становится уже почти неприличным. Единственная машина не показавшая сигнал поворота за все наше путешествие имела номер региона 177 rus:)

Быстро меняющиеся сигналы светофора в городе

Сигналы светофора меняются непривычно быстро (особенно в городах). Желтого сигнала почти не видно, а зеленый не мигает.

Сфетофор со стрелкой - это отдельный сфетофор

На нашем пути не было встречено так называемыех светофоров со стрелками. Стрелка - это отдельный полноценный сфетофор со своим красным, желтым и даже зеленым цветом.

О парковке

Нельзя вставать во дворах - штраф 40 евро.

Двор дома считается частной территорией и въезд в него украшают таблички с предупреждением о том что парковка во дворе может закончится штрафом в 40 евро.

За 600 км движения по Финляндии нами была встречена только одна полицейская машина, и та в ночи, правда безбожно нарушавшая скоростные ограничения:)

Нарушают все километров на 10.

Конечно, никто не соблюдает скоростной режим буквально, скорость нарушают почти все километров на 5-10.

Еще из наблюдений - чем страна удаленнее от России, тем меньше на дорогах встречаются условые поршикайены. За мои примерно 10 раз пребывания на территории Финляндии я встретил только 1 кайен и 2 ауди ку7 с финскими номерами. В Эстонии это количество уже на несколько порядков больше. А теперь выглянем в окно...

Вообще сородичи Йелопукки ездят не на новинках авторынка. Старых машин очень много, но все они в очень хорошем состоянии. На одной из парковок рядом с нами стоял Opel Kadett, машина окончательно снята с производства в 1991 году, то есть сейчас ему минимум 21 год. Основная проблема этих машин - ржавеющие задние арки, в этом легко убедится встретив такой экземпляр на наших дорогах - либо в этом месте будет куча следов сварки, либо куча ржавчины. У финского кадета все было родное, по ощущениям по-крайней мере.

А теперь я отняла у Дани компьютер и хочу сказать пару слов, как штурман.

Карты и навигатор

На самом деле настоящим штурманом у нас в машине работает навигатор Том-Том. Он знает все дороги (даже проселочные) в Финляндии и отменно нас везде возит. Поэтому, собираясь в дорогу, советую обзавестись навигатором и забить в него места интереса. Мы зовем наш навигатор Наташей (он с женским голосом), любовно его не слушаемся, если лучше знаем, куда нам надо... и берем с собой на пешеходные прогулки по городу! Очень удобно. Конечно, с нами всегда еще бумажная автомобильная карта Финляндии (купили как-то на Несте) и карты региона и города, куда мы едем. Первым делом попав в новое место, мы идем в tourist information - набираем карт и буклетов по интересным местам. Иногда карты можно найти и на парковке.

Знаки мест интереса

Вся Финляндия полна знаков. Но не знаков дорожного движения, а информационных знаков - где что интересненькое есть.

Белый вензель на коричневом фоне с названием достопримечательности и сколько километров до места. Эх, были бы еще путеводители, где все эти места расписаны.

Удачи на дорогах!

poppismic
24/02/2012 02:57



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».